Примеры решения задач раздела 1 НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ И
ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА
КРАСНОЯРСК
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
И.И. Астапкович, Т.В. Борисова, М. Н. Кузьмичёва, О. С. Мельникова
НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ И
ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА
Утверждено редакционно-издательским советом СибГТУ
в качестве учебного пособия с примерами решений задач
для практических занятий и самостоятельной работы студентов
по направлению 190100.62 очной формы обучения
Красноярск
Начертательная геометрия и инженерная графика:учебное пособие с примерами решений задач для практических занятий студентов по направлению 190100.62 очной формы обучения / И.И. Астапкович и др. - Красноярск: СибГТУ, 2012. – 56 с.
Применение пособия в учебном процессе позволит сэкономить время, затрачиваемое на переписывание условий и рисунков, исключить возможности искажения условий задач, что способствует повышению эффективности учебного процесса.
Рецензенты: доц. А.В. Михайленко (научно-методический совет СибГТУ)
И. И. Астапкович,
Т. В. Борисова,
М. Н. Кузьмичёва,
О. С. Мельникова
ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», 2012
Содержание
Введение. 5
Модуль 1 Теоретические основы построения чертежа.. 7
1 ТОЧКА.. 7
2 ПРЯМАЯ.. 11
3 ПЛОСКОСТЬ. 16
Модуль 2 Задачи метрические. 23
4 ПРЕОБРАЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ЧЕРТЕЖА.. 23
Модуль 3 Поверхности и геометрические тела.. 30
5 МНОГОГРАННИКИ.. 30
6 ПОВЕРХНОСТИ ВРАЩЕНИЯ.. 38
7 ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ПОВЕРХНОСТЕЙ.. 47
Библиографический список.. 58
ПРИЛОЖЕНИЕ А.. 59
ПРИЛОЖЕНИЕ б. 60
ПРИЛОЖЕНИЕ в.. 61
Введение
Данная методическая разработка предназначена для студентов 1 курса по направлению, 190100.62 очной формы обучения.
Учебное пособие состоит из 7 разделов и включает в себя 80 задач, которые рекомендуются для решения на практических занятиях в процессе изучения курса «Начертательная геометрия и инженерная графика» и для закрепления теоретического материала по темам раздела, а также для самостоятельной работы студентов. Порядок решения задач рассмотрен ниже.
Итогом курса «Начертательная геометрия и инженерная графика» является дифференцированный зачет и экзамен. Составной частью зачета является решение всех задач, включенных в этот сборник, и умение объяснить решение любой задачи. Успешное освоение практических занятий позволяет сформировать у бакалавров направления 190100.62 «Наземные транспортно – технологические комплексы» профилей подготовки: «Машины и оборудование природообустройства и защиты окружающей среды»; «Машины и оборудование для садово-паркового ландшафтного строительства» следующие общекультурные и профессиональные компетенции:
ОК – 1: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
ПК – 8: способен в составе коллектива исполнителей участвовать в разработке конструкторско-технической документации новых или модернизируемых образцов наземных транспортно-технологических машин и комплексов.
Порядок решения задач
1. Восстановить в памяти лекционный материал по конспекту лекции и проработать его по указанной ниже литературе.
2. Ответить на вопросы для самопроверки по разделу.
3. Внимательно изучить условие задачи и мысленно представить расположение в пространстве геометрических элементов, о которых говорится в условии.
4. Составить план решения задачи в пространстве, выполнить символическую запись, а затем выполнить решение на комплексном чертеже (эпюре).
5. Если затруднительно мысленно представить ход решения задачи в пространстве, то можно выполнить от руки аксонометрический эскиз или сделать модель, используя подручные материалы (булавки, спички, обрезки проволоки, куски картона и т.п.).
6. Задачи следует решать непосредственно в рабочей тетради карандашом, с применением чертежных инструментов, добиваясь максимальной точности. Рекомендуется также применять цветные карандаши.
7. Задачи необходимо решать систематически в течение семестра в соответствии с рекомендациями преподавателя.
Модуль 1 Теоретические основы построения чертежа
ТОЧКА
Задачи к разделу 1
1 В чем заключается сущность метода проекций?
2 Что называется осью проекций?
3 Какое различие между проекциями:
- центральными и параллельными?
- косоугольными и прямоугольными?
4 Что называется комплексным чертежом?
5 Какие координаты определяют положение горизонтальной, фронтальной и профильной проекции точки относительно начала координат?
6 Какие координаты дают информацию о широте, глубине и высоте точки?
7 Какие точки называются конкурирующими?
_____________________________________________________________
1. Построить недостающие проекции точек на наглядном изображении и их комплексный чертеж. Как расположены точки относительно плоскостей проекций? Как расположены точки относительно точки А?
Записать координаты точек.
1 Точка А__________________ 2 Точка В (А)__________________
Точка В___________________ Точка С (А)__________________
Точка С___________________ Точка D (А)__________________
Точка D__________________
3 (.) А ( ____________________ ) (.) В ( ____________________ )
(.) С ( ____________________ ) (.) D ( _____________________ )
2. Построить три проекции точек по координатам.
3. Относительно базовой точки А построить проекции точек:
(.) В(А) – выше на 10 мм (.) С(А) – дальше на 15 мм
(.) D(A) – правее на 40 мм (.) Е(А) – левее на 20 мм и ниже на 10 мм
(.) F(А) – правее на 40 мм, выше на 10 мм, ближе на 10 мм.
4. Построить недостающие проекции по двум заданным
Примеры решения задач раздела 1
1. Построить недостающие проекции точек на комплексном чертеже и их наглядное изображение. Как расположены точки относительно плоскостей роекций?
(.) А Ï П1, П2, П3
(.) В Î П2
(.) С Ï П1, П2, П3
(.) DÎ П3
(.) EÎ П1
2.Выяснить взаимное положение точек B, C, D, E, F,G, H, K
относительно точки А
В (А) – выше;
С (А) – ближе;
D (А) – левее;
Е (А) – правее;
F (А) – ближе, правее;
G (А) – выше, левее;
H (А) – правее, ниже, дальше;
K (А) – правее, выше, ближе;
2 ПРЯМАЯ
Задачи к разделу 2
1 Что является проекцией прямой в общем случае? В частном случае?
2 Дать определение прямой общего положения. Каково соотношение между отрезком прямой общего положения и его проекцией?
3 Дать определение прямых уровня.
4 Какие особенности присущи проекциям прямых уровня?
5 Дать определение проецирующих прямых.
6 Какие особенности присущи проекциям проецирующих прямых?
7 Всегда ли проецирующая прямая является прямой уровня?
8 Как на комплексном чертеже определить принадлежит ли точка прямой?
9 Как разделить отрезок на комплексном чертеже?
______________________________________________________________
5. Построить три проекции отрезков АВ и CD по координатам.
6. Записать как расположены 7. Разделить отрезок прямой АВ
точки A, B, C, D, Е, F точкой С в отношении АС:СВ=3:2.
относительно прямой l.
8. Построить проекции отрезков:
а) АВ // П1; /АВ/ = 30 мм; б) CD // П2; /CD/ = 40 мм;
АВ ^ П2 = 45° CD ^ П1 = 30°
_____________________________________________________________
в) EF // П3; /EF/ = 20 мм; г) KL ^ П2; /KL/ = 25 мм:
EF ^ П1 =45°
________________________________________________________________
д) MN ^ П1; /MN/ = 30 мм е) KH ^ П3; /KH/ = 30 мм
9. Определить взаимное расположение прямых.
10. Определить видимость ребер пирамиды. Записать название конкурирующих точек.
________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
11. Провести через точку А 12. Провести прямую n,
прямую l, пересекающую параллельную прямой m
прямые ВС и DE. и пересекающую прямую l.
13.Построить горизонтальную 14. Выяснить взаимное
проекцию h 1 прямой h, положение прямых AB и CD.
пересекающую прямые АB и CD.
AB CD
|