Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 2. Предмет и метод бухгалтерского учета

Основываясь на общих правилах ведения бухгалтерского учета, бухгалтерия предприятия обеспечивает весь управленческий персонал информацией, необходимой для контроля, анализа, управления и планирования хозяйственной деятельности. Предприятия порой очень существенно отличаются одно от другого по технологическому процессу, организационной структуре, взаимосвязи и взаимозависимости между структурными подразделениями.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

В данном определении отражены:

основные этапы учетного процесса (вначале любой учетный объект наблюдается, затем измеряется, осуществляются его регистрация, дальнейшая обработка учетной информации для ее передачи пользователям);

основные отличия бухгалтерского учета от других видов – статистического и оперативного.

Объектами бухгалтерского учета является имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Основными задачами бухгалтерского учета согласно Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» признаны:

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее финансовом положении, полученных доходах и понесенных расходах;

обеспечение при совершении организацией хозяйственных операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении активов и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;



предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов ее финансовой устойчивости.

Следует отметить, что обозначенный круг задач свидетельствует о том, что бухгалтерский учет – не только регистратор и хранитель информации; его главное назначение – обеспечить систему управления экономикой предприятия достоверной, понятной управляющими различных уровней учетно-экономической информацией.

В системе управления бухгалтерский учет выполняет ряд функций. Одной из главных функций, которую выполняет бухгалтерский учет в системе управления и формирования рыночной экономики, является информационная функция. На современном этапе роль и значение своевременно поступающей объективной экономической информации усиливается. Учетно-экономическая информация, характеризующая фактическое состояние хозяйственной деятельности, формируется в системе хозяйственного учета. В бухгалтерском учете регистрируется, накапливается и обобщается информация о состоянии имущественных средств хозяйствующего субъекта и имущественных отношений с другими предприятиями , о работе и результатах. Следовательно, бухгалтерский учет отражает, создает комплексную информацию во всех областях хозяйственной деятельности. Все многочисленные хозяйственные операции документируются, накапливаются по определенным признакам, сводятся в учетных регистрах, отражаются на счетах бухгалтерского учета, затем полученные данные обобщаются в формах бухгалтерской отчетности. Качественная учетная информация позволяет осуществлять контроль на всех стадиях производства, причем в случае необходимости – во всех деталях деятельности предприятия и его подразделений.

Контрольная функция типична для бухгалтерского учета при любых условиях хозяйствования и любых пользователях учетной информации. Она предполагает постоянный контроль над использованием различного вида ресурсов: материальных, трудовых, финансовых, т.е. определение того, насколько действия соответствуют плану. В условиях совершенствования управления, наличия различных форм собственности, формирования рыночных отношений происходит усиление контрольной функции бухгалтерского учета благодаря совершенствованию его форм и методов, широкому внедрению вычислительной техники, использованию зарубежного опыта, а также возможностей автоматизированных рабочих мест бухгалтера, экономиста, аналитика.

Контроль – система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям.

С помощью специальных приемов и способов бухгалтерского учета ведутся три вида контроля: предварительный – до совершения хозяйственной операции; текущий – во время совершения хозяйственной операции; последующий – после ее совершения.

Контроль может осуществляться по следующим направлениям :

обеспечение сохранности собственности предприятия;

рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

использование основных средств, амортизационных отчислений ;

выполнение планов по объемам выпущенной и реализуемой продукции ;

формирование полной себестоимости реализованной продукции;

деятельность различных подразделений предприятия: цехов, производств, участков и т.п.

формирование финансовых результатов деятельности предприятия;

снижение затрат, связанных с формированием выпущенной и реализованной продукции и др.

В бухгалтерском учете, как было отмечено, отражаются весь кругооборот средств (имущества) предприятия, источников их формирования и хозяйственные процессы. Качественная учетная информация позволяет осуществлять контроль на разных стадиях производства, контролировать в случае необходимости во всех деталях деятельность предприятия и его подразделений, анализировать ее и на базе этой информации подготавливать, обосновывать и принимать соответствующие управленческие решения на различных уровнях управления.

Аналитическая функция заключается в анализе производственной и финансовой деятельности предприятия, ее результатов. Она особенно важна в современных условиях управления и формирования рыночных отношений, так как достоверная и юридически обоснованная бухгалтерская информация используется для анализа финансовой и производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его структурных подразделений. На основании учетно-экономической информации заинтересованные лица (как администрация предприятия, так и внешние пользователи) стремятся получить необходимые им достоверные сведения об имущественном состоянии предприятия, его платежеспособности, использовании заемных средств, перспективах развития, внутренних и внешних отношениях и т. п. Реализация этой функции позволяет осуществлять анализ по всем разделам бухгалтерского учета. Для целей управления необходим анализ использования всех видов ресурсов, затрат на производство и продажу продукции, распределения и использования прибыли и т.п. При анализе фактические показатели сравниваются с плановыми, нормативными, сметными, выявляются причины отклонений. Следовательно, значимость аналитической функции учета для оперативного управления, подготовки, обоснования и принятия соответствующих управленческих решений, прогнозирования производственной и финансовой деятельности предприятия трудно переоценить.

 

Функция обеспечения сохранности собственности тесно связана с совершенствованием системы бухгалтерского учета и усилением его контрольной функции. Для реализации этой функции необходимы соответствующие предпосылки: наличие складских помещений и их соответствующего оборудования , наличие контрольно-измерительных приборов, мерной тары и др. Научно организованная система учета позволяет не только вскрывать растраты, хищения и злоупотребления, но и предупреждать их. Основным инструментом для реализации этой функции является инвентаризация имущества предприятия, которая позволяет определить изменения, происшедшие в составе собственности. В процессе проведения инвентаризации проверяется, все ли хозяйственные операции были оформлены документально, нашли ли они отражение в бухгалтерском учете, увязываются ли фактические данные с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация имеет огромное значение для правильного отражения всех затрат на производство и реализацию продукции с целью сохранности собственности, особенно в части предупреждения потерь материальных ценностей предприятия. Действенная система бухгалтерского учета позволяет совместно с другими службами обеспечить сохранность собственности, создать заслон на пути хищений, порчи и потерь.

Функция обратной связи характерна для бухгалтерского учета, без нее невозможно действие системы управления. Системный бухгалтерский учет, как известно, обеспечивает работников управления фактическими данными о деятельности предприятия и его структурных подразделений, о состоянии имущества и источников его формирования, о взаимоотношениях с поставщиками, подрядчиками, покупателями и заказчиками, налоговыми органами, о формировании финансовых результатов, использовании прибыли и т.п. Используя обратную связь с помощью бухгалтерской информации, отражающей фактическое значение показателей, осуществляется контроль за выполнением плановых показателей, стандартов, норм и нормативов, устанавливаются различные недостатки , выявляются резервы производства и степень их мобилизации и использования. Система бухгалтерского учета обеспечивает управление обратной связью на любом уровне. Никакая другая система не в состоянии выполнить эту задачу.

Функцию обратной связи, как правило, выполняет находящаяся на различных носителях исходная информация, поступающая главным образом из первичной документации.

К бухгалтерскому учету предъявляются следующие требования:

достоверность фактической информации о результатах хозяйственной деятельности, которая обеспечивается документальностью, непрерывностью и другими принципами (особенностями) бухгалтерского учета;

своевременность отражения результатов хозяйственных операций и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

экономичность и рациональность бухгалтерского учета, т.е. экономное и рациональное расходование средств на ведение бухгалтерского учета и составление его отчетности;

точность и объективность учета означает, что все учетные сведения должны быть правильными, верно отражающими действительность;

осмотрительность характеризует большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;

приоритет содержания над формой – отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;

полнота учета – это охват всех сторон хозяйственной жизни, полная характеристика совершающихся процессов, но без лишней детализации показателей, не имеющей значения для управления предприятием;

непротиворечивость – тождество данных аналитического учета данным синтетического учета;

оперативность учета состоит в своевременном представлении информации для принятия управленческих решений, составления и предоставления отчетности;

простота учета заключается в том, что бухгалтерская информация должна быть максимально доступной ( в установленной форме представления) всем пользователям;

ясность и доступность учетасвязаны прежде всего с необходимостью обеспечить возможность использования данных учета для хозяйственного управления;

- оптимальное использование принципов Международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности с учетом отечественных научных и профессиональных достижений и традиций, менталитета населения и действующего законодательства.

Основой, или исходной базой, бухгалтерского учета как науки являются его основополагающие принципы. С их учетом в каждой организации разрабатываются стратегические положения и определяются (выбираются) правила ведения бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций. К основным относятся принципы, перечисленные ниже.

Статья 3 Закона «О бухгалтерском учете и отчетности»

Принципы бухгалтерского учета и отчетности

1. Бухгалтерский учет и отчетность основываются на принципах непрерывности деятельности, обособленности, начисления, соответствия доходов и расходов, правдивости, преобладания экономического содержания, осмотрительности, нейтральности, полноты, понятности, сопоставимости, уместности.

2. Принцип непрерывности деятельности заключается в том, что информация об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации формируется в бухгалтерском учете и отчетности в зависимости от намерения организации продолжать или прекращать свою деятельность в дальнейшем.

3. Принцип обособленности означает, что активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы организации учитываются отдельно от активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов собственника имущества (учредителей, участников) организации.

4. Принцип начисления означает, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором они совершены, независимо от даты проведения расчетов по ним.

5. Принцип соответствия доходов и расходов означает, что расходы отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором признаются связанные с ними доходы (при их наличии).

6. Принцип правдивости означает, что активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы организации отражаются в бухгалтерском учете и отчетности при выполнении условий признания их таковыми, установленных законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности.

7. Принцип преобладания экономического содержания означает, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя не столько из их правового, сколько из их экономического содержания.

8. Принцип осмотрительности означает, что учетная оценка активов и доходов организации не должна быть завышена, а обязательств и расходов – занижена.

9. Принцип нейтральности означает отсутствие ориентации содержащейся в отчетности организации информации на определенных пользователей и (или) получение определенного результата.

10. Принцип полноты означает наличие в отчетности организации всей информации, способной повлиять на принимаемые пользователями на ее основе решения, касающиеся финансового положения организации.

11. Принцип понятности заключается в доступности для понимания пользователями содержащейся в отчетности организации информации.

12. Принцип сопоставимости означает возможность сравнения отчетности организации за разные отчетные периоды, а также с отчетностью других организаций.

13. Принцип уместности означает полезность содержащейся в отчетности организации информации для принятия пользователями решений, касающихся финансового положения организации.

Закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.

Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения

Для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и их определения:

активы – имущество, возникшее в организации в результате совершенных хозяйственных операций, от которого организация предполагает получение экономических выгод;

аналитический учет – детализированное отражение активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации на аналитических счетах бухгалтерского учета;

бухгалтерский учет – система непрерывного формирования информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации посредством документирования, инвентаризации, учетной оценки, двойной записи на счетах бухгалтерского учета, обобщения в отчетности;

доходы – увеличение экономических выгод в результате увеличения активов или уменьшения обязательств, ведущее к увеличению собственного капитала организации, не связанному с вкладами собственника имущества (учредителей, участников) организации;

национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности – нормативный правовой акт, определяющий правила бухгалтерского учета активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации и (или) раскрытия информации в отчетности;

общественно значимые организации – открытые акционерные общества, являющиеся учредителями унитарных предприятий и (или) основными хозяйственными обществами по отношению к дочерним хозяйственным обществам, банки и небанковские кредитно-финансовые организации (далее – банки), страховые организации;

обязательства – задолженность организации, возникшая в результате совершенных хозяйственных операций, погашение которой приведет к уменьшению активов или увеличению собственного капитала организации;

организации – юридические лица Республики Беларусь, их филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, представительства иностранных и международных организаций, хозяйственные группы, холдинги, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности);

отчетная дата – последний календарный день отчетного периода;

отчетность – система стоимостных показателей об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации, а также иная информация, отражающая финансовое положение организации на отчетную дату, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации за отчетный период;

отчетный период – период, за который составляется отчетность;

первичный учетный документ – документ, на основании которого хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета;

план счетов бухгалтерского учета – систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета;

пользователи – собственник имущества (учредители, участники) организации, инвесторы, кредиторы, государственные органы, иные лица, заинтересованные в содержащейся в отчетности организации информации;

профессиональное суждение – точка зрения и действие главного бухгалтера организации, руководителя организации в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона, организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, принятые организацией при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности, которые излагаются организацией в положении об учетной политике и примечаниях к отчетности;

расходы – уменьшение экономических выгод в результате уменьшения активов или увеличения обязательств, ведущее к уменьшению собственного капитала организации, не связанному с его передачей собственнику имущества организации, распределением между учредителями (участниками) организации;

регистр бухгалтерского учета – документ, в котором производятся регистрация, накопление и систематизация учетной информации, содержащейся в первичных учетных документах, в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;

синтетический учет – обобщенное отражение активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации на синтетических счетах бухгалтерского учета;

собственный капитал – активы организации за вычетом ее обязательств;

учетная оценка – стоимостная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в бухгалтерском учете и (или) отчетности;

учетная политика – совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией;

форма бухгалтерского учета – порядок осуществления и обобщения записей на счетах бухгалтерского учета и совокупность регистров бухгалтерского учета, в которых производятся такие записи;

хозяйственная операция – действие или событие, подлежащие отражению организацией в бухгалтерском учете и приводящие к изменению ее активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов.

Статья 4. Законодательство Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности

Законодательство Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и принятых в соответствии с ними иных актов законодательства Республики Беларусь, регулирующих отношения в области бухгалтерского учета и отчетности.

Статья 5. Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности

1. Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь и иными республиканскими органами государственного управления, осуществляющими государственное регулирование и управление в определенной сфере экономической деятельности.

2. Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику в области бухгалтерского учета и отчетности.

3. Совет Министров Республики Беларусь:

обеспечивает проведение единой государственной политики в области бухгалтерского учета и отчетности;

координирует и контролирует деятельность республиканских органов государственного управления в области бухгалтерского учета и отчетности;

устанавливает совместно с Национальным банком Республики Беларусь порядок введения в действие на территории Республики Беларусь в качестве технических нормативных правовых актов Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений, принимаемых Фондом Международных стандартов финансовой отчетности (далее – МСФО);

устанавливает порядок проведения аттестации на право получения сертификата профессионального бухгалтера, порядок подтверждения квалификации физическими лицами, имеющими сертификат профессионального бухгалтера;

осуществляет иные полномочия в области бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

4. Национальный банк Республики Беларусь:

устанавливает порядок проведения аттестации на право получения сертификата профессионального бухгалтера банка, порядок подтверждения квалификации физическими лицами, имеющими сертификат профессионального бухгалтера банка;

утверждает форму сертификата профессионального бухгалтера банка;

проводит аттестацию на право получения сертификата профессионального бухгалтера банка и подтверждение квалификации физических лиц, имеющих сертификат профессионального бухгалтера банка;

осуществляет иные полномочия в области бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

5. Министерство финансов Республики Беларусь:

реализует единую государственную политику в области бухгалтерского учета и отчетности;

осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в организациях (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков, банковских групп, банковских холдингов);

утверждает национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности и иные нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, обязательные для исполнения организациями (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков, банковских групп, банковских холдингов);

утверждает форму сертификата профессионального бухгалтера;

проводит аттестацию на право получения сертификата профессионального бухгалтера и подтверждение квалификации физических лиц, имеющих сертификат профессионального бухгалтера;

представляет в пределах своих полномочий Республику Беларусь в международных организациях, занимающихся вопросами бухгалтерского учета и отчетности;

осуществляет иные полномочия в области бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

6. Республиканские органы государственного управления, осуществляющие государственное регулирование и управление в определенной сфере экономической деятельности (за исключением Министерства финансов Республики Беларусь):

участвуют в реализации единой государственной политики в области бухгалтерского учета и отчетности;

осуществляют методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в организациях, осуществляющих соответствующие виды экономической деятельности;

принимают по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь нормативные правовые акты, устанавливающие особенности бухгалтерского учета и отчетности в организациях, осуществляющих соответствующие виды экономической деятельности.

7. Государственные органы, имеющие воинские формирования, принимают по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь нормативные правовые акты, устанавливающие особенности бухгалтерского учета и отчетности в воинских формированиях.

Статья 6. Полномочия общественных организаций (объединений), ассоциаций (союзов)

Общественные организации (объединения) бухгалтеров, ассоциации (союзы) коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, вправе:

участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и отчетности;

участвовать в разработке учебно-программной и учебно-методической документации, информационно-аналитических материалов, учебно-наглядных пособий, используемых при подготовке к аттестации на право получения сертификата профессионального бухгалтера и сертификата профессионального бухгалтера банка;

оказывать методическую и иную помощь организациям по вопросам бухгалтерского учета и отчетности;

представлять интересы бухгалтеров в международных профессиональных организациях.

Нормативные правовые акты:

 

1. Инструкция по инвентаризации активов и обязательств: утв. М-вом финансов Респ. Беларусь, 30 ноябр. 2007 г., № 180 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2007. — № 16. — № 8/17745.

2. О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Респ. Беларусь, 18 окт. 1994г., № 3321—XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 26.12.2007 г. № 302—З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2007. — №3. — №2/1399.

3. Об аудиторской деятельности: Закон Респ. Беларусь, от 08 нояб. 1994 г., №3373: в ред. Закона Респ. Беларусь от 25.06.2007 г. № 240—З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2007. — № 157. — №2/1337






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.