Экологическая стандартизация Общеправовой базой стандартизации являются ст. 29 ФЗоООС и глава 3. Стандартизация упомянутого ФЗ от 27.12.2002 года «О техническом регулировании».
Экологическая стандартизация (ЭС) является, напомню, второй составляющей технического регулирования.
Рассмотрение вопроса о ЭС начнем с понятий «стандарт», «стандартизация». Стандарт происходит от английского standard – норма, образец. В широком смысле стандарт – это образец, норма, эталон, модель, правила, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. В нашем случае это продукция, процессы производства и иные объекты технического регулирования. Стандарт понимается и как документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, процессов производства и т.д. Стандарт может содержать также требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке продукта или этикеткам и правилам их нанесения.
Стандарты, в которых содержатся требования (нормы, правила) к продукции, процессам производства и т.д., призванные обеспечить рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды принято называть экологическими.
Экологическая стандартизация – это деятельность специально уполномоченных на то государственных органов исполнительной власти по установлению требований, которым должны соответствовать продукция, процесс производства и т.д., оказывающие воздействие на природные ресурсы и окружающую среду.
Цель экологической стандартизации: установить такие требования (нормы и правила) к продукции, процессам производства и т.д., соблюдение которых обеспечивало бы благоприятное состояние окружающей среды и неистощительное использование природных ресурсов.
Стандартизация осуществляется, как это предусмотрено ст. 12 ФЗоТР, с соблюдением соответствующих принципов, к которым относятся:
· добровольное применение стандартов;
· максимальный учет при разработке стандартов законных прав заинтересованных лиц;
· недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;
· применение международных стандартов как основы разработки национальных стандартов, за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или специального его положения.
До принятия ФЗоТР все стандарты содержали обязательные требования. В настоящее время применение стандартов является добровольным. Но лицо, признавшее обязательным для себя применение того или иного стандарта, обязано его соблюдать.
По ФЗоТР обязательными к исполнению, напомню, являются только технические регламенты.
ФЗоТР выделяет два вида стандартов:
· национальные (всероссийские) стандарты;
· стандарты организаций.
Национальные стандарты (НС) вводятся (устанавливаются) органом исполнительной власти РФ по стандартизации, которым, напомню, является ФА по техническому регулированию и метрологии в составе Минпромэнерго.
Разработка и утверждение НС – явление сложное, но я остановлюсь лишь на узловых моментах.
Разработчиком НС может быть любое лицо. ФЗоТР каких-либо требований к разработчикам НС не предъявляет. Но очевидно, что таким лицом может быть юридическое или физическое лицо, обладающее необходимыми для подготовки соответствующего НС данными (наличие кадров, финансовое обеспечение, техническая оснащенность и т.п.).
Готовый проект НС представляется разработчиком в специально созданный в составе ФА по техническому регулированию и метрологии технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы проекта.
Технический комитет по стандартизации с учетом результатов экспертизы направляет мотивированное предложение в ФА об утверждении или отклонении НС. ФА на основании представленных техническим комитетом материалов принимает решение об утверждении или отклонении НС. Уведомление об утверждении НС подлежит опубликованию в печатном издании ФА в течение 30 дней. В случае отклонения НС, ФА направляет разработчику проекта мотивированное решение об этом с соответствующими приложениями.
Напомню, что НС применяются добровольно. В тех случаях, когда нормы и правила к продукции, к процессам производства и т.д. в целях обеспечения экологической безопасности необходимо соблюдать обязательно, разрабатываются соответствующие технические регламенты.
Как это предусмотрено ст. 17 ФЗоТР, коммерческие, общественные, научные организации, саморегулируемые организации,[146] объединения юридических лиц могут самостоятельно разрабатывать и утверждать стандарты организаций, которые они сами и соблюдают.
Порядок разработки и утверждения, изменения и прекращения стандартов организаций устанавливаются ими самими с учетом принципов стандартизации, предусмотренных ст. 12 ФЗоТР.
Проект стандарта организации может быть представлен разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы проекта. По результатам экспертизы технический комитет готовит заключение, которое направляет разработчику. Такой проект также утверждается самой организацией.
Стандарты организаций применяются и соблюдаются, прежде всего, самими организациями. Но они могут быть признаны и применены также исполнителями, продавцами и приобретателями независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства. То есть стандарты организаций могут применяться (соблюдаться) всеми, кто вступает во взаимоотношения с организацией по поводу ее продукции, услуг и т.д.
Экологическая сертификация
Общими правовыми основаниями экологической сертификации являются гл. 4 ФЗоТР (подтверждение соответствия) и ст. 31 ФЗоООС.
Правительством 13.08.1997 и 07.07.1999 года утверждены соответственно Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации,[147] и Перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.[148]
По отдельным видам продукции принимается своя система сертификации или правила сертификации. В качестве примера можно назвать Систему сертификации лесопромышленной продукции, Правила проведения сертификации угля и т.д.
Экологическая сертификация (ЭС) – это подтверждение (удостоверение) соответствия продукции, процессов производства и других объектов технического регулирования техническим регламентам, стандартам и условиям договора, содержащим экологические требования.
ЭС проводится, как это определено в ст. 31 ФЗоООС, в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ.
Подтверждение (удостоверение) соответствия может носить добровольный и обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия проводится в форме добровольной сертификации заинтересованной в том организацией. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в двух формах:
· принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия);
· обязательной сертификации.
Добровольное подтверждение соответствия
Добровольное подтверждение соответствия проводится по инициативе лица, желающего получить такое подтверждение, по договору с органом по сертификации (ФА по техническому регулированию и метрологии). Добровольное подтверждение удостоверяет, что данная продукция, процесс производства и иные объекты технического регулирования соответствуют требованиям, установленным в национальных стандартах или стандартах организаций либо договорах. Добровольное соответствие проводится только в отношении продукции и других объектов технического регулирования, которые не являются объектом обязательного подтверждения соответствия.
Соответствие продукции, услуг и других объектов при добровольной сертификации удостоверяется сертификатом соответствия, выдаваемым ФА по техническому регулированию и метрологии.
Объекты сертификации при наличии сертификата могут маркироваться знаком соответствия, который подтверждает, что маркируемая им продукция соответствует выданному на эту продукцию сертификату.
Маркировка осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом в порядке, установленном органом по стандартизации.
Обязательное подтверждение соответствия
В отличие от добровольного особенностью обязательного подтверждения является то, что оно проводится только для установления соответствия продукции, процесса производства и других объектов требованиям технических регламентов. Особенностью обязательного подтверждения является и то, что его объектом может быть только продукция, процесс производства и т.д., выпускаемые в обращение на территории РФ.
Обязательное подтверждение, напомню, осуществляется в двух формах:
· принятие декларации соответствия;
· обязательной сертификации.
Декларация соответствия – это форма обязательного подтверждения соответствия, когда соответствие продукции техническим регламентам доказывает сам заявитель на основании имеющихся у него результатов собственных и (или) полученных с участием третьих лиц исследований (испытаний) и измерений и др. документов, послуживших мотивированным основанием для подтверждения соответствия продукции и услуг требованиям технических регламентов.
Форма декларации о соответствии утверждается федеральным органом по техническому регулированию. Срок действия декларации определяется техническим регламентом по конкретным объектам сертификации. Оформленная по установленным правилам декларация регистрируется органом по техническому регулированию в течение трех дней.
Обязательная сертификация
Как и добровольная обязательная сертификация проводится по инициативе (заказу) заинтересованного в сертификации лица (заявителя). Сертификацию проводит орган по техническому регулированию. Он же выдает и сертификат соответствия.
Продукция, процесс производства и другие объекты, соответствие которых техническим регламентом подтверждено декларацией о соответствии или сертификатом соответствия маркируются знаком обращения на рынке, описание и изображение которого утверждено Правительством РФ 19.11.2003 года.[149]
Полученные за пределами территории РФ документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, протоколы исследований (испытаний), измерений продукции могут быть признаны в РФ в соответствии с международными договорами.
В мире уже давно, в России в последние годы появилась маркировка в виде особых знаков экологически чистой продукции. На импортных товарах можно встретить такие знаки маркировки экологически чистой продукции, как «Зеленая точка», «Кленовый лист», «Голубой ангел».
В России многие химические предприятия маркируют свою продукцию знаком «Свободно от хлора».
Для сбора, хранения и последующего использования материалов ТР созданы специальный федеральный информационный фонд данных ТР (ФИФ) и единая информационная система по ТР (ЕИС).
В ФИФ и ЕИС входят следующие документы:
· технические регламенты;
· национальные стандарты;
· международные стандарты;
· национальные стандарты иностранных государств;
· данные о подтверждении соответствия продукции и услуг техническим регламентам и стандартам.
К документам ФИФ и ЕИС обеспечивается свободный доступ, за исключением данных, содержащих государственную, служебную или коммерческую тайну.
|