Правовая охрана и защита лесов Лесной кодекс различает охрану и защиту.
Леса подлежат охране от пожара, от загрязнения, в том числе радиоактивными веществами и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Невыполнение гражданами, юридическими лицами осуществляющими использование лесов лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесных участков, договора купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного бессрочного пользования или права безвозмездного срочного пользования. Охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с федеральным законом 1994 года о пожарной безопасности. Мероприятия:
1. Противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов и вертолетов используемых в целях проведения авиационных, противопожарных мероприятий. Прокладка просек, противопожарных разрывов
2. Мониторинг пожарной опасности в лесах
3. Разработка планов тушения лесных пожаров, тушение лесных пожаров
4. Иные меры
Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов, растений, животных способных при определенных условиях нанести вред и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов производство их локализаций и ликвидаций. Нормативная база – ФЗ о карантине растений 2000 года.
Санитарная безопасность в лесах сохраняется:
1. Лесозащитная районирования
2. Лесопатологическое обследование и мониторинг
3. Авиационные работы, иноземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов
4. Санитарно-оздоровительные мероприятия
a. Отчистка лесов от захламления
b. Вырубка поврежденных лесных насаждений
Новый ЛК РФ вводит понятие воспроизводства лесов и лесоразведение. – смотреть самостоятельно.
Охрана объектов животного мира
Мерориятия:
1. Занесение редких и находящихся под угрозой исчезновения в Красную Книгу РФ и субъектов РФ
2. Запрет на строительство промышленных объектов на путях постоянной миграции объектов животного мира
3. Создание особо охраняемых территорий таким как заповедники и заказники
Правовая охрана атмосферного воздуха
Атмосферный воздух – это смесь газов находящихся за пределом жилых, производственных и иных помещений
Меры по охране атмосферного воздуха осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами в целях улучшения качества атмосферного овздуха и предотвращения вредного негативного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду.
Требования которые содержатся в законе направлены:
1. На ликвидацию загрязнения и предотвращения этого процесса, предотвращение физических воздействий, таких как шум, вибрация, радиационное, магнитное и иное излучение.
2. Соблюдение и установление предельно допустимых концентраций вредных веществ, а также предельно допустимые выбросы и предельно допустимые уровни.
3. Строительство, эксплуатация очистных сооружений
4. Контроль за источниками неблагоприятного воздействия. За подвижными – органы технического осмотра, а за стационарными РОСТЕХНАДЗОР.
Управление в сфере охраны окружающей среды и природопользования
Общая характеристика управления в сфере природопользования
Управление – это вид исполнительно-распорядительной деятельности, осуществляемый на разных уровнях (государственный, общественный, муниципальный, производственный) с целью обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды
Система и структура федеральных органов исполнительной власти осуществляемых экологическое управление
Указ Президента от 12 мая 2008 года
1. Министерство природных ресурсов и экологии
В его ведении находятся:
a. Федеральная служба по гидрометеологии и мониторингу окружающей среды (РОСГИДРОМЕТ)
b. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (РОСПРИРОДНАДЗОР)
c. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (РОСТЕХНАДЗОР)
d. Федеральное агентство по недропользованию
e. Федеральное агентство водных ресурсов
2. Министерство сельского хозяйства
В ведении которого находятся:
a. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
b. Федеральное агентство лесного хозяйства
c. Федеральное агентство по рыболовству
3. Министерство экономического развития
a. Федеральное агентство геодезии и картографии
b. Ранее было федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, однако с 25 декабря 2008 года появляется новый орган – Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии
Полномочия субъектов РФ
В сфере экологии субъектам отведены следующие полномочия:
1. Организация и осуществление региональных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности
2. Создание и обеспечение охраны государственных природных заповедников, памятников природы, природных парков, дендрологических парков и ботанических садов регионального значения. Ведение Красной Книги субъекта РФ
3. Планирование использования земель сельскохозяйственного назначения, перевод этих земель из одной категории в другую
4. Мониторинг водных объектов
5. Осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды на объекты хозяйственной и иной деятельности
6. Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставлении в пользование участков недр
7. Организация обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных, малочисленных народов.
Нормирование
Экологическое нормирование – это деятельность специально уполномоченных органов управления в экологической среде по разработке, утверждению, нормативов качества окружающей среды, допустимого воздействия на окружающую среду, лимитов на природопользование и образования отходов производства и потребления.
Виды экологических нормативов:
1. Лимиты природопользования
Это нормативы, содержащие показатели по виду, количеству изымаемых из окружающей среды природных ресурсов. Устанавливается в отношении любого природного ресурса за исключением атмосферного воздуха.
2. Лимиты размещения отходов.
Это нормативы, содержащие показатели по виду, количеству тех веществ , которые образуют эти отходы.
3. Предельно допустимые концентрации.
Это нормативы качества окружающей среды, которые содержат показатели по виду, количеству, объему веществ, содержащихся в различных средах (почве, воздухе, воде), концентрация которых является безопасной для жизни, здоровья людей и животных, а также растительного мира.
4. Нормативы предельно допустимого воздействия на окружающую среду (предельно допустимые выбросы, предельно допустимые сбросы, предельно допустимый уровень) – это показатели, которые устанавливаются на уровне химических веществ, микроорганизмов, бактерий, а также физических воздействий (шум, вибрация, радиация) безопасных для жизни и здоровья человека, окружающей среды с учетом экологических мощностей объекта воздействия, количества источников воздействия, отдельно и в их совокупности.
Правила установления нормативов, а именно проектную документацию разрабатывает сам владелец источника повышенной опасности, то есть сама организация. При разработке необходимо руководствоваться методическими указаниями и справочниками. Данную документацию необходимо согласовывать с территориальными органами министерства природных ресурсов и экологии по каждому виду загрязняющих веществ. Однако если предприятие не имеет возможности соблюдать предельно допустимые нормативы воздействия, то для них могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы. При этом предприятие обязано разработать программу природоохранных мероприятий
Лицензирование
Виды лицензий в экологическом праве:
1. По объекту
a. Лицензия на природопользование. Определяет права и обязанности природопользователя при эксплуатации природных ресурсов, изъятии их из природной среды, необходимые условия этой деятельности, ограничения и параметры использования природных ресурсов.
b. Лицензии на осуществление отдельных видов деятельности связанных самим фактом существования природных ресурсов. Пример: морская разведка минеральных и живых ресурсов континентального шельфа.
c. Лицензия на оказание негативного воздействия на окружающую среду и её компоненты. Например, размещение отходов производства и потребления
Есть специальный закон об отходах производства и потребления.
2. В зависимости от названия документа
a. Лицензия
b. Разрешение
c. Путевка
3. Лицензии не являющиеся чисто экологическими, так как в соответствии с принятием закона о лицензировании отдельных видов деятельности некоторые виды могут носить характер экологизированных. Пример, лицензия на эксплуатацию химически опасных производственных объектов, уничтожение химического оружия
Экологическая паспортизация
Виды:
1. Экологический паспорт предприятия – это специальный обязательный документ, в котором содержаться систематизированные сведения о природных объектах, находящихся в собственности, пользовании предприятия, об их состоянии, видах воздействия и оказываемых в ходе хозяйственной и иной деятельности мерах по защите окружающей среды. Экологический паспорт разрабатывается предприятием за счет собственных средств, утверждается руководителем, по согласованию с территориальным органом охраны окружающей среды. Уточнение и дополнение, но не реже 1 раза в год
2. Радиационно-гигиенический паспорт организаций и территорий. Включает сведения об оценке радиационной безопасности населения, либо персонала, информацию о территориях и группах риска населения. Радиационно-гигиенический паспорт ведется руководством в отношении организации или органом исполнительной власти если паспорт территории.
3. Паспортизация опасных отходов. Индивидуальные предприниматели и юридические лица осуществляющие деятельность в области отношений с отходами, обязаны предоставить распоряжение министерства природных ресурсов и его территориальных органов, данные необходимые для паспортизации отходов. Обязаны указывать сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасных отходов, условия и конкретных объектов размещения отходов, технологиях их использования и размещения в РФ.
4. Паспортизация мелиаллированных земель.
5. Паспорт для объектов культурного наследия и памятников природы.
|