Отдельные виды права собственности на природные ресурсы. Природные объекты и ресурсы в экологическом праве рассматриваются как компоненты окружающей среды, нуждающиеся в охране. В то же время нельзя не учитывать и то, что в результате осуществления природопользования такие объекты и ресурсы, будучи изъятыми из окружающей среды, могут становиться объектами рыночных отношений, имеющими свою оценочную стоимость, определяемую соответствующим спросом на данную продукцию.
В этом смысле важное значение имеет характер принадлежности природных объектов и ресурсов конкретным субъектам экологических правоотношений, которые, в зависимости от содержания их правового статуса, вправе либо наоборот ограничены в принятии тех или иных решений в отношении ^природных объектов и ресурсов. Поэтому необходимо определиться с видами прав на природные объекты и ресурсы и субъектами-правообладателями.
Исходя из анализа действующего экологического законодательства, можно выделить следующие виды прав:
> право собственности на природные объекты и ресурсы;
> право пожизненного наследуемого владения земельным участком;
> право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
> аренда и иные виды срочного пользования природными объектами и ресурсами;
> концессия и соглашения о разделе продукции;
> сервитут.
Право собственности на природные объекты и ресурсы. Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. При этом ст. 129 Кодекса устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В части 2 ст. 9 Конституции РФ закреплено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Земельный кодекс Российской Федерации в главе III применительно к земле допускает наличие всех предусмотренных Конституцией РФ форм собственности. Учитывая то обстоятельство, что земельный строй в Российской Федерации формируется на базе в основном государственной собственности на землю, немаловажным аспектом является разграничение и распределение ее по трем уровням публичной власти, а именно, на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований. Цель такого разграничения - это необходимость наделения в первую очередь субъектов Российской Федерации и муниципальных образований реальной собственностью - землей, Которая наряду с другими объектами, находящимися в публичной собственности, должна служить основой внутреннего экономического суверенитета на соответствующей территории, гарантией ее экономической состоятельности.
Кодекс предусматривает право частной собственности на землю граждан и юридических лиц. При этом допускается возможность приобретения земельных участков в частную собственность не только гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами, но и иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами, для которых федеральным законодательством установлены определенные ограничения. Например, Федеральный закон от 24.07.2002 № 121-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» содержит прямой запрет на приобретение земель такой категории иностранными гражданами и юридическими лицами.
Ст. 27 Земельного кодекса РФ определяет состав земель, которые полностью изъяты из оборота либо ограничены в нем, что фактически исключает возможность перехода права собственности на такие земельные участки в частные руки.
Согласно Федерального закона от 03.03.1995 № 27-ФЗ «О недрах» недра в границах Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью. При этом установлено, что участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или от ждаться в иной форме. В то же время добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
В соответствии со ст. 34 Водного кодекса Российской Федерации в России устанавливается федеральная собственность На водные объекты. При этом допускается, что обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством. В частной собственности могут находиться небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.
Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 в ст. 19 устанавливает, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, должны быть установлены федеральным законом.
В собственности гражданина или юридического лица согласно ст. 20 Лесного кодекса РФ находится древесно-кустарниковая растительность, расположенная на принадлежащем этим субъектам земельном участке, если иное не установлено федеральным законом. Если такая растительность появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, то им принадлежит право владеть, пользоваться и распоряжаться растительностью по своему усмотрению.
Ст. 4 Федерального закона от 24.04.1995 «О животном мире» установлено, что животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью. При этом разграничение государственной собственности на животный мир на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации должно осуществляться в порядке, установленном федеральным законом. Закон о животном мире допускает, что к федеральной собственности могут быть отнесены, в частности, объекты животного мира, обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения, населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации и др.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 «Об особо охраняемых природных территориях» такие территории в зависимости от их статуса и функционального назначения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.
Право собственности на атмосферный воздух не устанавливается в связи со специфическими особенностями этого объекта охраны окружающей среды.
|