Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Описание методики выполнения деятельности (чтения лекций, ведения семинарского занятия, решения задач)

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное государственное автономное образовательное

Учреждение Высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»

Педагогический институт

Экономико-правовой колледж

 

«УТВЕРЖДАЮ» ______________

Руководитель ПИ ЮФУ,

Проф.В.И. Мареев

Учебно-методический комплекс

 

Название дисциплины: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО»

Специальность – 030504 – «Право и организация социального обеспечения»

 

 

УМК принят в фонд учебно-методического управления ПИ ЮФУ

____________________2011 г.

Ростов-на-Дону


 

Составитель: старший преподаватель И.В. Кукшина

 

 

УМК утвержден на заседании кафедры

Протокол №1 от 27 сентября 2010 г.

 

Заведующий кафедрой: к.ю.н., старший преподаватель Дмитриев Д.Б.

 

УМК утверждён ученым советом ПИ ЮФУ пр. № ______ от «_____» __________________

 

 

Председатель ученого совета ПИ ЮФУ, В.И. Мареев

руководитель ПИ ЮФУ, профессор


 

Учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине «Экологическое право» разработан в соответствии с требованиями к учебно-методическому обеспечению учебного процесса, определенными Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030501 «Юриспруденция», а также Положением «Об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины учебного плана специальности (направления)», утвержденного на заседании Ученого Совета ЮФУ от 25 ноября 2005 года, протокол №9.

Настоящий УМК создан в целях повышения качества преподавания и учебно-методического обеспечения учебной дисциплины «Экологическое право», внедрения в учебный процесс последних достижений науки и практики. Комплекс сформирован на модульной основе с диагностико-квалиметрическим обеспечением. В нем учтены последние изменения в законодательстве. Доступно освещены основные положения экологического права. Представленный комплект учебных, учебно-методических, дидактических материалов предназначен для оказания помощи студентам всех форм обучения в изучении учебного курса «Экологическое право», и может использоваться как в рамках аудиторных занятий слушателей, так и самостоятельной подготовки обучающихся.



 


Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………………………...
2. Учебно-тематические планы дисциплины………………………………
3. Научное обоснование методики изучения дисциплины «Экологическое право»…………………………………………………….  
4. Описание методики выполнения деятельности (чтения лекций, ведения практического занятия, решения задач)…………………………..  
5. Учебный модуль 1. «Экологическое право (Общая часть)»…………
6. Планы семинарских занятий к модулю 1……………………………….
7. Тесты рубежного контроля к модулю 1…………………………………
8. Учебный модуль 2. «Экологическое право (Особенная часть)»………
9. Планы семинарских занятий к модулю 2………………………………..
10. Тесты рубежного контроля к модулю 2…………………………………
11. Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины
12.Рекомендуемая литература……………………………………………….
13.Вопросы для подготовки к экзамену….…………………………………
14. Глоссарий………………………………………………………………….
   

Пояснительная записка

Место в образовательной программе специальности (направления).Дисциплина «Экологическое право», разработанная в соответствии с Государственным образовательным стандартом, входит в цикл основных дисциплин и является одним из профилирующих курсов для студентов четвертого курса очного отделения специальности 030501 «Юриспруденция», призванных сформировать профессиональные умения и навыки специалистов высшей квалификации для работы в современных условиях. Её изучение предполагает глубокое знание не только экологического законодательства, но и специальной литературы, зарубежного законодательства. Лишь такой подход студента к изучению настоящей дисциплины можно считать предпосылкой успешной работы в системе правоохранительных органов, в судах, адвокатуре и т.д.

Федеральный компонент

Предмет и система экологического права; объекты эколо­гических отношений: история правового регулирования эко­логических отношений; становление и основные этапы разви­тия экологического права; нормы экологического права и экологические правоотношения; источники экологического права; право собственности на природные ресурсы; правовые формы использования природных ресурсов; правовая охрана природных объектов; организационный механизм охраны ок­ружающей природной среды; экономические механизмы ох­раны окружающей природной среды; ответственность за эко­логические правонарушения; правовые формы возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением; эко­логические требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов; экологиче­ские требования при эксплуатации объектов; правовая охрана окружающей среды городов и других населенных пунктов; правовой режим природно-заповедного фонда; правовой ре­жим природы курортных, лечебно-оздоровительных и рек­реационных зон; правовой режим зон чрезвычайной экологи­ческой ситуации и зон экологического бедствия; междуна­родно-правовой механизм охраны окружающей природной среды; правовая охрана окружающей природной среды в за­рубежных странах.

Целью изучения дисциплины «Экологическое право» является формирование у студентов базовых знаний, умений и навыков, необходимых в практической (профессиональной) деятельности в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

В результате изучения дисциплины у студентов формируется сумма теоретических сведений, необходимых для становления собственной правовой культуры и научного мировоззрения в сфере применения экологического права.

Основными задачами изучения настоящей дисциплины являются:

- освоение нормативной, учебной и монографической литературы;

- обеспечение усвоения студентами положений теории экологического права;

- получение знаний об эколого-правовых явлениях, эколого-правовом регулировании отношений по использованию и охране окружающей среды;

- формирования способности самостоятельно принимать решения, необходимые в правоприменительной деятельности по обеспечению экологической безопасности.

Выполнение задач обучения возможно лишь при условии изучения ФЗ «Об охране окружающей среды» и других нормативных актов РФ и субъектов РФ, учебно-методических материалов кафедры и других вузов, и рекомендуемой специальной литературы.

Для усвоения дисциплины «Экологическое право» студенты должны обладать профессиональными компетенциями, полученными в результате изучения смежных учебных дисциплин – «Теория государства и права», «Конституционное право», «Уголовное право», «Административное право». При этом экологическое право активно задействует понятийный аппарат смежных дисциплин, их научные теории, реципирует нормы, идеи и принципы международного экологического права, активно развивается и совершенствуется в соответствии с реалиями общественной жизни.

К базовым профессиональным компетенциям, необходимым для освоения вопросов экологического права относятся:

- знание теоретических основ правового регулирования системы отечественного права;

- знание Конституции Российской Федерации как основы экологического законодательства;

- обладание навыками анализа нормативно-правового материала;

- овладение нормами действующего экологического законодательства РФ;

- ознакомление с основными проблемами в теории и практике применения экологического законодательства, умение их анализировать и находить способы преодоления;

- овладение навыками применения эколого-правовых норм в конкретных жизненных ситуациях.

В результате изучения отраслевого института «Экологическое право» студенты должны овладеть следующими профессиональными компетенциями:

- знать предмет экологического права, место экологического права в системе российского права, его значение в современных условиях, содержание экологического права, действующее природоохранное и природоресурсное законодательство;

- уметь толковать и применять нормы экологического права;

- уметь правильно квалифицировать ситуации в сфере экологических правоотношений.

- использовать современную литературу по эколого-правовой тематике, юридическую периодику, монографии и комментарии законодательных и иных нормативных актов. Рекомендуется также постоянное обращение к реальной судебной практике, для чего следует использовать Бюллетень Верховного Суда РФ, информационно-правовые системы Консультант плюс, Гарант, Государственную автоматизированную систему (ГАС) «Правосудие».

Учебно-методический комплекс, включает модули, объединяемые общностью отношений, регулируемых нормами экологического права. Каждый модуль представляет собой классически структурированный, компактно подобранный учебный материал. При этом каждый модуль содержит комплексную цель, объединяющую содержание модуля на компетентностной основе; краткое проблемное изложение программного материала; задание, позволяющее обеспечить достижение студентом комплексной цели; стандартизированные дидактические тесты рубежного контроля, содержащие компетентностно-ориентированные задания; перечень рекомендуемой литературы, позволяющей более глубоко изучить сферу эколого-правового регулирования общественных отношений.

В структуру УМК включены научное обоснование методики изучения дисциплины экологического права; описание методики выполнения деятельности (чтение лекций, ведение практического занятия, решение задач); методические рекомендации по самостоятельной работе студентов с контрольными вопросами, заданиями, перечнями литературы и вопросов к экзамену (зачету); глоссарий.


2.Учебно-тематические планы дисциплины

Очное отделение

Наименование разделов и тем Аудиторные занятия
    Всего Лекции Семи нары   Самостоят. работа  
  Модуль 1. Экологическое право (Общая часть)        
Тема 1.1. Экологическое право, как отрасль права. Принципы экологического права.  
Тема 1.2. Источники экологического права.
Тема 1.3. Конституционные права граждан в области охраны окружающей среды. Экологические обязанности граждан.  
Тема 1.4. Объекты экологического права.  
Тема 1.5. Право собственности на природные объекты. Право природопользования.
Тема 1.6. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды. Экологическое управление в РФ.
Тема 1.7.Экологическая экспертиза проектов.  
Тема 1.8. Правовые основы нормирования и стандартизации в охране окружающей природной среды. Правовые основы информационного обеспечения состояния окружающей природной среды и ее правовой охраны.              
Тема 1.9. Экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды.
Тема 1.10. Правовые основы экологического контроля.  
Тема 1.11. Юридические правонарушения в области охраны окружающей среды.
Тема 1.12. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
Тема 1.13.Правовые формы возмещения вреда в сфере экологопользования.    
  Модуль 2. Экологическое право (Особенная часть)        
Тема 2.1.Горное право.
Тема 2.2.Водное право.
Тема 2.3. Лесное право.
Тема 2.4.Фаунистическое право.
Тема 2.5. Воздушное право.
Тема 2.6.Эколого-правовая защита особо охраняемых природных объектов и комплексов.
Тема 2.7. Эколого-правовой режим экологически неблагополучных территорий.  
Тема 2.8. Международное экологическое право: понятие и принципы.
  Итого:
  Форма итогового контроля Экзамен

Заочное отделение

Наименование разделов и тем Аудиторные занятия
    Всего Лекции Семи нары Самост. работа
  Модуль 1. Экологическое право (Общая часть)        
Тема 1.1. Экологическое право, как отрасль права. Принципы экологического права.  
Тема 1.2. Источники экологического права.
Тема 1.3. Конституционные права граждан в области охраны окружающей среды. Экологические обязанности граждан.  
Тема 1.4. Объекты экологического права.  
Тема 1.5. Право собственности на природные объекты. Право природопользования.
Тема 1.6. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды. Экологическое управление в РФ.
Тема 1.7.Экологическая экспертиза проектов.  
Тема 1.8. Правовые основы нормирования и стандартизации в охране окружающей природной среды. Правовые основы информационного обеспечения состояния окружающей природной среды и ее правовой охраны.              
Тема 1.9. Экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды.
Тема 1.10. Правовые основы экологического контроля.  
Тема 1.11. Юридические правонарушения в области охраны окружающей среды.  
Тема 1.12. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
Тема 1.13. Правовые формы возмещения вреда в сфере экологопользования.  
  Модуль 2. Экологическое право (особенная часть)        
Тема 2.1.Горное право.  
Тема 2.2.Водное право.  
Тема 2.3. Лесное право.  
Тема 2.4.Фаунистическое право.  
Тема 2.5. Воздушное право.  
Тема 2.6.Эколого-правовая защита особо охраняемых природных объектов и комплексов.
Тема 2.7. Эколого-правовой режим экологически неблагополучных территорий.  
Тема 2.8. Международное экологическое право: понятие и принципы.  
  Итого:
  Форма итогового контроля Экзамен

 

3.Научное обоснование методики изучения отрасли экологического права

Процесс изучения отрасли экологического права строится на основе знаний, ранее полученных студентами после освоения таких специальных дисциплин, как «Теория государства и права», «Конституционное право», «Уголовное право», «Административное право», «Муниципальное право». При этом экологическое право активно задействует их понятийный аппарат, и научные теории. Образовательный процесс базируется на основе целесообразности формирования профессионального юридического мышления, а также удовлетворения познавательных потребностей студентов, являющихся основными компонентами мотивации при формировании специфических навыков и подходов в рамках повышения и углубления правовых знаний специалистов, получающих высшее профессиональное образование. Обучение происходит путем активизации образовательного процесса с учетом внедрения инновационных приемов и способов обучения при одновременном использовании традиционных методик.

Освоение дисциплины экологического права предполагает овладение обучающимися теоретическими знаниями о структурной организации элементов отрасли экологического права, и их признаков. Это предполагает постепенное изучение соответствующего комплекса нормативных правовых актов, первоочередное значение среди которых отводится действующему ФЗ «Об охране окружающей среды». Уяснение нормативного материала дополняется учебной литературой по экологическому праву, а также специальной научной литературой, среди которой особое место занимают проблемные научные статьи по данной тематике. В свою очередь, методика преподавания включает определенное количество практических заданий, по выявлению полученных студентами знаний в процессе обучения. Помимо этого, действующее законодательство в сфере эколого-правового регулирования имеет постоянную тенденцию к совершенствованию. В связи с этим практические и лекционные занятия допускают элементы обсуждения перспектив динамики развития нормативно-правового регулирования, а также материалов административной и судебной практики.

Такой подход к процессу обучения обеспечивается:

1. Проведением лекционных и семинарских занятий с постановкой проблемных вопросов, допускающих возникновение дискуссий, что предполагает активное включение студентов в образовательный процесс.

2. Организацией образовательного процесса на семинарских занятиях в форме: научно-теоретических сообщений по отдельным актуальным вопросам экологического права; решения задач, позволяющих продемонстрировать полученные знания на конкретных примерах; ролевых игр, демонстрирующих уровень профессиональной подготовки студентов к практической работе; тестирования, позволяющего выявить недостатки в подготовке студентов к конкретной теме занятия.

Достижение комплексной цели каждого модуля происходит в процессе выполнения задания, которое должно раскрывать целесообразность освоения структурных элементов учебной программы. Однако измерить степень компетентности обучающихся можно только с помощью дидактических тестов, состоящих из заданий средней трудности.


Описание методики выполнения деятельности (чтения лекций, ведения семинарского занятия, решения задач)

Методика чтения лекцийосновывается на логическом изложении нормативно-правового материала с учетом теоретических положений современного состояния научных концепций по данной тематике. Лекционные занятия допускают возможность дискуссионного обсуждения основных положений нормативно-правового регулирования с привлечением студентов. При этом выявляются текущие и остаточные знания студентов по усвоению нормативного и учебного материала по смежным дисциплинам. В ходе дискуссий ставятся проблемные вопросы развития действующего экологического законодательства и выявляются возможные перспективы его совершенствования. Тем самым у обучающихся вырабатывается мульти-аспектное правовое мышление, приобретаются практические навыки по выявлению главных аспектов в конкретных юридических ситуациях, связанных с эколого-правовым регулированием общественных отношений. Лекционные занятия могут дополняться демонстрацией презентаций, концентрирующих внимание студентов на ключевых моментах лекционного материала.

Методика проведения семинарского занятияосновывается на активизации учебных, научных и юридических знаний студентами по конкретным вопросам соответствующих модулей. Проведение семинарского занятия может происходить по традиционной процедуре, заключающейся в демонстрации студентами на занятиях самостоятельно усвоенного материала и объема нормативных правовых актов. В этом случае отдельные студенты освещают предварительно подготовленные вопросы занятия, после чего аудитория обсуждает их уровень и, при необходимости, ответы дополняются, либо отмечаются их недостатки под руководством преподавателя, ведущего занятие. Методика также может строиться на основе практических заданий и контрольных вопросов, которые задаются преподавателем в пределах тематики соответствующего модуля, к которому студенты готовились по вопросам семинарского занятия. В этом случае проверяется уровень усвоенных знаний и готовность студентов анализировать нормативно-правовую базу конкретного модуля в пределах этих знаний. Работа на семинарском занятии может дополняться тестированием и подготовкой студентами сообщений, рефератов и докладов, которые впоследствии оцениваются преподавателем, в результате чего тот может сделать вывод об уровне подготовленности конкретного студента к занятию. При этом возможно проведение семинарского занятия в форме деловой игры (заседания суда, обращения в органы прокуратуры, консультации адвоката и т.п.) Участие студентов в семинарских занятиях является важнейшей составной частью всего процесса изучения дисциплины «Экологическое право». Целью семинарских занятий является закрепление материала, который дается студентам на лекциях и который они получают в процессе самостоятельной работы. Кроме того, в ходе семинарских занятий студенты приобретают дополнительные знания, более углубленно усваивают отдельные, наиболее сложные проблемы курса, учатся излагать предварительно пройденный материал, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию, применять полученные знания для решения практических вопросов. Именно семинарские занятия во многом обеспечивают должное знание необходимых материалов и успешную сдачу экзамена.

Подготовка к семинарским занятиям включает в себя ознакомление с содержанием настоящих планов семинарских занятий, изучение другой учебно-методической литературы, учебников, пособий, научной литературы. При подготовке к семинарским занятиям следует также конспектировать и изучать лекционный материал, учебную и научную литературу, законодательство, иные нормативные правовые акты, судебную практику.

Студентам необходимо заблаговременно знакомиться с вопросами, которые будут рассматриваться на семинарских занятиях, подготавливать ответы на них и, при затруднениях, обращаться с вопросами к преподавателю, ведущему семинарские занятия. При пропуске студентом семинарских занятий, их темы должны быть отработаны индивидуально. Отработка по согласованию с преподавателем может осуществляться в форме конспектирования тем, подготовки рефератов, письменных и устных ответов по отдельным вопросам. При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки наиболее важного материала, в частности основных понятий, определений и выводов, а также положений, содержащих ответы на вопросы, затронутые в ходе лекций и семинаров.

При решении задач в ходе семинарских занятий студент должен показать умение использовать теоретический и законодательный материал для практического разрешения правовых проблем. При решении задачи необходимо изучить ее условия, уяснить, на какие вопросы требуются ответы, которые должны быть исчерпывающими. Аргументировать позицию целесообразно ссылками на закон, постановления Пленумов Верховного Суда, теоретические разработки. Желательно формулировать собственную позицию. В случае, если по условиям задачи возможно несколько решений, следует разобрать все возможные варианты. Решение задач будет способствовать приобретению умения ориентироваться в законодательстве, других нормативных правовых актах и использованию их положений для правильного аргументированного решения вопросов.

Выступления на семинарских занятиях должны с достаточной степенью полноты раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию, так же как и при решении задач, следует аргументировать, используя при этом ссылки на точки зрения, излагаемые в литературе, на законодательные и иные нормативные правовые источники.

Семинар предполагает творческие дискуссии, активный обмен мнениями по поставленным вопросам, обсуждение сообщений, фиксированные выступления. На семинарских занятиях может быть использована и система докладов. Оптимальная продолжительность доклада по одному вопросу – до 15-20 минут. В дискуссии по обсуждаемому вопросу могут принимать участие все желающие.

Методика проведения тестирования.Тестовые задание используются для проведения проверки полученных знаний по дисциплине «экологическое право». При этом они применяются в целях проверки текущих знаний в ходе освоения отдельных элементов (модулей) данной отрасли права. Ход тестирования предназначен для контроля самостоятельной работы студентов и уровней усвоения ими учебного материала. Тем самым происходит стимулирование обучающихся к получению более глубоких знаний по изучаемому предмету, что в свою очередь является шагом на пути к получению искомой специальности «Юриспруденция». Результаты каждого этапа должны обсуждаться в ходе семинарских занятий, анализироваться как преподавателем, так и студентами, чтобы выявить пробелы необходимого уровня знаний. Перед проведением тестирования студенты должны быть ознакомлены с критериями оценки полученных результатов.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.