Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Профессиональные требования к современному специалисту в области коммерции

ПРОГРАММА

производственнойпрактики студентов

специальности 351300 Коммерция(торговое дело) и 061500 Маркетинг

для сокращенной формы обучения.

г. Екатеринбург 2009 год


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3 стр.

§ 1. Общие положения 4 стр.

§ 2. Профессиональные требования к современному специалисту в
области коммерции 8 стр.

§ 3. Организация сквозной практики 13 стр

3.1. Программа практики на производственном предприятии

для студентов специальности 351300 «Коммерция» 13 стр

3.2. Программа экономической практики в коммерческо-
посреднической фирме, на предприятии оптовой торговли для

студентов специальности 351300 «Коммерция» 16 стр

§ 4. Содержание производственной практики студентов

сокращенной формы обучения специальности "Коммерция" 17 стр

Библиографический список 19 стр

Приложение 20 стр


Введение

В настоящее времясистема подготовки кадров должна быть адаптированак рыночнымусловиям развития экономики России. Формируются новые отношения в сфере образования, в том числе новые подходы к практической подготовке студентов в ВУЗе. Целью данного пособия является дальнейшее совершенствование методического обеспечения организации практики студентов.

С появлением рыночных отношений в российской экономике была ликвидирована система строгого распределения выпускников и прикрепления студентов для прохождения практики на конкретные предприятия и организации.Разрушены старые связи, а новые находятся в стадии формирования. Предприятия, не желая нести расходы на практическую подготовку студентов, делают ее формальной или неохотно принимают студентов на практику. В то же самое время студенты вынуждены преодолеватьиждивенческие традиции и более ответственно подходить к организациипрактической подготовки в период обучения, самостоятельно определяя места прохождения практики.



При разработкеданного методического пособия использован опыт организациистуденческой практики прежних лет, применяя новые подходы и требования к специалистам в области коммерции и маркетинга, учитывался опыт практической подготовки зарубежных ВУЗов Германии, Великобритании, в частности Каледония университета Глазго.

Практическая подготовка студентов направлена на развитие их творческих способностей, воспитание навыков принятия самостоятельных решений в практике коммерческой деятельности, а также приобретение опыта работы в коллективе предприятия, повышение конкурентоспособности выпускников ВУЗа. Вместе с тем студенты способствуют формированию имиджа УрГЭУ среди работодателей относительно качества подготовки выпускников. Не менее важной составляющей практики является сбор материалов для написания рефератов, курсовых и дипломных работ в соответствии с учебным планом специальности по согласованной с преподавателями теме и под непосредственным руководством опытных преподавателей. Студенческие работы могут выполняться по заявкам предприятий.

Данное методическое пособие содержит не только обязанности студентов во время прохождения практики, но и рекомендации как изучать и анализировать материалы и экономические показатели предприятия, как проводить научно-практические исследования в области коммерции, логистики и маркетинга, как оформить документы и отчет о прохождении практики.

Общие положения

Система профессиональной подготовки вВУЗе включает теоретическую, практическую и научно-исследовательскую работу.

Состав профессиональной подготовки
Теоретическая Практическая Научно-исследовательская

 

Теоретическая подготовка требует усвоения предметов в соответствии сучебным планом (коммерческой деятельности, логистики, маркетинга, менеджмента, других финансово-экономических дисциплин).

Практическая подготовка специальности "Коммерция" предполагает приобретение умения применить полученные теоретические знания в хозяйственной деятельности предприятий, фирм. При этом студент учится выполнять методические рекомендации, положения, инструкции, законы. Обязательным элементом данной подготовки является получение навыков, способностей осуществления анализа производственной и коммерческой деятельности, проведения маркетинговых исследований, выявление

недостатков и выработка рекомендаций практического характера.

Научно-исследовательская подготовка не является обязательной для всех студентов. Этот вид практики предусматривается для студентов, имеющих высокий уровень теоретической подготовки, проявивших интерес к научно-исследовательской работе: участие в госбюджетных или хоздоговорных исследованиях, конкурсах студенческих научных работ, подготовка научных публикаций, выступлений на студенческих научных конференциях, семинарах молодых ученых. В перспективе может предусматриваться направление в аспирантуру или оформление соискателем для работы над диссертацией.

Основной проблемой при устройстве выпускников на работу является отсутствие опыта работы молодых специалистов. В то же самое время работодатели предъявляют к ним общие, сформировавшиеся на рынке труда требования. Устранению этого недостатка способствует введение в учебный план преддипломной практики.

Студенты самостоятельно находят базу практики. Места практики
утверждаются приказом ректора университета управления и

предпринимательства.

Базы практики.

В качестве баз практики для студентов специальности 351300 «Коммерция» могут быть выбраны производственные, коммерческие и другие предприятия любых форм собственности:

• коммерческо-посреднические фирмы;

• логистические предприятия (структуры);

• оптовые магазины, базы, склады;

• торговые дома;

• брокерские и дилерские фирмы;

• ксууегче;.<ие службы предприятий (отделы материального
обеспечения, сбыта готовой продукции маркетинга, логистические службы,
отделы внешнеэкономической деятельности);

• рекламные агентства;

• мелкооптовые и розничные магазины;

• органы материального обеспечения муниципальных предприятий,
областных, городских и районных администраций.

Перед прохождением практики студенту совместно с научным руководителем рекомендуется выбрать научное направление (тему) для выполнения дипломной работы.

После выбора базы практики студенту выдается направление на практику.

По окончании практики студент представляет письменный отчет. Отчет составляется в соответствии с программой практики индивидуально каждым студентом объемом 25-30 печатных листов. Содержание отчета должно включать краткую характеристику предприятия (фирмы), его организационную структуру, другие сведения и изучаемые вопросы в процессе прохождения практики, расчеты основных показателей, аналитические таблицы. Отчет должен содержать выводы и конкретные предложения по совершенствованию деятельности предприятия.

Отчет проверяет руководитель практики выпускающей кафедры, студент защищает отчет. Руководитель выставляет студенту зачет с оценкой.

Студенты получают от руководителей индивидуальные задания по сбору информации, необходимой для написания реферата или курсовой работы.

Во время прохождения практики студент должен ставить своей целью:

• осуществление целенаправленной подготовки к будущей профессиональной деятельности;

• поэтапное формирование профессиональных навыков;

• приобретение позитивного опыта трудовой деятельности, наблюдение (выявление)нежелательного опыта;

• возможность выбора и планирования будущей профессиональной деятельности (возможно предприятия, фирмы) с учетом личных интересов;

• повышение собственной конкурентоспособности на рынке труда.

При этом ВУЗ преследует как общие со студентами цели (практическая подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности), так и иные цели:

повышение уровня подготовкиспециалистов;

выявление наиболееподготовленных студентов для рекомендации на определенные виды профессиональнойдеятельности;

 

• формирование высокого имиджа ВУЗа (специальности). Ученый секретарь на кафедре:

• систематизирует информацию о местах практики;

г • готовит приказ, о содержании которого информирует преподавателей

на заседании кафедры;

• организует собрание студентов с руководителями практики и
участвует в его проведении.

Руководители практики студентов обеспечивают:

• установление связи с местом практики студента;

• руководство практикой;

• методическое консультирование студентов;

• контроль над прохождением практики;

• помощь студентам в организации практики на предприятии;

• информирование кафедры о ходе практики;

• своевременный прием отчетов.

Обязанности руководителя практики на предприятии заключаются:

в обеспечении местами практики;

• в организации практики в соответствие с положением и программой практики:

• в обеспечении документами, необходимыми для расчета экономических показателей и анализа деятельности предприятия;

 

• в создании условий для подготовки отчета по практике. Обязанности студентов:

• подробно ознакомиться с программой практики;

• получить и выполнить индивидуальное задание на практику;

• соблюдать действующие правила техники безопасности и внутреннего распорядка на предприятии;

• собрать материалы для написания отчета и планируемой курсовой работы;

• написать отчет и защитить его в установленные сроки.

Структура отчета представлена в приложении 1.

Профессиональные требования к современному специалисту в области коммерции

Врамках профессиональной подготовки студента к будущей работе ему необходимо получить представление о сущности и характере работы, качествах, определяющих профессиональную пригодность к коммерческой и маркетинговой деятельности.

В соответствии со стандартом специальности 351300 Коммерция специалист коммерции должен знать:

• информационно-методическое обеспечение коммерческой деятельности;

• технологию формирования товарного ассортимента и способы ее оптимизации;

• процесс закупки товаров: источники поставок товаров, системы

выбора поставщиков, порядок заключения и исполнения- договоров купли-продажи;

• порядок оформления заказов и расчетов с поставщиками;

• нормативно-правовые документы. регламентирующие правила транспортирования, приемки, складирования, хранения, реализации товаров и предоставления сервисных услуг;

• составляющие системы товародвижения, их сущность, условия, особенности организации, функционирования и пути минимизации издержек обращения;

• виды товарных запасов, пути их формирования, учет и контроль, методы планирования, оптимизации и управления;

• формы и методы продажи товаров, определение и прогнозирование их объемов;

• организационную структуру предприятия, порядок взаимодействия коммерческой службы с другими подразделениями;

• методы определения и способы обеспечения эффективности коммерческой деятельности предприятия.

Должен уметь:

• создавать информационную базу для организации коммерческой деятельности;

• формировать товарный ассортимент;

• организовать работу с поставщиками и покупателями;

• организовать и управлять процессами купли-продажи и обмена товаров;

применятьметоды стимулирования сбыта (продажи);

анализироватькоммерческую деятельность и определять ее эффективность;

• планировать коммерческую деятельность.


Важнейшие характеристики специалиста в области коммерции обобщены в таблице 1. Таблица 1.

Обзор важнейших рамочных характеристик современного специалиста коммерции.

 

 

Качественные характеристики Степень соответствия требуемому уровню
соответствует не соответствует
Предпринимательское чутье + +  
Умение выработать цель и задачу + +  
Агрессивность +  
Нонконформизм + +  
1 Дипломатичность + +  
1 Коммуникабельность + +  
1 Практичность +  
1 Восприимчивость к новому + +  
1 Враждебность   * *
| Доверчивость   *
Осмотрительность +  
Работоспособность + +  
Умение "себя преподнести1' +  
Нормативность поведения + +  
Твердость +  
1 Компетентность + +  
1 Высокая ориентация на клиента + +  
Умение использовать маркетинговые инструменты + +  
1 Знание покупателя + +  
Знание товара + +  
Способность анализировать ситуацию + +  
Самоуверенность +  
Склонность к риску +  
Решительность + +  
Общий интеллект +  
Пробивная способность +  
Организаторские способности +  

+ желательный уровень качественной характеристики

+ + уровень качественной характеристики, соответствующий требованиям * * нежелательный уровень качественной характеристики

• Предпринимательское чутье - умение отмечать хорошие идеи, предложения от бесперспективных, умение оценить конкурентов, предвидеть будущие события, умение оценить ситуацию на рынке;

• умение выработать цель и задачу включает выбор сфер деятельности, стремление к цели, проявление активности в ее достижении, готовность взять на себя ответственность, стремление к высокой результативности, умение убедить партнеров и работников, умение приводить доводы для обоснования какого-либо решения;

• агрессивность - высокая активность в достижении цели;

• нонконформизм - независимость, предпочтение принимать собственные решения, отсутствие приспособленчества;

• дипломатичность - гибкость, понимание обстановки, умение идти на компромисс, умение взаимодействовать в совместной деятельности;

• коммуникабельность - общительность, способность устанавливать контакты, внимание к людям, способность понимать поведение людей, собственная непринужденность в поведении, открытость, восприимчивость критики;

• практичность - надежность в делах, внимание к мелочам, добросовестность, ответственность;

• восприимчивость к новому - желание обучаться новому, способность к обучению, умение работать со специальной литературой;

• отсутствие враждебности - сдержанность, дружелюбие;

• доверчивость - проявление данного качества не свойственно при предпринимательском риске;

• осмотрительность - наличие планомерных действий, умение расставлять приоритеты, отличать важное от второстепенного, контролировать делегированные задачи;

• работоспособность - умение работать и в стрессовой ситуации, не теряться в кризисной обстановке, осознание своих резервов и границ;

• умение «себя преподнести» - привлекательность во внешнем виде и форме поведения;

• нормативность Поведения - соблюдение моральных стандартов, правил, уравновешенность самоконтроль поведения;

• твердость - умение отстаивать свою позицию;

• компетентность - профессиональная подготовленность, наличие знаний в профессиональных вопросах;

• высокая ориентация на клиента предполагает выявление пожеланий клиента, выполнение ожиданий клиента;

• умение использовать маркетинговые инструменты при исследовании рынка, конкурентов, товара;

• знание покупателя - проведение маркетинговых исследований покупателей;

• знание товара - знания в области товароведения продовольственных, непродовольственных товаров и средств производства;

• способность анализировать деловую ситуацию путем рассмотрения отдельных сторон, составных частей практической ситуации;

• самоуверенность - излишняя уверенность в своих действиях;

• склонность к риску - умение оценить и просчитать риск от предпринятой сделки, связанной с риском;

• решительность - смелость, способность к мобилизации собственной энергии, принятию собственных решений;

• общий интеллект - мыслительная способность, нравственность;

• пробивная способность - энтузиазм в осуществлении своих планов, настойчивость в достижении своих целей;

организаторские способности - способность планировать и прогнозировать свою деятельность и контролировать выполнение плана, умение контактировать с людьми, гибкость в поведении, умение увлечь людей своими идеями. Степень организации ограничивается рамочными положениями (должностными инструкциями) по коллегиальному принципу, вместе с тем - это умение стимулировать задачи, требующие творческого подхода и нетрадиционного мышления, умение работать группой.

Характер коммерческой деятельности делает важными каждое из выше названных качеств специалиста коммерции. Степень выраженности этих качеств зависит от уровня занимаемой должности.

К приобретению этих качеств студент должен стремиться в процессе теоретической и практической подготовки в ВУЗе, а также воспитывать их в дальнейшей практической деятельности. Настоящий перечень требуемых качеств, однако, не дает полного или идеального профиля специалиста в области коммерции и маркетинга.

Организация практики

3.1. Программа практики на производственном предприятии для студентов специальности "Коммерция"

Коммерческая деятельность производственного предприятия осуществляется на различных стадиях логистического процесса: снабжение, сбыт, хранение, транспортировка товароматериальных ценностей.

На стадии организации работы отдела материально-технического обеспечения (МТО) конкретного предприятия следует изучить и изложить в отчете следующие исследования:

• организацию и структуру службы (отдела) материального обеспечения;

• положение об отделе, функциональные должностные обязанности;

• порядок оперативного, текущего и перспективного планирования потребности в материальных ресурсах;

• оценка используемых материально-сырьевых ресурсов, их структура, запасы, стоимость;

• расчет годовой потребности в материальных ресурсах по 2-3 позициям;

• расчет оборачиваемости оборотных средств, уровня материальных заказов, точки заказа;

• анализ поставщиков (договоры, сроки, ритмичность поставок, причины неритмичных поставок);

• анализ эффективности работы отдела материального обеспечения.

Системы хранения грузов

На примере складского и тарного хозяйства следует изучить:

• состояние материальных складов и складов готовой продукции;

• виды применяемой на складах тары;

• применяемые на складах средства механизации погрузочно-разгрузочных работ, другое оборудование;

• порядок хранения, учет;

• внедрение стандартов;

• анализ экономических показателей склада (уровень механизации, себестоимость переработки 1 т груза, коэффициенты использования складских площадей, объемов и другие).

Рассматривая организацию работы транспортных средств выявить:

• виды транспортных средств, применяемых на предприятии;

• организацию работы транспортных служб;

• структуру грузооборота;

• объемы грузовых перевозок;

• структуру затрат на перевозки;

• планирование грузовых перевозок.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.