Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Характеристика и экономический анализ железнодорожных перевозок в России.

Основной способ передвижения в Российской Федерации – железнодорожный. Железнодорожному транспорту принадлежит главная роль в системе путей сообщения России, он больше всего приспособлен к массовым перевозкам. Железнодорожный транспорт делится на:- транспорт общего пользования – транспорт, который осуществляет перевозки грузов и пассажиров, вне зависимости от того, кем они были предъявлены.- магистральный, или внешний транспорт осуществляет перевозки между потребителями и производителями продукции, а также перевозит пассажиров.- ведомственный транспорт – транспорт, который выполняет перевозки своего ведомства или предприятия.- внутрихозяйственный транспорт, транспорт который удовлетворяет технологические нужды производства в пределах отдельно взятых предприятий.

На его долю приходится более 80% грузовых и около 40 % пассажирских перевозок. Железнодорожная дорога, будучи основой транспортной системы Российской Федерации, имеет очень важное социальное, экономическое, государственное и оборонное значение. Ежегодно железнодорожным транспортом перевозится примерно 1,2 млрд тонн грузов. Доля железных дорог в общем грузообороте составляет 84,8% (не учитывая трубопроводы). Для большинства крупных российских компаний это вообще единственный способ перевозки: с его помощью транспортируется около 70–90% массовых грузов (уголь, руда, металлы). Железные дороги имеют различные инженерные сооружения, технические устройства и основные средства: подвижной состав (локомотивы и вагоны), железнодорожные пути, локомотивное и вагонное хозяйства, железнодорожные станции и узлы, сооружения и устройства сигнализации, связи, электро- и водоснабжения.



Безаварийная и бесперебойная работа многофункционального хозяйства железнодорожного транспорта требует слаженного функционирования всех его составных компонентов. Для обеспечения рентабельности и конкурентоспособности железных дорог на рынке транспортных услуг требуется постоянно вносить структурные изменения в систему управления, совершенствовать технологию перевозочного процесса применительно к современным условиям рыночной экономики.

Железнодорожный транспорт в значительной мере способствует освоению новых районов и их природных богатств, укреплению культурных связей между народами. Благодаря единой железнодорожной сети стран СНГ и Балтии сохранились экономические связи между ними. Заказы на изготовление железнодорожной техники на российских предприятиях способствуют развитию отечественной промышленности и увеличению числа рабочих мест.

Все виды транспорта, взаимодействуя между собой, дополняя друг друга, и составляют единую транспортную систему страны. Для оценки перевозочной работы используется ряд показателей.

В качестве основного показателя принят объем грузовых перевозок, т, характеризующий отправление грузов (обычно за год). Этот показатель обеспечивает лучшую сбалансированность планов производства и перевозок благодаря единым единицам измерения (тонны) по сравнению с другим показателем – грузооборотом.

Грузооборот, тоннокилометры (т∙км), представляет собой сумму произведений массы перевезенных грузов на расстояние (дальность)/перевозки. Для уменьшения транспортных расходов и ускорения доставки грузов задания по грузообороту должны выполняться за счёт увеличения количества перевезенного груза, а не дальности перевозок. Грузооборот является обобщающим показателем, используемым для определения потребности в подвижном составе, ремонтной базе, затратах труда, топлива, электроэнергии и т.д. Данные о перевозке грузов и грузообороте железнодорожного транспорта в России за последние годы приведены в таблице 6[3].Также данные о грузообороте и объеме погрузок в течение последних 20 лет представлены на рисунке 1[4].

Таблица 6 - Перевозка грузов и грузооборот железнодорожного транспорта в России

 
Перевезено грузов – всего, млн.т
из них:            
в контейнерах 10,7 17,4 20,2 16,6 23,0 26,7
пакетами 27,5 12,2 15,9 13,7 14,7 19,4
Грузооборот, млрд, т∙км
удельный вес в общем грузообороте, процентов:            
электрической тяги 79,0 84,7 85,5 86,7 86,3 86,1
тепловозной тяги 21,0 15,3 14,5 13,3 13,7 13,9

Согласно данным таблицы видим, что объем грузовых перевозок незначительно, но стабильно повышается. Это означает, что железнодорожный транспорт занимает устойчивую позицию, составляет определенный сектор в сфере грузоперевозок.

Важным показателем работы железных дорог является грузонапряженность, характеризуемая средним числом тоннокилометров или приведенных тоннокилометров, приходящихся на 1 км эксплуатационной длины. Российские железные дороги – одна из самых грузонапряженных транспортных систем мира, она опережает по этому показателю США в 1,7 раза, Европейский союз – в 17 раз. Погрузка на сети РЖД за 9 месяцев 2012 г., выросла на 3,4% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составила 953,1 млн т., а грузооборот тот же временной период составил 1трлн 658,1 млрд т∙км, т.е. это на 5,4% больше, чем в аналогичный период прошлого года.

 

Рисунок 1 – Грузооборот и объемы погрузки на железной дороге

Эксплуатационная длина – протяженность железнодорожных линий между станциями без учета таких путей, как второй главный, станционный и др. Эксплуатационная длина железнодорожных путей в Российской Федерации составляет 85554 тыс.км, а густота железнодорожных путей общего пользования – 50 км на 1000 км2. С более подробными данными об эксплуатационной длине и густоте железнодорожных путей общего пользования по субъектам Российской Федерации можно ознакомиться в приложении 6.Согласно этим данным, видим, что наибольшая эксплуатационная длина и густота железнодорожных путей в Центральном федеральном округе, т.к. именно там находится экономический центр страны.

Наиболее важным качественным показателем на железнодорожном транспорте, отражающим работу всех основных дорожных служб является оборот вагона. Оборот вагон – промежуток времени от начала погрузки вагона до начала его следующей погрузки.

Также к важным показателям относится и количество перевезенных пассажиров и пассажирооборот (обычно за год).

Пассажирооборот, пассажирокилометры (пасс.-км), представляет собой сумму произведений числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки. Подробная информация о пассажирообороте по видам транспорта общего пользования представлена в таблице 7[5].

Таблица 7 - Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования

Транспорт–всего в том числе: 494,4 464,5 466,9 465,5 475,5 429,6
железнодорожный 167,1 172,2 177,8 174,1 175,9 151,5
автобусный 171,9 133,5 126,4 118,1 115,4 106,9
таксомоторный 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
трамвайный 25,1 13,5 11,1 8,7 8,2 7,1
троллейбусный 28,1 15,0 12,4 9,8 9,0 7,9
метрополитен 46,9 43,4 44,2 42,6 43,4 42,7
морской 0,1 0,09 0,06 0,07 0,07 0,06
внутренний водный 1,0 0,9 0,9 1,0 0,8 0,8
воздушный 54,0 85,8 93,9 111,0 122,6 112,5

Данные таблицы наглядно иллюстрируют, что железнодорожный транспорт чаще остальных выбирается пассажирами для передвижения. Основную конкуренцию железнодорожному транспорту составляют воздушный и автомобильный транспорт. Но безопасность вышеперечисленных видов транспорта гораздо ниже железнодорожного.

Проанализированные экономические показатели взаимосвязаны между собой: с ростом объема произведенной деятельности снижается себестоимость, возрастают прибыль и рентабельность перевозок.

С развитием железнодорожного транспорта улучшаются показатели российской экономики. От уровня его деятельности, своевременности доставки людей и грузов к месту назначения во многом зависела и зависит интенсивность функционирования всей экономической системы, устойчивость темпов экономического роста, уровень сбалансированности всего производственного процесса. Для более подробного изучения особенностей железнодорожного транспорта нужно обратить внимание на железнодорожные перевозки: их направление и сущность.

2.1






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.