Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Риторика В Казахстане в ХVІІ - ХІХ веках

Модуль 4. Тема 3. Устная речь как показатель образованности и культуры человека. Риторика. Практическое занятие №1-3.

Цель: 1) Дать основные понятия современной риторики, дать сведения об античной риторике и развития риторики в Казахстане в ХVІІ - ХІХ веках.

2) Познакомить с этапами подготовки публичной речи, научить работать над композицией выступления и логикой изложения.

План

1.Риторика. Точность речи. Выразительность речи. Чистота речи. Логичность речи.

2. Стилистические ошибки и недочеты культуры речи. Проблема выбора словесных единиц в процессе выражения мысли и построения связанного высказывания.

3. Культура речевого поведения в профессиональной сфере.

 

Содержание занятия

 

Высший уровень культуры речи предусматривает знание основ публичной речи – риторики, с которой связано речевое поведение современного человека. В риторике обобщены приемы, которые позволяют научиться выступать публично, чтобы донести до слушателей свои мысли, убедить в их правоте, объяснить какие-то явления, воздействовать на чувства слушателей, поспорить с ними, добиться взаимопонимания.

Риторика– теория выразительности речи, теория красноречия, ораторского искусства.

Современная риторика прежде всего интересуется устной речью.

1.Это целесообразная речь, соответствующая цели говорящего, умение строить речь, учитывая запросы слушателя.

2.Это речь, не оставляющая слушателя равнодушным, способная пробудить ум, чувства, побудить к каким-то положительным поступкам, а иногда изменить образ жизни и мировоззрение.

3.Это речь, обеспечивающая лучшее взаимопонимание, объединение участников общения, правильное разрешение конфликтов, возникающих в процессе общения.



 

Нормы речи Пояснения
1. Содержательность 2. Правильность (соблюдение норм) 3.Ясность (простота, доступность). 4.Логичность 5. Выразительность 6.Уместность 7.Чистота 1.Речь должна быть для собеседника интересной, новой, познавательной, иначе она может превратиться в пустую болтовню. 2. Для устной речи, в первую очередь, важны нормы произношения и нормы словесного ударения, то, что принято называть орфоэпическими нормами. Подвижное и разноместное русское ударение приводит иногда к ошибке. Грамматическая правильность речи связана с нормативным употреблением форм слов и предложений. Например, форма родительного падежа мн.чисда существительных имеет и окончание –ов, и нулевое окончание, которые не всегда разграничиваются. (много армян, грузин, турок, цыган, но много калмыков, узбеков, якутов и т.д.). 3.Это такой подбор слов, такое использование смысловых и грамматических связей между словами и предложениями, которым достигается наиболее полное понимание смысла речи. 4.Такое смысловое соединение и грамматическое размещение слов и предложений, которое дает возможность строго последовательно понимать говорящего. 5.Такой подбор слов и предложений, который помогает разбудить не только мысль, но и эмоциональную, эстетическую область нашего сознания; выразительная речь действует на наши чувства сильнее, чем обычная речь. 6. Такой подбор средств языка (слов, предложений, интонации и т.д.), который делает речь вполне отвечающей целям и условиям общения; уместная речь хорошо «приспособлена» к теме сообщения, его логическому и эмоциональному содержанию, составу слушателей и т.д. 7. Предполагает отсутствие в речи слов и выражений, не являющихся литературными. Совершенно неприемлемы в литературной речи грубые слова, слова «сорняки».

 

 

Задание 1

Прочитайте текст. Составьте письменно несколько вопросов к нему.

Перескажите текст.

 

История ораторского искусства

 

История ораторского искусства начинается с древней Греции. Расцвет его пришелся на V в. до нашей эры, когда конституция Афин окончательно приняла демократический характер. К этому времени относится деятельность Перикла, политическое влияние которого главным образом зависело от его красноречия. Однако со временем у греков к нему стал примешиваться ремесленный характер: судебные речи писались на заказ для не умевших или не желавших сочинять их. В период римской империи возникает новое красноречие, примеры которого подали христианские проповедники, со своими вдохновенными речами обошедшие все страны.

Расцвет политического красноречия начался в Англии в XVII веке, во Франции - в конце XVIII века, в эпоху Великой революции, в Германии – со временем введения южногерманской конституции. Наиболее выдающихся судебных ораторов дала Франция. В России ораторское искусство не имело возможности для всестороннего развития: для политического красноречия не представляла простора форма правления, а судебное получило возможность применения лишь после судебной реформы в конце ХIХ века: лишь духовное красноречие процветало в России с незапамятных времен.

Тем не менее риторика как учебный предмет сохранилась в учебных заведениях вплоть до 1917 года: в последующие же времена риторика в полном объеме обучали только в духовных учебных заведениях, в обычных же школах ее бледные отголоски проявлялись лишь в памятных всем нам школьных сочинениях.

( По И.Кузнецову)

 

Задание 2

Прочитайте текст. Перескажите его. Сделайте вывод: на чем основано красноречие казахских биев.

Риторика В Казахстане в ХVІІ - ХІХ веках

В Казахстане издавна развивалось судебное и бытовое красноречие. Решение важнейших государственных, правовых, общественных дел требовало от говорящего большого мастерства, ораторского искусства. Красноречие ценилось и в быту, и в семье, А особенно требовалось от судей. Обязанность судьи возлагалось на биев. Они были немногочисленны. Обладая природным умом и даром красноречия, Бии соединяли в себе глубокие познания и знания обычаев народа. Право быть бием, таким образом, определялось двумя исходными моментами: требовались глубокие познания тогдашнего судопроизводства и учитывалось ораторское мастерство. Глубокие знания судебных обычаев предполагали знание норм обычного и шариатского права, в том числе и одного из первых сводов казахских законов «Жеті жарғы»- законодательного памятника ханского периода. По данным историков, сама идея создания «Жеті жарғы» относится к 70-м годам ХVІІ века. Обычно, со ссылкой на предания, инициатором составления этого свода законов называют хана Тауке. По одной из версий, он собрал для совета трех биев (Толе би –от Старшего жуза, Казыбек би – Среднего жуза, Айтеке би – от Младшего жуза) и с их помощью составил и утвердил ряз законоположений. По другой версии, хан Тауке собрал в урочище Куль-Тобе семерых биев, и именно эти бии в обновленном виде представили свод обычаев ханов Касыма и Ишима. Текст этого законодательного документа содержит нормы административного, уголовного и гражданского права.

Отличительными особностями ораторского искусства биев должны быть названы не столько устная форма проведения судебного разбирательства, сколько импровизационность, поэтичность и аллегоричность их речей, опора на народно-поэтическое творчество, остроумие и философский подход к решению спорных вопросов. Толе би принадлежит целый ряд замечаний, высказанных им в ходе решения тех или иных тяжб, ставших впоследствии крылатыми выражениями.

 

Задание 3.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.