Процедура применения причинно-следственной диаграммы
Причинно-следственную диаграмму (диаграмму Исикавы) применяют при установлении возможных причин несоответствия и строят по приведенной ниже схеме.
Для конкретного несоответствия путем опроса мнений экспертов (членов комиссии, участников обсуждения методом «мозгового штурма» и т. д.) определяют группы, или категории, потенциальных причин.
После построения причинно-следственной диаграммы переходят к следующему этапу — определению наиболее вероятных причин, а затем к аналитической или экспериментальной проверке влияния установленных причин на данное несоответствие.
Пример определения наиболее вероятных и значимых причин методом попарного сравнения приведен в таблице, представленной ниже. В таблицу заносят по общему согласию членов групп не менее 6-8 причин из причинно-следственной диаграммы. Далее члены группы сравнивают попарно все причины, результаты сравнения заносят в соответствующие графы-клетки таблицы: 2 — данная причина более значима; 1 — причины равнозначны; 0 — причина менее значима.
После проведения взаимного сравнения всех причин суммируют баллы по каждой из причин и устанавливают согласно наибольшему числу баллов очередность (приоритет) аналитической или экспериментальной проверки причин, которую проводят на следующем этапе.
ДП-ИГХТУ-8.5.2-2010
Продолжение приложения 2
В среднем (по вероятности) применение такой процедуры сокращает время установления истинной причины в два раза.
Причина
|
|
|
|
|
|
|
| ∑
| Приоритет
| Недостаточная компетентность руководителя
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2-3
| Недоукомлектованность нормативной документации и справочниками
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Техническое задание
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6-7
| Отсутствие данных эксперимента
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Недостаточный опыт метрологических работ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Напряженный график выполнения проекта
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6-7
| Успеваемость в течение срока обучения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2-3
|
ДП-ИГХТУ-8.5.2-2010
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
(справочное)
Процедура применения диаграммы Парето
В большинстве случаев подавляющее число несоответствий и связанных с ними потерь возникают из-за относительно небольшого числа причин.
Диаграмма Парето — инструмент, позволяющий распределить усилия для разрешения возникших проблем и выявить основные причины, на устранение которых должны быть в первую очередь направлены корректирующие действия.
Диаграмма Парето представляет собой столбиковую диаграмму в прямоугольной системе координат, по оси абсцисс которой откладывают равные отрезки, соответствующие рассматриваемым влияющим факторам (причинам), а по оси ординат — их вклад (количество или доля) в решаемую проблему. При этом влияющие факторы располагают по оси абсцисс в порядке уменьшения их вклада в проблему.
Строится диаграмма на основе статистических данных, полученных при обработке записей и других источников информации.
На рисунке приведен пример диаграммы причин, влияющих на снижение оценки при защите курсовых работ. Предположим, что преподаватели отметили 70 несоответствий (ошибочных ответов студентов) при приеме работ в учебной группе. 57 ошибок относились к шести группам; остальные 13 ошибок практически не повторялись, что на рисунке отражено в виде высоты соответствующего (седьмого) столбика. На этом же рисунке показан график кумулятивной суммы.
Диаграмма показывает, что более 60% ошибок связаны с выводами формул, расчетами и неправильным выбором компонентов.
Следовательно, делается вывод, что в первую очередь корректирующие действия следует направить на ликвидацию трех указанных причин.
1- Ошибки в выводе формул;
2- Ошибки в выборе компонентов;
3- Ошибки в расчетах;
4- Стилистические и грамматические ошибки;
5- Ошибки в условных обозначениях на чертеже;
6- Ошибки в размерностях;
7- Прочие.
ДП-ИГХТУ-8.5.2-2010
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
(рекомендуемое)
Форма плана корректирующих действий
УТВЕРЖДАЮ
__________________
должность
__________________
подпись, инициалы, фамилия
_______________20_____г.
дата
ПЛАН КОРРЕКТИРУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ
________________________________________________________
наименование подразделения
на период с ___________ по ___________
дата начала дата завершения
Основание для разработки плана______________________________________
акт, протокол, отчет, решение, приказ, и др. дата, номер
Номер по порядку, код процесса и объект, где выявлено несоответ-ствие
| Причина несоответ-ствия
| Корректи-рующие действия
| Требу-емые ресурсы
| Исполни-тель
| Срок выполне-ния
| Отметка о выполнении (результатив-ность)
|
|
|
|
|
|
|
|
____________________________________________________
должность разработчика плана, подпись, дата, инициалы, фамилия
_________________________________________________________________________________
должность исполнителя плана, подпись, дата, инициалы, фамилия
|