Экологические правоотношения (понятия, элементы, классификация). Экологические правоотношения – урегулированные правовыми нормами, в том числе возникающие на их основе, общественные экологические отношения.
Элементы экологических правоотношений:
1. объекты – то, по поводу чего складываются отношения между объектами
- компоненты природной среды в целом, либо части (невозможно замкнуть границы) или участки (замкнутые границы)
-экологические работы и экологические услуги (экологическая паспортизация, экологический аудит, экологическая сертификация)
2. субъекты
- граждане (независимо от гражданства)
- юр. лица
- РФ
- субъекты РФ
- муниципальные образования
- органы гос. власти РФ
- органы гос. власти субъектов РФ
- органы местного самоуправления
3. содержание – права и юр. обязанности
Классификация:
1. по содержанию
- правоотношения собственности
- правоотношения природопользования и охраны природных ресурсов в процессе использования
- правоотношения охраны окружающей среды
- управления природными ресурсами
- правоотношения ответственности за правонарушения.
2. по субъекту
- граждане (независимо от гражданства)
- юр. лица
- РФ
- субъекты РФ
- муниципальные образования
- органы гос. власти РФ
- органы гос. власти субъектов РФ
- органы местного самоуправления
3. по виду компонента природной среды
- земельные
- лестные
- водные
- и т.д.
9. Источники экологического права. Экологическое законодательство.
Источник экологического права – внешняя форма выражения, закрепления норм. Регулирующих внешнее экологические отношения.
Источники по форме делятся на:
1. письменные
- НПА – законы и подзаконные, федерального уровня и уровня субъектов РФ.
- нормативно- правовые договоры (международные и внутренние)
2. устные (обычаи)- добровольно применяются на определенных территориях традиционной хоз. деятельности и природопользования малочисленных народов крайнего севера, сибири и дальнего востока.
Особенности:
- комплексность, т.к. нормы экологического характера могут содержаться в законодательстве других отраслей права (гражданском, административном)
- множественность
- многоуровневость (как на федеральном, так и на уровне субъектов)
- несогласованность, противоречивость источников.
Экологическое законодательство состоит из 2-х подсистем (п.1 и 5 ст.2 ФЗ «об охране окружающей среды»):
1. Законодательство в области охраны окружающей среды состоит из ФЗ «об охране окружающей среды», других ФЗ Принимаемых в соответствии с ними иных НПА РФ (подзаконные акты), законно и иных НПА субъектов РФ.
2. Законодательство в области охраны окружающей среды и природопользования, в том числе в области охраны и рационального использования природных ресурсов: земельное, водное, лесное, о недрах. О животном мире и иное.
Земельное, водное, лесное законодательство понимается в узком смысле, т.е. как совокупность соответствующих кодексов, других ФЗ и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов.
Все остальные отрасли законодательства об использовании и охране других природных ресурсов понимаются в широком смысле, т.е. как совокупность законов и подзаконных актов.
Этапы развития экологического права и законодательства.
1. До октябрьской революции 1917г
Складывается поземельное право, затем появляется горное право и лесное право. Но также существовали природоохранные нормы, устанавливающие уголовную ответственность на посягательство на животных (охота), за самовольный захват земель.
2. С 1917 по 1991г – советский этап.
В условиях исключительной государственной собственности на землю и другие природные ресурсы право должно было обеспечивать сохранность данной собственности.
Происходит дальнейшая дифференциация в регулировании отношений по использованию природных ресурсов. Появляются советское земельное право, а в 1970-х годах –горное, водное, лесное и т.д.
С 1960-х годов происходит осознание необходимости охраны природы в целом. Формируется природоохранное законодательство и право.
3. С 1991г по настоящее время – современный этап.
Природоресурсные отрасли и природоохранные объединяются в экологическое право.
При этом сохраняется дифференцированное регулирование по видам природных объектов.
В условиях демократизации общества и рыночной экономики природные ресурсы все больше вовлекаются в гражданско-правовой оборот в качестве имущества.
В нормах экологического права устанавливаются гражданско-правовые предписания.
Понятие и общая характеристика права собственности на природные ресурсы.
Собственность как экономическая категория – отношения лица к вещам материального мира как к своим собственным, характеризующее принадлежность данных вещей собственнику в качестве объектов владения, пользования, распоряжения.
Собственность как экономическая категория – сама вещь, которая принадлежит собственнику как объект владения, распоряжения, пользования.
Особенности собственности на природные ресурсы:
1. Природные ресурсы как собственность являются неотъемлемой составной частью природной среды экологически взаимосвязанной с другими ее частями. В момент утраты данной экологической связи происходит изменение (трансформация) объекта и в отношении него прекращается собственность на природные ресурсы, а возникает собственность на иную вещь (имущество).
2. Отдельные природные ресурсы являются недвижимостью по своей природе (водные ресурсы, земельные участки, участки недр, лесные участки), следовательно порядок возникновения и перехода прав на данные объекты определяются как правовой режим недвижимого имущества, в том числе с необходимостью гос. регистрации на эти объекты.
12. Формы, субъекты и объекты права собственности, содержание права собственности.
Право собственности – правовой институт, т.е. система правовых норм, регламентирующих отношения по владению, пользованию, распоряжению и распределению природными ресурсами.
Право собственности – правоотношение, т.е. урегулированное правовыми нормами между управомоченным собственником и с другой стороны неопределенным кругом лиц, которые не должны нарушать это право собственности.
Право собственности – как субъективное право, т.е. мера дозволенного поведения собственника по владению, пользованию и распоряжению.
Формы собственности:
Ч.2 ст.9 ФЗ «об охране окружающей среды» допускает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной и иных формах собственности.
Субъекты частной собственности: граждане и юр. лица (ст. 213 ГК).
Субъекты гос. собственности: РФ и субъекты РФ.
Субъекты муниципальной собственности: муниципальные образования.
Содержание права собственности на природные ресурсы.
Содержание права собственности на природные ресурсы – как субъективного права образует правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами.
Правомочия владения – юр. возможность обладания природным ресурсом (удержание его у себя).
Особенности владения природными ресурсами проявляются в формах его реализации.
В большинстве своем невозможно физическое удержание, поэтому основная форма реализации юр. оформление права собственности.
Правомочия пользования – юр. возможность извлекать полезные свойства природных ресурсов для удовлетворения материальных и иных потребностей, в том числе получения дохода (выгоды).
Особенности реализации - оно возможно в 2-х формах:
1. в форме использования, т.е. в процессе хозяйственной и иной деятельности, в том числе любого физического воздействия.
РФ как основной собственник может использовать природные ресурсы только через людей, но в том случае когда люди используют природные ресурсы для личных биологических потребностей (общее прородопользование).
2. получение пользы в виде платежей – аренда (основная форма для РФ).
Правомочия распоряжения – юр. возможность определять дальнейшую правовую судьбу (правовой режим) объектов собственности.
Правомочие реализуется в 2-х формах:
1. совершение сделок
2. совершение организационно-управленческих действий.
|