Профессиональные требования к современному специалисту в области коммерции ПРОГРАММА
производственнойпрактики студентов
специальности 351300 Коммерция(торговое дело) и 061500 Маркетинг
для сокращенной формы обучения.
г. Екатеринбург 2009 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3 стр.
§ 1. Общие положения 4 стр.
§ 2. Профессиональные требования к современному специалисту в области коммерции 8 стр.
§ 3. Организация сквозной практики 13 стр
3.1. Программа практики на производственном предприятии
для студентов специальности 351300 «Коммерция» 13 стр
3.2. Программа экономической практики в коммерческо- посреднической фирме, на предприятии оптовой торговли для
студентов специальности 351300 «Коммерция» 16 стр
§ 4. Содержание производственной практики студентов
сокращенной формы обучения специальности "Коммерция" 17 стр
Библиографический список 19 стр
Приложение 20 стр
Введение
В настоящее времясистема подготовки кадров должна быть адаптированак рыночнымусловиям развития экономики России. Формируются новые отношения в сфере образования, в том числе новые подходы к практической подготовке студентов в ВУЗе. Целью данного пособия является дальнейшее совершенствование методического обеспечения организации практики студентов.
С появлением рыночных отношений в российской экономике была ликвидирована система строгого распределения выпускников и прикрепления студентов для прохождения практики на конкретные предприятия и организации.Разрушены старые связи, а новые находятся в стадии формирования. Предприятия, не желая нести расходы на практическую подготовку студентов, делают ее формальной или неохотно принимают студентов на практику. В то же самое время студенты вынуждены преодолеватьиждивенческие традиции и более ответственно подходить к организациипрактической подготовки в период обучения, самостоятельно определяя места прохождения практики.
При разработкеданного методического пособия использован опыт организациистуденческой практики прежних лет, применяя новые подходы и требования к специалистам в области коммерции и маркетинга, учитывался опыт практической подготовки зарубежных ВУЗов Германии, Великобритании, в частности Каледония университета Глазго.
Практическая подготовка студентов направлена на развитие их творческих способностей, воспитание навыков принятия самостоятельных решений в практике коммерческой деятельности, а также приобретение опыта работы в коллективе предприятия, повышение конкурентоспособности выпускников ВУЗа. Вместе с тем студенты способствуют формированию имиджа УрГЭУ среди работодателей относительно качества подготовки выпускников. Не менее важной составляющей практики является сбор материалов для написания рефератов, курсовых и дипломных работ в соответствии с учебным планом специальности по согласованной с преподавателями теме и под непосредственным руководством опытных преподавателей. Студенческие работы могут выполняться по заявкам предприятий.
Данное методическое пособие содержит не только обязанности студентов во время прохождения практики, но и рекомендации как изучать и анализировать материалы и экономические показатели предприятия, как проводить научно-практические исследования в области коммерции, логистики и маркетинга, как оформить документы и отчет о прохождении практики.
Общие положения
Система профессиональной подготовки вВУЗе включает теоретическую, практическую и научно-исследовательскую работу.
Состав профессиональной подготовки
| Теоретическая
| Практическая
| Научно-исследовательская
|
Теоретическая подготовка требует усвоения предметов в соответствии сучебным планом (коммерческой деятельности, логистики, маркетинга, менеджмента, других финансово-экономических дисциплин).
Практическая подготовка специальности "Коммерция" предполагает приобретение умения применить полученные теоретические знания в хозяйственной деятельности предприятий, фирм. При этом студент учится выполнять методические рекомендации, положения, инструкции, законы. Обязательным элементом данной подготовки является получение навыков, способностей осуществления анализа производственной и коммерческой деятельности, проведения маркетинговых исследований, выявление
недостатков и выработка рекомендаций практического характера.
Научно-исследовательская подготовка не является обязательной для всех студентов. Этот вид практики предусматривается для студентов, имеющих высокий уровень теоретической подготовки, проявивших интерес к научно-исследовательской работе: участие в госбюджетных или хоздоговорных исследованиях, конкурсах студенческих научных работ, подготовка научных публикаций, выступлений на студенческих научных конференциях, семинарах молодых ученых. В перспективе может предусматриваться направление в аспирантуру или оформление соискателем для работы над диссертацией.
Основной проблемой при устройстве выпускников на работу является отсутствие опыта работы молодых специалистов. В то же самое время работодатели предъявляют к ним общие, сформировавшиеся на рынке труда требования. Устранению этого недостатка способствует введение в учебный план преддипломной практики.
Студенты самостоятельно находят базу практики. Места практики утверждаются приказом ректора университета управления и
предпринимательства.
Базы практики.
В качестве баз практики для студентов специальности 351300 «Коммерция» могут быть выбраны производственные, коммерческие и другие предприятия любых форм собственности:
• коммерческо-посреднические фирмы;
• логистические предприятия (структуры);
• оптовые магазины, базы, склады;
• торговые дома;
• брокерские и дилерские фирмы;
• ксууегче;.<ие службы предприятий (отделы материального обеспечения, сбыта готовой продукции маркетинга, логистические службы, отделы внешнеэкономической деятельности);
• рекламные агентства;
• мелкооптовые и розничные магазины;
• органы материального обеспечения муниципальных предприятий, областных, городских и районных администраций.
Перед прохождением практики студенту совместно с научным руководителем рекомендуется выбрать научное направление (тему) для выполнения дипломной работы.
После выбора базы практики студенту выдается направление на практику.
По окончании практики студент представляет письменный отчет. Отчет составляется в соответствии с программой практики индивидуально каждым студентом объемом 25-30 печатных листов. Содержание отчета должно включать краткую характеристику предприятия (фирмы), его организационную структуру, другие сведения и изучаемые вопросы в процессе прохождения практики, расчеты основных показателей, аналитические таблицы. Отчет должен содержать выводы и конкретные предложения по совершенствованию деятельности предприятия.
Отчет проверяет руководитель практики выпускающей кафедры, студент защищает отчет. Руководитель выставляет студенту зачет с оценкой.
Студенты получают от руководителей индивидуальные задания по сбору информации, необходимой для написания реферата или курсовой работы.
Во время прохождения практики студент должен ставить своей целью:
• осуществление целенаправленной подготовки к будущей профессиональной деятельности;
• поэтапное формирование профессиональных навыков;
• приобретение позитивного опыта трудовой деятельности, наблюдение (выявление)нежелательного опыта;
• возможность выбора и планирования будущей профессиональной деятельности (возможно предприятия, фирмы) с учетом личных интересов;
• повышение собственной конкурентоспособности на рынке труда.
При этом ВУЗ преследует как общие со студентами цели (практическая подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности), так и иные цели:
• повышение уровня подготовкиспециалистов;
• выявление наиболееподготовленных студентов для рекомендации на определенные виды профессиональнойдеятельности;
• формирование высокого имиджа ВУЗа (специальности). Ученый секретарь на кафедре:
• систематизирует информацию о местах практики;
г • готовит приказ, о содержании которого информирует преподавателей
на заседании кафедры;
• организует собрание студентов с руководителями практики и участвует в его проведении.
Руководители практики студентов обеспечивают:
• установление связи с местом практики студента;
• руководство практикой;
• методическое консультирование студентов;
• контроль над прохождением практики;
• помощь студентам в организации практики на предприятии;
• информирование кафедры о ходе практики;
• своевременный прием отчетов.
Обязанности руководителя практики на предприятии заключаются:
• в обеспечении местами практики;
• в организации практики в соответствие с положением и программой практики:
• в обеспечении документами, необходимыми для расчета экономических показателей и анализа деятельности предприятия;
• в создании условий для подготовки отчета по практике. Обязанности студентов:
• подробно ознакомиться с программой практики;
• получить и выполнить индивидуальное задание на практику;
• соблюдать действующие правила техники безопасности и внутреннего распорядка на предприятии;
• собрать материалы для написания отчета и планируемой курсовой работы;
• написать отчет и защитить его в установленные сроки.
Структура отчета представлена в приложении 1.
Профессиональные требования к современному специалисту в области коммерции
Врамках профессиональной подготовки студента к будущей работе ему необходимо получить представление о сущности и характере работы, качествах, определяющих профессиональную пригодность к коммерческой и маркетинговой деятельности.
В соответствии со стандартом специальности 351300 Коммерция специалист коммерции должен знать:
• информационно-методическое обеспечение коммерческой деятельности;
• технологию формирования товарного ассортимента и способы ее оптимизации;
• процесс закупки товаров: источники поставок товаров, системы
выбора поставщиков, порядок заключения и исполнения- договоров купли-продажи;
• порядок оформления заказов и расчетов с поставщиками;
• нормативно-правовые документы. регламентирующие правила транспортирования, приемки, складирования, хранения, реализации товаров и предоставления сервисных услуг;
• составляющие системы товародвижения, их сущность, условия, особенности организации, функционирования и пути минимизации издержек обращения;
• виды товарных запасов, пути их формирования, учет и контроль, методы планирования, оптимизации и управления;
• формы и методы продажи товаров, определение и прогнозирование их объемов;
• организационную структуру предприятия, порядок взаимодействия коммерческой службы с другими подразделениями;
• методы определения и способы обеспечения эффективности коммерческой деятельности предприятия.
Должен уметь:
• создавать информационную базу для организации коммерческой деятельности;
• формировать товарный ассортимент;
• организовать работу с поставщиками и покупателями;
• организовать и управлять процессами купли-продажи и обмена товаров;
• применятьметоды стимулирования сбыта (продажи);
• анализироватькоммерческую деятельность и определять ее эффективность;
• планировать коммерческую деятельность.
Важнейшие характеристики специалиста в области коммерции обобщены в таблице 1. Таблица 1.
Обзор важнейших рамочных характеристик современного специалиста коммерции.
Качественные характеристики
| Степень соответствия требуемому уровню
|
соответствует
| не соответствует
| Предпринимательское чутье
| + +
|
| Умение выработать цель и задачу
| + +
|
| Агрессивность
| +
|
| Нонконформизм
| + +
|
| 1 Дипломатичность
| + +
|
| 1 Коммуникабельность
| + +
|
| 1 Практичность
| +
|
| 1 Восприимчивость к новому
| + +
|
| 1 Враждебность
|
| * *
| | Доверчивость
|
| *
| Осмотрительность
| +
|
| Работоспособность
| + +
|
| Умение "себя преподнести1'
| +
|
| Нормативность поведения
| + +
|
| Твердость
| +
|
| 1 Компетентность
| + +
|
| 1 Высокая ориентация на клиента
| + +
|
| Умение использовать маркетинговые инструменты
| + +
|
| 1 Знание покупателя
| + +
|
| Знание товара
| + +
|
| Способность анализировать ситуацию
| + +
|
| Самоуверенность
| +
|
| Склонность к риску
| +
|
| Решительность
| + +
|
| Общий интеллект
| +
|
| Пробивная способность
| +
|
| Организаторские способности
| +
|
| + желательный уровень качественной характеристики
+ + уровень качественной характеристики, соответствующий требованиям * * нежелательный уровень качественной характеристики
• Предпринимательское чутье - умение отмечать хорошие идеи, предложения от бесперспективных, умение оценить конкурентов, предвидеть будущие события, умение оценить ситуацию на рынке;
• умение выработать цель и задачу включает выбор сфер деятельности, стремление к цели, проявление активности в ее достижении, готовность взять на себя ответственность, стремление к высокой результативности, умение убедить партнеров и работников, умение приводить доводы для обоснования какого-либо решения;
• агрессивность - высокая активность в достижении цели;
• нонконформизм - независимость, предпочтение принимать собственные решения, отсутствие приспособленчества;
• дипломатичность - гибкость, понимание обстановки, умение идти на компромисс, умение взаимодействовать в совместной деятельности;
• коммуникабельность - общительность, способность устанавливать контакты, внимание к людям, способность понимать поведение людей, собственная непринужденность в поведении, открытость, восприимчивость критики;
• практичность - надежность в делах, внимание к мелочам, добросовестность, ответственность;
• восприимчивость к новому - желание обучаться новому, способность к обучению, умение работать со специальной литературой;
• отсутствие враждебности - сдержанность, дружелюбие;
• доверчивость - проявление данного качества не свойственно при предпринимательском риске;
• осмотрительность - наличие планомерных действий, умение расставлять приоритеты, отличать важное от второстепенного, контролировать делегированные задачи;
• работоспособность - умение работать и в стрессовой ситуации, не теряться в кризисной обстановке, осознание своих резервов и границ;
• умение «себя преподнести» - привлекательность во внешнем виде и форме поведения;
• нормативность Поведения - соблюдение моральных стандартов, правил, уравновешенность самоконтроль поведения;
• твердость - умение отстаивать свою позицию;
• компетентность - профессиональная подготовленность, наличие знаний в профессиональных вопросах;
• высокая ориентация на клиента предполагает выявление пожеланий клиента, выполнение ожиданий клиента;
• умение использовать маркетинговые инструменты при исследовании рынка, конкурентов, товара;
• знание покупателя - проведение маркетинговых исследований покупателей;
• знание товара - знания в области товароведения продовольственных, непродовольственных товаров и средств производства;
• способность анализировать деловую ситуацию путем рассмотрения отдельных сторон, составных частей практической ситуации;
• самоуверенность - излишняя уверенность в своих действиях;
• склонность к риску - умение оценить и просчитать риск от предпринятой сделки, связанной с риском;
• решительность - смелость, способность к мобилизации собственной энергии, принятию собственных решений;
• общий интеллект - мыслительная способность, нравственность;
• пробивная способность - энтузиазм в осуществлении своих планов, настойчивость в достижении своих целей;
организаторские способности - способность планировать и прогнозировать свою деятельность и контролировать выполнение плана, умение контактировать с людьми, гибкость в поведении, умение увлечь людей своими идеями. Степень организации ограничивается рамочными положениями (должностными инструкциями) по коллегиальному принципу, вместе с тем - это умение стимулировать задачи, требующие творческого подхода и нетрадиционного мышления, умение работать группой.
Характер коммерческой деятельности делает важными каждое из выше названных качеств специалиста коммерции. Степень выраженности этих качеств зависит от уровня занимаемой должности.
К приобретению этих качеств студент должен стремиться в процессе теоретической и практической подготовки в ВУЗе, а также воспитывать их в дальнейшей практической деятельности. Настоящий перечень требуемых качеств, однако, не дает полного или идеального профиля специалиста в области коммерции и маркетинга.
Организация практики
3.1. Программа практики на производственном предприятии для студентов специальности "Коммерция"
Коммерческая деятельность производственного предприятия осуществляется на различных стадиях логистического процесса: снабжение, сбыт, хранение, транспортировка товароматериальных ценностей.
На стадии организации работы отдела материально-технического обеспечения (МТО) конкретного предприятия следует изучить и изложить в отчете следующие исследования:
• организацию и структуру службы (отдела) материального обеспечения;
• положение об отделе, функциональные должностные обязанности;
• порядок оперативного, текущего и перспективного планирования потребности в материальных ресурсах;
• оценка используемых материально-сырьевых ресурсов, их структура, запасы, стоимость;
• расчет годовой потребности в материальных ресурсах по 2-3 позициям;
• расчет оборачиваемости оборотных средств, уровня материальных заказов, точки заказа;
• анализ поставщиков (договоры, сроки, ритмичность поставок, причины неритмичных поставок);
• анализ эффективности работы отдела материального обеспечения.
Системы хранения грузов
На примере складского и тарного хозяйства следует изучить:
• состояние материальных складов и складов готовой продукции;
• виды применяемой на складах тары;
• применяемые на складах средства механизации погрузочно-разгрузочных работ, другое оборудование;
• порядок хранения, учет;
• внедрение стандартов;
• анализ экономических показателей склада (уровень механизации, себестоимость переработки 1 т груза, коэффициенты использования складских площадей, объемов и другие).
Рассматривая организацию работы транспортных средств выявить:
• виды транспортных средств, применяемых на предприятии;
• организацию работы транспортных служб;
• структуру грузооборота;
• объемы грузовых перевозок;
• структуру затрат на перевозки;
• планирование грузовых перевозок.
|