Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Рекомендации к организации и проведению трудовой деятельности дошкольников

 

Памятка 2

 

«Особенности организации разнообразных форм трудовой деятельности в разных возрастных группах»

 

В ДОУ организовываются формы трудовой деятельности.

 

Младшие дошкольник (3-4 года) не умеют ставить цель в труде, их интересует процесс. Они используют одно и то же действие несколько раз, не преследуя цели труда (поливают много раз один цветок). Ребенок действует по подражанию взрослого, поэтому в этом возрасте имеет место только труд рядом,общийтруд. Часто организовываются поручения.

 

В среднем дошкольном возрасте (4 – 5 лет) дети могут видеть цель труда, но не достигают нужного результата из-за слабой внимательности. В этом возрасте отсутствует еще чувство коллективизма. Ребенок не осознает о влиянии своего результата труда на результат других детей. Здесь каждый ребенок выполняет свое личное задание, качество результат не зависит от качества результата других детей (каждый ребенок ухаживает только за своим растением, если растение погибнет, другие растения от этого не пострадают; ребенок наводит порядок в своем рабочем ящике стола, если ребенок уберется плохо, другие ящики стола от этого не пострадают). Детей привлекают к совместному труду. Два ребенка ухаживают за общим цветком, но качество результата не зависит друг от друга – если ребенок плохо протрет листья, другому ребенку не помешает это хорошо полить цветок.

 

Постепенно вводится дежурство по столовой.

В процессе дежурства по столовой дети выполняют трудовые действия в следующем порядке: вымыть руки, надеть фартук, поставить солфетницы и хлебницы на столы детей. Затем, поставить по количеству детей в группе глубокие тарелки подальше от края, за ними поставить мелкие тарелки. Слева от мелкой тарелки поставить блюдце, на котором должна лежать чайная ложка и стоять чашка. Справа от глубокой тарелки должны лежать ложка столовая, нож, а с левой стороны вилка.



Дети старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) умеют ставить цель в труде. Внутри цели дети могут ставить микроцели (этапы труда). Если деятельность сложная, ребенок забывает цель. Вводится дежурство по уголку природы и по занятиям. В процессе дежурства в уголке природы дети должны знать, что в первую очередь необходимо кормить каждое утро птиц, после них переходить к млекопитающим, рыбам. Один раз в два дня кормить следует черепаху. После кормления животных дежурные должны перейти к уходу за растениями.

Дети должны учиться дежурить по подготовке к занятиям. Для этого воспитатель сообщает им, где расположено оборудование для занятия (кисточки, краски, пластилин, бумага, ножницы, математические палочки…). В конце занятия все дети убирают свои рабочие мета самостоятельно (моют кисточки, палитру, возвращают ножницы в стаканчики…). Дежурные следят за дисциплиной по уборке рабочего места каждым ребенком.

Организовывается не только совместный труд (работа по подгруппам, но без воспитания нравственных качеств личности), но и коллективный труд (организовывается аналогично совместному труду, но важной задачей является воспитание нравственных качеств личности у детей (взаимопомощь, поддержка, взаимоконтроль). Два или три ребенка ухаживают за одним цветком. Качество результата зависит от качества результата напарника. Например, если ребенок плохо взрыхлил почву, то другой ребенок плохо польет цветок, т.к. вода будет медленнее просачиваться в почву. Может случиться, что вода выльется из горшка.

 

Памятка 3

«Особенности организации разнообразных видов трудовой деятельности в разных возрастных группах»

 

В ДОУ организовываются виды труда детей: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.

 

Самообслуживание– труд, направленный на обслуживание самого себя.

 

В младшем дошкольном возрасте воспитатель постоянно делит процесс трудовой на микроэтапы. При этом необходимо опираться на наглядно-действенное мышление данного возраста, что подразумевает целесообразное использование показа и словесного комментирования своих действий.

(Я нахожу прорезь для пуговицы, и беру ее в руку. Другой рукой я держу пуговицу. Стараюсь пальцами рук просунуть пуговицу сквозь прорезь, которая называется петля. Проталкиваю пуговицу и надавливаю на нее пальцами. Я застегнула кофточку на кукле).

 

В среднем дошкольном возрасте у детей достаточно расширился личностный опыт по самообслуживанию. Воспитатель часто использует частичный показ (завязывание шнурков при обувании ботинок) и опирается на образец ребенка.

 

У детей старшего дошкольного возраста развито наглядно-образное мышление. Данный вид мышления позволяет ребенку предвосхитить результат труда, запланировать трудовой процесс. Воспитателю следует чаще задавать детям вопросы на последовательность этапов самообслуживания, привлекая детей к взаимопомощи, аккуратности (почему шапку надевают перед самым выходом на улицу?).

 

Хозяйственно-бытовой труд – это деятельность взрослого, которая доступна ребенку (влажная уборка игрушек, вытирание пыли со столов).

 

В младшем дошкольном возрасте воспитатель дает детям только трудовые поручения (принеси тряпочку, убери машину в гараж).

 

В среднем дошкольном возрасте воспитатель организует совместный труд, где взрослый оказывает весомую помощь. Воспитатель показывает, объясняет, обсуждает с детьми этапы труда и их результаты. Взрослый обучает детей не всем трудовым операциям, а лишь некоторым, отдельным способам трудовых действий (отжим тряпочки, закатывание рукавов).

 

В старшем дошкольном возрасте организуется коллективный труд, здесь дети самостоятельно распределяют между собой обязанности, планируют труд, осуществляют взаимоконтроль.

 

Труд в природе включает в себя уход за растениями и животными, а так же уборку участка детского сада. Часто такой труд носит отсроченный результат. В первую очередь необходимо кормить каждое утро птиц, после них переходить к млекопитающим, рыбам. Один раз в два дня кормить следует черепаху. После кормления животных дежурные должны перейти к уходу за растениями (протереть пыль с листочков, прорыхлить землю и протереть пыль с листьев один раз в неделю, поливать цветы в холодное время года один раз в два дня, в теплое время года каждый день. При этом в теплый сезон следует поливать растения вечеров, чтобы вода не успела испортиться под влиянием солнечных лучей).

 

Ручной и художественный труд – труд, направленный на удовлетворение эстетических потребностей ребенка, всегда носит материальный характер (поделки из природного материала, ремонт книги для малышей).

 

В младшем дошкольном возрасте воспитатель принимает активное участие в изготовлении поделок, дети минимально активны, выполняют лишь поручения.

 

В среднем и старшем дошкольных возрастах дети учатся выделять все структурные компоненты трудовой деятельности:

 

-Цель (заклеить книгу)

-Мотив (помочь малышам отремонтировать книгу).

-Действия (приклеивать страницы к корешку книги)

-Способы действий (найти порванную страницу, отрезать скотч, заклеить страницу, проведя по полоске ладонью)

-Результат (страницы книги не распадаются, радость малышей).

 

Памятка 4






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.