Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком,

Согласно ст. 266 Гражданского кодекса РФ земельные участки на праве по­жизненного наследуемого владения вправе иметь только граждане, которые в случае приобретения земельного участка на таком титуле наделяются пере­даваемым по наследству правом владения и пользования земельным участ­ком. При этом гражданин в силу ст. 267 Гражданского кодекса РФ не имеет права продавать, отдавать в залог и совершать иные сделки, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение земельного участка.

Если из условий пользования земельным участком, установленных зако­ном, не вытекает иное, владелец земельного участка вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него права (ст. 266 Гражданского кодекса РФ). Согласно ст. 40 и 41 Зе­мельного кодекса РФ владелец земельного участка вправе также использо­вать в установленном порядке для Собственных нужд имеющиеся на земель­ном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации.

Ст. 21 Земельного кодекса РФ установлено, после введения Кодекса в действие предоставление земельных участков гражданам на праве пожиз­ненного наследуемого владения не допускается. При этом сохраняется право на наследование земельного участка на этом титуле. Кроме того, гражданин вправе однократно приобрести такой участок в собственность бесплатно.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

В соответствии с пунктом 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ с 30 октября 2001 г. в постоянное бессрочное пользование земельные участки предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным ка­зенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.



При этом граждане, получившие землю на таком титуле на основании ра­нее действовавшего закона, вправе и дальше пользоваться земельным участ­ком. В то же время им предоставляется право однократного бесплатного при­обретения такого участка в собственность.

Что касается не указанных выше юридических лиц, то обязаны до 1 января 2006 г. переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными уча­стками на право аренды или приобрести земельные участки в собственность путем выкупа.

На основании пункта 2 ст. 269 Гражданского кодекса РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества, ко­торые, в случае создания их для собственных нужд, являются его собствен­ностью. Согласно ст. 40 и 41 Земельного кодекса РФ пользователь земельно­го участка вправе также использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аренда и иные виды временного (срочного) пользования природны­ми объектами и ресурсами. Ст. 607 Гражданского кодекса РФ предусматри­вает, что в аренду на возмездной основе (за плату) могут быть переданы зе­мельные участки и другие обособленные природные объекты.

Вопросы аренды земельных участков регулируются ст. 22 Земельного ко­декса РФ, которая допускает возможность заключения договоров аренды зе­мельных участков с иностранными гражданами и лицами без гражданства. Кодекс устанавливает, что арендатор земельного участка вправе передавать свои права и обязанности по договору аренды третьему лицу, в том числе от-, дать арендные права в залог и внести их в качестве вклада в уставный капи­тал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в произ­водственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уве­домления, если договором аренды не предусмотрено иное.

Согласно ст. 40 и 41 Земельного кодекса РФ арендатор земельного участ­ка вправе использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные иско­паемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назна­чения» установлен предельный срок аренды земель соответствующей катего­рии - 49 лет.

Кроме того, статья 24 Земельного кодекса РФ предусматривает предос­тавление права безвозмездного срочного пользования земельными участками: из земель, находящихся в государственной или муниципальной собствен­ности на срок не более чем один год, государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления:

> из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;

> из земель организаций (транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности и др.) гражданам в виде служебного надела;

> из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, религиозным организациям.

В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О недрах» для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, участок недр при наличии лицензии предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр. В свою очередь п. 4 ст. 88 Земельного кодекса РФ установлено что организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются по­сле оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель восстановления ранее отработанных земель.

Ст. 9 Закона РФ «О недрах» устанавливает, что пользователями недр мо­гут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе ино­странные физические и юридические лица, а в ст. 10 этого Закона определя­ется, что:

> для геологического изучения недра предоставляются на срок до 5 лет;

> для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с добычей -на
срок до 20 лет;

> при совмещении указанных видов пользования - на срок до 25 лет.

Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для:

> строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с до­бычей полезных ископаемых;

> образования особо охраняемых объектов и в иных целях.

Согласно ст. 41 Водного кодекса РФ аренда водных объектов должна ус­танавливаться федеральным законом об аренде водных объектов, однако до настоящего времени такой закон не принят. Вместе с тем на основании ст. 41 и 42 Кодекса водные объекты, находящиеся в федеральной собственности: предоставляются гражданам или юридическим лицам в зависимости от целей использования в краткосрочное (на срок до трех лет) и долгосрочное (от трех до двадцати пяти лет) пользование с возможной пролонгацией этого права в установленном порядке.

В соответствии со ст. 34 Лесного кодекса РФ участки лесного фонда пре­доставляются в аренду по результатам лесных конкурсов. Ст. 31 Кодекса уста­навливает, что по договору аренды участка лесного фонда лесхоз федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляет­ся ведение лесного хозяйства организация органа исполнительной власти субъ­екта Российской Федерации (арендодатель) обязуется предоставить лесопользователю (арендатору) участок лесного фонда за плату на срок от одного до девяносто девяти лет для осуществление одного или нескольких видов лесопользования. При этом добытые в соответствии с договором лесные ресурсы (продукция) являются собственностью арендатора. Кодекс запрещает субаренду и выкуп участков лесного фонда.

Кроме того, пункт 5 ст. 101 Земельного кодекса РФ допускает, что нелес­ные земли лесного фонда, временно не используемые для ведения лесного хозяйства, на основании решения исполнительного органа государственной власти, могут передаваться в аренду на срок до пяти лет для осуществления сельскохозяйственного производства.

Ст. 36 Лесного кодекса РФ предусматривается предоставление лесхозом федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющей ведение лесного хозяйства организацией органа исполни­тельной власти субъекта Российской Федерации на основании решений, при­нимаемых федеральным органом исполнительной власти в области лесного хо­зяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, участков лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйствен­ных организаций, сельскохозяйственным организациям в безвозмездное поль­зование на срок до девяносто девяти лет для осуществления одного или не­скольких видов лесопользования.

Согласно ст. 43 Лесного кодекса РФ участки лесного фонда могут предос­тавляться в краткосрочное пользование на срок до одного года по результатам лесного аукциона или на основании решений федерального органа исполни­тельной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации посредством выдачи лесорубочных билетов, ордеров или лесных билетов. Причем на основании решений данных лесопользователям участки предоставляются для удовлетворения потребностей обще­образовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений и Других учреждений, финансируемых за счет средств соответствующего бюд­жета, для сельскохозяйственных организаций и населения, соответственно Располагающихся и проживающего на данной территории.

Ст. 33 Федерального закона «О животном мире» устанавливает, что объекты животного мира могут предоставляться органами государственной вла­сти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Россий­ской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии. Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользова­ния объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных за­коном, лицензией и договором с органом государственной власти, представ­ляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.

Согласно ст. 40 Федерального закона «О животном мире» пользователи животным миром имеют право пользоваться объектами животного мира; собственности на добытые объекты животного мира и продукцию, получен­ную от них, и ряд других прав.

Концессия и раздел продукции. В соответствии со ст. 37 Лесного кодек­са РФ по договору концессии предоставляются в пользование участки лесно­го фонда, как правило, неосвоенные, без сложившейся инфраструктуры и требующие значительных средств для вовлечения этих участков в эксплуата­цию. Договор концессии заключается между Правительством РФ или упол­номоченным им федеральным органом исполнительной власти и лицом, при­знаваемым в соответствии с законодательством Российской Федерации инвестором, по результатам проведения конкурса или аукциона на срок до девяносто девяти лет и предусматривает право возмездного пользования на определенных условиях лесными ресурсами на соответствующем участке лесного фонда.

Схожий механизм применяется и в сфере недропользования, когда в це­лях привлечения крупных инвестиций для разработки преимущественно но­вых месторождений между уполномоченным на то государственным органом и инвестором по результатам конкурса или аукциона заключается соглаше­ние о разделе продукции, предусматривающее льготный режим налогообло­жения на период освоения месторождения и определенный порядок распре­деления добытого сырья.

Сервитут в отношении природных объектов. Под сервитутом понима­ется допускаемое законом право одного лица либо множества лиц ис­пользовать временно или постоянно в определенных целях объекты, на­ходящиеся в собственности другого лица. В числе таких объектов могут выступать некоторые природные объекты.

Ст. 274 Гражданского кодекса РФ, регламентирующая вопросы установ­ления частного сервитута на земельный участок определяет, что собствен­ник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего участка, а в необходимых случа­ях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предос­тавления ограниченного права пользования соседним участком (сервитута). Кодекс допускает также установление сервитута в интересах и по требова­нию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуе­мого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, тре­бующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и под­лежит государственной регистрации в порядке, установленном для регистра­ции прав на недвижимое имущество. В случае не достижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления такого сервитута. Цели установления частного сервитута:

обеспечение прохода и проезда через соседний земельный участок; прокладка и эксплуатация линий электропередачи, связи и трубопрово­дов;

обеспечение водоснабжения и мелиорации, а также иные цели, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Ст. 23 Земельного кодекса РФ определяет, что публичный сервитут уста­навливается на определенный срок или бессрочно законом или иным норма­тивным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым ак­том субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, с учетом результатов общественных слушаний. Цели установления публичного сервитута:

§ проход или проезд через земельный участок;

§ использование земельного участка в целях ремонта коммунальных, инже­нерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транс­портной инфраструктуры;

§ размещение на земельном участке межевых и геодезических знакоп
подъездов к ним;

§ проведение дренажных работ на земельном участке;

§ забор воды и водопой;

§ прогон скота через земельный участок;

§ сенокос или пастьба скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключен ем таких участков в пределах земель лесного фонда;

§ использование земельного участка в целях, охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке

§ замкнутом водоеме, сбор дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;

§ временное пользование земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

§ свободный доступ к прибрежной полосе.

Данный перечень исчерпывающий и не подлежит расширительному толкованию.

Ст. 43 Водного кодекса РФ допускается право ограниченного пользования водным объектом в формах публичного и частного водных сервитутов. Пуб­личный водный сервитут подразумевает право каждого пользоваться водным объектом общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Частный водный сервитут представляет собой ограничение на основании договора в пользу иных заинтересованных лиц права лица, которому водный объект предоставлен в долгосрочное или краткосрочное пользование.

Целями установления публичного и частного водных сервитутов согласно' ст. 44 Водного кодекса РФ могут выступать:

§ забор воды без применения сооружений, технических средств и уст­ройств;

§ водопой и прогон скота;

§ использование водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств. Федеральным законо­дательством могут быть установлены и иные цели водных сервитутов. Ст. 21 Лесного кодекса РФ также предусматривает в качестве одного из видов прав на лесные объекты использование их на условиях сервитута. Ко­дексом установлено, что граждане имеют право свободно пребывать в лес­ном фонде и не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (публичный лесной сервитут).

Права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и права пользования участками, не входящих в лесной фонд лесов, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц на основании догово­ра, актов государственных органов и актов органов местного самоуправле­ния, а также судебных решений.

Вопрос №3






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.