Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Право собственности на природные ресурсы как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы.

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

дисциплина: Экологическое право

 

ЛЕКЦИЯ

по теме№2: «Право собственности на природные ресурсы, объекты и благоприятную для здоровья и жизни человека окружающую природную среду».

(для курсантов очного отделения по специальности 030501.65 «Юриспруденция»)

 

Время: 2 часа

 

Подготовил:

преподаватель

кафедры ГрПД, к.ю.н.

капитан милиции

Тищенко И.В.

 

 

Обсуждены и одобрены

на заседании предметно-

методической

секции кафедры

«____»_________200__г.

Протокол № ____

 

 

Белгород, 2011.

Цели занятия:

Учебная:дать курсантам современные, целостные знания о приобретении, изменении и прекращении права собственности на природные ресурсы (землю, водные и лесные ресурсы, недра и др.) и объекты, а также определить экологические права и обязанности граждан.

Развивающая: привить курсантам умение отличать право частной, государственной и муниципальной собственности на объекты природы, сформировать потребность в самостоятельном изучении рекомендованной и дополнительной литературы по наиболее важным вопросам изучаемой темы.

Воспитательная: сформировать у курсантов чувство ответственности за соблюдение экологических прав граждан и выполнения ими обязанностей, привить чувство ответственности к работе с нормативно-правовой базой по экологическому праву.

Место проведения занятия: лекционный зал.

 

Метод проведения занятия:монологическое изложение материала с применением объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов.

Примерное распределение учебного времени:



План занятия Страницы
Вступительная часть
Учебные вопросы  
1. Понятие, объекты, субъекты права собственности на природные ресурсы.  
2.Отдельные виды права собственности на природные ресурсы.
3. Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы. Защита права собственности.
4. Понятие и общая характеристика экологических прав и обязанностей граждан.  
Заключительная часть (подведение итогов)  

 

Литература:

Основная литература:

1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002г.( в ред. от 29.12.2004г.) // СЗ РФ 14.01.02. №2. Ст.133

2. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. М., 2004.

3. Бринчук В.Д. Экологическое право России. М., 2005.

4. Семьянова А.Ю. Экологическое право. Курс лекций.- М., 2007.

5. Экологическое право. Учебник. Под ред. С.А. Боголюбова.- М.,2009.

 

Дополнительная литература:

1. Комментарий к Земельному кодексу РФ / Под ред. Боголюбова С.А., Мининой Е.Л. М.: «Юстицинформ». 2002.

2. Комментарий Закона РФ «О недрах» / Под ред. Боголюбова С.А. Законодательство и экономика. 1999. №№4,5

3. Сиваков Д. Частная собственность и частное пользование по новому Водному кодексу РФ. // Право и экономика 2006. №8.

4. Талуш Д.М. Права человека и гражданина РФ на благоприятную окружающую среду: некоторые проблемы теории и практики // Правоведение. 2006. №4.

5. Ухлова Е.В. Осуществление прав граждан на землю: пределы, ограничения, запреты. // Экологическое право, 2010, № 5.

Содержание лекции:

Введение.

Вопрос №1 Понятие, объекты, субъекты права собственности на природные ресурсы.

Вопрос №2. Отдельные виды права собственности на природные ресурсы.

Вопрос №3. Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы. Защита права собственности.

Вопрос №4. Понятие и общая характеристика экологических прав и обязанностей граждан.

Заключение.

Введение

Отношения собственности занимают доминирующее положение в системе общественных отношений, регулируемых правом. С одной стороны, обладание собственностью связывается с обладанием властью, в том числе государственной. С другой — собственность ассоциируется с достатком, богатством его обладателя.

По данным государственного комитета РФ по охране окружающей среды и природных ресурсов, по объемам разведанных запасов минерального сырья Россия занимает ведущее положение в мире. При площади территории в десять процентов земли (от планетарной) в недрах России сосредоточено 12— 13% мировых запасов нефти, 35% —газа, 12% — угля, значительная часть запасов золота, алмазов, железных руд, цветных и редких металлов.

В связи с этим может быть поставлен ряд вопросов. Какие отношения права собственности на природные ресурсы являются специфическими для права окружающей среды? Как связан институт права собственности на природные ресурсы с достижением целей эколого-правовых норм? Какое влияние форма собственности на природные ресурсы оказывает на возможности обеспечения рационального использования природных ресурсов и сохранения благоприятного состояния окружающей среды?

В соответствии с российским правом природные ресурсы и предметы социальной среды как объекты собственности могут находиться в гражданском обороте.

Однако важно решить: кому должна принадлежать природа, ее ресурсы, кто ими может наиболее умело распорядиться, чтобы, удовлетворив потребности настоящего поколения, не ущемить интересы будущих поколений.

Поэтому правовой режим природы должен быть особенным, отличным от режима материальных объектов социальной среды. Теоретически он должен быть таким, чтобы, удовлетворяя некий оптимальный объем потребностей человека, природа сохранялась в благоприятном состоянии. Если исторически посмотреть на природу в правовом контексте, то в римском праве имелась категория «общих для всех вещей» — воздух, Солнце, проточная вода, море.

Если каждый имеет субъективное право на благоприятную окружающую среду, то в какой степени могут быть удовлетворены физиологические, экономические, рекреационные, эстетические и иные удовлетворяемые природой потребности субъекта, когда природа находится в собственности иных субъектов? Как наше субъективное право должно соотноситься с объективным правом собственности государства или муниципалитета на природные ресурсы?

С учетом места человека в природе, особой роли природных ресурсов в общественном развитии, ответственности человека за сохранение благоприятного состояния окружающей среды в интересах будущих поколений предпочтительным является развитие правовой доктрины и права окружающей среды в рамках концепции природных ресурсов как общественного достояния. Главная идея этой концепции выражена в преамбуле Закона «Об охране окружающей природной среды»: «Природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека». Особо следует подчеркнуть, что эта концепция в практическом плане противопоставляется концепции частной собственности на природные ресурсы, в рамках которой богатый человек или группа богатых людей может купить (скупить) природные богатства и распоряжаться ими в своих интересах.

Наиболее успешно управлять природными ресурсами, являющимися общественным достоянием, может государство в рамках его экологической функции. Оно имеет сбалансированную систему органов — законодательных, исполнительных и судебных, — призванных последовательно решать задачи определения в интересах общества правового режима природных ресурсов, распоряжения ими с учетом всеобщего права на благоприятную окружающую среду, контроля за их использованием, обеспечения экологического правопорядка, в том числе посредством применения принудительной силы.

Правовой режим природных ресурсов как общественного достояния может быть урегулирован в законодательстве путем объявления его исключительной собственностью государства. Важно, во-первых, чтобы этот правовой режим отличался от правового режима иного имущества, в том числе государственного, находящегося в гражданском обороте. И, во-вторых, должна быть четко выражена правовая сущность общественного достояния: государство распоряжается им только в интересах общества и под его контролем. Учитывая особую общественную ценность природных богатств, представляется актуальным, чтобы правовой режим природных ресурсов как общественного достояния был закреплен в Конституции России.

Следующий принципиальный вопрос касается того, на какие природные ресурсы должен распространяться правовой режим общественного достояния. Ведь какие-то природные ресурсы или их часть могут находиться в частной, т.е. не в государственной (публичной) собственности. При этом нельзя не учитывать того, что частная собственность является важнейшей предпосылкой и неотъемлемым условием развития рыночной экономики в России.

В системе природных ресурсов земля обладает свойствами, отличающими ее от других природных ресурсов. Она одновременно выступает в качестве средства производства и операционного базиса. В последнем качестве земля объективно необходима для развития рыночной инфраструктуры — под промышленные, социальные и иные объекты. Это обстоятельство предопределяет возможность и необходимость обладания землей на праве частной собственности. На таком основании она может предоставляться и для ведения сельского хозяйства, в частности, для развития фермерства. Относительно земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, должен осуществляться строгий государственный и общественный контроль за их целевым использованием.

Вопрос 1.

Понятие, объекты, субъекты права собственности на природные ресурсы.

В правовой литературе по вопросам собственности традиционно отмечается, что собственность на природные ресурсы как научное понятие употребляется в экономическом и юридическом аспектах.

При оценке собственности на природные ресурсы и особенно при реализации правомочий собственника по распоряжению и пользованию природными богатствами принципиально важно иметь в виду, что природные ресурсы, в отличие, к примеру, от таких вещей, как предприятие, дорога, удовлетворяют как объекты собственности различные потребности человека — экологические, экономические, оздоровительные, рекреационные, эстетические, культурные и иные, т.е. имеют различную потребительную стоимость. В совокупности соответствующие характеристики природных ресурсов и объектов образуют благоприятную окружающую среду. Соответственно, природные ресурсы как объекты собственности имеют не только экономическое, но и экологическое, оздоровительное, рекреационное, эстетическое, культурное, историческое и иное значение.

Собственность как экономическая категория является наиболее эффективным и гарантированным средством реализации экономических интересов граждан, их отдельных групп и общества в целом в области производства и удовлетворения их потребительских нужд. Экономические отношения собственности определяют отношение участников производства к предметам производства (орудиям, средствам, продуктам производства). В результате закрепления экономических отношений в правовых нормах возникает право собственности как юридическая категория.

Право собственности на природные ресурсы в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах: как правовой институт (в объективном смысле) и как совокупность правомочий собственника (в субъективном смысле).

Право собственности на природные ресурсы как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы.

Отношения права собственности на природные ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе российского права — конституционного, гражданского, права окружающей среды, включая земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право. Поэтому можно говорить об этом правовом институте как комплексном. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образуют право собственности в объективном смысле.

Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ. В соответствии со ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности. Положения Основного закона получили развитие в Гражданском кодексе РФ. Согласно ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. В статье 209 ГК РФ воспроизведено положение ст. 36 Конституции РФ относительно того, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Специфические отношения собственности на конкретные природные ресурсы регулируются, наконец, природоресурсным законодательством РФ.

Таким образом, Конституция РФ и ГК РФ определяют общее содержание и формы собственности на природные ресурсы, в законодательстве об окружающей среде закрепляются специфические черты и формы собственности на конкретные природные ресурсы, а также особенности механизма реализации правомочий собственника земли, вод, недр, лесов и т.д. Именно это дает основание утверждать, что отношения собственности на природные ресурсы образуют предмет права окружающей среды.

Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению природным объектом и его составными частями, их охране и рациональному использованию.

Субъективное право собственности на природные ресурсы определяет сущность и содержание юридического отношения собственности. Оно закрепляет за его обладателем экономическую власть над условиями производства (его предпосылками и результатами), ведущегося на базе использования собственником принадлежащего ему имущества. Это право предопределяет использование находящихся в собственности природных ресурсов свободно, по своему усмотрению. Соответствующее правило закреплено в ст. 36 Конституции России: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Но это правило, как и право собственности, не является абсолютным. Право собственности ограничивается общественно значимыми интересами. В соответствии с той же ст. 36 собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему правомочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Наряду с тем, что в п. 3 ст. 209 ГК РФ воспроизведено приведенное положение ст. 36 Конституции, Гражданский кодекс предусматривает и иные основания ограничения гражданских прав, в том числе прав собственности. Так, согласно ст. 1 гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Анализ положений данной статьи, касающихся, в частности, защиты основ конституционного строя и здоровья, позволяет сделать вывод о том, что предусмотренные в этой статье ограничения могут быть введены федеральным законом по экологическим соображениям.

Представляется, что реализация правомочий собственника природных ресурсов по пользованию и распоряжению ими должна быть строго урегулирована в законодательстве с учетом того, что природные ресурсы имеют разный потенциал. Как выше отмечалось, они имеют экономическое, экологическое, оздоровительное, рекреационное, эстетическое, культурное, историческое и иное значение. Количественные и качественные характеристики в их динамике находят отражение в отраслевых (природоресурсных) и комплексных (территориальных) кадастрах. Как правило, в процессе природопользования человеком потребляются отдельные удовлетворяющие его потребности свойства природного ресурса. Важно, чтобы при этом не нарушались, не умалялись, т.е. сохранялись, другие потребительские свойства того или другого природного ресурса и чтобы при распоряжении собственностью, определении судьбы природного ресурса, исходя из его кадастровой оценки, соответствующие условия природопользования находили четкое отражение в лицензиях и договорах, закрепляющих право пользования ими.

Соблюдение этих требований, продиктованное общественным характером природных ресурсов, также является ограничением свободы права собственности на природные ресурсы, независимо от его формы.

В настоящее время формы права собственности на природные ресурсы определяются Конституцией РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Что понимать под иными формами собственности, в законодательстве пока не расшифровывается.

Но закрепляется принцип равных, одинаковых обязанностей по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды для всех видов собственников.

Правовой статус всех природных объектов, назначаемый государством как собственником включает:

§ категоризацию природных объектов по основному целевому назначению (земли-7 категорий; полезные ископаемые – 2 категории (распространенные и нераспространенные); водные ресурсы (питьевые, лечебные и т.п.).

§ определение непосредственного целевого назначения природного ресурса при передаче его в собственность, во владение, пользование или аренду конкретному лицу (организации).

Право собственности на природные ресурсы различается:

1. по субъектам использования:

а) коллективная собственность (государственная, муниципальная и др.) ст.9 Конституции РФ, п.2 ст.215 ГК РФ.

б) частная собственность ( ст.9, 36 Конституции РФ, ст.40 ВК РФ).

2. по субъектам управления:

а) нормы Конституции РФ (ст.71-75)

б) нормативные и подзаконные акты гос.органов РФ и ее субъектов

в) органы МСУ (такое разграничение носит политико-экономический характер)

3. по содержанию права собственности:

а) строго целевое природопользование (принцип неистощительного подхода)

б) непрерывность использования

в) рациональное хозяйствование (не во вред);

г) фактическая ограниченность (исчерпаемость) природных ресурсов

д) правовые ограничения по использованию (государство определило перечень объектов, приватизация которых запрещена).

4. по объему правового регулирования:

объектами права собственности могут быть лишь прямо предусмотренные компоненты, находящиеся в неразрывной связи с природой.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.