Практические и семинарские занятия – 2 часа Занятие 1.
Отрабатываемые вопросы:
1. Понятие, предмет, методы экологического права.
2. Система экологического права.
3. Основные принципы экологического права.
4. Экологические права граждан.
Форма проведения занятий: заслушивание докладов.
Самостоятельная работа студентов*.
Подготовка реферата. Темы рефератов содержатся в разделе 4.1.
Управление самостоятельной работой студента.
Консультации при подготовке рефератов.
*Задания для самостоятельной работы студентов выполняются перед практическим занятием при наличии такого по соответствующему модулю.
Модуль 2. Право собственности на природные ресурсы.
Право природопользования
Практические и семинарские занятия – 2 часа
Занятие 1.
Форма работы: решение задач.
Отрабатываемые вопросы:
Понятие и содержание собственности на природные объекты.
Право государственной собственности на природные объекты.
Право муниципальной собственности на природные объекты.
Право частной собственности на природные объекты.
Понятие и содержание права природопользования.
Условия и порядок предоставления в частную собственность природных объектов и ресурсов.
Задача 1. Верховный Совет республики Горный Алтай принял решение об объявлений реки Катунь – притока Оби – собственностью республики. Одновременно решением высшего представительного органа республики было приватизировано строительство Катунской ГЭС.
Соответствуют ли федеральным законам и Конституции РФ эти решения республики Горный Алтай?
Задача 2. Высший представительный орган одного из субъектов федерации принял решение, которым в соответствии со ст. 9 Конституции РФ, закрепляющей право собственности на землю и другие природные ресурсы, объявил атмосферный воздух высотой воздушного столба до 12 км собственностью субъекта федерации и установил плату за использование этой части воздушного бассейна в качестве природного ресурса. Прокурор опротестовал данное решение и предложил его отменить как противоречащее закону.
Каково ваше мнение? Обоснуйте его.
Задача 3. Проанализируйте природные ресурсы по следующим направлениям: какие из них могут быть объектами права собственности, и какой из форм собственности. Результаты оформите в виде таблицы.
Вид природного ресурса
| Форма собственности
| Нормативный правовой акт
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов.
Форма работы:решение задач
Управление самостоятельной работой студента.
Консультации при подготовке решения задач.
Модуль 3. Система мер охраны окружающей среды. Правовые основы экологического нормирования
Теоретические занятия (лекция) - 2 часа.
Лекция 1. Система мер охраны окружающей среды. Правовые основы экологического нормирования. Информационная лекция
Структура
1. Система мер (механизмов) охраны окружающей среды (идеологические, экономические, организационные, заповедные, правовые и международно-правовые) и их основные элементы.
2. Понятие нормирования и стандартизации в области природопользования и охраны окружающей среды. Система экологических нормативов и стандартов.
3. Нормативы качества окружающей среды и их виды.
4. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Их виды.
5. Иные нормативы в области охраны окружающей среды. Государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды.
Ключевыми понятиями данной темы являются механизм охраны окружающей среды, нормирование, стандартизация, нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду
Одним из центральных правовых институтов экологического права является нормирование в сфере охраны окружающей среды. Сущность этого института обусловлена характером воздействия на окружающую среду человеческого общества, которое не может существовать и развиваться, не воздействуя на природу. Антропогенное воздействие, как правило, отрицательно сказывается на состоянии окружающей среды. Для того чтобы сохранить природу, качество которой было бы благоприятным для человека, нужно определить пределы такого воздействия. Статья 1 Закона об охране окружающей среды определяет нормативы в области охраны окружающей среды (природоохранные нормативы) как установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие. Нормативы в данной сфере отражают как состояние природной среды, так и допустимый уровень вредного воздействия на природу. Фактически нормативы являются правовым способом закрепления допустимой степени вредного воздействия хозяйственной деятельности на природу, при котором она не теряет возможности самовосстановления и является относительно благоприятной для человека.
Установление нормативов в сфере охраны окружающей среды – вынужденная мера правового регулирования охраны природы. Виды и степень негативного антропогенного воздействия на окружающую среду зависят от уровня развития науки и техники, от того, насколько производственные и технологические; процессы влияют на природу. Современный уровень научно-технического развития общества не позволяет полностью устранить воздействие промышленности, сельского хозяйства, транспорта на природную среду, поскольку не существует техники и технологий, применение которых не оказывало бы влияния на нее. Применение же нормативов в сфере охраны окружающей среды позволяет, по крайней мере, уменьшить степень этого воздействия.
Нормирование в рассматриваемой области осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на природу, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Суть нормирования заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды (ст. 19 Закона об охране окружающей среды).
Правовое значение нормативов охраны окружающей среды состоит в том, что они являются критерием оценки правомерности поведения субъектов экологических правоотношений, определяют степень эффективности выполнения эколого-правовых предписаний. В этом качестве указанные нормативы играют очень важную роль при проведении экологической экспертизы, решении вопросов применения мер ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды и др. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством (ст. 22 Закона об охране окружающей среды). Правовая природа нормирования в сфере охраны окружающей среды весьма специфична. Нормирование представляет «собой нормативно-правовое закрепление результатов научных исследований последствий антропогенного воздействия хозяйственной и иной деятельности на природу. Сами результаты научных исследований не носят обязательного правового характера. Они становятся таковыми после их утверждения соответствующими государственными органами. Эти нормативы обладают юридической силой, их соблюдение обязательно для соответствующих субъектов природоохранительных отношений, превышение нормативов, безусловно, свидетельствует о нарушении природоохранительного законодательства.
В экологическом праве традиционно считалось, что в основе нормативов лежат три показателя: медицинский (пороговый уровень угрозы здоровью человека его генетической программе), технологический (способность экономики обеспечить выполнение установленных пределов воздействия на человека и среду его жизни) и научно-технический (возможность научно-технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем его параметрам). Однако Закон об охране окружающей среды исключил медицинский показатель как одну из основ нормирования, что малоубедительно с общих позиций смысла и целей экологического законодательства.
Нормирование в сфере охраны окружающей среды осуществляется применительно к отдельным природным объектам и видам вредных воздействий.
Экологическое нормирование – это особый вид правотворческой деятельности специально уполномоченных на то государственных органов в пределах определенной для них компетенции, позволяющий установить пределы допустимого негативного воздействия на окружающую природную среду с учетом современного уровня развития науки и техники.
Порядок разработки и утверждения экологических нормативов. Нормирование в сфере охраны окружающей среды осуществляется в порядке, который устанавливается Правительством РФ (ст. 19 Закона об охране окружающей среды). Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов утвержден постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. № 545. Предусмотрено, что экологические нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов Министерством природных ресурсов РФ, другими специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с их компетенцией.
Нормативные объемы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду (предельно допустимые и временно согласованные), предельного использования (изъятия) природных ресурсов устанавливаются конкретным предприятиям, учреждениям и организациям – природопользователям органами Минприроды России и другими специально уполномоченными органами.
Проекты указанных нормативов разрабатываются пред приятиями, учреждениями и организациями – природопользователями с учетом предложений органов местного самоуправления, научных учреждений, общественных организаций и мнением населения. При установлении этих нормативов должны учитываться передовые достижения науки и техники в области рационального и комплексного использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды, технико-экономические возможности предприятий, учреждений и организаций – природопользователей, природно-климатические особенности территорий. Предприятиям, учреждениям и организациям -природопользователям устанавливаются нормативные объемы предельно допустимых и временно согласованных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду с указанием этапов и сроков достижения нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов.
Лимиты использования природных ресурсов устанавливаются на определенный срок по каждому виду используемых (изымаемых) природных ресурсов и могут пересматриваться с учетом развития техники, усовершенствования технологических процессов, изменения потребности в данном виде ресурса и его состояния, а также других факторов. В соответствии с установленными нормативами предприятиям, учреждениям и организациям – природопользователям выдается разрешение на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, пользование (изъятие) природных ресурсов.
Виды нормативов в области охраны окружающей природной среды. Законодательство об охране окружающей среды устанавливает экологические нормативы, законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения – санитарно-эпидемиологические нормативы, законодательство о градостроительстве – строительные и градостроительные нормативы. Отдельную группу составляют рыбохозяйственные нормативы. В иных случаях применяются производственно-технические и другие нормативы.
Соблюдение требований, предусмотренных в экологических нормативах, прямо или косвенно должно обеспечить соответствующее качество окружающей среды и охрану здоровья населения. Поэтому указанные нормативы подразделяются на три основных вида:
- нормативы качества окружающей среды,
- нормативы допустимого воздействия на окружающую среду,
- иные нормативы в области охраны окружающей среды.
|