Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Экономическая информационная система (ЭИС)

ЭИС представляет собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему, создаваемую для сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации, предназначенной для выполнения функций управления – в том числе и управления качеством.

ЭИС отражает экономическую действительность или экономическое состояние объекта.

Внедрение ЭИС производится с целью повышения эффективности производственно–хозяйственной деятельности за счет принципиально новых методов управления, основанных на моделировании действий специалистов фирмы при принятии управленческих решений (системы искусственного интеллекта, экспертные системы, экономико–математические методы, функциональное и имитационное моделирование и т.д.), использование современных средств телекоммуникаций (электронная почта, телеконференции, Web–сайты).

Структура экономической системы представлена на рис.1, где основные информационные потоки между внешней средой, объектом и системой управления помечены как ИП1, ИП2, ИП3, ИП4 и связаны с поддерживающей их экономической информационной системой (ЭИС).

В экономической системе объект управления представляет собой подсистему материальных элементов экономической деятельности (например, на промышленном предприятии: оборудование, технологические процессы, сырье, материалы, готовая продукция, работники и др.) и хозяйственных процессов (основное и вспомогательное производство, снабжение, сбыт и др.)

Система управления представляет собой совокупность взаимодействующих между собой управленческих структурных подразделений (например, на промышленном предприятии: дирекция, финансовый, производственный отделы, маркетинг, менеджмент различного уровня и т.д.).



ЭИС связывает объект управления и систему управления между собой и с внешней средой через информационные потоки:

ИП1 – информационный поток из внешней среды в систему управления, который, с одной стороны представляет собой поток нормативной информации, создаваемый государственными учреждениями в части законодательства, а, с другой стороны – поток информации о коньюнктуре рынка, создаваемой конкурентами, потребителями, поставщиками;

ИП2 - информационный поток из системы управления во внешнюю среду – отчетная информация о финансовой и хозяйственной деятельности в государственные органы, инвесторам, кредиторам, потребителям, статистические и налоговые органы;

ИП3 - информационный поток из системы управления в объект управления (прямая связь) – совокупность плановой, нормативной и распорядительной информации для осуществления хозяйственных процессов;

ИП4 - информационный поток из объекта управления в систему управления (обратная связь) – учетная информация о состоянии объекта управления на определенный момент времени (о результатах выполнения хозяйственных процессов – готовой продукции, выполненных услугах, наличии и затратах сырья, материалов, энергетических, денежных, трудовых ресурсах).

 

Информационные системы можно классифицировать по нескольким признакам

По сфере применения можно выделить следующие классы ИС:

- ИС организационного управления предназначены для автоматизации функций административного (управленческого) персонала. К этому классу относятся ИС управления промышленными предприятиями, непромышленными объектами (банки, биржи, страховые компании, налоговые органы и т.д.), и отдельными офисами.

- Научные ИС предназначены для автоматизации деятельности научных работников, анализа статистической информации, управления экспериментами, информационного моделирования.

- ИС автоматизированного проектирования предназначены для автоматизации труда проектировщиков и разработчиков новых бизнес-процессов в экономике, новой техники, новых объектов в строительстве и т.д.. Такие ИС используются для разработки новых изделий и технологий их производства, для выполнения различных экономических и инженерных расчетов (определение параметров технических изделий, определение норм расхода трудовых, материальных и др. ресурсов)

- ИС управления технологическими процессами предназначены для автоматизации различных технологических процессов (гибкие производственные структуры), автоматизация управления технологическим оборудованием.

По функциональному признаку:

- Системы электронной обработки данных (СЭОД) предназначены для оперативной обработки данных, для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и процедуры их обработки.

- Информационные системы управления (ИСУ) ориентированы на тактический уровень управления: среднесрочное планирование, анализ организацию оперативных работ (например, анализ и планирование поставок, сбыта, составление производственных программ). Используются для решения регламентных (повторяющих) оперативных задач. Система может использоваться на уровне управленческого и оперативного контроля.

- Системы поддержки принятия решений (СППР) используются в основном на верхнем уровне управления (руководство фирм, предприятий, организаций) для решения задач стратегического долгосрочного управления (формирование стратегических целей, планирование привлечения ресурсов, выбор места размещения предприятия и т.д.). Используются для решения в режиме диалога плохо структурированных задач, для которых характерна неполнота входных данных, частичная определенность целей и ограничений.

- Экспертные системы (ЭС) основываются на моделировании процесса принятия решения человеком – экспертом с использованием компьютера. В ЭС используются не только данные и информация, но и знания. Их назначение автоматизировать процесс принятия решений человеком.

- Телекоммуникационные системы (ТКС) используются для поддержания удаленного доступа к распределенным информационным ресурсам. Они включают в себя телекоммуникационные средства для организации и ведения как простых телекоммуникаций типа электронная почта, так и более сложных, работающих в режиме on-line.

- Информационные системы мониторинга (ИСМ) служат для целей контроля за деятельность фирмы (в частности аудит). Эти системы используются при выявлении оперативных проблем и при анализе управленческих и стратегических ситуаций за счет немедленного представления пользователю текущей и ретроспективной информации.

В зависимости от охвата функций и уровней управления различают корпоративные и локальные ИС:

· Корпоративная (интегрированная) ЭИС автоматизирует все функции управления на всех уровнях управления. Такая Эис является многопользовательской, функционирует в распределенной вычислительной сети.

· Локальная ЭИС автоматизирует отдельные функции управления на отдельных уровнях. Такая ЭИС может может быть однопользовательской и функционировать в отдельных подразделениях.

Информационные системы можно классифицировать также по таким признакам:

- По сфере действия – государственные, коммерческие, производственные, управленческие, статистические и т.д.

- По характеристике объекта – финансовые, промышленные, социальные, транспортные и т.д.

- По задачам – стратегическое планирование, оперативный контроль, управленческий контроль, маркетинг, кадры, бухучет и т.д.

Структура и состав ЭИС. Практически все ИС независимо от сферы их применения включают один и тот же набор компонентов (рис. 2.3):

- функциональные компоненты,

- компоненты системы обработки данных (СОД),

- организационные компоненты.

Функциональные компоненты. Под функциональными компонентами понимается система функций управления – комплекс взаимоувязанных во времени и пространстве работ по управлению, необходимым для достижения поставленных перед фирмой целей. Декомпозиция ИС по функциональному признаку включает в себя выделение ее отдельных частей, называемых функциональными подсистемами (ФС - функциональные модули, бизнес приложения), реализующие функции управления. Функциональный признак определяет назначение подсистемы, для какой области деятельности она предназначена и какие основные цели, задачи и функции она выполняет.

 

Типовые функциональные подсистемы промышленного предприятия.

 

  • Подсистема Техническая подготовка производства автоматизирует функции управления процессом проектирования, изготовления, и внедрения новых изделий, оснастки, инструмента, модернизацией действующего производства.
  • Подсистема Технико-экономическое планирование автоматизирует функции формирования годовых производственных программ.
  • Подсистема управление основным производством предназначено для решения задач оперативного планирования, учета и регулирования выполнения производственных заданий.
  • Подсистема материально-техническое снабжение решает задачи оперативного обеспечения производства в материальных ресурсах.
  • Подсистема управление вспомогательным производством предназначено для автоматизации для оперативного управления инструментальным производством, ремонтным и транспортным хозяйством, энергетическим обеспечением
  • Подсистема управление качеством продукции предназначено для автоматизации задач оперативного управления, регулирования, учета и анализа качества продукции.
  • Подсистема управление кадрами предназначена для реализации функций оперативного планирования и учета личного состава предприятия, учета и функционального анализа движения кадров, повышение квалификации кадров.
  • Подсистема управление реализацией и сбытом готовой продукции предназначена для оперативного управления сбытом продукции.
  • Подсистема бухгалтерский учет и анализ предназначена для автоматизации анализа и учета результатов хозяйственной деятельности предприятия.

 

 
 

Обеспечивающие подсистемы

Информационное обеспечение –это совокупность методов и средств по размещению и организации информации, включающих в себя системы классификации и кодирования, унифицированные системы документации, внутримашинную информационную базу (банки данных, массивы данных и т.д.).

Программное обеспечение – совокупность программных средств для создания и эксплуатации СОД средствами вычислительной техники. В состав программного обеспечения входят общесистемные, прикладные программные продукты, а также программные средства проектирования.

Техническое обеспечение.Представляет собой комплекс технических средств, предназначенных для реализации типовых процедур обработки данных как во вне ЭВМ (периферийные технические средства сбора, регистрации первичной обработки информации, оргтехника различного назначения, средства телекоммуникации и связи), так и с помощью ЭВМ.

Правовое обеспечение представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих создание и функционирование ИС. Правовое обеспечение включает в себя различные правовые и организационные документы, в том числе:

- Нормативные акты договорных взаимоотношений между заказчиком и разработчиком СОД;

- Условия придания юридической силы документам, полученным с помощью вычислительной техники;

- Права, обязанности и ответственность персонала, в том числе за своевременность и точность обработки информации;

- Привила пользования информацией и порядок разрешения споров по поводу ее достоверности и др.

Лингвистическое обеспечениепредставляет совокупность языковых средств, используемых на разных стадиях создания и эксплуатации СОД для обеспечения общения человека и ЭВМ.

Организационные компоненты Выделение организационных компонентов в самостоятельное направление объясняется особой значимостью человеческого фактора (персонала) в успешном функционировании ИС. Прежде чем внедрять дорогостоящую систему обработки данных, должна быть проведена огромная работа по упорядочению и совершенствованию организационной структуры объекта; в противном случае эффективность ИС будет низкой. Под организационными компонентами понимается совокупность методов и средств, позволяющих усовершенствовать организационную структуру объектов и управленческие функции, выполняемые структурными подразделениями; определить штатное расписание и численный состав каждого структурного подразделения; разработать должностные инструкции персоналу управления в условиях функционирования СОД.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.