Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Отдельные виды права собственности на природные ресурсы.

Природные объекты и ресурсы в экологическом праве рассматриваются как компоненты окружающей среды, нуждающиеся в охране. В то же время нельзя не учиты­вать и то, что в результате осуществления природопользования такие объек­ты и ресурсы, будучи изъятыми из окружающей среды, могут становиться объектами рыночных отношений, имеющими свою оценочную стоимость, определяемую соответствующим спросом на данную продукцию.

В этом смысле важное значение имеет характер принадлежности природ­ных объектов и ресурсов конкретным субъектам экологических правоотно­шений, которые, в зависимости от содержания их правового статуса, вправе либо наоборот ограничены в принятии тех или иных решений в отношении ^природных объектов и ресурсов. Поэтому необходимо определиться с вида­ми прав на природные объекты и ресурсы и субъектами-правообладателями.

Исходя из анализа действующего экологического законодательства, мож­но выделить следующие виды прав:

> право собственности на природные объекты и ресурсы;

> право пожизненного наследуемого владения земельным участком;

> право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;

> аренда и иные виды срочного пользования природными объектами и ре­сурсами;

> концессия и соглашения о разделе продукции;

> сервитут.

Право собственности на природные объекты и ресурсы. Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. При этом ст. 129 Кодекса устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в ка­кой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.



В части 2 ст. 9 Конституции РФ закреп­лено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Земельный кодекс Российской Федерации в главе III применительно к земле допускает наличие всех предусмотренных Конституцией РФ форм соб­ственности. Учитывая то обстоятельство, что земельный строй в Российской Федерации формируется на базе в основном государственной собственности на землю, немаловажным аспектом является разграничение и распределение ее по трем уровням публичной власти, а именно, на собственность Россий­ской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Рос­сийской Федерации и собственность муниципальных образований. Цель та­кого разграничения - это необходимость наделения в первую очередь субъектов Российской Федерации и муниципальных образований реальной собственностью - землей, Которая наряду с другими объектами, находящи­мися в публичной собственности, должна служить основой внутреннего эко­номического суверенитета на соответствующей территории, гарантией ее экономической состоятельности.

Кодекс предусматривает право частной собственности на землю граждан и юридических лиц. При этом допускается возможность приобретения зе­мельных участков в частную собственность не только гражданами Россий­ской Федерации и российскими юридическими лицами, но и иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лица­ми, для которых федеральным законодательством установлены определенные ограничения. Например, Федеральный закон от 24.07.2002 № 121-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» содержит прямой запрет на приобретение земель такой категории иностранными гражданами и юридическими лицами.

Ст. 27 Земельного кодекса РФ определяет состав земель, которые полно­стью изъяты из оборота либо ограничены в нем, что фактически исключает возможность перехода права собственности на такие земельные участки в ча­стные руки.

Согласно Федерального закона от 03.03.1995 № 27-ФЗ «О недрах» недра в границах Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах по­лезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государствен­ной собственностью. При этом установлено, что участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или от ждаться в иной форме. В то же время добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Феде­рации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

В соответствии со ст. 34 Водного кодекса Российской Федерации в России устанавливается федеральная собственность На водные объекты. При этом допускается, что обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности муниципальным об­разованиям, гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством. В частной собственности могут находиться небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравли­ческой связи с другими поверхностными водными объектами.

Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 в ст. 19 устанавливает, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, должны быть установлены федеральным законом.

В собственности гражданина или юридического лица согласно ст. 20 Лесного кодекса РФ находится древесно-кустарниковая растительность, рас­положенная на принадлежащем этим субъектам земельном участке, если иное не установлено федеральным законом. Если такая растительность поя­вилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, то им принадлежит право владеть, пользоваться и рас­поряжаться растительностью по своему усмотрению.

Ст. 4 Федерального закона от 24.04.1995 «О животном мире» установлено, что животный мир в пределах территории Российской Фе­дерации является государственной собственностью. При этом разграниче­ние государственной собственности на животный мир на федеральную соб­ственность и собственность субъектов Российской Федерации должно осуществляться в порядке, установленном федеральным законом. Закон о животном мире допускает, что к федеральной собственности могут быть от­несены, в частности, объекты животного мира, обитающие на особо охраняе­мых природных территориях федерального значения, населяющие террито­риальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации и др.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 «Об особо охраняемых природных территориях» такие территории в зависимости от их статуса и функционального назначения могут находиться в фе­деральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.

Право собственности на атмосферный воздух не устанавливается в связи со специфическими особенностями этого объекта охраны окружающей среды.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.