Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Требование оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.

Оптимизация педагогического процесса -(от лат. optimus - наилучший) – это научно обоснованный выбор и осуществление наилучшего для данных условий варианта задач, содержания, форм и методов обучения и воспитания с точки зрения определенных критериев.

Методологической основой оптимизации является системный подход, т.к. только в том случае, когда при принятии решения учитываются все закономерные связи между компонентами системы, можно ожидать, что будет избран оптимальный вариант (невозможно создать универсальный вариант решения для всех случаев).

Оптимизация включает в себя следующие этапы:

r оценивается достигнутый уровень обученности(знание главного, существенного в материале, сформированность умений по предмету, общеучебных умений и навыков), воспитанности(эмоциональные реакции на воспитательные влияния, суждения, проявления этих влияний в деятельности и поведении учеников), развития учащихся (развития интеллекта, воли, эмоций);

r проектируется возможный уровень роста результативностичерез некоторое время, т.е. как может и должен успевать конкретный ученик, как себя вести и т.д.;

r применяется система учебно-воспитательных мер, призванная обеспечить намеченные изменения;

r осуществляется сравнение достигнутых результатов с оптимально возможными,сопоставление затрат времени на домашнюю и внеклассную работу с нормативами, усилий учителей и учащихся, делается вывод о степени оптимизации.

Оптимизация требует проблемно-поискового стиля педагогического мышления. Этапы принятия решения:

r продумывание нескольких возможных вариантов решения поставленной задачи;



r осознание необходимости выбора из них оптимального для данных условий;

r ознакомление с данными о сравнительной эффективности возможных способов решения подобных задач (ознакомление с методическими рекомендациями по теме, анализ собственного опыта преподавания);

r сокращение числа возможных вариантов до двух наиболее возможных;

r сравнение их эффективности и ожидаемых затрат времени;

r выбор одного варианта.

 

Способ оптимизации – это такая взаимосвязанная деятельность учителя и учеников, которая заранее ориентирована на получение максимально возможной в данной ситуации эффективности обучения и воспитания при соблюдении установленных гигиеной нормативов затрат времени. Способы оптимизации:
комплексное решение задач образования, воспитания и развития школьников Педагог выбирает наиболее рациональный для данного урока или воспитательного мероприятия комплекс задач образования, воспитания и развития школьников, учит школьников принимать эти задачи и самостоятельно ставить перед собой новые задачи.
конкретизация задач обучения с учетом уровня обученности и воспитанности школьников Педагог конкретизирует задачи с учетом особенностей данного класса (на чем сделать акцент, какие стороны воспитанности и образованности подтянуть и пр.).  
выбор оптимального варианта содержания, форм и методов Педагог подбирает необходимое содержание для успешного решения поставленных задач, выделяет в содержании главное; осуществляет межпредметную координацию учебного материала; выбирает из ряда возможных подходящие методы, формы и средства обучения и воспитания (например, если главной задачей урока является усвоение фактической информации, то здесь доминирует репродуктивный метод обучения).
осуществление дифференцированного и индивидуального подходов к слабоуспевающим, наиболее подготовленным и всем остальным Дифференцированный подход – это целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые существуют в сообществах детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам учащихся. При дифференциации обучения основное внимание надо уделять не столько уменьшению сложности заданий для слабоуспевающих школьников, сколько дифференцированной помощи им при выполнении одинаковых для всего класса учебных заданий. Индивидуальный подход – это осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей и др.). Суть этого подхода составляет гибкое использование различных форм и методов обучения и воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку.
рациональное сочетание управления и самоуправления учебно-воспитательной деятельностью, оперативное регулирование и корригирование процесса Педагог оперативно корригирует процесс, когда по ходу обнаруживаются затруднения в решении тех или иных задач, вносит изменения в методы, формы и средства обучения и воспитания, т.к. даже хорошо обоснованный в самом начале планирования работы вариант может прийти в противоречие с меняющимися условиями, и тогда он уже не будет оптимальным.
анализ результатов Педагог должен всегда сравнивать достигнутые образовательно-воспитательные результаты с теми, которые заранее были обоснованы как оптимально возможные. Далее надо изучить затраты времени педагогов и учеников на подготовку и проведение мероприятия и сравнить их с нормативно допустимыми. При обнаружении в ходе анализа расхождений между целями и результатами, между реальными и нормативными затратами, на следующих этапах надо стремиться искать новые оптимальные варианты построения педагогического процесса.
Интенсификация педагогического процесса (от лат. интенсио - напряжение, усиление) - это повышение результативности педагогического процесса в каждую единицу времени. Факторы интенсификации:
усиление целенаправленности педагогического процесса Правильно поставленные цели имеют определяющее значение в организации успешной деятельности. Цели и задачи должны: быть достаточно напряженными, ориентированными на максимум возможностей учеников; одновременно быть достижимыми для данного класса; осознаваться учащимися; быть конкретными, учитывающими реальные учебные возможности данного коллектива в зоне его ближайшего развития; быть пластичными, меняющимися с изменением условий.
углубление мотивации деятельности учащихся (учебной, общественной, трудовой и др.) Значимость учения повышается посредством выявления актуального содержания в учебной теме, примеров, сравнения, учебных дискуссий, познавательных игр и пр. Значимость общественно полезной деятельности подчеркивается коллективным мнением, демократическим стилем общения, сотрудничеством педагогов и учеников. Наиболее действенными являются стимулы: поощрение, возможность более полно проявить свои способности, др.
увеличение информационной емкости урока и воспитательного мероприятия Необходимо сочетание максимума информации, ее объема и сложности с доступностью для данного возраста и уровня подготовленности учеников. В обучении используются следующие меры повышения информационной емкости урока: подача теоретического материала на уроках укрупненными блоками с последующей его тщательной проработкой; улучшение отбора упражнений с тем, чтобы минимумом упражнений решать больший круг учебно-развивающих задач; алгоритмические указания; формирование общеучебных умений и навыков (навыков самостоятельной работы с книгой, навыков рациональной организации труда и отдыха, распределения времени на выполнение заданий); проведение обзорных уроков; усиление междпредметных связей; концентрация внимания на усвоении ведущих понятий, умений и навыков. Содержание воспитательного процесса должно быть информативным, доказательным, эмоциональным, требовать напряжения воли, ориентировать на активные действия и благоприятное общение.
ускорение темпа деятельности (учебной, общественной, трудовой и др.) Целенаправленное развитие навыков учебного труда позволяет за меньшее время овладевать большим объемом учебного материала без перегрузки учеников. Важным элементом является ускорение темпа чтения, письма, вычислений. В ходе внеклассной воспитательной работы должный темп деятельности обеспечивается нормированием производительного труда, сроками выполнения заданий, организацией соревнования и другими приемами.
активизация деятельности учащихся Интенсификация обучения и воспитания осуществляется с помощью методов, активизирующих учебную и общественно полезную деятельность учеников (создание проблемных ситуаций, опыты, познавательные игры, активная самостоятельная работа учеников с книгой на уроке, учебные дискуссии, творческие работы учеников, диспуты и др.). Интенсификация обучения и воспитания зависит от форм организации учебной и воспитательной работы (семинарские занятия, уроки-конференции, уроки-консультации, встречи с интересными людьми, экскурсии, групповые формы работы учащихся, конкурсы, олимпиады и др.).
применение технических средств обучения и воспитания Применение технических средств (кинофрагменты, видеозаписи и пр.), включая компьютеры, повышает результативность учебно-познавательной и внеклассной деятельности учеников. Разнообразное и рациональное сочетание средств наглядности и технических средств обучения повышает их эффективность.
развитие навыков самообразования и самовоспитания Результатом интенсификации обучения и воспитанияявляются самообразование и самовоспитание, когда учащийся критически оценивает свою воспитанность, свои знания, выявляет имеющиеся у него недостатки, ставит перед собой задачи собственного перевоспитания, углубления знаний.
Разнообразие способов интенсификации обучения и воспитания ставит перед педагогами проблему выбора тех способов и приемов, которые соответствуют их возможностям, конкретной ситуации и позволят наиболее удачно решить поставленные задачи за отведенное время.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.