ПО ПОДГОТОВКЕ ОТЧЁТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ПРЕДДИПЛОМНОЙ
ПРАКТИКИ
Для студентов заочной, заочно-ускоренной, очно-заочной
форм обучения юридического факультета ОмГУ
Омск 2007
Федеральное агентство по образованию РФ
Омский государственный университет
Им. Ф.М. Достоевского
Юридический факультет
ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
(для студентов заочной, заочно-ускоренной, очно-заочной форм обучения юридического факультета ОмГУ)
Издание ОмГУ
Омск2007
Утверждена на заседании учёного совета юридического факультета 25.01.2003 г.
Введение
Рекомендована к изданию учебно-методическим советом юридического факультета 25.01.2003 г.
Программа преддипломной практики(студентов заочной, заочно-ускоренной, очно-заочной форм обучения юридического факультета) / Сост. В.Д. Лахин. - Омск: Омск. гос. ун-т, 2007. — 12 с.
Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ по специальности 02.11.00 «Юриспруденция».
О Полиграфическая лаборатория юридического факультета ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, 2007
Производственная и преддипломная (предаттестационная) практика студентов заочной, заочно-ускоренной, очно-заочной форм обучения юридического факультета является обязательной и завершающей составной частью учебного процесса, после которой студент занимается исследованием дипломной темы, сдаёт государственные экзамены и защищает дипломную работу.
Производственная и преддипломная практика ставит перед студентами следующие цели:
♦ приобретение практических навыков для самостоятельной работы в качестве служащих государственных и муниципальных учреждений, оперативных работников и следователей в правоохранительных органах, юрисконсультов в государственных и негосударственных организациях и на предприятиях малого и среднего бизнеса;
♦ сбор необходимых материалов для использования в дипломной работе;
♦ знакомство с условиями труда по месту предполагаемой профессиональной деятельности.
Производственная и преддипломная практика проводится в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, Положением о производственной практике студентов Омского государственного университета, принятого на заседании учебно-методического совета ОмГУ.
Практика предполагает следующие уровни усвоения материала:
♦ ознакомительный - применительно к условиям труда по месту будущей профессиональной деятельности;
♦ репродуктивный - применительно к профессиональной деятельности на должностях юрисконсультов, служащих государственных и муниципальных учреждений, сотрудников правоохранительных органов;
♦ креативный - с использованием комплекса юридических приёмов и методов при принятии самостоятельных решений на государственной службе и в сфере бизнеса.
Формой итогового контроля является дифференцированный зачёт, который каждый студент сдаёт индивидуально с предъявлением необходимых документов научному руководителю от факультета. Оценка выставляется в ведомость и в зачетную книжку студента по четырёхбалльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Оценка «неудовлетворительно» в зачётную книжку не выставляется.
Распределение студентов по местам прохождения производственной и преддипломной практики осуществляется администрацией ОмГУ на основе договоров с прокуратурой Омской области и Омским областным судом, а также на основании уведомительных писем организаций, предприятий и учреждений о возможности принять на практику конкретного студента, оформляется приказом по университету.
Перед подписанием приказа на факультете с привлечением специалистов проводится общий инструктаж по технике безопасности и специальный инструктаж по соблюдению мер предосторожности при прохождении производственной и преддипломной практики в правоохранительных органах.
При необходимости инструктаж повторяется непосредственно на рабочих местах. Проведение инструктажа фиксируется в специальном журнале и закрепляется подписями инструктирующих и инструктируемых. С момента издания приказа в отношении студентов на период практики распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в местах прохождения практики.
Продолжительность практики и сроки её проведения определяются учебным планом и графиком учебного процесса. Продолжительность рабочей недели студентов во время прохождения практики - 40 часов.
Подготовка приказа, инструктаж и общее руководство поручается факультетскому руководителю практики, учебно-методическое руководство и принятие зачета - преподавателям факультета в соответствии с учебной нагрузкой.
ЗАДАНИЯ ПРАКТИКИ
Задания для студентов, проходящих практику в органах суда и юстиции:
1) ознакомиться с правами и обязанностями судьи, секретаря судебного заседания, работников канцелярии и прослушать их информацию о выполняемых задачах и методах работы;
2) получить представление об организации работы адвокатуры, порядке реализации прав адвоката как представителя стороны в уголовном и гражданском процессах и как члена коллегии;
3) ознакомиться с общим порядком подготовки дел к судебному заседанию;
4) присутствовать в судебном заседании при рассмотрении судами гражданских и уголовных дел, обращая особое внимание на роль судьи, прокурора и адвоката;
5) ознакомиться с материалами конкретных уголовных и гражданских дел;
6) оказать помощь в оформлении архивных дел и документов правового характера;
7) выполнять поручения по систематизации законодательства.
Задания для студентов, проходящих практику в прокуратуре:
1) ознакомиться с организацией работы прокуратуры, ее штатным составом, порядком распределения обязанностей между сотрудниками, уяснить систему служебного подчинения личного состава;
2) познакомиться с планами работы прокуратуры, методами контроля за выполнением запланированных мероприятий;
3) получить сведения об организации делопроизводства и отчетности в прокуратуре, усвоить значение и роль всех регистрационных и учетных документов;
4) принять участие в приеме граждан прокурором и ознакомиться с формами его реагирования на выявленные факты нарушения законности;
5) подготовить проекты документов, связанных с участием прокурора в рассмотрении дел судами;
6) ознакомиться с порядком регистрации и учета уголовных дел, материалов проверок и жалоб, поступающих в прокуратуру;
7) подготовить проекты постановлений о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела и о передаче дела по подследственности;
8) изучить основы планирования расследования уголовных дел;
9) принять участие в осмотре места происшествия и в проведении отдельных следственных действий;
10) изучить правила ведения протоколов следственных действий и других документов правового характера;
11) выполнять поручения по систематизации законодательства.
Задания для студентов, проходящих практику в органах внутренних дел:
1) ознакомиться с организацией работы органа внутренних дел, его штатным составом, порядком распределения обязанностей между сотрудниками, уяснить систему служебного подчинения личного состава;
2) познакомиться с планами работы подразделения, методами контроля за выполнением запланированных мероприятий;
3) получить сведения об организации делопроизводства и отчётности в органе внутренних дел, уяснить значение и роль всех регистрационных и учетных документов;
4) усвоить порядок оперативного реагирования должностных лиц органа на заявления граждан о совершенных преступлениях;
5) изучить порядок формирования оперативных групп, принять участие в выезде их на место совершения преступления;
6) принять участие в осмотре места происшествия и в проведении других следственных действий;
7) подготовить проекты постановлений о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела и о передаче дела по подследственности;
8) изучить правила ведения протоколов следственных действий и других документов правового характера;
9) ознакомиться с организацией работы дежурной части органа внутренних дел по приёму жалоб и заявлений граждан, оперативному реагированию на сообщения о преступлениях, уяснить порядок доставления и задержания граждан, подозреваемых в совершении преступлений;
10) ознакомиться с организацией работы патрульно-постовой службы, государственной инспекции по безопасности дорожного движения и паспортно-визовому обслуживанию граждан;
11) изучить формы связи органа внутренних дел с комиссиями администрации административного округа и общественными организациями для установления взаимодействия и координации усилий в борьбе с правонарушениями;
12) ознакомиться с организацией профилактической работы органа по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.
Задания для студентов, проходящих практику в некоммерческих общественных организациях и в комитетах территориального общественного самоуправления:
1) оказывать помощь общественным организациям ь разработке учредительных и иных документов правового характера;
2) осуществлять безвозмездную консультационную и информационную помощь общественным организациям и физическим лицам, обращающимся за консультациями правового характера и не имеющим возможности получить платные услуги;
3) представлять обратившимся письменные и устные юридические консультации в области гражданского, семейного, трудового и административного права, а также пенсионного законодательства;
4) составлять от имени обратившихся за юридической помощью граждан исковые заявления и жалобы в суд;
5) разрабатывать проекты документов для обращения от имени общественных организаций и граждан в органы государственной власти и местного самоуправления;
6) организовывать беседы на правовые темы с населением, в том числе с учащимися школ, других учебных заведений - на темы о преимуществах правомерного поведения перед правонарушающим;
7) качественно выполнять свои обязанности по консультированию граждан, особое внимание уделять пенсионерам, престарелым и инвалидам.
Выполнение всех этих заданий поможет студентам приобрести практические навыки, необходимые для самостоятельной работы в качестве юрисконсульта некоммерческих общественных организаций и в комитетах территориального общественного самоуправления.
Задания для студентов, проходящих практику на предприятиях малого и среднего бизнеса:
1) ознакомиться с организацией работы юрисконсульта на предприятии, с правовой, финансовой, налоговой, исковой и претензионной документацией, а также с судебными делами;
2) принять участие в разработке проектов гражданско-правовых договоров, трудовых контрактов и других правовых документов;
3) составлять проекты исковых заявлений и жалоб, присутствовать на судебных заседаниях по искам предприятия;
4) оказывать правовую помощь сотрудникам предприятия, добросовестно выполнять поручения руководителей.
Выполнение всех этих заданий поможет студентам приобрести практические навыки, необходимые для самостоятельной работы в качестве юрисконсульта на предприятиях малого и среднего бизнеса.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯМ ПРАКТИКИ
Перед началом практики руководитель организует инструктивное собрание, на котором назначает старших в группах студентов, проходящих практику в одной организации, обеспечивает программой прохождения практики и отвечает на возникающие вопросы. На собрании присутствуют руководители групп студентов от факультета. После общего инструктажа преподаватели знакомятся со списками групп и встречаются непосредственно со студентами.
Задачи руководителя практики от факультета:
1) установить связь с председателем районного суда или прокурором административного округа и уведомить их о начале производственной и преддипломной практики группы студентов или стажера;
2) принять участие в распределении студентов по рабочим местам в подразделении;
3) контролировать выполнение практикантами правил внутреннего трудового распорядка;
4) передавать студентам свой опыт в области правоприменительной деятельности и оказывать методическую помощь при выполнении ими индивидуальных заданий;
5) всю работу проводить в тесном контакте с непосредственными руководителями практики на предприятиях и в учреждениях;
6) подвести итоги практики, принять зачёт у студентов и на основании отчётной документации занести его результаты в зачётную ведомость и зачётные книжки.
Задачи руководителя практики от предприятия:
1) создать необходимые условия для получения студентами при прохождении производственной и преддипломной практики навыков самостоятельной работы на предприятии, в учреждении или организации;
2) предоставить возможность студентам пользоваться имеющейся литературой, методическими пособиями, компьютерными базами данных с учетом правил работы с секретными документами;
3) контролировать соблюдение практикантами установленного на предприятии режима работы и трудовой дисциплины;
4) назначить непосредственного руководителя практики из числа наиболее подготовленных работников.
Задачи непосредственного руководителя практики:
1) привлекать студентов к проведению проверок по различным направлениям деятельности, а также к выполнению отдельных следственных действий;
2) изучать деловые и личные качества практикантов, выявлять их способности и осуществлять постоянный контроль за их действиями;
3) составить характеристику по окончании практики, объективно отражающую уровень подготовки, способность самостоятельно принимать решения.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТА ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
При прохождении производственной и преддипломной практики в соответствии с приказом ректора ОмГУ на предприятиях, в учреждениях и организациях студент имеет право:
1) знакомиться со структурой, организацией и методами работы предприятия по месту прохождения практики;
2) с учетом правил работы с секретными документами пользоваться служебной литературой, методическими пособиями и компьютерными базами данных предприятия;
3) использовать архивные материалы учреждений для подготовки курсовых и дипломных работ;
4) обращаться с вопросами к руководителям практики от факультета и от предприятия.
При прохождении производственной и преддипломной практики студент обязан:
1) соблюдать распорядок рабочего дня предприятия, учреждения или организации по месту прохождения практики;
2) качественно и в установленные сроки выполнять задания, полученные от руководителя практики, своевременно докладывать о проделанной работе;
3) строго соблюдать правила техники безопасности при работе с электроприборами и другими источниками повышенной опасности;
4) ежедневно вести дневник практики, указывая выполняемую в течение дня работу;
5) по окончании практики подготовить письменный отчет, в котором следует изложить свои замечания о достоинствах и недостатках практики, высказать пожелания об ее улучшении;
6) своевременно сдать дифференцированный зачет по производственной и преддипломной практике научному руководителю практики от факультета, предъявив при этом все необходимые документы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ ОТЧЁТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
|