Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Факторный анализ прибыли от продаж

Предыдущий структурный анализ прибыли до налогообложения показал, что основным источником ее формирования на рассматриваемом предприятии является прибыль от продаж товаров, продукции, работ, услуг. Она представляет собой конечный результат деятельности предприятия не только в сфере производства, но и в сфере обращения. Формализованный расчет прибыли от реализации продукции

PQ = QP - S - K, (1.1)

где QР - выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей);

S - себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг;

К - коммерческие расходы;

Если в соответствии с учетной политикой предприятия управленческие (общехозяйственные) расходы списываются с кредита счета 26 в дебет счета 90, то они отражаются в форме № 2 по отдельной строке. В этом случае сумма прибыли (убытка) от продаж определяется по формуле

PQ = QP - S - K - У, (1.2)

где У - управленческие расходы.

Важнейшими условиями роста прибыли от реализации являются увеличение объема, обеспечение ритмичности производства и отгрузки продукции, снижение ее себестоимости, повышение ее качества и конкурентоспособности, оптимизация запасов готовой продукции на складах, своевременная оплата покупателями заказанной ими продукции, применение прогрессивных форм расчетов за продукцию (факторинг, овердрафт).

Фактически полученная в отчетном периоде в процессе реализации прибыль может отличаться от прибыли за прошлый период или плановой в результате воздействия ряда внешних и внутренних факторов. В связи с этим при анализе важно дать не только общую оценку динамики и выполнения плана по прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг, но и всесторонне изучить факторы, на нее влияющие, определить степень влияния каждого из них.



На динамику суммы прибыли от продаж могут оказать влияние изменение объема и структуры реализованной продукции, ее полной себестоимости и оптовых цен.

Между изменением объема реализации и размером полученной прибыли существует прямая пропорциональная зависимость при реализации рентабельной продукции и обратная зависимость при реализации убыточной. Увеличение объема реализации рентабельной продукции приводит к увеличению массы прибыли. Влияние изменения объема реализации на сумму прибыли можно определить по следующей формуле:

где - прирост (уменьшение) прибыли за счет изменения объема реализации;

P0 - прибыль за предыдущий год;

K1,2 - коэффициент изменения объема реализации.

Этот показатель может определяться путем отношения объема реализации отчетного года к объему реализации предыдущего года в сопоставимых ценах (в ценах предыдущего года) по формуле

где - фактический объем реализации за отчетный год в ценах предыдущего года;

- объем реализации за предыдущий год.

Либо он может определяться исходя из объема реализации в оценке по полной себестоимости предыдущего года по формуле

где S1,0 - полная себестоимость фактически реализованных товаров, продукции, работ, услуг за отчетный год в ценах и тарифах предыдущего года;

S0 - полная себестоимость реализации предыдущего года.

На прибыль от реализации оказывают влияние сдвиги в структуре и ассортименте реализации товаров, продукции, работ, услуг. Изменение структуры и ассортимента реализации влияет на прибыль потому, что рентабельность различных изделий и видов работ, услуг неодинакова. При увеличении в составе реализации доли изделий и видов работ, услуг с рентабельностью выше средней по предприятию сумма прибыли увеличивается, и наоборот. Влияние на прибыль изменения против прошлого года ассортимента и структуры реализации (оборота) можно определить по формуле

где ΔPC - прирост прибыли в результате изменения структуры и ассортимента реализации продукции;

Р1,0 - прибыль, полученная от фактически реализованной продукции в отчетном году в ценах и по себестоимости предыдущего года.

Влияние изменения себестоимости реализации на сумму прибыли определяется путем сравнения фактической полной себестоимости реализации отчетного года с фактическим объемом реализации отчетного года, но по себестоимости предыдущего года по формуле

ΔS = S1 - S1,0, (1.7)

где ΔS - прирост (уменьшение) полной себестоимости реализации;

S1 - фактическая полная себестоимость реализации отчетного года;

S1,0 - известно.

Величина прибыли находится в прямой зависимости от изменения оптовых цен на товары, продукцию и тарифов на работы и услуги, поскольку представляет собой разницу между стоимостью реализации в оптовых ценах и ее полной себестоимостью.

Влияние на прибыль изменения оптовых цен и тарифов определяется путем сравнения объема реализованных в отчетном году товаров, продукции, работ, услуг в действующих ценах с объемом реализованных в отчетном году товаров, продукции, работ и услуг в ценах и тарифах предыдущего года по формуле

где ΔQZ - прирост (уменьшение) выручки от продажи за счет изменения цен и тарифов;

- фактический объем реализации за отчетный год в действующих ценах;

- известно.

Методика анализа прибыли при использовании системы «директ-костинг» усложняется в условиях многономенклатурного производства, когда, кроме рассмотренных выше факторов, необходимо учитывать еще и влияние изменения структуры себестоимости реализованной продукции.

В международной практике для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли при многономенклатурном производстве и применении системы учета «директ-костинг» используется модель определения финансового результата:

Р = QP ПЗ, (9.9)

где Р - прибыль (убыток) от продажи продукции (работ, услуг);

QP - выручка от продажи продукции (работ, услуг),

- средняя доля маржинального дохода в выручке от продажи продукции (работ, услуг);

ПЗ - постоянные затраты.

Средняя доля маржинального дохода в выручке ( ) зависит от удельного веса каждого вида продукции в общей сумме выручки (Уi) и доли маржинального дохода в выручке по каждому изделию (МДi):

Тогда  ∑УiМДi (1.10)






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.