Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Практические и семинарские занятия – 2 часа

Занятие 1.

Форма проведения занятий: решение задач, разбор кейсов.

Отрабатываемые вопросы:

1. Понятие и основные функции управления в области природопользования и охраны окружающей среды.

2. Система органов управления природопользованием и охраной окружающей среды (органы общей и специальной компетенции).

3. Государственный учет природных объектов и ресурсов. Государственные кадастры природных ресурсов и их виды.

4. Понятие и виды экологического контроля. Экологический мониторинг.

5. Понятие, принципы и виды государственной экологической экспертизы.

 

1. В прокуратуру обратился директор швейной фабрики с жалобой, из которой следует, что он и шесть сотрудников фабрики в выходной день во время отдыха в лесу разожгли костер. Огонь охватил ближайшую территорию, в результате чего сгорело несколько деревьев и кустарников. За это начальник отдела охраны и защиты леса областного комитета природных ресурсов наложил на него штраф в размере 25 минимальных размеров оплаты труда, а на каждого из шести работников фабрики – в размере 10 минимальных размеров оплаты труда. Кроме того, лесхоз направил в районный суд исковое заявление о взыскании с виновных 49 тысяч рублей в возмещение нанесенного пожаром ущерба. Директор полагает, что их дважды наказали за одно правонарушение, и просит прокурора восстановить справедливость.

Соответствуют ли закону действия лесной охраны? Дайте ответ по существу жалобы.

2. Житель с. Федоровка Семин вывез в лес бытовой мусор и свалил его в бере­зовой роще. Задержавшему его егерю охотхозяйства он пояснил, что так делают все жители села.



Какое нарушение закона он совершил? Составьте про­токол о совершении правонарушения.

3. Выявите критерии и проведите сравнительный анализ различных видов экологического контроля.

4. Сравните государственную и общественную экологическую экспертизу. Ответ представьте в виде таблицы.

Критерии Государственная ЭЭ Общественная ЭЭ
Субъекты    
Объекты    
Порядок проведение    
Значение результатов    

5. Представитель природоохранного органа вынес постановление о привлечении директора ООО «Алмаз» к административной ответственности за то, что данная организация не осуществляла экологический мониторинг.

Оцените правомерность такого решения.

Самостоятельная работа студентов.

Форма работы:

1) решение задач;

2) решение тестовых заданий.

Тест

1. К числу органов специальной компетенции в области охраны окружающей среды относят:

1) Государственная Дума РФ;

2) Правительство РФ;

3) Федеральная служба в сфере природопользования;

4) Министерство здравоохранения и социального развития.

 

2. К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области охраны окружающей среды относится:

1) обращение в суд с требованием об ограничении хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;

2) установление порядка осуществления государственного мониторинга окружающей среды;

3) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

4) верно 1 и 2;

 

3. Полномочия по осуществлению федерального контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов в настоящее время осуществляются:

1) Министерством природных ресурсов и экологии;

2) Федеральной службой по надзору в сфере природопользования;

3) Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;

4) Федеральным агентством водных ресурсов;

 

4. К полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны окружающей среды НЕ относится:

1) установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды;

2) предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

3) организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

4) организация и проведение государственной экологической экспертизы.

 

5. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны природных ресурсов является:

1) Министерство природных ресурсов и экологии РФ;

2) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

3) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;

4) Федеральное агентство по недропользованию.

 

6. Экологическую экспертизу объектов федерального уровня проводит:

1) Правительство РФ;

2) Министерство природных ресурсов и экологии РФ;

3) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

4) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

 

7. По общему правилу срок экологической экспертизы не может превышать:

1) 1 месяца;

2) 3 месяцев;

3) 6 месяцев;

4) 1 года.

 

8. Общественная экологическая экспертиза НЕ может проводиться в отношении:

1) проектов соглашений о разделе продукции;

2) проектов целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду;

3) проектов нормативно-технических документов в области охраны окружающей среды;

4) объектов, сведения о которых содержат коммерческую тайну.

 

9. Порядок проведения государственной экологической экспертизы утверждает:

1) Президент РФ;

2) Правительство РФ;

3) Министерство природных ресурсов и экологии РФ;

4) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

 

10. Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является:

1) привлечение заказчика к административной ответственности;

2) привлечение заказчика к гражданско-правовой ответственности;

3) запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы;

4) верно 1, 3.

Управление самостоятельной работой студентов

Консультации при подготовке тестовых заданий.

 

Модуль 5. Ответственность за эколо­гические правонарушения

Теоретические занятия (лекция) - 2 часа.

Лекция 1. Ответственность за экологические правонарушения

Структура

1. Понятие, сущность, функции и формы ответственности в экологическом праве.

2. Понятие и состав экологического правонарушения.

3. Уголовная ответственность за экологические преступления.

4. Административная ответственность за экологические правонарушения.

5. Дисциплинарная ответственность за экологические проступки.

 

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятныx последствиях, наступающих для нарушителя. Посредством применения юридической ответственности реализуется государственное принуждение к исполнению экологических требований. При этом важно иметь в виду, что юридическая ответственность не является единственным инструментом принуждения к их исполнению в механизме экологического права. С учетом специфики функций этого механизма такую роль играют также государственная экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, экологическая сертификация, экологический контроль, в определенной мере – экономические меры, например, платежи за негативные воздействия на окружающую среду.

Ответственность за экологические правонарушения выполня­ет ряд основных функций:

• стимулирующую к соблюдению норм экологического права;

• превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений;

• компенсационную, направленную на возмещение потерь в природной среде и возмещение вреда, причиненного здоровью че­ловека;

• карательную, заключающуюся в наказании лица, виновно­го в совершении экологического правонарушения.

Основанием возложения юридической ответственности в рас­сматриваемой сфере служит экологическое правонарушение.

Экологическое правонарушение – это противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершае­мое дееспособным субъектом, причиняющее экологичес­кий вред или создающее реальную угрозу причинения такого вреда, либо нарушающее иные права и законные интересы субъ­ектов экологического права.

Дисциплинарная ответственность за экологические правона­рушения предусмотрена в ст. 75 Закона об охране окружающей среды. Ее основания, круг субъектов и меры дисциплинарного на­казания регулируются Трудовым кодексом РФ. Дисциплинарная ответственность выражается в наложении работодателем на виновного работника дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей, связанных с природопользованием и охраной ок­ружающей среды.

Административная ответственность выражается в примене­нии компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение административного экологического правонарушения. Административным правонарушением признается посягаю­щее на экологический правопорядок, экологические права и сво­боды граждан, право собственности на природные ресурсы и по­рядок управления природопользованием и охраной окружающей среды противоправное, виновное (умышленное или неосторож­ное) действие (бездействие), которое причинило или могло при­чинить вред окружающей среде и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность1.

Регулируется применение административной ответственности Кодексом РФ об административных правонарушениях и законо­дательными актами субъектов РФ об административных правона­рушениях. Административные экологические правонарушения в названном Кодексе сформулированы в области охраны собствен­ности (гл. 7), охраны окружающей природной среды и природо­пользования (гл. 8) и в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелио­рации земель (гл. 10).

Экологическое преступление – это предусмотренное уго­ловным законом и запрещенное им под угрозой наказания ви­новное общественно опасное деяние (действие или бездейст­вие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую без­опасность населения и территорий, состоящее в непосредствен­ном противоправном использовании природных объектов (или в противоправном воздействии на их состояние) как социаль­ной ценности, что приводит к негативным изменениям состояния окружающей среды, уничтожению, повреждению ее объктов1.

Все составы преступлений, сформулированные в действующем УК РФ, с точки зрения выполняемых ими функций, относящихся к природопользованию и охране окружающей среды, можно подразделить на три группы: специальные экологические составы, смежные, дополнительные.

Специальные экологические составы сформулированы в от­дельной гл. 26 «Экологические преступления». Уголовная ответственность наступает, в частности, за:

• нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);

• нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);

• загрязнение вод (ст. 250);

• загрязнение атмосферы (ст. 251);

• загрязнение морской среды (ст. 252);

• порчу земли (ст. 254);

• нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);

• нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);

• незаконную охоту (ст. 258);

• уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259);

• другие преступления.

К специальным экологическим составам относится ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главаx Кодекса, например, нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215); сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237); жестокое обращение с животными (ст. 245); экоцид (ст. 358).

Смежными составами преступлений в области природопользо­вания и охраны окружающей среды следует считать те из них, которые выполняют экологические функции лишь при опреде­ленных обстоятельствах объективного порядка: отказ в предо­ставлении гражданину информации (ст. 140); регистрация неза­конных сделок с землей (ст. 170); терроризм (ст. 205); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216); нарушение правил безопасности на взрыво­опасных объектах (ст. 217); и др.

Некоторые составы, не являясь по своей природе экологичес­кими, при определенных обстоятельствах также могут быть ис­пользованы в целях охраны окружающей среды.

К дополнительным следует отнести ряд преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления: злоупотребление должностными пол­номочиями (ст. 285); превышение должностных полномочий (ст. 286); служебный подлог (ст. 292); халатность (ст. 293). Предусмотренные этими статьями преступления могут приме­няться напрямую к тем должностным лицам, которые своими действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей среде.

За совершение экологических преступлений УК РФ преду­сматривает следующие виды наказаний:

• штраф. Наказание в виде штрафа предусмотрено почти за все экологические преступления. Его размер зависит от характера совершенного преступления. Минимальный размер штрафа —100 минимальных размеров оплаты труда, максимальный – до 700 минимальных размеров оплаты труда;

• лишение права занимать определенные должности или за­ниматься определенной деятельностью. Такое наказание предусмотрено за многие экологические преступления. Иногда установлен и срок действия данного наказания;

• обязательные работы. Они заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Этот вид наказания предусмотрен, в частности, за уничтожение или повреждение лесов (до 240 часов);

• исправительные работы. Отбываются по месту работы осужденного, при этом из его заработка производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%. Такое наказание установлено, к примеру, за нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (до 1 года); за загрязнение атмосферы (до 2 лет); за порчу земли (до 2 лет); за на­рушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (до 2 лет);

• ограничение свободы. Оно заключается в содержании осуж­денного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора, такое наказание предусмотрено за порчу земли (до 3 лет); унич­тожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (до 3 лет);

• арест. Он заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества. Предусматривается за загрязнение вод (до 3 месяцев); за загрязнение морской среды (до 4 месяцев);

• лишение свободы на определенный срок. Данный вид наказания предусматривается за многие преступления, в том числе за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (до 5 лет); нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (от 3 до 8 лет); нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими Биологическими агентами или токсинами (от 2 до 5 лет); загряз­нение вод (до 5 лет); загрязнение атмосферы (до 3 лет); порчу земли (до 3 лет); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (до 3 лет); уничто­жение или повреждение лесов (до 8 лет). Наиболее строгая уго­ловная ответственность предусмотрена за экоцид, т.е. массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.