Правовой режим национальных парков Правовыми основаниями создания и деятельности национальных парков (НП) в России являются ст. 12–17 ФЗоООПТ и Положение о национальных парках Российской Федерации, утвержденное Правительством РФ 10.08.1993 года.[275]
Согласно ст. 12 ФЗоООПТ НП являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских и культурных целях и регулируемого туризма.
Задачи НП, вытекающие из приведенного определения его понятия, многогранны и направлены на:
а) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;
б) сохранение историко-культурных объектов на территории НП;
в) экологическое просвещение населения;
г) создание условий для регулируемого туризма и отдыха населения;
д) разработка и внедрение научных методов охраны природной среды;
е) ведение экологического мониторинга;
ж) восстановление нарушенных природных и исторических комплексов и объектов.
Таким образом, в отличие от заповедников, которые являются исключительно природоохранными учреждениями, НП имеют многоцелевой характер, что отражается на их правовом режиме.
В России насчитывается свыше 30 НП общей площадью более 6,5 млн га. Все они, за исключением НП «Лосиный остров», «Переяславский» и «Завидово» общей площадью около 170 тыс. га, находятся в ведении Рослесхоза.
Напомню, что НП имеют федеральное значение. Создаются они по решению Правительства РФ, принятому по представлению федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. В таком же порядке производится изменение территории существующего НП.
Для защиты территории НП от неблагоприятного воздействия извне на прилегающих к ним участках суши и водного пространства могут создаваться охранные зоны. Решения о создании таких зон, об утверждении положений о них принимает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
НП возглавляется директором, назначаемым государственным органом управления НП.
На территории НП с учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей устанавливается дифференцированный режим использования, охраны и защиты. В соответствии с этим на территории НП могут быть выделены следующие семь функциональных зон:
1) заповедного режима, в пределах которой запрещается любая хозяйственная и рекреационная деятельность;
2) заказного режима, обеспечивающая условия сохранения природных объектов, в пределах которых допускается строго регулируемое рекреационное использование;
3) познавательного туризма, предназначается для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательностями НП;
4) рекреационного использования, включая территории, предназ- наченные для спортивной и любительской охоты и рыболовства;
5) охрана историко-культурных объектов, обеспечивающая условия для сохранения комплексов и объектов культурного наследия;
6) обслуживания посетителей, предназначенная для размещения гостиниц, палаточных лагерей и иных объектов туристического сервиса, культурно-бытового и информационного обслуживания;
7) хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования НП.
Особенности зонирования и режим конкретного НП определяются в положении о нем, утверждаемом государственным органом управления, в ведении которого находится НП.
В НП, расположенных в районах проживания коренных малочисленных народов, допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования. На специально выделенных участках разрешается традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды пользования природными ресурсами по согласованию с дирекциями НП.
В отдельных случаях в границах НП могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников земли. НП имеют исключительное право приобретения указанных земель за счет федерального бюджета или иных законных источников. На этих землях запрещается расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Режим их использования определяется положением, утверждаемым государственным органом, в ведении которого находится данный НП по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Федерации.
Хозяйственные субъекты, населенные пункты, находящиеся на территориях НП и их охранных зонах, согласовывают с НП соответственно вопросы социально-экономической деятельности и проекты развития населенных пунктов.
Земля и другие природные ресурсы НП являются собственностью Федерации и находятся в бессрочном и бесплатном пользовании НП. Другим организациям и лицам они могут быть предоставлены в аренду в соответствии с Положением о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях НП для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха.[276]
В целях выполнения НП стоящих перед ними задач на их территории устанавливается особый режим использования природных объектов, который в основном является запретительно-ограничительным. На территории НП запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, историко-культурным объектам и которая противоречит целям и задачам НП, в том числе:
· разведка и разработка полезных ископаемых;
· деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;
· предоставление на территории НП садовых и дачных участков;
· строительство магистральных дорог, трубопроводов, ЛЭП и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием НП;
· рубка главного пользования, промежуточные рубки, заготовка живицы, промысловая охота и рыболовство, промышленная заготовка дикорастущих растений. Запрещается также деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;
· движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием НП, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав леса по водным объектам;
· организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристических стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;
· вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность.
В НП могут быть запрещены или ограничены и другие виды деятельности, влекущие за собой снижение экологических, научных, эстетических, культурных и рекреационных ценностей территории.
Как и заповедники, НП являются не только природоохранными, но и научными и просветительскими учреждениями. Научно-исследова- тельская работа в НП направлена на разработку и внедрение научных методов сохранения биологического разнообразия природных и историко-культурных объектов в условиях рекреационного использования, оценку и прогнозирование экологической обстановки в регионе. Она проводится как штатными сотрудниками отделов и лабораторий НП, так и научно-исследовательскими учреждениями и вузами соответствующего профиля на договорных началах по общим с НП программам по согласованию с государственными органами, в ведении которых находится НП.
Для наиболее полного и профессионально грамотного рассмотрения научной, природоохранной, рекреационной и просветительской деятельности в НП создаются научно-технические советы. На заседаниях совета в обязательном порядке рассматриваются лесохозяйственные, биотехнические, рекультивационные и реставрационные работы, а также мероприятия по регулированию численности диких животных на территории НП.
Просветительская работа НП включает выпуск буклетов, фотоальбомов, путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции, организацию музеев, экспозиций под открытым небом, создание и обустройство учебных экскурсионных троп и маршрутов, организацию школьных лесничеств, прохождение учебной и производственный практики студентов учебных заведений соответствующего профиля, освещение деятельности НП в средствах массовой информации и иные формы и методы социально-экологического воспитания, образования и пропаганды экологических знаний.
НП на своей территории осуществляют хозяйственную деятельность лишь направленную, во-первых, на обеспечение надлежащей охраны природных и историко-культурных объектов, выполнение мероприятий по уходу за ними и их восстановлению, и, во-вторых, на организацию регулируемого туризма и отдыха населения в природных условиях.
Развитие регулируемого туризма и отдыха населения осуществляется в соответствии с утвержденными проектами путем предоставления в аренду заинтересованным юридическим лицам земельных участков, других природных объектов, зданий и сооружений.
Строительство и эксплуатация гостиниц, кемпингов, турбаз, предприятий общественного питания и других объектов туристического сервиса, создание условий для отдыха граждан, их культурного и бытового обслуживания осуществляется заинтересованными юридическими и физическими лицами на условиях, определяемых соответствующими договорами, заключаемыми с НП.
При отсутствии заинтересованных лиц НП могут самостоятельно осуществлять эти работы за счет средств, выделяемых из бюджета, а также доходов, получаемых от эксплуатации объектов туризма и отдыха.
Юридические и физические лица осуществляют деятельность по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях НП в соответствии с упомянутым Положением от 03.08.1996 года. Конкретные виды такой деятельности определяются отдельно по каждому НП с учетом его природных, историко-культурных и иных особенностей государственным органом, в ведении которого он находится по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Контроль за деятельностью НП осуществляют как государственные органы общей компетенции, так и федеральной исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Ведомственный контроль возложен на федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся НП.
|