Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 14. Организация труда менеджера

Характер, условия и содержание работы менеджера. Самоменеджмент: постановка целей; планирование личной работы; принятие решений, организация их выполнение и контроль. Информация и коммуникации в деятельности менеджера. Управление временем и его эффективное использование. Характер, условия и содержание работы менеджера.

 

Функции, выполняемые менеджером ежедневно, находятся во взаимной зависимости и графически могут быть представлены рисунком (рис. 37).

 

 
 


1 – постановка целей

2 - планирование

3 – принятие решений

4 - организация

5 - контроль

6 - коммуникация

                   
   
 
     
     
 
 

 


Рис. 37 Функции, выполняемые менеджером

 

Во внешнем круге обозначены пятьфункций:

1. Анализ и формулирование личных целей

2. Разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности

3. Принятие решений по предстоящим делам

4. Составление распорядка дня и организация личного трудового процесса в реализации поставленных задач

5. Самоконтроль и контроль итогов и корректировка целей.

Во внутреннем круге находится дополнительная - шестая функция, обеспечивающая информационные и коммуникационные процессы. Функции не следуют на практике по порядку номеров, а переплетаются между собой.

Процесс постановки цели охватывает три фазы:

§ Нахождение цели: чего я хочу?

§ Ситуационный анализ: что я могу?

§ Формулировка целей: к чему я конкретно приступаю?

Инвентарная опись целей сводит воедино личные и профессиональные ориентиры.

Ситуационный анализ в личной и профессиональной сферах представляет собой своего рода реестр личных ресурсов (средств для достижения целей) и позволяет выяснить, что следует поощрять (сильные стороны) и над чем еще надо работать (слабые стороны).



Следующий шаг анализ «цель-средство», в ходе которого необходимые для достижения целей средства (личные, финансовые и временные ресурсы) сопоставляются с реальной ситуацией.

Из определенных мер, требуемых для достижения определенных целей (например, концентрация на сильных сторонах), вытекают конкретные практические цели, необходимые для дальнейшего процесса самоменеджмента. Формирование целей предполагает фиксацию сроков и результатов.

Планирование представляет собой в данном случае подготовку к реализации целей.

Затрачивая больше времени на планирование, вы экономите время в целом, так как сокращаете время на исполнение.

В общем виде планирование можно представить как систему, состоящую их планов жизни и долгосрочных планов, состоящих в сою очередь из годовых и квартальных планов, а последние при этом представляют совокупность месячных, недельных и дневных планов.

План дня представляет собой последнюю и важнейшую ступень планирования времени и конкретную реализацию намеченных целей.

Планирование предполагает разделение общей задачи на частные (анализ) с тем, чтобы распределить требуемые ресурсы (в том числе и время).

Использование метода «Альпы» при ежедневных затратах 10-20 минут приносит многократный выигрыш во времени.

Пять стадий метода «Альпы»:

1. Составление заданий дня:

§ Составляется список дел (текущие дела и дела, возникающие периодически; невыполненные на кануне; вновь возникшие) при этом употребляя сокращения;

§ Фиксируются сроки выполнения;

§ Распределить дела по приоритетности;

§ Классифицировать их на затяжные, краткие и непродолжительные;

§ Проверить список на предмет возможной рационализации (например, встречу заменить телефонным звонком и т.д.).

2. Оценка длительности выполнения задач:

§ Против каждого задания проставляется приблизительное время, необходимое для его выполнения;

§ Суммирование времени дает представление об общей загруженности менеджера, например, в течение дня;

§ Как правило, за этим следует корректировка времени и плана.

3. Резервирование времени «про запас» (60 : 40):

§ Планом должно быть охвачено не более 60% рабочего времени менеджера, а 40% времени должно быть оставлено для выполнения неожиданных дел;

§ Необходимо экономить время менеджера (за счет: перепоручений, сокращения отпущенного времени на каждое мероприятие и расстановки приоритетов их выполнения).

 

4. Принятие решений по приоритетам, сокращениям и перепоручению:

§ Установить приоритеты дел, например, с помощью АВС-анализа;

§ Перепроверить время, отведенное на выполнение каждого мероприятия, сократив его до минимума;

§ Рассмотреть каждое мероприятие на возможность его перепоручения или делегирования.

5. Последующий контроль и перенос несделанного:

§ Не все задачи удается решить в рамках сформированного плана;

§ Несделанное следует учесть и перенести на другое время;

§ Неоднократно переносимые мероприятия либо приоритетно выполняются, либо менеджер отказывается от их выполнения в будущем.

Что дает метод «Альпы»: затраты в 5-10 минут ежедневно несут большой выигрыш во времени:

§ Лучший настрой на предстоящий день;

§ Планирование следующего дня;

§ Четкое представление о задачах дня;

§ Концентрация на наиболее существенном, достижение цели дня;

§ Уменьшение объема бумажной работы;

§ Сокращение помех и нежелательных перерывов;

§ Самодисциплина при выполнении задач;

§ Ощущение успеха в конце рабочего дня;

§ Выигрыш во времени за счет методической организации труда.

Непременным инструментом планирования является ведение деловых записей в ежедневнике, который выполняет функции календаря-памятки, справочника, картотеки идей, контроля.

Даже самый занятой руководитель способен так приспосабливать свои цели и планы к соответствующим обстоятельствам, чтобы они всегда могли служить выполнению плана жизни и карьеры. Важно правильно реагировать на внешние воздействия, отвлекающие менеджера от его намерений, и концентрировать усилия на достижении поставленных целей.

При составлении плана следует ориентироваться не только на достижение материальных, но и профессиональных успехов.

Успешно работать – значит точно и хорошо выполнять нужные задачи.

Принятие решений предполагает установление целенаправленных и однозначных приоритетов.

Для эффективного выполнения задач необходимо устанавливать их очередность. Установление приоритетов (очередности) помогает:

§ Планомерно вести дела;

§ Выполнять срочную работу к установленному времени;

§ Регулировать перерывы в работе;

§ Проверять степень срочности;

§ Определять альтернативные решения;

§ Учитывать возможности делегирования.

Принцип Парето применительно к рациональному использованию времени гласит: если все рабочие функции рассматривать с точки зрения критерия их эффективности, то окажется, что 80% конечных результатов достигается только за 20% затраченного времени, тогда как остальные 20% итога «поглощают» 80% рабочего времени.

В первую очередь следует приступать к решению немногочисленных, но жизненно важных проблем (см. рис. 38).

С помощью АВС анализа следует упорядочить задачи по значимости и ориентировать результаты работы на достижение нужного результата. А задачи выполнять самому, В задачи частично поручать, С задачи – поручать, сокращать, вычеркивать.

 

Значимость задач (в % от совокупного итога)

100% 15%

85%

65% 20%

 

65%

 

А В С

15% 35% 100% Затраты (общее число задач)

Рис. 38 Взаимосвязь затрат и значимости задач

 

Менеджер не может делать все одновременно, поэтому следует устанавливать приоритеты и начинать с самого главного.

Организация и исполнение предполагает объединение энергии и активности менеджера для достижения стоящей перед ним цели.

Организация рабочего дня позволяет менеджеру экономить время.

+50%

                     
                     
                       
                       
Работоспособность 100%

                     
                       
                       
                       
                       
                       

- 50% 8 10 12 14 16 18 20 22 24 2 4 6

Время суток

Рис. 39 Среднестатистическое колебание работоспособности

 

Пик работоспособности приходится на первую половину дня (см. рис 39), когда желудок, поджелудочная железа, сердце и селезенка функционируют наиболее активно (А-задачи следует выполнять в это время). После обеда - В-задачи.

Распорядок дня должен учитывать изменение психологической готовности менеджера, его персональный график продуктивности.

Менеджмент на основе биоритма заключается в использовании знаний о подъемах и спадах физической, психологической и интеллектуальной активности организма менеджера.

Физический ритм (продолжительность периода – 23 дня, перепад – каждые 11,5 дня). Он влияет на физическую силу и силу воли.

Психологический ритм (продолжительность периода - 28 дней, перепад каждые 14 дней). Обуславливает динамику чувств, настроений, творческих сил.

Интеллектуальный ритм (продолжительность периода 33 дня, перепад каждые 16,5 дней). Влияет на умственные способности, на концентрацию и присутствие духа.

Характеристика организма менеджера в период подъема и спада, а также в критической точке перехода приведена в таблице 19.

Таблица 19

Характеристика организма менеджера в период подъема и спада

Наимен. биоритма Подъем – расход энергии Спад – накопление энергии Критическая точка (состояние нестабильности)
Физиологический Прилив сил и физической выносливости. Благоприятный период для путешествий, операций, удалений зубов. Сопротивляемость организма наивысшая. Фаза покоя, усталости. Нежелание работать, подверженность заболеваниям. В этот период отмечается сильное воздействие медикаментов, чувствительность к боли. Нежелание работать, недовольство собой, ухудшения при заболеваниях, особенно выраженные последствия алкоголя. Возможны несчастные случаи, нанесение ущерба здоровью.
Психический Позитивный настрой, хорошая гармония с окружающим миром, контактность. Благоприятное время для сдачи экзаменов, знакомств, публичных выступлений. Негативные эмоции обременяют работу «в команде» и сотрудничество. Предрасположенность к замкнутости, монотонности, иногда к депрессии. Следует контролировать отношения с окружающими. Острые споры, бессмысленная нервозность. Ухудшение болезненного состояния. Замедленная реакция.
Интеллектуальный Духовная раскрепощенность, восприимчивость к новому, хорошая память. Благоприятное время для выполнения новых задач, изучения трудных предметов, составления планов, принятия решений, сдачи экзаменов. Недостаток мыслительной способности, концентрированности. Ухудшение памяти, недостаток выразительности. Благоприятное время для выполнения рутинной работы, сбора и упорядочения информации, повторений, репетиций Слабая память, предрасположенность к ошибкам и заблуждениям. Духовная дискомфортность, невнимательность, недостаток присутствия духа и способности к реагированию. Подверженность несчастным случаям.

 

Используя знания «таблицы» менеджер может накапливать энергию и эффективно ее расходовать, зная в какой фазе находится состояние организма.

Биоритм указывает на тенденции, но сам по себе не является творцом событий, учет данных биоритма обеспечивает достижение цели более рациональным путем.

Организация рабочего дня менеджера должна предусматривать меры по его разгрузке. Алгоритм разгрузки представлен в таблице 20.

Необходимо помнить, что всякая постановка цели и планирование эффективны настолько, насколько эффективны следующие за ними реализация и завершающий контроль над исполнением.

Переживание даже небольшого успеха позитивно воздействует на настроение и мотивацию и способствует совершенствованию личного рабочего стиля менеджера.

 

Таблица 20

Алгоритм разгрузки

 

Вопросы, обеспечивающие разгрузку Меры
Зачем вообще это делать? Исключить
Почему именно я? Поручить
Почему именно сейчас? Установить оптимальные сроки
Почему в этой форме? Рационализировать

 

Переработка информации должна быть увязана с профессиональными и личными целями менеджера. При переработке информации удобно пользоваться сокращения и пометками по тексту (см. табл. 21):

Таблица 21

Сокращения

 

! - важно !! – очень важно ? – под вопросом Ο - сделать выписку
- проверить Ø – в среднем ∇ - обратить внимание ∏ - пример
⊕ - снять ксерокопию - Новая теория   - Устаревшие взгляды ∑ - резюме
И - имя -- противоречие К – в картотеку NB – полезно заметить

 

Менеджер должен для себя определить критерии рационального чтения: что читать и сколько читать, а также использовать приемы, позволяющие увеличить скорость чтения (избавление от вредных привычек и отвлекающих факторов; применение лучшей техники чтения; выделение в тексте важных мест; использование метода «эскутриэр» для обработки журнальной статьи или книги: обзор, постановка вопросов, чтение, обобщение, повторение).

S – обзор. Какую информацию несет книга в целом, что следует читать:

- Предисловие и введение;

- Оглавление и текст на обложке;

- Рубрики и подзаголовки глав;

- Резюме и выводы;

- Поименный и предметный указатель.

Q - постановка вопросов. Постановка вопросов помогает отделить существенное от несущественного, исключает необходимость повторного чтения. Вопросы следующего содержания:

- Идет ли речь о новой или уже известной информации?

- Идет речь в данном источнике информации о фактах, мнениях или гипотезах?

- Какие главы являются важными, а какие – нет?

- Какие намерения преследует автор в изложении?

- С какими воззрения автора можно согласиться, а с какими – нет?

- Какую предварительную подготовку предполагает текст?

- Чем отличается содержание прочитанного от многих прежних знаний?

- Какие действия следуют из прочитанного?

R - чтение как целенаправленное восприятие материала (в первую очередь обратить внимание на курсив, и прочие выделения, рисунки и ссылки).

R - обобщение требуется для того, чтобы удостовериться: насколько материал усвоен? Особенно помогают вопросы к тексту, которые ставятся в начале чтения.

Переход от постановки вопросов к чтению и обобщению материала поддерживает мотивацию к чтению и предотвращению наступления усталости.

R – повторение. Завершающее повторение служит сведению в единое целое отдельных результатов, полученных в ходе разработки текста, дополнению сделанных пометок, завершению работы над текстом, например с помощью выписок.

Менеджеру следует по возможности отгородить себя от нежелательных визитов посетителей. Целесообразно выделить «спокойный час» и часы приема посетителей.

Не следует допускать власти телефона над менеджером, а использовать отгораживание менеджера с помощью секретаря. Исходящие телефонные разговоры целесообразно осуществлять телефонными блоками. «Телеграфность» телефонных разговоров экономит время, а краткие записи наиболее важных разговоров повышают эффективность деятельности менеджера.

Рациональные приемы работы с корреспонденцией заключаются в следующем:

1. Не обрабатывать «рутинную почту» ;

2. Сортировать, раскладывать по папкам;

3. Прикладывать разъяснительные материалы;

4. Несущественное – в корзину;

5. Помечать важные места в тексте;

6. Снабжать указаниями по обработке;

7. Переправлять по назначению;

8. Обрабатывать сразу после получения;

9. Ни одно письмо не оставлять без внимания;

10. Исходящую почту (немедленный ответ, письма копии, краткие письма, индивидуальные письма и т.д.) подписывать быстро.

Различные формуляры и листки-памятки способствуют концентрации внимания на существенном, разгружают память и экономят время (составление всего списка проблем, агрегирование и классификация деятельности; разложение процесса на рабочие этапы и фазы; составление логических схем).

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.