Тема 14. Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции. 1) Проанализировать структуру и динамику затрат на производство, определить основные направления снижения затрат.
2) Охарактеризовать динамику затрат на 1 рубль продукции, работ и услуг:
3) Определить эффективность использования в процессе производства и реализации продукции ресурсов предприятия по показателям:
- затратоодача;
- затратоемкость.
4) Осуществить анализ себестоимости важнейших видов продукции.
5) Процесс управления качеством и ассортиментом товаров / услуг на предприятии.
4. Характеристика технологического процесса и составление карты технологического процесса.
1) Проанализировать структуру и динамику материальных затрат, определить влияние основных факторов на изменение материальных затрат в целом и по важнейшим видам.
2) Дать общую оценку использования фонда заработной платы персонала предприятия.
3) Осуществить анализ фонда заработной платы в разрезе категорий работающих.
4) Проанализировать состав и структуру фонда заработной платы рабочих. Выявить непроизводительные выплаты, указать причины их возникновения и пути устранения.
5) Охарактеризовать динамику расходов на обслуживание производства и управление, осуществить их анализ. Выявить неоправданные перерасходы и непроизводительные расходы по отдельным статьям расходов, установить причины их возникновения.
6) Обобщить результаты анализа себестоимости продукции (работ/услуг). Выявить неиспользованные возможности снижения себестоимости продукции (работ/услуг).
7) Рассмотреть возможности применения на предприятии систем управления затратами «стандарт-кост», «директ-костинг».
Источники информации для анализа:
I. Годовой отчет предприятия.
II. Пояснительная записка.
III. Материалы проверок ГНС, внебюджетных фондов, прочих ревизий.
IV. Данные бизнес-плана.
V. Специальные формы статистической отчетности.
VI. Сметы.
VII. Калькуляции важнейших видов продукции.
VIII. Учетные регистры, первичная документация.
IX. Данные оперативного учета.
2.3. По преддипломной практике
В ходе преддипломной практики студент должен получить представление о тех задачах, которые возникают во взаимоотношениях предприятия с другими хозяйствующими субъектами в условиях изменяющейся среды, отношения с бюджетом и управлении персоналом, а также ознакомиться с профессиональными приемами и навыками работы в экономических и управленческих отделах, службах и подразделениях предприятия, используя при этом теоретические знания, полученные за время учебы в университете.
Поскольку предприятия и фирмы, занимающиеся коммерческой деятельностью, очень разнообразны и имеют много специфических особенностей в своей работе, особенно в период реформирования экономики страны, то выполнение отчета по преддипломной практике будет различаться в зависимости от сферы деятельности предприятия:
1. В организациях и учреждениях государственного управления, некоммерческих организациях.
- статус учреждения, его цели и задачи;
- функции и полномочия государственного органа (учреждения);
- краткая история становления;
- нормативная база осуществления деятельности организации (учреждения)
- структура организации и управления учреждения (организации) и анализ ее соответствия выполняемым служебным функциям и задачам.
- система взаимодействия с другими органами государственного управления и структурными подразделениями;
- характеристика основных видов деятельности и их эффективность
Здесь студент должен:
а. привести и проанализировать систему мер и методов воздействия на управляемую сферу национальной экономики,
б. рассмотреть состояние регулируемого сектора по основным характерным для него показателям за последние 3-5 лет,
в. привести факторный и структурный анализ сложившегося положения.
2. На торговых и посреднических предприятиях (фирмах)
- Местонахождение (географическая дислокация) предприятия, всесторонняя оценка преимуществ расположения и уровень их использования.
- Анализ и характеристика контингента обслуживаемых покупателей.
- Виды информации о товаре и их влияние на торгово-операционную деятельность, на рациональное использование и эффективную реализацию товаров.
- Используемые средства информации о товаре, специфические требования и способы маркировки. Информационный и предупредительный характер маркированных данных.
- Характеристика форм и методов обслуживания покупателей, характеристика дополнительных видов обслуживания покупателей (спектр сервисных услуг при осуществлении покупок), место и время индивидуальной работы с покупателями, обоснование эффективности использования выбранных методов обслуживания покупателей на предприятии.
- Круг постоянных и потенциальных источников закупки товаров, их географическое месторасположение, характеристика, особенности, классификация и обоснование эффективности выбора поставщиков.
- Организация изучения спроса на продукцию, работу или услуги предприятия, маркетинговые исследования, использование полученных информационных и аналитических данных о возможных перспективах развития спроса в коммерческой деятельности для данного предприятия.
- Методы определения географии и объема закупок, расчет экономической эффективности закупочной деятельности.
- Изучение приемов и методов организации индивидуальной работы с покупателями, уровень использования предприятием спектра методов стимулирования сбыта товаров.
- Соблюдение торговым предприятием закона РФ ”О защите прав потребителей”. Порядок и оценка уровня обмена и возврата товаров. Уровень финансовых потерь от возврата товаров.
- Изучение организации пополнения ассортимента товаров в торговых точках (методы определения размера партии и интервалов завоза товаров в торговые точки), организации доставки товаров в торговые точки.
- Виды и формы транспортно-экспедиционного обслуживания предприятия.
- Преимущества и эффективность выездной торговли, подвижных торговых точек (автолавок, контейнерных прицепов, лотков).
- Анализ издержек обращения по уровню, структуре в динамике на долгосрочный и краткосрочный периоды.
- Изучение системы налогообложения предприятия (ставки, уровни федеральных, муниципальных, местных налогов и отчислений, доля налоговой составляющей в структуре себестоимости и отпускной цены продукции).
- Анализ товарных запасов в складских помещениях и их динамика на долгосрочный и краткосрочный периоды.
- Анализ розничного и оптового товарооборота по структуре (ассортименту товаров) и объему в натуральном и денежном выражении в динамике на долгосрочный и краткосрочный периоды.
3. На предприятиях внешнеэкономического комплекса (рекомендуется для обеспечения полноты анализа деятельности предприятия обратить внимание на вопросы прохождения практики на торговых и посреднических предприятиях)
- Характеристика внешнеэкономической деятельности фирмы.
- Вид и характеристика продукции, являющейся предметом импорта или экспорта.
- Характеристика коммерческой работы предприятия по заключению контрактов (договоров) на поставку товаров и торговых сделок.
- Порядок оформления и содержание контрактов (копии документов приложить к отчету).
- Порядок и виды расчетов с партнерами и клиентами (копии документов приложить к отчету).
Ведение учета договорных взаимоотношений с поставщиками, претензионная работа.
- Система взаимодействия с государственными таможенными органами.
- Имеет ли предприятие льготы по таможенным пошлинам, их объем и характеристика.
- Привести образец грузовой таможенной декларации (ГТД) и других документов, необходимых для декларирования грузов.
- Провести анализ показателей экономической эффективности деятельности предприятия (динамика доходов, прибыли, рентабельности и др.).
4. В финансовых учреждениях.
- Оценка положения на рынке ценных бумаг
- Анализ положения на рынке ценных бумаг производится для фирм, зарегистрированных на фондовых биржах и котирующих там свои ценные бумаги по показателям: доход на акцию, ценность акции, рентабельность акции, дивидендный.
- Рентабельность вложений
Экономический анализ деятельности любого предприятия по полученным темам может проводиться аналогично выполнению заданий производственной практики (см.п.2.2. данного пособия).
3. Требования к оформлению отчетов по практике
Содержательная часть отчета оформляется на стандартных листах белой бумаги форматом А4 на одной стороне с полями: верхнее – 1,5 см для проставления страниц; левое – 3,5 см для переплета; правое – 1,0 см; нижнее – 2,0 см для заметок руководителя. При распечатке на принтере предусматривается размер шрифта 12; через полтора интервала.
Титульный лист оформляется по установленному в университете образцу (см. Приложение 3), подписывается студентом-практикантом и заверяется руководителем предприятия (подпись и печать).
Нумерация страниц отчета должна быть сквозной, номер страницы проставляется арабскими цифрами в правом нижнем углу листа. Таблицы, рисунки, диаграммы, бланки, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию.
Диаграммы, графики, схемы, чертежи, фотографии и др. именуются рисунками, которые нумеруются последовательно сквозной нумерацией в пределах каждой главы арабскими цифрами (например, первый рисунок в первой главе обозначается рис. 1.1, второй – 1.2 и т.д.) под рисунком. Текст названия располагается внизу рисунка.
Цифровой материал, помещенный в отчете, рекомендуется оформлять в виде таблиц, которые также нумеруются арабскими цифрами последовательно в пределах каждой главы. Все таблицы должны иметь содержательный заголовок. Заголовок помещается под словом “Таблица” над соответствующей таблицей с цифровым материалом. Для каждого показателя, включенного в таблицу, должны быть указаны используемые единицы измерения.
Таблицы и рисунки следует помещать после первого упоминания о них в тексте отчета непосредственно сразу в текстовом промежутке или на отдельных листах. Они размещаются так, чтобы с ними можно было работать без разворота отчета. Если такое размещение в отчете невозможно, то их следует располагать в Приложении.
Приложения оформляются как продолжение отчета на последующих его страницах, которые не нумеруются. Каждое приложение начинают с новой страницы, в правом верхнем углу которой указывают слово “Приложение” с последовательной нумерацией арабскими цифрами, например, “Приложение 1”, “Приложение 2” и т.д. Каждое приложение должно иметь тематический заголовок, отражающий суть документа.
Если формат документа больше А4, то приложение складывается в пределах формата А4 таким образом, чтобы с ним можно было удобно работать не расшивая отчет.
Отчет вместе с приложениями к нему брошюруется или сшивается и после успешной защиты регистрируется и хранится на кафедре в соответствии с установленным сроком.
1полностью оформленный дневник практики, заверенный печатью предприятия;
2 отзыв руководителя практики от предприятия с подробной характеристикой деятельности студента на предприятии, сведениями об уровне отчета, материалах индивидуального задания к нему с обязательным указанием оценки прохождения практики студентом-практикантом (этот отзыв пришивается к отчету, и подпись руководителя заверяется печатью предприятия);
3 заполненные документы, копии или их образцы, принятые для деятельности предприятия (бланки учетной документации, таблицы, формы, ярлыки, прайс-листы, контракты, рекламные листки, таможенные декларации и т.п.);
4 оформленные по указанию руководителя практики от университета материалы индивидуального задания;
5 краткую аннотацию отчета на английском и русском языке объемом в одну печатную страницу.
|