Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Приобретенных в результате освоения предшествующих частей ООП

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

( II КУРС)

 

Направление подготовки

040400.62 – Социальная работа

 

Квалификация выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

Очная, очно-заочная

 

Сыктывкар 2014

 

Лист согласования

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 040400.62 – Социальная работа.

Автор – Чабанова Светлана Сергеевна

Рецензенты – Хотемова Л.В., Носова Т.А.

Программа принята на заседании кафедры социальной работы

«____» __________2014 г.; протокол № ____.

Заведующий кафедрой социальной работы

_____________И.А. Козырева

Программа обсуждена на заседании Учебно-методической комиссии Института социальных технологий

«____» __________2014 г.; протокол № ____; протокол № _____.

Председатель УМК Института социальных технологий

_____________Л.В. Хотемова

 

 


Цель и задачи практики

Основная цель учебной практики – освоение студентами социальных технологий профессиональной деятельности в системе социальных служб.

В результате прохождения учебной практики студент должен получить навыки разработки и реализации моделей современных технологий комплексно ориентированной социальной работы в области социальной защиты, социального обслуживания и социальной поддержки населения.

Этот вид практической подготовки предполагает решение следующих задач:

1. Изучить структурно-содержательные, законодательные, экономические, организационно-управленческие, научно-методические, финансовые основы деятельности социальных служб.

2. Изучить передовые технологии социальной работы в социальных службах.



3. Обучиться основным приемам, формам, технологиям и методам работы в социальных службах.

Данные задачи учебной практики соотносятся с таким видом профессиональной деятельности, как социально-технологическая профессиональная деятельность, предполагающая решение таких профессиональных задач, как:

¾ разработка и эффективное применение социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития человека и общества, обеспечения его социального здоровья;

¾ целенаправленная и эффективная разработка и реализация моделей современных технологий психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы в области социальной защиты, социального обслуживания и социальной поддержки населения;

¾ обеспечение высокой культуры технологий социальной защиты, социального обслуживания и социальной поддержки населения, благополучия граждан, их физического, психического и социального здоровья;

¾ личное участие в посреднической, социально-профилактической и консультативной деятельности, организации бесконфликтного делового общения с сотрудниками и подопечными (клиентами) по проблемам социальной адаптации, абилитации и реабилитации;

¾ самостоятельное (на уровне технологического процесса) и творческое осуществление, поиск оптимального способа оказания социальной помощи и услуг отдельным лицам, социальным группам;

¾ личностно-ответственное участие в создании социально благоприятной среды инновационной деятельности организаций, учреждений, коллективов и служб социальной защиты населения;

¾ профессионально и граждански мотивированное участие в решении проблем клиентов путем привлечения соответствующих специалистов и мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов человека, обеспечения его здорового образа жизни;

¾ педагогическая деятельность (обучение и воспитание) в социальных службах, ее социально-психологическое обеспечение.

Место учебной практики в структуре ООП ВПО

Данная учебная практика входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практика» ФГОС по направлению подготовки ВПО - 040400 «Социальная работа».

Учебная практика является обязательным этапом обучения бакалавра социальной работы по профилю подготовки «Социальная работа в системе социальных служб» и предусматривается учебным планом соответствующих подразделений вуза. Ей предшествуют курс «Введение в профессию социальная работа», предполагающий проведение лекционных, семинарских и лабораторных занятий с обязательным итоговым контролем в форме зачета и курс «Теория социальной работы», предполагающий лекционные и семинарские занятий с обязательным итоговым контролем в форме экзамена.

Требования к входным знаниям, умениям и готовности студентов,

приобретенных в результате освоения предшествующих частей ООП

Студент должен знать:

· понятия и категории, принципы и закономерности социальной работы;

· проблемы социального развития в условиях модернизации общества;

· основные теории и модели социальной работы;

· основные этапы и тенденции становления социальной работы как социального института в России и за рубежом;

· основные этапы развития методологии социальной работы;

· направления, уровни, формы и методы социальной работы;

· проблемы и ориентиры развития теории социальной работы в XXI веке;

уметь:

· применять теоретические знания в целях улучшения качества и эффективности профессиональной деятельности, содействовать социальным изменениям в обществе, функционированию социальных систем;

· самостоятельно, логически и творчески мыслить, отстаивать свои взгляды и убеждения;

владеть:

· профессиональным языком;

· исследовательскими методами в социальной работе;

· методиками и навыками анализа проблем социальной работы, специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия;

· методами сравнительного анализа отечественных и зарубежных теорий и моделей социальной работы;

быть готовым к:

· обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

· использованию основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

· анализу специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп;

· выявлению, формулировке и разрешению проблем в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи;

· составлению практических рекомендаций по использованию результатов научных исследований;

· представлению результатов исследования в форме отчетов, публикаций и публичных обсуждений.

В учебной практике принимают участие студенты второго курса, обучающиеся по указанному направлению. Практика проводится после прослушивания основного курса в сроки, определяемые подразделением, отвечающим за ее организацию и проведение.

Прохождение данной практики необходимо в качестве предшествующей формы учебной работы для освоения базовых дисциплин профессионального цикла: «Технология социальной работы», «Социальная педагогика», «Современные теории социального благополучия», «Правовое обеспечение социальной работы», а также дисциплин вариативной части профессионального цикла: «Анимационная деятельность в социальной работе», «Социальные девиации: превентивно-коррекционная работа», «Медико-социальные методы и технологии», «Технологии психосоциальной работы», «Инновационные технологии в социальной работе».

Формы проведения учебной практики

Учебная практика является стационарной, организуется по месту постоянного обучения и не требует командировки. До ухода студентов на практику проводится соответствующая работа по ее организации: выбор места практики, подготовка представления в Агентство Республики Коми по социальному развитию, оформление необходимых документов для выхода студентов на базы практики, проведение установочной конференции по практике, включающей инструктаж студентов по технике безопасности, разъяснение содержания практики, индивидуальных заданий в соответствии с настоящей программой, требуемых отчетных документов.

Основная цель установочной конференции заключается в окончательном уточнении всех организационных вопросов, уяснении студентами цели, задач и содержания практики, объектов практики, психологического настроя на практику. Ответственность за ее организацию лежит на руководителе практики курса. В установочной конференции могут принимать участие представители деканата, заведующий кафедрой, методисты, представители учреждений, где проходит практика.

Руководство практикой осуществляет преподаватель кафедры социальной работы, отвечающий за общую подготовку и организацию учебной практики, а также руководители баз практики, подведомственные Агентству Республики Коми по социальному развитию.

Место и время проведения учебной практики

Основной базой учебной практики являются социальные учреждения, подведомственные Агентству Республики Коми по социальному развитию. Студенты проходят практику в качестве практикантов.

Продолжительность практики – 2 недели. Общий объем практики – 108 часов, что соответствует 3 з.ед.

Компетенции, формируемые в результате прохождения учебной практики

В результате прохождения практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

социально-технологическая деятельность
ПК-1 готов к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества
ПК-2 способен обеспечивать высокий уровень социальной культуры технологий поддержки, социальной защиты слабых слоев населения, благополучия граждан
ПК-3 готов к посреднической, социально-профилактической, консультационной деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации
ПК-4 готов к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам
ПК-5 способен к созданию социально благоприятной среды в социальных организациях и службах
ПК-6 способен к инновационной деятельности в социальной сфере, оптимизации ее сочетания с традиционной культурой личной и общественной жизни
ПК-7 готов решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил и ресурсов клиента
ПК-8 готов к предупреждению и профилактике личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального выгорания
ПК-9 способен целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии социальной работы
ПК-10 способен осуществлять оценку качества социальных услуг на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации
ПК-11 способен к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней
ПК-12 готов соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности
  исследовательская деятельность
ПК-13 способен исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп
ПК-14 владеет способностью анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп
ПК-15 способен выявлять, формулировать и
разрешать проблемы в сфере социальной работы
ПК-16 способен определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в области социальной работы
ПК-17 готов к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения
ПК-18 способен составить практические рекомендации по использованию результатов научных исследований
ПК-19 готов представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений
ПК-20 способен к осуществлению прогнозирования, проектирования, моделирования и экспертной оценки социальных процессов и явлений в области социальной работы
ПК-21 способен к участию в работе научных коллективов, проводящих исследования по различным направлениям социальной работы
  организационно-управленческая деятельность
ПК-22 владеет высокой социальной культурой управленческой деятельности работников учреждений социальной защиты, кадров, содействующих социальному благополучию граждан своей страны
ПК-23 способен учитывать в процессе осуществления организационно-управленческой деятельности особенности национально-культурного, половозрастного и социально-классового положения граждан, нуждающихся в помощи, обеспечении благополучия
ПК-24 способен к координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите
ПК-25 способен к организационно-управленческой работе в подразделениях социальных учреждений и служб
ПК-26 готов к координации социальной работы различных организаций, учреждений и предприятий; а также деятельности различных специалистов в решении задач социальной защиты населения
ПК-27 способен к работе с персоналом предприятий в учреждениях социальной сферы, к планированию и координации деятельности по решению актуальных задач социальной работы
ПК-28 готов к управлению проведением деловых переговоров в области организации работы по социальному обслуживанию населения
ПК-29 способен разрабатывать предложения по повышению эффективности системы мотивации труда специалистов учреждений социальной защиты населения, анализировать и разрабатывать предложения по повышению эффективности системы контроля их деятельности
  социально-проектная деятельность
ПК-30 готов к обеспечению высокой социальной культуры своего участия в социально-инженерной и социально-проектной деятельности учреждений, участвующих в решении проблем социальной защиты, благополучия населения
ПК-31 способен учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы
ПК-32 готов к разработке инновационных социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики
ПК-33 способен участвовать в пилотных проектах по созданию инновационных площадок учреждений в сфере социальной работы
ПК-34 готов разрабатывать комплексные и индивидуальные социальные проекты для привлечения дополнительных финансовых средств (фандрайзинг)
ПК-35 способен разрабатывать социальные проекты для работы в конкретном случае трудных жизненных ситуаций

 

Структура и содержание учебной практики

Учебная практика содержит ряд ключевых этапов:

1. Теоретическая подготовка

2. Практическая работа

3. Аналитическая работа

Теоретическая подготовка предполагает изучение студентами структуры, целей, задач, контингента обслуживаемых в учреждениях, подведомственных Агентству Республики Коми по социальному развитию, разъяснение содержания практики, индивидуальных заданий в соответствии с настоящей программой, требуемых отчетных документов.

Практическая часть состоит из непосредственной деятельности студентов на объектах практики, ведения дневников практики, где студент обязан отражать содержание своей деятельности. Каждый день практики имеет несколько последовательных этапов деятельности студента и руководителя учреждения базы практики.

Начальный этап – организационный, основная функция которого состоит в подготовке к практической работе в учреждении. Студент совместно с руководителем определяет объем и содержание задания на день, о чем ежедневно делается запись в дневнике практики.

Второй этап – выполнение этого задания. Студенты знакомятся с опытом работы учреждения, специалистов, продумывают и осуществляют свое участие в этой работе, соотнося его с целью и задачами практики.

Третий этап дня практики – анализ проделанной работы, подведение итогов дня. Основные его задачи связаны с систематическим определением результативности пребывания на практике. Соответствующая запись в дневнике делается ежедневно.

Аналитическая часть практики (первичная обработка материала, написание отчета о практике) предполагает осуществление анализа практики, как самим студентом, так и его руководителем. Студенты составляют отчет по практике, где анализируют свою деятельность и отчитываются за качество и полноту выполнения задач учебной практики, освоения программы практики, за качество и своевременность выполнения индивидуальных заданий руководителя базы практики, а также научного руководителя.

В рамках аналитической части после завершения практики и проверки документации не позднее десятидневного срока проводится итоговая конференция. Ее организует руководитель практики от кафедры, присутствуют руководители баз практики, заведующий и члены выпускающей кафедры. На конференции выступают студенты с анализом проделанной работы, обобщением опыта, предложениями по совершенствованию организации и содержания практики, руководитель практики от кафедры подводит общие итоги работы студентов, обращает внимание на положительные результаты и недочеты.

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
Всего аудиторные самостоятельная работа студентов
Теоретическая и техническая подготовка студентов Проверка документации студента
Практическая работа Проверка документации студента, обсуждение результатов работы студентов с руководителями баз практики
Аналитическая часть Проверка документации студента; Защита студентами отчета по практике, дифференцированный зачет

 

Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

Учебная практика предполагает:

1. Изучение организационной структуры учреждения, его основных целей, задач и функций.

2. Изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность социального учреждения.

3. Анализ рабочего места специалиста по социальной работе.

4. Описание функциональных обязанностей специалиста по социальной работе.

5. Изучение контингента социального учреждения, порядка его формирования.

6. Анализ видов предоставляемых услуг и оснований для их предоставления.

7. Изучение научно-методических рекомендаций, пакета методик, основных технологий и программ, по которым работает данное учреждение.

8. Анализ и описание особенностей, технологий, форм и методов работы с клиентами с учетом оказания гарантированного перечня услуг.

9. Описание проблемных ситуации и способов их решения специалистами по социальной работе данного учреждения.

10. Анализ форм и методов связей и взаимоотношений социального учреждения с различными государственными учреждениями и общественными формированиями.

11. Участие в организации и проведении анимационного мероприятия (возможно, ее этапа), реализуемого данной социальной службой.

12. Участие студента в планировании работы учреждения, его присутствие на совещаниях, включение в составление и реализацию программ оказания помощи населению.

13. С целью наблюдения и практического включения в реализацию основных технологий студент закрепляется за определенным клиентом (возможно за несколькими из разных категорий) социальной службы и изучает всю документацию, имеющую отношение к данному клиенту. Далее студент комплексно работает с клиентом:

13.1. проводит диагностику клиента и определяет трудную жизненную ситуацию и тип клиента;

13.2. определяет виды необходимой социальной помощи клиенту;

13.3. составляет индивидуальную программу социальной адаптации и реабилитации клиента;

13.4. осуществляет патронаж клиента;

13.5. отрабатывает технологию социального обслуживания в учреждении.

Права и обязанности студентов-практикантов

Студент-практикант обладает следующими правами:

1. получать своевременную научную и методическую помощь со стороны руководителей практики;

2. пользоваться необходимой литературой и пособиями, имеющимися в методическом кабинете факультета и библиотеке Сыктывкарского государственного университета;

3. защищать свои профессиональные взгляды;

4. принимать участие в планировании работы учреждения, присутствовать на совещаниях, включаться в составление и реализацию программ оказания помощи населению;

5. обращаться в конфликтных ситуациях с целью их разрешения к руководителям практики, декану, заведующему выпускающей кафедры.

Во время прохождения учебной практики студент обязан:

1. ежедневно находиться на базе практики, своевременно выполнять все виды работ, предусмотренных программой практики;

2. проявлять организованность, дисциплинированность, профессиональный такт;

3. ежедневно вести дневник, в котором фиксируется вся проделанная работа, ее анализ, обобщение опыта;

4. подчиняться правилам внутреннего распорядка учреждения, в котором проходит практика.

В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть не аттестован и направлен повторно на прохождение данного вида учебной практики.

Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике:

· установочная конференция

· кейс-стади

· поисковые технологии

· аналитическая работа студентов (сбор, первичная обработка материалов)

· технология «портфолио»

· внеаудиторная самостоятельная работа (составление отчетной документации, написание отчета по практике)

· информационные технологии

· итоговая пресс-конференция

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике

По результатам практики студент в семидневный срок после начала следующего семестра должен предоставить следующую отчетную документацию:

1. Заполненный дневник практики, отражающий:

· характер выполнения ежедневных заданий на объектах практики и краткое содержание выполненных работ;

· отзыв руководителя базы практики об уровне знаний, умений и компетенций студента, проявленных им в течение практики;

· краткий отчет студента с анализом качества и полноты выполнения задач учебной практики;

· отзыв научного руководителя о качестве и полноте выполнения индивидуального задания.

2. Развернутый письменный аналитический отчет о прохождении практики.

3. Портфолио личных достижений.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.