Факторы, влияющие на формирование финансового результата. Внешние факторы, не зависящие или не контролируемые организацией
- чрезвычайные события, природные (климатические) условия, транспортные и другие факторы;
- инфляционный рост цен и тарифов;
- нарушения поставщиками, посредническими организациями финансовыми, банковскими и другими органами дисциплины по хозяйственным и финансовым вопросам, затрагивающим интересы предприятия.
Внутренние факторы, зависящие и контролируемые организацией – основные факторы формирования прибыли от продаж:
- объем и качество продукции;
- ассортимент и структура продукции;
- себестоимость продукции;
- цены на продукцию, тарифы на энергию и перевозки
Таблица 8
Исходные данные для факторного анализа (динамики)
Прибыли от продаж
Наименование показателя
| Предыдущий год (по базису)
| Отчетный год
| По ценам и себестоимости предыдущего года
| фактически
| 1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без НДС и акцизов), тыс. руб., N
|
|
|
| 2. Полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб., S
|
|
|
| 3. Результат: прибыль от продаж, тыс. руб., P
|
|
|
| 4. Рентабельность продаж (стр. 3 / стр.1 * 100%), КРN
| 10,43
| 9,52
| 9,44
| 5. Рентабельность затрат (стр. 3 / стр. 2 * 100%), КРS
| 11,64
| 10,53
| 10,43
| Увеличение прибыли от продаж составило 60 тыс. руб.
1. Влияние изменения объема реализации:
∆PN = P0 * K – P0 или ∆PN = P0 * (K – 1),
где ∆PN – прирост (уменьшение) прибыли за счет изменения объема реализации;
P0 – прибыль от продаж предыдущего года (базисная);
К – коэффициент изменения объема реализации.
N1,0 S1,0
KN = -------------- или KS =-------------,
N0 S0
где N1,0 - фактический объем реализации за отчетный год в ценах предыдущего года;
N0 – объем реализации за предыдущий год;
S1,0 – полная себестоимость фактически реализованных товаров, продукции, работ, услуг в ценах и тарифах предыдущего года;
S0 – полная себестоимость реализации предыдущего года.
KN = 4200 / 3500 = 1,2
KS = 3800 / 3135 = 1,21
Тогда влияние изменения объема реализации в оценке по полной себестоимости:
∆PN = 365 * (1,21 – 1) = + 76,65
2. Влияние изменения структуры и ассортимента реализации:
∆PC = Р1,0 – Р0 * КS
где ∆PC – прирост (уменьшение) прибыли в результате изменений в структуре и ассортименте реализации;
Р1,0 – прибыль, полученная от фактически реализованной продукции в отчетном году в ценах и себестоимости предыдущего года
Влияние изменения объема реализации на динамику прибыли при оценке объема реализации по полной себестоимости:
∆PC = 400 – 365 * 1,21 = 400 – 441,65 = - 41,65 тыс. руб.
3. Влияние изменения себестоимости реализации
∆S = (S1 – S1,0),
где ∆S – прирост (уменьшение) полной себестоимости реализации;
S1 – фактическая полная себестоимость реализации отчетного года.
В рассматриваемом примере изменение полной себестоимости реализации за анализируемый период составляет:
∆S = 4075 – 3800 = + 275 тыс. руб.
Следовательно, прибыль уменьшилась на эту сумму (∆PS):
∆PS = - 275 тыс. руб.
4. Влияние изменения оптовых цен на товары и тарифов на работы и услуги
∆N = N1 – N1,0
где ∆N – прирост (уменьшение) объема реализации за счет изменения оптовых цен (тарифов);
N1 – фактический объем реализации за отчетный год в действующих ценах.
В результате повышения цен и тарифов объем реализации увеличился на:
∆N = 4500 – 4200 = + 300 тыс. руб.
следовательно, прибыль возросла на 300 тыс. руб.
Обобщение результатов факторного анализа
Прибыли от продаж
Факторы изменения прибыли от продаж товаров, продукции, работ, услуг
| Сумма прироста (уменьшения) прибыли по сравнению с прошлым годом,тыс. руб.
| 1. Изменение объема реализации товаров, продукции, работ, услуг
| +76,65
| 2. изменение структуры и ассортимента
| -41,65
| 3. Изменение полной себестоимости объема реализации
| -275
| 4. Изменение оптовых (отпускных) цен и тарифов
| +300
| Итого:
| +60
| Если на предприятии показатели объема реализации продукции отчетного года не пересчитывались по себестоимости и ценам предыдущего года, то факторный анализ прибыли от реализации продукции можно осуществить следующим образом:
1. Влияние изменения физического объема и цен реализации продукции:
∆PN = Р0 * (КS – 1);
∆PN = 365 * [(4075 : 3135) - 1] = 365 * (1,3 – 1) = +109,5
2. Влияние изменения структуры и ассортимента продукции:
∆PC = Р0 (КN - КS)
КN = ------------- = 1,286
∆PC = 365 * (1,286 – 1,3) = 365 * (-0,014) = - 5,11 тыс. руб.
3. Влияние изменения уровня затрат
S1 S0 4075 3135
∆PS = - N1 (------------------------------------------ - ----------------------------------------------------) = - 4500 * (----------------------------------------- -- ------------------------------------------) =
N1 N0 4500 3500
= -[4500 * (0,906 – 0,896)] = - 4500 * 0,01 = - 45тыс. руб.
Проверка:+109,5 – 5,11 – 45 = 59,39 тыс. руб. ≈ 60 тыс. руб.
Анализ рентабельности.
Все аналитические соотношения дают представления об уровне управления предприятия.
Коэффициенты прибыльности являются более непосредственным отражением эффективности бизнеса с различных позиций.
Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения.
Общая формула расчета экономической рентабельности (Кэр):
Р
Кэр = _-----------
СД
где Р – финансовый результат;
СД – средства достижения финансового результата.
В качестве финансового результата выступает любой показатель прибыли (убытка); прибыль (убыток) от продаж; прибыль (убыток) от налогообложения; чистая прибыль (убыток).
При определении средств достижения используются два подхода: затратный и ресурсный.
Основные задачи анализа рентабельности:
- исследование уровня и динамики показателей рентабельности;
- определение системы факторов, влияющих на их изменение;
- количественная оценка факторных влияний.
Показатели оценки эффективности управления *
Эффективность управления бизнеса характеризуется коэффициентами группы «Рентабельность продаж». В методических указаниях МФ РФ предусмотрен расчет и оценка рентабельности продаж по прибыли от продаж (КрN 80), % и по прибыли до налогообложения (КрN 81), %
РN (прибыль от продаж)
КрN 80 = ------------------------------------------------------- * 100%
N (выручка от продажи продукции)
_____________________________________________________________
* Алгоритмы (комментарии) расчета группы показателей оценки эффективности управления приведены в Методических указаниях МФ РФ (Приложение 1)
Высокое значение рентабельности продаж по прибыли от продаж может свидетельствовать, что продукт (услуга, работа) организации имеет преимущества в сравнении с конкурирующей благодаря передовой технологии, наличию ее юридической защиты (патента, авторского права) или своей особой ценностью.
РN (прибыль до налогообложения)
КрN 81 = --------------------------------------------------------- * 100%
N (выручка от продажи продукции)
Рентабельность продаж по прибыли до налогообложения уравнивает разные организации между собой, ибо итоговая цифра показывает, сколько организация заработала денег на 1руб. оборота вне зависимости от того, к какой отрасли она принадлежит.
В эту группу показателей включены показатели «Рентабельности расходов»: Рентабельность расходов по обычным видам деятельности по прибыли от продаж (КрS82), % и рентабельность расходов по чистой прибыли (Кр∑S83), %
РN (прибыль от продаж)
КрS 82 = ------------------------------------------------------- * 100%
S (расходы по обычным видам
Деятельности или объем затрат на
Производство реализованной продукции)
Рентабельность затрат показывает эффективность расходов, понесенных организацией при производстве и реализации продукции. Это определяет эффективность основной деятельности организации и позволяет планировать поступление доходов от нее.
Рч (чистая прибыль)
Кр∑S 83 = ---------------------------------------------------------------------- * 100%
∑S (общая величина расходов организации)
Этот показатель характеризует эффективность основной деятельности организации и деятельности по направлениям иным, нежели ее основной профиль. Полезно этот коэффициент сравнить с рентабельностью основной деятельности для того, чтобы понять, какой вид деятельности для организации более эффективен
|