Основные документы, регламентирующие УП в организации. 1) Коллективный договор;
2) ПВТР;
3) Положение о персонале;
4) Штатное расписание;
5) Положение о подразделении;
6) ДИ.
Коллективный договор (КД) – правовой акт, регулирующий СТО в организации или ИП и заключенный работниками и работодателями в лице их представителей. КД может заключаться как в целом в организации, так и в её представительствах.
Структура КД:
- Формы, системы и размеры оплаты труда;
- Выплаты пособий и компенсаций;
- Механизм регулирования оплаты труда с учетом расчета цен;
- Занятость, переобучение, условия высвобождения работника;
- РВ и время отдыха;
- Улучшение условий и охраны труда работников;
- Гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
- Оздоровление и отдых работников и членов их семей;
- Контроль за соблюдением КД, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон;
- Отказ от забастовок.
КД заключается на срок от 1 года, но не более 3 лет, в последующем он может продлеваться, но не более, чем на 3 года. Действие КД распространяется на всех работников организации. Проект КД готовит каждая из сторон, проект подлежит согласованию со службой УП и юристами организации. После согласования и утверждения КД подлежит уведомительной регистрации в течение 7 дней в соответствующем органе по труду. Если КД вернут, следует за месяц его переделать. КД вступает в силу с момента подписания. КД – документ постоянного хранения. В него могут вноситься изменения, дополнения в соответствии с ТК. За уклонения от КД предусмотрена ответственность.
ПВТР – ЛНА, регламентирующий порядок приема и увольнения работника, основные права, обязанности и ответственность сторон, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам дисциплинарные взыскания и поощрения трудовых отношений у данного работодателя. К разработке ПВТР привлекается служба УП, может ещё быть бухгалтер, отдел оплаты труда, юристы. Проект согласовывается с руководителями структурных подразделений и представительными органами работников. ПВТР оформляются на общем бланке организации с указанием вида документа, подписывается этот документ руководителем службы УП, утверждается – приказом руководителя организации или решением учредителей.
Структура ПВТР:
- Общие положения;
- Порядок приема и увольнения работников;
- Переводы, УТ;
- Права и обязанности администрации;
- Права и обязанности работников;
- РВ и время отдыха;
- Поощрения за успехи в работе;
- Ответственность за упущения в работе и нарушения трудовой дисциплины;
- Изменение условий трудового договора;
- Основания прекращения трудового договора.
ПВТР – должен быть один документ. С правилами ПВТР должны быть ознакомлены все работники при приеме на работу под роспись. Один экземпляр хранится в кадровой службе, еще один – в доступном месте для всех работников, копия – в каждом структурном подразделении.
Положение о персонале (ПоП)– ЛНА, устанавливающий принципы трудовых отношений, формы и способы организации труда в компании, основные права и обязанности компании и её персонала.
КД в государственных органах, крупно производственных компаниях, холдингах; ПВТР – малый, средний бизнес; ПоП – организации с иностранным капиталом.
Структура ПоП:
- Общие положения;
- Основные принципы взаимоотношений персонала и руководства;
- Порядок оформления трудовых отношений;
- Права и обязанности персонала;
- Права и обязанности работодателя;
- РВ и время отдыха;
- Командирование, перевод на новое место работы;
- Социальные гарантии персонала;
- Программы развития и обучения персонала;
- Участие персонала в прибыли;
- Меры дисциплинарного и материального воздействия;
- Взаимная ответственность работодателя и персонала.
ПоП утверждается руководителем организации по согласованию с руководителями структурных подразделений. Приложения к ПоП: этический кодекс, программа развития персонала и т.п. ПоП оформляется на общем бланке организации. Работник должен быть ознакомлен с ПоП до приема на работу.
Штат– документ, предусматривающий включение в него работников, получивших право на занятие соответствующих должностей (функция позволена только работодателю).
Штатное расписание – основной документ, в котором отражается структура, штатный состав и штатная численность орг-ии в соответствии с её уставом. Применяется при разработке организационных структур, штатной численности.
Содержит:
1) Перечень структурных подразделений
2) Перечень должностей
3) Сведения о количестве штатных единиц
4) Сведения о должностных окладах, надбавках
Проект ШР готовится сотрудниками кадровой службы и оформляется на бланке унифицированной формы № Т-3.
Имеет след. реквизиты:
- наименование организации
- наименование вида документа
- дата и номер документа
- визы руководителя кадровой службы и гл. бухгалтера
ШР относится к документам постоянного хранения. На его основе определяется должность, функции, подразделение, j в последующем будут использованы для записей в трудовую книжку.
Требования к составлению ШР:
· Наименование и коды структурных подразделений
· Должность, разряд, класс, квалификация
· Количество штатных единиц указывается по каждой должности
· Тарифная ставка, оклад
· Далее предусмотрены графы «надбавка» (районный коэффициент, стимулирующие надбавки и др.)
· Далее графа «всего» - суммарная з/п работника с учетом всех надбавок
· Примечания
Оригинал штатного расписания должен храниться в составе управленческой документации организации, а его копии направляются в кадровую службу, бухгалтерию и прочие подразделения. ШР допускается вести на электронных носителях, но при обязательном бумажном копировании. Утверждается приказом руководителя организации.
Положение о подразделении - документ , в котором определяется:
- порядок создания подразделения
- правовое положение подразделения в структуре орг-ии
- структура подразделения
- задачи, функции, права и ответственность подразделения
- порядок взаимодействия подразделения с другими структурными единицами орг-ии.
Является документом постоянного хранения.
Реквизиты:
Наименование организации
Наименование документа
Дата и номер документа
Визы согласования и утверждения.
Разделы:
1) Общие положения
2) Основные цели и задачи подразделения
3) Структура подразделения
4) Права и обязанности руководителя подразделения
5) Требования к квалификации работников подразделения
6) РМ работника подразделения
7) Порядок взаимоотношений с др. структурными подразделениями
С положением о подразделении работника надо ознакомить при приеме на работу под роспись. Проект этого документа составляется руководителем подразделения.
Должностная инструкция – правовой акт, издаваемый организацией в целях регламентации организационно-правового положения работника, его обязанностей, прав, ответственности и обеспечивающий условия для его эффективной работы. Является обязательным документом для каждого работника, для каждой должности и должен быть подписан им.
Структура:
1) Общие положения:
- Категория персонала
- Подчиненность
- Требования к квалификации
- Опыт работы и др.
2) Функции (на основе положения о подразделении)
3) Должностные обязанности
4) Взаимоотношения (не является обязательным)
5) Права
- Распорядительные
- Трудовые
6) Ответственность
7) Поощрения
Составляется в двух экземплярах – в кадровой службе и на РМ работника.
Положение о защите персональных данных – Федеральный закон о персональных данных от 27.07.2006г. №152 ПЗ. Является обязательным документом.
Структура:
1) Общие положения
2) Понятие и состав персональных данных
3) Обработка персональных данных
4) Доступ к персональным данным
5) Защита персональных данных
6) Ответственность за разглашение конфиденциальной информации, связанной с персональными данными
|