Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Миссия как атрибут открытой системы

Подход к компании как к целостности означает, что она сохраняет свои сущностные свойства только как единое целое. Составные части такой системы взаимозависимы. Свойства системы (ее предназначение) нельзя понять только посредством анализа внутреннего устройства. Компания не может выработать свою миссию подобно пауку, который создает паутину «из самого себя».

Это означает, что для определения миссии (предназначения) компании во внешней среде необходимо:

идентифицировать надсистему (рынок), частью которой является компания,

определить свойства (потребности) рынка,

определить предназначение (миссию) компании, исходя из ее роли на рынке по удовлетворению потребностей последнего.

Другими словами, Миссия представляет собой результат позиционирования компании среди других участников рынка.

Компания и ее микро и макроокружение представляют собой иерархию вложенных друг в друга систем.

Рынок одновременно представляет собой, с одной стороны, надсистему для компании, а, с другой стороны, открытую систему для внешнего окружения. Сама компания тоже одновременно представляет собой, с одной стороны, открытую систему, входящую в рыночную среду, а, с другой стороны, надсистему по отношению к входящим в компанию менеджерам, персоналу и другим участникам. Модель компании как открытой социально-экономической системы приведена на рис.1.


Рис.1 Предприятие как открытая система

Следует иметь в виду, что носителем Миссии может быть только субъектно - ориентированная открытая система, у которой существуют собственные цели и, соответственно, стратегии их достижения. Такая система должна обладать желанием и потенциалом, заставить среду считаться со своими интересами в качестве равноправного участника. В бизнесе компания выступает в качестве открытой системы по отношению к рыночной среде, отстаивая в конкурентной борьбе собственные коммерческие цели за счет удовлетворения потребностей рынка.



Таким образом, Миссия – это отражение взаимодействия компании и внешней среды по закону единства и борьбы противоположностей.

 

Разработка миссии

Разработка миссии, как и все в инженерном деле, начитается с системы координат (см. рис. 2).

 

Рис.2 Система координат разработки миссии

Ось «НАДО» – отражает потребности рынка,

Ось «МОГУ» – определяется уникальностью ресурсов и навыков компании,

Ось «ХОЧУ» представляет собой философию бизнеса (ожидания, ценности, принципы).

В такой системе координат разработка миссии представляет собой задачу поиска компромисса между потребностями рынка, с одной стороны, и возможностями и желаниям компании - с другой.

Поиск такого компромисса (алгоритм разработки миссии) может быть осуществлен по трафарету представленному на рис. 3.

Рис.3 Трафарет разработки миссии

Для этого необходимо:

1. Описать базис конкурентоспособности компании («МОГУ») - набор отличительных характеристик компании как социально-экомической системы:

для объекта - это уникальность освоенных технологий и исключительность имеющихся в компании ресурсов (материальных, финансовых, информационных, человеческих),

для субъекта - это знания и умения персонала, а также навыки и опыт менеджеров

Такое описание даст представление о возможной области деятельности компании, в которой у нее есть надежда на сильную конкурентную позицию. Это будет перечень социально значимых потребностей рынка, которые компания намеревается удовлетворять в результате своей деятельности.

2. Определиться с наличием платежеспособного спроса на определенные в п.1 социальные потребности, степенью их удовлетворения усилиями существующих на этом рынке конкурентов, наличием возможных партнеров по бизнесу. Другими словами выяснить конъюнктуру рынка («НАДО»).

3. Выяснить наличие способствующих и противодействующих факторов для выбранного вида деятельности со стороны государственных институтов в области политики и экономики.

4. Оценить перспективу развития технологии в выбранной сфере деятельности.

Определиться с возможной поддержкой или противодействием со стороны общественных организаций и социальных движений.

5.Соотнести все это между собой с учетом субъективных ценностей (ориентиров), принципов, выраженных в признаваемых правовых, морально-нравственных, эстетических, этических и других ограничений со стороны собственника, менеджеров и персонала («ХОЧУ»). Для этого могут использоваться простейшие инструменты, например, достаточно популярная матрица стратегического SWOT-анализа.

6. Оценить порядок предстоящих затрат и уровень предполагаемых доходов, а затем сравнить это с ожиданиями (в первую очередь собственника) в части основных бизнес- показателей предполагаемого вида деятельности (уровень рентабельности, устойчивость бизнеса, возможная динамика роста, перспективность развития и пр.).

7. Многократно повторив указанные операции в различной последовательности и рассмотрев проблему под всевозможными углами зрения ответить наконец на главный вопрос: можно ли здесь достичь приемлемого для всех сторон компромисса. В случае положительно ответа сформулировать (и закрепить в виде основополагающего внутрифирменного регламента) Миссию компании в соответствие с трафаретом, приведенном на рис. 4.

 

Рис.4 Трафарет описания миссии

 

Миссия в широком понимании представляет собой основную деловую концепцию компании, изложенную в виде 8-ми меморандумов:

что получит Заказчик в части удовлетворения своих потребностей,

кто, для чего и как может выступать в качестве партнера компании,

на какой основе предполагается строить отношения с конкурентами (какова, в частности, готовность пойти на временные компромиссы),

что получит собственник и акционеры от бизнеса,

что получат от бизнеса и компании менеджеры,

что получит от компании персонал,

в чем может заключаться сотрудничество с общественными организациями,

как будут строиться отношения компании с государством (в частности возможное участие в поддержке государственных программ).

После этого, можно объявить Миссию средствами внутреннего и внешнего PR. Главное, после этого на ее основе качественно разработать дерево целей с последующим формированием стратегий, функций, операций, процессов, должностных инструкций и пр.

Полнота формата описания и детальность проработки Миссии – бесспорный признак зрелости компании, критерий качества ее бизнеса.

В конечном счете, профессионально разработанная Миссия - это определяющий фактор конкурентоспособности компании – способности лучше других находить компромисс собственных интересов с интересами всех участников внешнего окружения.

Марина Деревлева

В настоящее время, когда неопределенность внешней среды достаточно велика, в условиях глобального финансового и экономического кризиса многим Российским организациям и иностранным компаниям, работающим на Российском рынке, новым и уже длительное время функционирующим на рынке товаров и услуг, очень трудно создавать и укреплять свое положение на рынке. Развитие рыночных отношений в России предъявляет новые требования к качеству управления, характеру решаемых при этом задач, а также методам их решения. Подходить со старыми мерками к новым явлениям экономической деятельности недопустимо. Необходима новая концепция управления, адекватным образом отражающая перемены в экономике. Такой новой концепцией для российской экономики является стратегическое управление организацией.

Несмотря на то, что концепция стратегического управления существует давно, и к рассмотрению данного вопроса обращались многие зарубежные и российские авторы, большинство российских организаций пока не осознает значение стратегического управления для долгосрочного функционирования организаций в конкурентной среде.

Стратегическое управление является чрезвычайно важным для фирм, которые сталкиваются с трудностями в осуществлении принципиально новых стратегий своего развития. В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы успевать за изменениями, происходящими во внешнем окружении. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиций потребителей, рост конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным быстрое распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Не существует стратегии, единой для всех компаний, так же, как не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой отдельной фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и ещё многих факторов. И в то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить об обобщенных принципах выработки стратегии поведения и осуществления стратегического управления.

Одним из таких моментов является тот факт, что исходной точкой стратегического управления любой организацией является ее миссия. Именно миссия организации задает основное направление развития организации. Поэтому очень существенным, а, может быть, и самым важным решением в стратегическом управлении является проектирование миссии. К сожалению, большинство существующих фирм не только не имеют своей миссии, но даже и не знают, что она под собой подразумевает.

Вместе с тем, следует отметить, что прежде чем разрабатывать стратегию любой фирмы, необходимо определить предназначение данной фирмы, сформулировать роль и место фирмы на рынке, сферу ее деятельности, а также перечень тех товаров и услуг, которые она собирается предоставлять или уже предоставляет.

С теоретической точки зрения, данные задачи кажутся абсолютно простыми и доступными любому менеджеру низшего звена, но если обратиться к практике функционирования компаний на российском рынке, то можно увидеть, что даже топ-менеджеры не всегда понимают значение миссии для стратегического управления организацией.

Так что же такое миссия организации?

Прежде всего, при ответе на этот вопрос необходимо понять: кем и для чего организации создаются.

Любая организация создается людьми, заинтересованными в эффективном функционировании этой организации. О.С. Виханский в книге <Стратегическое управление> отмечает: <...Целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация - это объединение людей, преследующих определенные цели>, то есть организации создаются заинтересованными людьми для достижения определенных целей. Возникает другой вопрос: как определить круг заинтересованных лиц, ограничен ли этот круг людьми, непосредственно заинтересованными в функционировании организации и в получении прибыли, то есть собственниками организации, или этот круг гораздо шире?

Несомненно, круг лиц, заинтересованных в функционировании организации, так называемых <стейкхолдеров> организации, намного шире. На рисунке мы попытались отобразить основные группы стейкхолдеров.

Каждая группа стейкхолдеров так или иначе заинтересована в функционировании организации, рассмотрим каждую группу и попробуем ответить на вопрос: в чем проявляется интерес каждой из групп?

Первая группа - это собственники, они заинтересованы в организации, так как она им обеспечивает определенный стабильный доход. Если в данный период времени доход отсутствует, то у собственников имеется определенный долгосрочный интерес, связанный с данной организацией.

Работники заинтересованы в организации, так как она дает им возможность удовлетворять свои потребности как нижнего уровня (зарплата, условия работы, гарантия найма и др.), так и более высокие (развитие личности, карьера, власть и влияние и др.).

Потребители заинтересованы в организации, так как их привлекает продукция, производимая данной компанией (соответствие цена-качество, уровень обслуживания, сервис и т.д.).

Партнеры по бизнесу заинтересованы в организации, так как их интересуют связи с представителями данной организации, а также какая-либо помощь в рамках этого сотрудничества.

Интерес местного сообщества проявляется в рабочих местах, которые предоставляет организация жителям данного региона (города, округа, области), в развитии инфраструктуры, в охране окружающей среды. Компания может являться градообразующим предприятием, в этом случае интерес местного сообщества к организации значительно возрастает. Интерес профсоюзов проявляется в помощи при решении трудовых споров.

И, наконец, государство. Оно стремиться получить от организации налоги в государственную казну, ноу-хау, госзаказы и др.

Все перечисленные группы стейкхолдеров можно объединить в одну большую группу - общество в целом. Оно заинтересовано в получении от организации части создаваемого ею богатства для обеспечения общественного благополучия и развития.

Мы доказали, что организация не может ограничиться в своей деятельности только интересами собственников, она должна принимать во внимание интересы всех вышеперечисленных групп. А для того, чтобы эти интересы были учтены, прежде всего, необходимо определить смысл существования организации, то есть миссию организации. Именно в миссии организации должны найти свое отражение интересы всех групп стейкхолдеров.

Таким образом, миссия имеет огромное значение для организации, так как выражая смысл существования организации, она <ориентирует в едином направлении интересы и ожидания тех людей, которые воспринимают организацию изнутри, и тех, кто воспринимает организацию извне>.

Хотелось бы привести ряд определений, которые дают данному понятию известные зарубежные и российские ученые в области стратегического управления организацией.

Питер Дракер говорил, что существует только одно обоснованное определение цели предпринимательства - создание клиента, и в этом он видел миссию любой организации, так как если организация берет на себя миссию создания клиента, она также получит прибыль, необходимую для своего выживания, если исключить плохое управление при осуществлении этой миссии.

Томпсон и Стрикленд в книге <Стратегический менеджмент> определяют миссию фирмы как ответ на вопросы: <В чем заключается наша деятельность, и чем мы будем заниматься?>.

В учебнике Мескона <Основы менеджмента> авторы дают следующее определение миссии организации: <Миссия - это основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования>, без определения миссии все решения в организации принимались бы только на основе индивидуальных ценностей руководителей. Миссия определяет статус фирмы и обеспечивает направления и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях.

J. Paul Peter и Samuel C. Centro определяют миссию организации как цель, ради которой, или причина, по которой существует организация. Миссия организации должна содержать информацию о продукте или услуге фирмы, о клиентах организации, об основных ценностях организации. Организационная миссия - очень широкое заявление руководства организации, и для выработки миссии необходим тщательный анализ организационного окружения.

Lester Digman в книге <Стратегический менеджмент> дает следующее определение миссии организации: <Организационная миссия определяет, почему организация существует, что она представляет из себя сейчас и какой организация хочет быть в будущем. Миссия является наиболее важным элементом стратегического управления, и без нее не может быть ясного представления о бизнесе организации>.

Филип Котлер называет миссию компании <невидимой рукой>, которая направляет и организует коллективную работу служащих ее отделений в разных географических регионах.

В учебнике Д. Хасби <Стратегический менеджмент> миссия определена, как <генеральная цель организации, характеризующая, что представляет собой организация, зачем она существует и каково ее единственное в своем роде место. Выбрать такую цель - значит ответить на основной вопрос: <Чем мы занимаемся?>.

Профессор В. Баранчеев в статье <Стратегический анализ: Технология, инструменты, организация> дает следующее определение миссии: миссия - это <первый шаг в снижении неопределенности представлений о фирме, прежде всего, у собственников, руководства и персонала, а затем у всех тех, кто имеет и хотел бы иметь с ней дело. Это инструмент стратегического управления, способ выделения данной фирмы среди конкурентов, способ распознавания потребителями ее продукции>. Автор рассматривает три вида миссии:

Миссия-предназначение - узкое, но конкретное понимание и обозначение вида деятельности, характера продукции и услуг и круга их потребителей; первое представление о причине возникновения и смысле существования предприятия.

Миссия-ориентация - широкое, развернутое представление о системе ценностей, которых придерживается руководство и персонал фирмы, что хотя бы в общих чертах позволяет судить о поведении фирмы, об ее отношениях к потребителям и партнерам.

Миссия-политика - концентрация главных целей и более четкое представление о поведении фирмы на ближайший период и на перспективу, т.е. <видение> будущего состояния фирмы.

Можно продолжить этот список. Приведем еще одно определение, данное профессором О.С. Виханским в учебнике <Стратегическое управление> в широком и в узком понимании. В широком понимании, по Виханскому, <миссия - это философия и предназначение, смысл существования организации>, а в узком - <сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от другой>.

Анализируя различные трактовки миссии, можно заметить, что смысл всех их схож. На основе данных определений можно сделать следующее обобщение.

Миссия - это короткий абзац, обычно в одном предложении, в котором содержится смысл существования и главная долгосрочная цель организации. При этом, с одной стороны, заявление о миссии является довольно конкретным, с другой стороны, оно не подразумевает выполнения задачи в течение определенного временного интервала. Формулировка миссии организации должна подразумевать постоянное развитие в краткосрочной и в долгосрочной перспективе.

Например, миссией организации не может быть <предоставление каких-либо товаров или услуг определенному кругу потребителей>. Но вполне может быть <постоянное расширение возможностей потребителей с помощью предоставления товаров или услуг>, если ничем другим организация в ближайшем будущем заниматься не собирается.

Приведем примеры миссий различных организаций. Вначале хотелось бы привести примеры миссий крупных мировых компаний, давно зарекомендовавших себя на мировом рынке преуспевающими, растущими организации.

Продукто- и рыночно-ориентированные определения бизнеса компании

 

Компания ОТ определения предназначения организации на основе предлагаемых продуктов и услуг К определению миссии на основе потребностей рынка и потребителей
<Эс Эй Эс> Авиакомпания Транспортировка людей и грузов
<Ксерокс> Мы изготавливаем офисное оборудование Мы помогаем повысить производительность труда конторских учреждений
<Стандарт Ойл> Мы продаем бензин Мы обеспечиваем энергией средства транспорта
<Гувер> Мы производим пылесосы Мы помогаем создавать более чистое и здоровое окружение
<Маидас> Мы производим глушители для выхлопа Мы обеспечиваем полное обслуживание автомобилей

Г. Форд определил миссию компании <Форд> как предоставление людям дешевого транспорта. Он хорошо понимал, что миссия компании должна быть нацелена на потребителя и решать прежде всего проблемы потребителя, а не внутренние проблемы организации, такие как обеспечение прибыли, расширение рынка, рост объема продаж и др.

Миссия известной компании Eastman Kodak звучит так: <Стать мировым лидером в химическом и электронном изображении>. Здесь мы видим, что в заявлении прослеживается основная долгосрочная цель компании - <стать мировым лидером>, но также конкретизируется в какой отрасли. В то же время, несмотря на то, что мы знаем эту компанию больше как производителя фотопродукции, руководство компании не ограничивает себя только этой продукцией.

Фирма Matsushita Electric видит свою миссию в том, чтобы <способствовать улучшению качества жизни, снабжая общество дешевыми, как вода, электробытовыми приборами>.
Рассматривая данную миссию, мы видим, что, с одной стороны, она довольно конкретна, потому что:

  • названа сфера деятельности компании - производство электробытовых приборов;
  • прорисована глобальная цель - улучшение качества жизни общества;
  • ясно, каким путем фирма собирается достичь поставленную цель - снабжение общества дешевыми электробытовыми приборами.

Но при этом

  • устремление фирмы Matsushita Electric сформулировано очень широко и подразумевает наличие самых разных проектов, подводящих к одному глобальному результату;
  • направление развития также сформулировано широко и дает большую свободу в выборе конкретных путей достижения поставленной цели.

Формулировка миссии <Сан Бэнкс>, одного из крупнейших финансовых учреждений мира, является ярким примером, когда миссия является продуктом тщательной и серьезной проработки. Миссия компании <Сан Бэнкс> заключается в содействии экономическому развитию и благосостоянию сообществ, обслуживаемых компанией, путем предоставления гражданам и предприятиям качественных банковских услуг таким образом и в таком объеме, которые соответствуют высоким профессиональным и этическим стандартам, обеспечения справедливой и соответствующей прибыли акционерам компании и справедливого отношения к сотрудникам компании.

Еще один пример удачной (по мнению автора) миссии - миссия компании Reyter. Она звучит так: <Предоставление услуг тем, кто стремится совершенствовать систему управления своей фирмой, является нашим единственным бизнесом, удовлетворение потребностей клиентов - наша основная цель>. В утверждении миссии компания не ограничивает себя определенным набором клиентов, а готова предоставлять свои услуги всем тем, кто в этом нуждается, с максимальной пользой для потребителя.

Несмотря на то, что российские компании только начинают осознавать значимость миссии для функционирования организаций, многие компании все же имеют заявление о миссии. В качестве примера приведем несколько выдержек из миссий российских компаний.

Корпорация <Довгань> - <защищенное качество, защищенное здоровье>.
Миссия консультационного центра менеджмента и маркетинга состоит в <содействии экономическому подъему России и завоевании ею достойного места на мировом рынке путем развития российского предпринимательства>.

Компания <Радиан> - <обеспечение региона современными инженерно-техническими средствами охраны ведущих фирм мира, комплексные решения, объединяющие в себе: охранную и пожарную сигнализации, системы видеонаблюдения и ограничения доступа в помещения, а также кондиционирование и освещение>.

Ограничиваясь этими примерами, можно сделать вывод, что подход к форме и содержанию миссии организаций чрезвычайно разнообразен, и автор не берет на себя право судить о правильности или неправильности их формулировок. Но с достаточной уверенностью можно утверждать, что миссия организации должна содержать ответ на вопрос: <Зачем организация, собственно, существует?> и в тоже время не должна ставить ограничений для ее деятельности: <Мы будем делать только это и только так>. Она должна быть глобальным устремлением, сформулированным таким образом, чтобы предоставить свободу выбора пути достижения поставленной цели и удовлетворения потребностей клиентов.

В книге Бленчарда К. и Вэгхорна Т. <Миссия возможного, или как стать компанией мирового класса> речь идет о необходимости <определять предназначение организации на основе потребности рынка, а не на основе предлагаемых продуктов и услуг>. В ней приводятся примеры различного видения бизнеса всемирно известных компаний (см. таблицу).

Таким образом, если руководство организации видит свой бизнес только с точки зрения производимого ею товара или услуги, то ему очень трудно будет выработать миссию своей фирмы. Руководству необходимо изменить свое видение, выйти за рамки своей организации и ее внутренней среды и постараться взглянуть на свой бизнес более глобально, стараясь предвидеть будущее.

Например:

  • ОТ компании по производству устройств для автоматического открывания гаражей К компании по обеспечению легкого доступа в здания и выхода из них.
  • ОТ компании по обучению и развитию К компании по консалтинговым услугам.
  • ОТ телефонной компании К компании по производству коммуникационного оборудования.

Таким образом, миссия организации - это не только то, что мы есть, это и то, чем мы хотим быть, и каким образом мы хотим такими стать.

Статья опубликована в журнале о рекламе "Yes!" осень 2000.
Михаил Гринфельд (Санкт-Петербург) - бизнес-консультант, NLP Тренер E-mail: grin@nlp.ru.
Сегодня стало модным иметь миссию фирмы. При этом компании нередко заказывают разработку миссии в рекламных агентствах. Однако в фирмах-заказчиках и в рекламных агентствах часто нет должного понимания того, что такое миссия, и зачем она нужна. В этой статье я хотел бы поделиться своим виденьем вопроса с точки зрения НЛП (нейро-лингвистического программирования). Мы рассмотрим следующие вопросы:
  • причины ажиотажа вокруг миссии,
  • миссия как часть экономической реальности,
  • функции миссии фирмы,
  • как разрабатывается миссия,
  • способы трансляции миссии,
  • роль рекламного агентства в работе с миссией компании.
Причины ажиотажа вокруг миссии Сегодняшний ажиотаж вокруг такого явления как миссия фирмы вызван как минимум тремя причинами:
  1. Иметь миссию модно. Если, к примеру, у моего конкурента есть миссия, то я чувствую себя без миссии как-то неуютно.
  2. Крупные западные компании не только имеют свою миссию, но могут потребовать ее предъявления от своего потенциального партнера. Такие случаи бывают и нередко.
  3. Все больше бизнесменов и топ-менеджеров получает профессиональное образование и начинают заниматься стратегическим управлением.
Это лишь те причины, которые лежат на поверхности. Но есть еще и глубинные причины, которые далеко не так очевидны. Они имеют экономический и психологический характер. Для того чтобы их объяснить, я хотел бы привести "геометрический" пример. Когда мы в школе заучивали теоремы геометрии Эвклида, нам честно говорили, что все они верны до того момента, пока мы верим в аксиому "Две параллельные прямые на плоскости не пересекаются". Если мы перестаем в это верить, начинается совсем другая геометрия с совсем другими теоремами. В современных экономических науках тоже есть аксиомы, но они, как правило, не осознаются ни учеными, ни бизнесменами. А ведь аксиомы могут указывать границы применения той или иной экономической теории! Многие современные экономические науки и, естественно, практика бизнеса по умолчанию построены на "аксиоме производственных издержек". Производственные издержки - это финансовые вложения и потери компании, необходимые для поддержания ее производственного цикла. При этом неважно, что производится: товары или услуги. Обычно принимаются в расчет и всерьез рассматриваются только затраты на поддержание производственного процесса. Еще раз хочу обратить внимание, что не имеет значение, что производит предприятие: колбасу, танки или рекламные услуги. С точки зрения "чисто производственного" подхода и его сторонников (подавляющее большинство участников рынка относятся к ним, даже не осознавая этого), коммуникации между людьми внутри фирмы и коммуникации фирмы с рынком должны происходить бесплатно. Коммуникации не осознаются как серьезная финансовая проблема или, напротив, как ресурс. Почти все внимание сосредоточено на поддержании производственного цикла. В рамках такого мировоззрения миссия фирмы не является частью производственного цикла. Поэтому для подавляющего большинства предпринимателей она остается внешним атрибутом, который необходим для установления контактов с западными партнерами ("ну, если им нужна наша Миссия, мы им её нарисуем, если им еще что-нибудь потребуется, мы это для них купим") или дает ощущение принадлежности к клубу наиболее продвинутых бизнесменов. А это неплохой имидж. И лишь небольшая часть менеджеров и бизнесменов воспринимает миссию как ресурс управления. Миссия как часть экономической реальности По моим наблюдениям, рекламные агентства часто получают заказы на разработку миссии по той причине, что клиент подсознательно считает её элементом фирменного стиля, который помогает ему продвинуть фирму или товар в определенных целевых аудиториях. При этом под миссией подразумевается короткая эффектная фраза-слоган. Причина, по которой миссию путают со слоганом, достаточно очевидна - мало кто хорошо понимает, что же такое миссия. Для того чтобы более полно понять, что такое миссия компании, зачем она нужна, как она работает (а следовательно, как при помощи нее можно зарабатывать деньги), необходимо выйти за рамки производственного подхода и построенного на нем производственного мышления. И сделать это нужно не только заказчикам, но и рекламистам. Я введу несколько понятий из экономики и НЛП, которые помогут нам перешагнуть в другую экономическую реальность и более системно представить, что такое миссия. Трансакционные издержки - это финансовые потери, которые несет компания в результате некачественной коммуникации. Внутренние трансакционнные издержки - это финансовые потери, которые несет компания в результате некачественного взаимодействия ее учредителей, менеджеров, сотрудников между собой. Внешние трансакционные издержки компании - это финансовые потери компании из-за некачественного взаимодействия с окружающим миром. Карта - это ментальная модель, которая описывает территорию, то есть объективную реальность. При принятии решений о том как действовать, люди и компании руководствуются не объективной реальностью, а своими представлениями о ней, т.е. картами. Базовое предположение НЛП: "карта" всегда отличается от "территории", которую она описывает. У каждого человека или компании есть своя карта, отличающаяся от карты другого человека, компании. Кризис- это результат некачественной карты, которая не смогла адаптироваться к быстро меняющейся территории. Несовпадение карт и некачественные карты являются причиной трансакционых издержек. Напротив, успешное развитие компании может быть рассмотрено как результат эффективной "карты" компании, при помощи которой она движется по "экономической территории". Приведу пример. Билла Гейтса как-то спросили, каким образом никому неизвестная, маленькая фирма Netscape, смогла потеснить такого гиганта, как Microsoft, на рынке Интернет. Ведь, как известно, Microsoft в борьбе с Netscape вынужден был бесплатно раздавать часть своих интернетовских программ, неся серьезные финансовые потери. Билл Гейтс ответил, что, когда несколько лет назад аналитики Microsoft предложили компании сделать серьезные инвестиции в Интернет, руководству их доводы показались не убедительными. То есть, говоря языком НЛП, в данном случае имела место внутренняя трансакционная издержка, которая обошлась компании в сотни миллионов долларов. Карты аналитиков и руководства не сошлись, договориться они не смогли, и время было упущено. Приведу другой пример. Помните у Маяковского стихотворение "О Кузнецке и людях кузнецких"? Строители города живут под телегами, укрываются рогожами. Но на стройке нет кризиса - наоборот, царит всеобщий эмоциональный подъем! Это значит, что ментально (то есть в своих картах) рабочие находятся в будущем - они видят и чувствуют свою Миссию (Предназначение) - построить "город-сад". Обобщая эти примеры можно сказать следующее. Когда топ-менеджеры и бизнесмены начинают мыслить в категориях трансакционных издержек, то они начинают видеть те финансовые потери, которые несут компании по причине расхождения карт в разных звеньях управления или по причине некачественных карт. И соответственно, они начинают задавать себе вопрос: "Как сократить эти потери или как превратить их в ресурсы?". Важнейшей функцией миссии компании является стратегическое согласование карт сотрудников, менеджеров, учредителей и минимизация таким образом трансакционных издержек. Функции миссии фирмы. Как разрабатывается миссия. Способы трансляции миссии. Миссия компании - это документ, который вырабатывается ключевыми людьми компании. В моей практике это обычно делается во время семинара "с погружением", который проходит в течение трех дней где-нибудь за городом (чтобы не мешали обычные дела). В этом документе содержится согласованное виденье будущего компании, которое вырабатывается этими людьми. Одна из моделей, которая используется для выработки миссии - это модель "нейрологических уровней":
Нейрологические уровни Вопросы
6. Миссия, Высшее предназначение Какая миссия? Какое духовное предназначение? "Я" как частица какой-то, гораздо большей надсистемы (часто оформляется в виде метафоры).
5. Идентификация Кто?
4. Мотивы, ценности Почему? Какие мотивы, ценности, принципы?
3. Стратегии и способности Как? Какие стратегии, способности?
2. Действия Что делать?
1. Окружение Где, когда, с кем, сколько?


В этой таблице нижние строчки описывают нижние логические уровни (бытовое, конкретное мышление), в верхние строчки - верхние логические уровни (стратегическое, мировоззренческое мышление). Смешение уровней обычно приводит к анекдотическим (или трагическим) ситуациям непонимания людьми друг друга.
В документ, который называется "Миссия компании" входят три высших логических уровня:






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.