Частная собственность на природные ресурсы Как уже упоминалось ранее, Декретом о земле, принятым в октябре 1917 года, частная собственность на землю и другие природные ресурсы была отменена. Она стала возрождаться в 90-е годы прошлого столетия.
Согласно п. 1 ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц, то есть в частной собственности, может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов, которые в соответствии с законом не могут принадлежать гражданам и юридическим лицам.
Из смысла названного пункта ст. 213 и ст. 130 ГК следует, что в частной собственности могут находиться и природные ресурсы, поскольку они также являются имуществом.
Как это предусмотрено п. 2 ст. 1 и п. 2 ст. 213 ГК количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничивается, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях защиты основ Конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Эти общие положения ГК применимы и к регулированию частной собственности на природные ресурсы, но с учетом их специфики.
На сегодняшний день частная собственность реально установлена в основном на землю, о чем подробно будет сказано в курсе «Земельное право». Из других природных ресурсов она объявлена только на обособленные водные объекты и древесно-кустарниковую растительность (ст. 20 ЛК РФ).[96]
Видами частной собственности являются собственность граждан и юридических лиц. Частная собственность подразделяется, напомню, на индивидуальную (принадлежит одному лицу) и общую (принадлежит двум и более лицам). Общая собственность в свою очередь делится на общую долевую и общую совместную, о чем будет сказано подробнее в курсе «Земельное право» применительно к собственности на землю.
3.2. Субъекты и объекты права собственности на природные ресурсы
Говоря о формах и видах собственности на природные ресурсы, я по существу сказал и о субъектах права такой собственности, то есть о том, кому на праве собственности могут принадлежать природные ресурсы. Это государство в лице Федерации и субъектов Федерации, это города и районы, а также граждане и юридические лица. Но это потенциальные субъекты. Реально фигура субъекта права собственности возникает с момента юридического оформления такого права.
В широком смысле объектами права собственности являются все природные ресурсы в пределах государственных границ России, так как они обязательно находятся в чьей-то собственности. Но такое широкое толкование объекта права собственности абстрактно и не несет в себе правового смысла.
С точки зрения права объектами права собственности являются индивидуально определенные и персонифицированные природные ресурсы, природные ресурсы, находящиеся в собственности конкретно определенного субъекта, приобретенные им в установленном законом порядке и право на которые надлежащим образом оформлено.
Следует отметить, что объектами права собственности являются только те природные ресурсы, которые находятся в пределах границ Российской Федерации. Это специально оговорено в отношении, например, животного мира, недр (ст. 4 ФЗоЖМ, ст. 1–2 ЗоН). Согласно п. 1 ст. 67 Конституции территория Российской Федерации включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
Что касается территорий континентального шельфа и исключительной (200-мильной) экономической зоны Российской Федерации, то они к территории России не относятся и объектом собственности не являются. Однако Российская Федерация на этой территории обладает суверенными правами (то есть не допускается вмешательство других государств) и осуществляет юрисдикцию (то есть проводит поиски, разведку и разработку природных ресурсов) в порядке, определяемом федеральными законами и нормами международного права.
Некоторым природным объектам свойственно перемещение (дикие животные, поверхностный водоток). Такие объекты являются собственностью на той территории, на которой они находятся в данный момент.
3.3. Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы
3.3.1. Основания возникновения права собственности на природные ресурсы
Согласно ст. 130 ГК РФ все природные ресурсы как объекты материальные относятся к имуществу (вещи). Право собственности на вещь, как определено ст. 218 ГК РФ, возникает по трем основаниям. Во-первых, это создание новой вещи (п. 1 ст. 218 ГК). Природные ресурсы не создаются, они творение самой природы даже тогда, когда человек привносит в их воспроизводство свой труд. Поэтому создание новой вещи как основание возникновения права собственности на природные ресурсы отпадает. Во-вторых, это договоры купли-продажи, мены, дарения и иные сделки, в результате совершения которых лицо приобретает право собственности на вещь (п. 2 ст. 218 ГК). Эта группа оснований возникновения права собственности применима к тем природным ресурсам, которые не изъяты из оборота. В-третьих, это приобретение права собственности на имущество, не имеющее собственника; на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которые он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законами (п. 3 ст. 218 ГК).
Имущество, которое не имеет собственника; имущество, собственник которого неизвестен; либо имущество, от которого собственник отказался, в том числе и природные ресурсы, может быть признано бесхозяйственной вещью и по решению суда перейти в собственность соответствующего муниципального образования (ст. 225 ГК РФ).
К третьей группе оснований возникновения права собственности на природные ресурсы относится и случай, предусмотренный ст. 234 ГК, согласно которой гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество в силу приобретательной давности.
Приобретательная давность распространяется на природные ресурсы всех форм собственности, за исключением тех из них, которые по закону не могут находиться в частной собственности.
В-четвертых, основанием возникновения права собственности на землю и другие природные ресурсы является предоставление такого права государством или муниципалитетом. Но следует подчеркнуть, что по этому основанию возникает главным образом право собственности на землю. О чем подробнее будет сказано в курсе «Земельное право».
Возникшее право собственности на природные ресурсы, отнесенные к недвижимому имуществу, подлежит государственной регистрации в порядке регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предусмотренном ФЗ от 21.07.97 года.[97]
3.3.2. Основания прекращения права собственности на природные ресурсы
Подробно об основаниях и порядке прекращения права собственности на природные ресурсы будет сказано в курсе «Земельное право» применительно к отдельным природным ресурсам. Здесь я коснусь этого вопроса в обобщенном виде.
Право собственности на природные ресурсы может быть прекращено по двум основаниям: по инициативе (по воле) собственника и по инициативе (решению) государственных и муниципальных органов.
По воле собственника его право может быть прекращено в результате совершения разрешенных законом сделок по купле-продаже, дарению, а также в связи с отказом от этого права.
Прекращение права собственности по инициативе государственных или муниципальных органов может быть произведено в свою очередь по двум основаниям: в случае изъятия объекта для других государственных или муниципальных нужд и за совершение экологических правонарушений, когда за это законом предусмотрена такая мера воздействия, как лишение права собственности на природный объект.
Не часто, но случается, что одно государство уступает часть своей территории другому государству. При этом оно использует свое право территориального верховенства и право собственности на природные ресурсы, если является собственником этих природных ресурсов (земли, недр и др.). Уступка может сопровождаться компенсационными выплатами. В качестве примера можно назвать уступку Россией США территории Аляски. Согласно договору от 29 марта 1867 года «Его Величество император Всероссийский сим обязуется уступить Североамериканским Соединенным штатам… всю территорию (имеется в виду Аляска. – Прим. авт.) с верховным на оную правом владеемым ныне его Величеством на Американском материке».
В качестве компенсации за уступку США выплатили России 7 млн 200 тыс. американских долларов. На Аляске в то время частных собственников земли и других природных ресурсов не было. Поэтому 7 млн 200 тыс. долларов – это компенсация за уступку территории.
Если на уступаемой территории имеются собственники земель и других природных ресурсов, то есть два пути решения вопроса.
1. Если государство – не только политический суверен, но и собственник природных ресурсов, то передача территории другому государству одновременно есть и уступка природных ресурсов этому государству.
2. Если собственниками являются частные лица, то территориальный вопрос решает государство – политический суверен, а вопрос о собственности на природные ресурсы – собственники этих природных ресурсов. Здесь в свою очередь два варианта решения: 1) собственник природных ресурсов вправе получить компенсацию за уступку этих ресурсов и остаться гражданином государства, передающего территорию; 2) собственник природных ресурсов может принять подданство государства, которому уступается территория с принадлежащими ему природными ресурсами.
Так решался вопрос о судьбе собственности на природные ресурсы (землю) и собственников по мирному договору 1871 года в отношении французских подданных, проживавших на территории Эльзаса и Лотарингии, отходивших к Германии.[98]
Содержание права собственности на природные ресурсы
Содержание права собственности включает в себя владение, пользование и распоряжение объектом собственности. Рассмотрим эти три правомочия отдельно. Владение – это фактическое обладание вещью. Владеет тот, в хозяйстве которого находится вещь, гласит один из цивилистических постулатов. Обычно вещью (имуществом) владеет собственник. Но владельцем может быть и несобственник (вещь на хранении, передана в аренду и т.п.).
Можно вещью владеть, но не пользоваться (хранитель, залогодержатель). Можно владеть и пользоваться, но не распоряжаться (например, арендатор). Владеть, пользоваться и распоряжаться вещью одновременно может только собственник. Такое понимание владения применимо и к природным ресурсам. Владеть – значит иметь в своем хозяйстве землю, участок леса и т.д. В связи с этим нельзя согласиться с имеющимися в литературе суждениями о том, что собственник владеет объектом собственности и тогда, когда тот находится в хозяйстве другого субъекта (аренда, пользование).[99]
Государство или иной собственник владеет природными ресурсами как объектами собственности лишь тогда, когда они находятся непосредственно в его пользовании. Если же природный объект передается собственником другому лицу в пользование, аренду и на иных условиях без его отчуждения, то им владеет тот, кому он передан на время. Иначе получится двойное владение с возникающими отсюда проблемами, например, такими, как ответственность за состояние объекта, обязанности по его содержанию и др.
Пользование означает возможность извлечения из вещи (имущества) полезных свойств, получение доходов и т.д. Такое понимание пользования полностью применимо и к природным ресурсам. Извлечение полезных свойств земли, недр, вод и других природных ресурсов может выражаться в получении доходов от использования сельскохозяйственных и лесохозяйственных земель, в извлечении из недр полезных ископаемых, в добыче в лесу различных лесных материалов и т.п.
Пользователем также может быть собственник и несобственник. И снова возникает вопрос, но уже о том, пользуется ли собственник объектом, переданным несобственнику без отчуждения права собственности (пользование, аренда)? Здесь однозначного ответа дать невозможно. Все зависит от того, передается ли объект в возмездное пользование или в безвозмездное. Собственник вправе сделать и то, и другое. Разумеется, что наибольшую пользу извлекает тот, кто непосредственно пользуется объектом. Но извлекает пользу и собственник, если объект передан на возмездных условиях (аренда).
Говоря о правомочии собственника по пользованию объектом собственности, необходимо подчеркнуть, что такое пользование должно осуществляться не во вред интересам других пользователей и без ухудшения экологической обстановки. В противном случае использование объекта может быть ограничено, приостановлено вплоть до принудительного лишения права собственности на объект.
Говоря о правомочии собственника по распоряжению объектом собственности полезно сослаться на ст. 209 ГК РФ, согласно п. 2 которой собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным способом. Такое определение понятия права распоряжения касается любых объектов собственности и в целом применимо к природным ресурсам.
Но природные объекты – имущество особое. Их состояние и судьба оказывают влияние на человека, на окружающую среду. Поэтому ГК РФ в той же ст. 209 делает соответствующую оговорку. Согласно п. 3 названной статьи «владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129), осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц».
Распоряжаться объектом собственности – это право отчуждать его. Природные ресурсы в основном находятся в собственности государства и, по общему правилу, не подлежат отчуждению. В чем же выражается правомочие собственника природных ресурсов по распоряжению ими в случаях, когда они находятся в собственности государства и не подлежат приватизации? Оно выражается в праве государства-собственника определять юридическую судьбу природных ресурсов путем установления их целевого назначения, путем их распределения-перераспределения между пользователями. Другими словами, в таких случаях государство распоряжается природными ресурсами, определяет их юридическую судьбу, оставаясь их собственником.
|