Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 3: Управление внешнеэкономической деятельностью

1. Управление ВЭД, содержание, принципы, функции, методы

2. Организация управления внешнеэкономической сферы

Управление ВЭД, содержание, принципы, функции, методы

Современные проблемы преобразования экономики, содержанием которых является переход от административной модели к рыночной, интеграция национальной экономики в мировое хозяйство требует переосмысления сложившихся подходов к содержанию управления, принципов его организации как на макроэкономическом, так и на уровне первичного звена – предприятия.

Механизм управления, характерный для административной модели экономики, составными элементами которой, является централизация управления, прямое вмешательство государственных органов в деятельность субъектов хозяйствования, ограничение самостоятельности предприятий рамками государственных интересов, жесткий государственный контроль не соответствует рыночной модели экономики, предполагающей иные принципы регулирования производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности.

Независимо от типов экономической системы управление всегда содержит общее начало, в основе которого присутствуют следующие элементы:

1) Цель и задачи управления

2) Способы достижения поставленной цели

3) Организация (вне ее управления невозможно)

4) Субъект и объект управления

Сочетание этих элементов формирует понятие управления, а различия целей – способов их достижения, характер взаимодействия управляющих субъектов и управляемых объектов определяют модель управления, как административную или рыночную.

При рыночной государство воздействует в основном экономическими методами, основанными на учете объективных экономических закономерностей в сфере управления выделяются макро и микро уровни. Объектом управления на макроуровне могут быть природные, материальные, трудовые, финансовые и другие ресурсы. Экономический, научно-технический, промышленный, сельскохозяйственный потенциал, народное хозяйство в целом, предприятия и другие хозяйственные организации. К объектам управления на макроуровне относятся также виды и направления участия страны в международном разделении труда.



В качестве объектов управления выступают отдельные подразделения объединений, предприятий и других организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность. Управление, как на макро, так и на микроуровне представляет собой постоянное взаимодействие между управляющей и управляемой системами. В современных условиях оно основывается на фундаментальных принципах, т.е. руководящих правилах основных положениях, нормах поведения, которыми должны руководствоваться органы управления в любых социально-экономических условиях складывающихся в обществе:

1) Принцип взаимосвязей экономических и политических факторов в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений

2) Принцип рационального соотношения централизованных и децентрализованных подходов в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений, как на макро, так и на микроуровне

3) Принцип планового ведения хозяйства, как на макро, так и на микроуровне

4) Принцип материальной и моральной заинтересованности людей в результатах их деятельности

5) Принцип обратной связи

Как в любой сфере человеческой деятельности управленческому труду присуще разделение. В управленческой деятельности выделяются функции управления – общие и специфические, к общим функциям управления относятся: планирования и прогнозирование, организация, регулирование, учет и контроль.

Специфические функции управления: управление НТП, ВЭД, социальной системой и другими процессами жизни государства.

Для достижения намеченных целей управления применяются соответствующие методы (способы) воздействия на объект управления. Они подразделяются на 3 группы:

1) Экономические – базируются на использовании таких рычагов и стимулов, как цена, стоимость сырья рабочая сила, транспортировка, налоги, пошлины, акцизные сборы. Экономические методы можно квалифицировать как косвенные средства воздействия на управляемые объекты

2) Административные – это способы административного воздействия путем приказов, распоряжений, указов, инструкций, исполнение которых обязательно. Административное воздействие носит прямой принудительный характер

3) Социально-психологические – это способы непосредственного воздействия на человека, его индивидуальность. Объектом управления здесь выступает человек во всем многообразии его взаимоотношений с другими людьми и коллективами в процессе производства и обращения

Методы должны использоваться управляющими структурами при воздействии на объекты управления в органическом сочетании.

Внешнеэкономические связи во всем мире рассматриваются как часть целостной системы хозяйствования, однако в разных странах управление ими на государственном уровне специфично. Так в США и внешняя и внутренняя торговля рассматриваются как взаимосвязанные части национальной экономики, а поэтому и управляются одним ведомством – Министерством торговли. В Великобритании управление внешнеэкономическими связями на макроуровне осуществляется Министерством торговли и промышленности. В Японии – Министерством Внешней торговли и промышленности. В России – Министерством экономического развития и торговли. В РБ – структура государственного управления внешнеэкономической деятельностью формируется в условиях обретения связей политической системой на основе конституцией осуществления постепенного перехода всей экономической системой от административно-командной модели к рыночной. Особенности этого перехода и свойственные ему противоречия складываются на развитии структуры государственного управления внешнеэкономической сферы, что предполагает ее совершенствование.

К настоящему времени управлению внешнеэкономической сферой осуществляется системой органов государственной власти. К ее исполнительной ветви относятся: президент, парламент и правительство.

Система органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью призвано обеспечить выполнение единой государственной политики в этой области. Главным направление этой политики является интеграция страны в мировую экономику. Использование преимуществ международного разделения труда для ускоренного эффективного развития национальной экономики в условиях формирования устойчивых рыночных отношений.

Формирование рыночной модели экономики сопровождается возрастанием роли региональных управленческих структур. Решение проблем повышения эффективности повышения эффективности экономики в значительной степени зависит от сочетания общегосударственных интересов и потребностей населения, проживающего на соответствующих территориях, форм и методов взаимодействия местных советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов с соответствующими республиканскими организациями государственного управления. наиболее крупным региональным объединением в РБ является область и столица государства.

Региональные органы власти наделены правами в следующих областях:

1) Разработка проектов, программ и прогнозов развития внешнеэкономической сферы регионов

2) Обеспечение проведения единой государственной политики во внешнеэкономической деятельности региона

3) Разработка рекомендаций по участию субъектов хозяйствования во внешнеэкономической деятельности по обеспечению и увеличению экспортных поставок

4) Координация деятельности по созданию и функционированию свободных экономических зон, регулирование приграничной торговли

5) Оказание организационно методической помощи субъектам хозяйствования, а также их информационной обеспечение

6) Изучение и обобщение опыта зарубежных стран в области ВЭД, подготовка и реализация мер, по его использованию

7) Участие в установленном порядке в осуществлении экспортно-импортного контроля в целях защиты экономических интересов региона

8) Обоснование приоритета региона во внешней торговле с зарубежными государствами

Организационная структура управления внешнеэкономической сферы региона строится по схеме: председатель облисполкома (губернатор) – комитет экономики – отдел внешнеэкономических связей.

Реформирование внешнеэкономической сферы радикально изменило статус предприятия. в условиях демонополизации и децентрализации внешнеэкономических связей предприятия оставаясь объектом управления в системе государственного управления ВЭД стало равноправным субъектом ВЭД. Оно и раньше участвовало во внешних связях государства, но, как технический исполнитель, а в новых условия стало участником, самостоятельности распоряжающимся результатами своего труда. В том числе и во ВЭД.

Трансформация предприятия из состояния исполнителя в положение субъекта ВЭД вызвало необходимость перестройки системы управления на предприятии, как в направлении появления новых функций, так и формирования новой организационной структуры управления, отражающей возросшую роль предприятия в развитии ВЭД.

Структура управления ВЭД на предприятии зависит от целей и задач, которые она призвана решать от характера специализации предприятия на внешнехозяйственной деятельности.

 

На выбор организационных форм ВЭД большое влияние оказывает степень зависимости предприятия от внешнего рынка, т.е. на сколько оно включено в международное разделение труда. На специализированных внешнеторговых предприятиях (поставки типа экспорт-импорт) управление строится по одной системе, на тех, где ВЭД является лишь частью хозяйственной деятельности по другой, что предполагает различные варианты организационных структур.

Силу многообразия конкретных целей, задач и условий не может быть единой стандартной структуры внешнеторговой фирмы для всех предприятий.

Схема управления на специализированном внешнеторговом предприятии может быть такой:

Блок финансово-экономический:

1) Планово-экономический отдел – планирование объема экспортно-импортных операций, контроль выполнения плана, анализ хозяйственной деятельности

2) Валютно-финансовый отдел – валютное планирование, контроль за банковскими кредитными и расчетными операциями

3) Бухгалтерия – учет и отчетность, расчеты с банками, поставщиками, покупателями, работниками

Блок маркетинга:

1) Отдел конъюнктуры и цен – исследование спроса и предложения, динамики цен, структуры рынка

2) Отдел рекламы и выставок – рекламная деятельность, организация работы по участию в международных ярмарках и выставках

3) Инженерно-технический отдел – изучение действующих на мировом рынке технических требований к товару, информирование о них производителей товаров, анализ технического уровня качества, конкурентоспособности продукции

4) Отдел технического обслуживания – организация гарантийного, послегарантийного обслуживания экспортируемых фирмой товаров в зарубежных странах и создание технических центров

Блок административно-хозяйственный:

1) Административно-хозяйственный отдел – снабжение материалами и другая хозяйственная работа

2) Канцелярия – работа с организационно-распорядительной документацией и перепиской

3) Отдел кадров – расстановка кадров, ведение личных дел

4) Отдел заграничных командировок – оформление командировок заграницу (визы, проездные билеты)

5) Юридический отдел – правовое обеспечение деятельности фирмы

6) Протокольный отдел – встречи, организация приемов, проводы иностранных делегаций

Возглавляет такую фирму руководитель (директор, президент). В зависимости от объема работы ему помогают один-два заместителя, например, по маркетингу и по финансам. В других вариантах директор может непосредственно руководить и финансовым и административно-хозяйственным блоками. Специализированные внешнеторговые фирмы могут создаваться как при отраслевых и крупных предприятиях, причем в последнем случае и в качестве подразделения предприятия, так и самостоятельные юридические лица с собственным балансом. Для всех видов специализированных внешнеторговых операций характерно наличие в их штатах высококвалифицированных специалистов, имеющих большой практический опыт международного экономического сотрудничества и специальную внешнеэкономическую подготовку. Внешнеэкономические объединения предпочитают заниматься крупными высокоэффективными экспортно-импортными сделками, вступая в контакты с довольно солидными партнерами.

На предприятиях, которые активно участвуют во внешнеэкономической деятельности, но где она является лишь частью хозяйствования структура управления, этой сферой структура может быть представлена внешнеэкономическим отделом. Функции отдела внешнеэкономических связей предприятия заключаются в следующем:

1) Исследование внешнего рынка

2) Изучение и учет рыночного спроса, потребностей, потребителей продукции с целью ориентации научной, производственной, технической и (с)бытовой деятельности предприятия на выпуск конкурентоспособной продукции

3) Организация работы по выбору партнеров, заключения договоров, их продления, составление и ведение картотеки потребителей и поставщиков досье на фирмы партнеров, работа с биржами, брокерами, фирмами, таможней

4) Организация протокольных мероприятий, связанных с внешнеэкономической деятельностью (прием и проводы делегаций, переговоры, обеспечение переводчиками)

5) Контроль, регулирование и учет результатов ВЭД

6) Участие в ярмарках, выставках, подготовка и издание проспектов, рекламная деятельность

 

Отдел внешнеэкономических связей на не специализированных на ВЭД предприятиях не является автономных образованием, а представляет собой часть аппарата управления. в этой связи отдел внешнеэкономических связей работает в тесном контакте с соответствующими функциональными отделами предприятия: планово-экономическим, финансовым, производственным, техническим, бухгалтерией, юридическим и другими подразделениями. Все они образуют единую организационную структуру.

Наряду с организацией управления ВЭД на предприятии, при которой всю работу возглавляет отдел внешнеэкономических связей, а ведущая роль в нем принадлежит службе маркетинга, нередко встречаются иные построения, при которых руководство внешнеэкономической сферой осуществляет отдел маркетинга, иными словами отдел внешнеэкономических связей может быть трансформирован в отдел маркетинга. Такой вариант вполне оправдан, т.к. принципиальных (коренных) различий между маркетингом для внутреннего рынка и для внешнего рынка нет, хотя нельзя не учитывать более высоких требований предъявляемых внешним рынкам, что объясняется более острой конкуренцией и значительным превышением спроса на предложение.

В качестве примера такого подхода к управлению ВЭД можно рассмотреть управленческую структуру конкретного предприятия (Гродненского ОАО АЗОТ – одного из ведущих предприятий РБ, крупного экспортера минеральных азотных удобрений и капролактана на мировом рынке). Отдел маркетинга был создан на предприятии в 1995 году. На основе объединения функции отдела внешнеэкономических связей и отдела сбыта. К числу основных задач отдела маркетинга относятся: обеспечение эффективной деятельности предприятия за счет присутствия на традиционных рынках, изучение и поиск новых рынков с целью формирования спроса и стимулирования сбыта продукции, обеспечение выполнения поставок продукции в соответствии с заключенными договорами.

В соответствии с этими задачами, отдел маркетинга выполняет следующие функции:

1) Поиск и изучение потенциальных рынков сбыта продукции

2) Сбор и анализ информации о рынках, структуре и динамики спроса

3) Формирование спроса и стимулирование сбыта

4) Сбор и систематизация данных о предприятиях и иностранных фирмах выпускающих аналогичную продукцию

5) Сопоставительный анализ потребительских свойств, качества и стоимости продукции предприятия и конкурентов

6) Определение наиболее выгодных каналов продвижения продукции на рынок

7) Изучение цен и ценовой политики

8) Изучение условий квотирования и лицензирования налоговой системой, таможенной службы

9) Участие в проведении предконтрактных и контрактных переговоров в сфере ВЭД

10) Разработка проекта контракта в соответствии с достигнутыми результатами переговоров

11) Заключение контрактов и контроль за их исполнением

12) Текущая деловая переписка

13) Перевод документации, устный перевод в процессе переговоров

14) Организация переговоров

 

Заслуживает внимание организация работы по предконтрактной проработке, оформлению, заключению договоров (контрактов) на поставку продукции, а также порядок организации контроля за их выполнение. Отдел маркетинга руководствуется стандартами предприятия, в частности стандартом «система качества» по модели МС ИСО 9002. Порядок заключения и организация контроля за исполнением договоров на поставку продукции. в соответствии с указанным стандартом можно выделить следующие основные этапы деятельности отдела маркетинга: инженеры отдела маркетинга проводят предварительные переговоры с потенциальными покупателями, запрашивают от них заявку (письмо, факс, телекс). Компаниям сообщаются сведения об имеющемся количестве продукции для продажи, при этом цены не указываются. В свою очередь компании сообщают о количестве продукции, которое они могли бы закупить, предлагают свои цены, сообщают в порт, где бы они могли загрузить товар, конечный пункт назначения. Из поступивших предложений отдел маркетинга выбирает наиболее предпочтительные и ведет с представителями иностранных фирм предварительные переговоры.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.