Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Практические и семинарские занятия – 2 часа

Занятие 1.

Отрабатываемые вопросы:

1. Понятие, предмет, методы экологического права.

2. Система экологического права.

3. Основные принципы экологического права.

4. Экологические права граждан.

 

Форма проведения занятий: заслушивание докладов.

 

Самостоятельная работа студентов*.

Подготовка реферата. Темы рефератов содержатся в разделе 4.1.

Управление самостоятельной работой студента.

Консультации при подготовке рефератов.

 

*Задания для самостоятельной работы студентов выполняются перед практическим занятием при наличии такого по соответствующему модулю.

Модуль 2. Право собственности на природные ресурсы.

Право природо­пользования

Практические и семинарские занятия – 2 часа

Занятие 1.

Форма работы: решение задач.

Отрабатываемые вопросы:

Понятие и содержание собственности на природные объекты.

Право государственной собственности на природные объекты.

Право муниципальной собственности на природные объекты.

Право частной собственности на природные объекты.

Понятие и содержание права природопользования.

Условия и порядок предоставления в частную собственность природных объектов и ресурсов.

 

Задача 1. Верховный Совет республики Горный Алтай принял решение об объявле­ний реки Катунь – притока Оби – собственностью республики. Одновременно ре­шением высшего представительного органа республики было приватизировано строительство Катунской ГЭС.

Соответствуют ли федеральным законам и Конституции РФ эти решения республики Горный Алтай?

 

Задача 2. Высший представительный орган одного из субъектов федерации принял решение, которым в соответствии со ст. 9 Конституции РФ, закрепляющей право собственности на землю и другие природные ресурсы, объявил атмосферный воз­дух высотой воздушного столба до 12 км собственностью субъекта федерации и установил плату за использование этой части воздушного бассейна в качестве природного ресурса. Прокурор опротестовал данное решение и предложил его отменить как противоречащее закону.



Каково ваше мнение? Обоснуйте его.

 

Задача 3. Проанализируйте природные ресурсы по следующим направлениям: какие из них могут быть объектами права собственности, и какой из форм собственности. Результаты оформите в виде таблицы.

 

Вид природного ресурса Форма собственности Нормативный правовой акт
     

Самостоятельная работа студентов.

Форма работы:решение задач

Управление самостоятельной работой студента.

Консультации при подготовке решения задач.

 

Модуль 3. Система мер охраны окружающей среды. Правовые основы экологического нормирования

Теоретические занятия (лекция) - 2 часа.

Лекция 1. Система мер охраны окружающей среды. Правовые основы экологического нормирования. Информационная лекция

Структура

1. Система мер (механизмов) охраны окружающей среды (идеологические, экономические, ор­ганизационные, заповедные, правовые и международно-правовые) и их основные элементы.

2. Понятие нормирования и стандартизации в области природопользования и охраны окружающей среды. Система экологических нормативов и стандартов.

3. Нормативы качества окружающей среды и их виды.

4. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Их виды.

5. Иные нормативы в области охраны окружающей среды. Государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды.

Ключевыми понятиями данной темы являются механизм охраны окружающей среды, нормирование, стандартизация, нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду

 

Одним из центральных правовых институтов экологического права явля­ется нормирование в сфере охраны окружающей среды. Сущ­ность этого института обусловлена характером воздействия на окружающую среду человеческого общества, которое не может существовать и развиваться, не воздействуя на природу. Антропогенное воздействие, как правило, отрицательно сказывается на состоянии окружающей среды. Для того чтобы сохранить природу, качество которой было бы благоприятным для человека, нужно определить пределы такого воздействия. Статья 1 Закона об охране окружающей среды определяет нормативы в области охраны окружающей среды (природоохранные нормативы) как установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении кото­рых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие. Нормативы в данной сфере отражают как состояние при­родной среды, так и допустимый уровень вредного воздействия на природу. Фактически нормативы являются правовым спосо­бом закрепления допустимой степени вредного воздействия хозяйственной деятельности на природу, при котором она не теряет возможности самовосстановления и является относитель­но благоприятной для человека.

Установление нормативов в сфере охраны окружающей сре­ды – вынужденная мера правового регулирования охраны при­роды. Виды и степень негативного антропогенного воздействия на окружающую среду зависят от уровня развития науки и тех­ники, от того, насколько производственные и технологические; процессы влияют на природу. Современный уровень научно-технического развития общества не позволяет полностью уст­ранить воздействие промышленности, сельского хозяйства, транспорта на природную среду, поскольку не существует тех­ники и технологий, применение которых не оказывало бы влияния на нее. Применение же нормативов в сфере охраны окружающей среды позволяет, по крайней мере, уменьшить степень этого воздействия.

Нормирование в рассматриваемой области осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на природу, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспече­ние экологической безопасности. Суть нормирования заключается в установлении нормативов качества окружающей сре­ды, нормативов допустимого воздействия на окружающую сре­ду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а так­же государственных стандартов и иных нормативных докумен­тов в области охраны окружающей среды (ст. 19 Закона об ох­ране окружающей среды).

Правовое значение нормативов охраны окружающей среды состоит в том, что они являются критерием оценки правомерно­сти поведения субъектов экологических правоотношений, определяют степень эффективности выполнения эколого-правовых предписаний. В этом качестве указанные нормативы игра­ют очень важную роль при проведении экологической экспертизы, решении вопросов применения мер ответственно­сти за нарушение законодательства об охране окружающей среды и др. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйствен­ной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством (ст. 22 Закона об охране окружающей среды). Правовая природа нормирования в сфере охраны окружающей среды весьма специфична. Нормирование представляет «собой нормативно-правовое закрепление результатов научных исследований последствий антропогенного воздействия хозяй­ственной и иной деятельности на природу. Сами результаты научных исследований не носят обязательного правового ха­рактера. Они становятся таковыми после их утверждения соот­ветствующими государственными органами. Эти нормативы обладают юридической силой, их соблюдение обязательно для соответствующих субъектов природоохранительных отношений, превышение нормативов, безусловно, свидетельствует о наруше­нии природоохранительного законодательства.

В экологическом праве традиционно считалось, что в осно­ве нормативов лежат три показателя: медицинский (пороговый уровень угрозы здоровью человека его генетической програм­ме), технологический (способность экономики обеспечить вы­полнение установленных пределов воздействия на человека и среду его жизни) и научно-технический (возможность научно-технических средств контролировать соблюдение пределов воз­действия по всем его параметрам). Однако Закон об охране окружающей среды исключил медицинский показатель как одну из основ нормирования, что малоубедительно с общих позиций смысла и целей экологического законодательства.

Нормирование в сфере охраны окружающей среды осуществляется применительно к отдельным природным объектам и видам вредных воздействий.

Экологическое нормирование – это особый вид правотворческой деятельности специально уполномоченных на то государствен­ных органов в пределах определенной для них компетенции, позво­ляющий установить пределы допустимого негативного воздей­ствия на окружающую природную среду с учетом современного уровня развития науки и техники.

Порядок разработки и утверждения экологических нормати­вов. Нормирование в сфере охраны окружающей среды осу­ществляется в порядке, который устанавливается Правитель­ством РФ (ст. 19 Закона об охране окружающей среды). Поря­док разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресур­сов, размещения отходов утвержден постановлением Прави­тельства РФ от 3 августа 1992 г. № 545. Предусмотрено, что экологические нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов Министерством природных ресурсов РФ, другими специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с их компетенцией.

Нормативные объемы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду (предельно допусти­мые и временно согласованные), предельного использования (изъятия) природных ресурсов устанавливаются конкретным предприя­тиям, учреждениям и организациям – природопользователям органами Минприроды России и другими специально уполномоченны­ми органами.

Проекты указанных нормативов разрабатываются пред приятиями, учреждениями и организациями – природопользователями с учетом предложений органов местного самоуп­равления, научных учреждений, общественных организаций и мнением населения. При установлении этих нормативов дол­жны учитываться передовые достижения науки и техники в области рационального и комплексного использования при­родных ресурсов и охраны окружающей природной среды, технико-экономические возможности предприятий, учреждений и организаций – природопользователей, природно-климатические особенности территорий. Предприятиям, учреждениям и организациям -природопользователям устанавливаются нормативные объемы предельно допустимых и временно со­гласованных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду с указанием этапов и сроков до­стижения нормативов предельно допустимых выбросов и сбро­сов.

Лимиты использования природных ресурсов устанавливают­ся на определенный срок по каждому виду используемых (изы­маемых) природных ресурсов и могут пересматриваться с уче­том развития техники, усовершенствования технологических процессов, изменения потребности в данном виде ресурса и его состояния, а также других факторов. В соответствии с установ­ленными нормативами предприятиям, учреждениям и организациям – природопользователям выдается разрешение на выбро­сы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную сре­ду, пользование (изъятие) природных ресурсов.

Виды нормативов в области охраны окружающей природной сре­ды. Законодательство об охране окружающей среды устанавливает экологические нормативы, законодательство о санитарно-эпидеми­ологическом благополучии населения – санитарно-эпидемиологи­ческие нормативы, законодательство о градостроительстве – стро­ительные и градостроительные нормативы. Отдельную группу со­ставляют рыбохозяйственные нормативы. В иных случаях применяются производственно-технические и другие нормативы.

Соблюдение требований, предусмотренных в экологических нормативах, прямо или косвенно должно обеспечить соответ­ствующее качество окружающей среды и охрану здоровья насе­ления. Поэтому указанные нормативы подразделяются на три основных вида:

- нормативы качества окружающей среды,

- норма­тивы допустимого воздействия на окружающую среду,

- иные нор­мативы в области охраны окружающей среды.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.