Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Эстетизм немецкого Просвещения. Творчество Гете и Шиллера. Комедия масок в Италии. Творчество К.Гоцци и К.Гольдони

ТЕМА 1

Эпоха Просвещения и особенности художественной культуры. Литература французского Просвещения (Вольтер, Дидро, Руссо). Классицизм. Иерархия жанров искусства. Реализм в английской литературе (Дефо, Свифт). Романтизм творчества Р.Бернса.

В рамках этой темы необходимо знать, что эпоха Просвещения привнесла много нового в мировую культуру. Предполагался примат разума над чувствами, рациональное побеждает иррациональное. Наиболее полно отразилась в литературе Франции.

Просветители (Монтескье, Вольтер, Руссо, Дидро, Гельвеций и другие) сформулировали общедоступным языком задачу, поставленную перед обществом. Они превратили чаяния своих современников в достаточно стройные революционные теории.

Теория «естественного человека». Существует две категории человеческой личности: созданная природой и живущая по её законам; созданная обществом, полном самых страшных пороков. Задача – возвратить человека к природе. Руссо, отвергая положительные стороны цивилизации, отрицал необходимость интеллектуальной деятельности человека.

Эстетическая мысль двинулась вперёд. Но просветители считали, что художник – судья, он карает преступников на троне, прославляет нравственную доблесть народа. Были заложены основы демократического искусства. Новый человек без титулов и званий входит в литературу.

ВОЛЬТЕР (1694-1778)

Настоящее имя - Франсуа Мари Аруэ.

Блестящие способности. Поэтичность, в том числе остроумие. Сатиры, одна из которых привела его на 11 месяцев в Бастилию.

Поэтическое творчество – эпические, философские поэмы, оды, сатиры, эпиграммы, новеллы, лирические стихи. Поэма «Генриада» - почти «Илиада» (Генрих 4 совершает путешествие в ад).



«Орлеанская девственница» - пародия на поэму официального поэта эпохи Жанна Шопелена «Девственница, или освобожденная Франция» (1656). Богословы сначала возвели её на костёр, а потом объявили святой. Поэма проникнута ненавистью к человеконенавистничеству и мракобесию, изуверству церкви.

Драматургия. «Брут» - изгнание народом царя Тарквиния, Брут – исполнитель воли народа.

Написаны Вольтером за очень долгую творческую жизнь комедии «Нанина», «Видение Бабука», философские повести «Задиг, или судьба», «Микромегас». Это – повествование о путешествии на нашу планету двух великанов, жителей Сириуса и Сатурна. Автор отмечает маленькие размеры, но великий разум землян. «Кандид» - в своих странствиях попадает в страну Эльдорадо, где все люди счастливы.

Дени ДИДРО(1713-1784)

Сын ремесленника, занимавшегося выделкой кожи, семья зажиточная, ребенок получил хорошее образование. Хотел стать священником, но пришел к деизму, а затем и к атеизму.

Всё, что писал, был скандально. Философские произведения сожжены, за «Письмо слепых в назидание зрячим» - атеистическое, получил 100 дней тюрьмы. «Философские мысли» - о религии: «Я пишу о Боге. Если эти мысли не угодят никому, значит они, наверное, плохи, но они будут в моих глазах презренны, если угодят всем».

«Племянник Рамо» написан в форме философского диалога. Беседа двух остроумных людей. Один – бедняк, отдавший себя служению человеческих идеалов, второй (племянник композитора Рамо) – отказался от принципов, находится во власти низменных инстинктов. «Жак – фаталист и его хозяин» Дидронаписал в России, не отдал в печать, повесть ходила в списках. Осуждение тунеядства в господствующих сословиях.

Отдельно от других произведений стоит повесть «Монахиня». Это удивительно трогательная и психологически привлекательная исповедь насильно постриженной в монахини девушки.

Жан-Жак РУССО(1712-1778)

Родился в Женеве, в семье часовщика. В 16 лет Жан-Жакпопал к одному священнику в Савойе. Тот решил возвратить юного протестанта в лоно католической церкви. Это ему удалось.

Обладая музыкальными способностями, он объявляет себя в Лозанне учителем музыки. Написание музыкальной пьесы заканчивается провалом. Далее работает секретарем и переводчиком.

Сходится с Дидро и Д’ Аламбером. Первый трактат, написанный Руссо, назывался «Рассуждение о науках и искусствах».

После публикации романа «Эмиль» парижский суд постановил сжечь роман и посадить автора в тюрьму.

Теория естественной религии. Критика христианской религии (его бог – добрый, он - бог мира, а не войны). Красота, порядок могут быть лишь в природе. Согласие царит между стихиями, люди же обретаются в состоянии хаоса.

«Новая Элоиза» (1761). Основа – трагическая история двух влюблённых 12 века, Абеляра и Элоизы, он написал подобную историю в современной ему Швейцарии и Франции.

«Эмиль» - беллетризированный педагогический трактат. Проект воспитания аристократа. Воспитатель 20 лет формирует характер Эмиля. Из книг – только Робинзон Крузо. Мальчика удаляют из города. Цель воспитания – дать обществу полезного человека. Жить – вот ремесло, которому нужно обучить (действовать, чувствовать, быть свободным, обладающим высоким чувствами). Способ: наблюдение природы.

Классицизм

Художественное направление и стиль в европейском изобразительном искусстве, музыке, литературе и архитектуре 17 – начала 19 вв., основанный на следовании принципам античного греческого и римского искусства. Характерными чертами классицизма являются рационализм, симметрия, гармоничность и монументальность, уравновешенность композиции, соответствие содержания произведения его форме. Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства мира, подчинения индивидуальности интересам общества и государства. Любое произведение искусства сознательно сотворено и разумно организовано (принцип «подражания природе»). Симметрия, гармония, пропорции, мера должны воссоздаваться искусством в совершенном виде и по античным образцам.

В зависимости от своей способности выразить идею совершенства все жанры искусства все жанры находятся в определенной иерархии по отношению друг к другу. Они делятся на высокие (трагедия, ода, живопись), мифологические (религиозные и исторические темы) и низкие жанры (комедия, басня, пейзаж, натюрморт, портрет). Теоретиком классицизма в литературе стал Никола Буало. Его трактат «Поэтическое искусство» расписывает требования к произведениям всех жанров.

Особое место в теории трагедии как основного жанра классицизма занял принцип трех единств. Единство действия требовало воспроизведения одного цельного и законченного действия, которое бы объединяло всех персонажей. Единство времени сводилось к требованию уложить действие пьесы в одни сутки. Единство место состоит в том, что действие всей пьесы должно было разворачиваться в одном месте.

Следует отметить, что нормативная классицистическая эстетика впоследствии стала тормозом развития искусства.

Пьер Корнель (1606 – 1684)

Величайший шедевр - трагедия "Сид". Писатель избрал исторический сюжет - эпизод из жизни героя испанской реконкисты Руя (Родриго) Диаса де Бивар (XI в.), названного Сидом, что значит по-арабски "господин". "Сид" - гимн любви, пламенной и чистой, основанной на восхищении любящих друг другом, на их уверенности в человеческой ценности дорогого существа. Ссора отцов вынуждает Родриго и Химену выбирать между любовью и нравственными принципами того мира, к которому они принадлежат по рождению и воспитанию.

В "Горации" Корнельвпервые обратился к "римскому характеру", воспетому поэтами и летописцами древности за стойкость в испытаниях, преданность отчизне и готовность бестрепетно принять любые муки и смерть. Но к традиции он подошел как драматург нового времени. Гораций прежде всего человек, отдавший себя целиком служению отчизне. В художественном отношении весьма отлична от "Горация" трагедия "Цинна" (1642). Выбрав в качестве сюжета заговор против римского императора Октавиана Августа, Корнельсосредоточил внимание на небольшой группе персонажей - людей смелых дерзаний и широкого взгляда на судьбы Рима.

В корнелевских образах всегда присутствует четкость нравственных критериев. Сохраняется эта четкость и в изображении поступков героев. Отсюда в финале важнее всего моральная победа, обнадеживающая уже величием "доброго дела", даже если герой гибнет.

Пьер Корнель - один из выдающихся строителей великого здания французской словесности - принадлежит не только своему народу. Созданная им театральная система имела существенное значение для формирования мировой драматургии.

Жан Расин(1639 – 1699)

Жан Расинродился в середине декабря 1639 г. (дата крещения - 22 декабря) в небольшом провинциальном городке Ферте-Милон.

Основные драматические ситуации трагедий, в частности "Андромахи", почерпнута Расиномиз античных источников - Еврипида, Сенеки, Вергилия. Но она же возвращает нас к типовой сюжетной схеме пасторальных романов, казалось бы, бесконечно далеких по своим художественным принципам от строгой классической трагедии: пастушок А любит пастушку В, которая любит пастушка С, который любит пастушку D, и т. д.

Какая же роль отводится в этой трагедии разуму? Разум присутствует в трагедии как способность героев осознавать и анализировать свои чувства и поступки и, в конечном счете, выносить самим себе приговор.

Вслед за "Андромахой" Расинв первый и единственный раз обратился к комедийному жанру - осенью 1668 г. он поставил комедию "Сутяги", написанную в духе Аристофана.

После "Сутяг" Расин обращается к политической трагедии на историческую тему, в которой открыто бросает вызов Корнелю- в конце 1669 г. французская публика увидела "Британика". В "Британике" получила отражение новая политическая ситуация, сложившаяся во Франции после 1660 г. Окончательное торжество абсолютной монархии, утверждение ее престижа и авторитета двора выдвигают на первый план моральный аспект политической проблемы. Не формы правления - республика или монархия, не конфликт между личным чувством и государственным долгом, не борьба законного монарха с узурпатором, а нравственная личность монарха, формирующаяся в атмосфере неограниченной власти, стоит в центре трагедии Расина.

"Британика" нельзя рассматривать ни как "урок царям", ни как прямое обличение реального монарха.

Всего один год отделяет "Британика" от "Береники", написанной также на сюжет из истории императорского Рима, и всего 25 лет отделяют правление Тита от первого преступления Нерона. Необузданному в своих страстях и пороках тирану противопоставлен идеальный правитель, жертвующий своим личным счастьем и любовью - чистой, высокой, ничем не запятнанной - во имя соблюдения правовой идеи, осознаваемой как непреложная нравственная норма. Идея правовой нормы, общезначимой силы закона, которому равно подчиняются и монарх, и народ, может существовать только в своей абсолютной целостности и неприкосновенности. Всякое нарушение ее, пусть даже в отдельном единичном случае оправданное, все равно повлечет за собой цепь других нарушений, более зловещих, и в конце концов рухнет само понятие права и закона.

"Береника" - единственная трагедия Расина, в которой проблема чувства и долга решается героями так бесповоротно и однозначно, где страсть оказывается одолимой и управляемой с помощью разума.

"Федра", которая по праву считается лучшим творением Расина, вызывает и поныне самые горячие споры.

По своей нравственной проблематике "Федра" ближе всего к "Андромахе". Сила и слабость человека, преступная страсть, охватывающая душу, и твердое сознание той нравственной нормы, которую человек нарушает под влиянием этой страсти, приговор, выносимый им самому себе, - все это доведено в "Федре" до апогея.

Преступная страсть Федры к пасынку с самого начала несет на себе печать обреченности. В мифологическом мире "Федры" стирается та грань между земным и потусторонним.

С точки зрения Буало, "Федра" была идеальным воплощением основного принципа и цели трагедии - вызвать сострадание к герою, "преступному поневоле", представив его вину как проявление общечеловеческой слабости.

Последние годы жизни Расина отмечены печатью двойственности. С одной стороны, он признанный любимец двора, удостоенный чинов и почестей; с другой - единомышленник и заступник гонимых и преследуемых янсенистов; слава и гордость французского театра - и благочестивый автор "Краткой истории Пор-Рояля", отрекшийся от своей прежней деятельности, строго соблюдающий предписания религии.

Жан-Батист Мольер(1622- 1673)

Значение Мольера в истории мировой драматургии воистину огромно. Сплотив воедино в своем творчестве лучшие традиции французского народного театра с передовыми идеями гуманизма, Мольерсоздал новый вид драмы - "высокую комедию", жанр, который для своего времени был решительным шагом в сторону реализма.

Сила Мольера - в его прямом обращении к своей современности, в беспощадном разоблачении ее социальных уродств, в глубоком раскрытии в драматических конфликтах основных противоречий времени, в создании ярких сатирических типов, воплощающих собой главнейшие пороки современного ему дворянско-буржуазного общества.

Когда у Жана Поклена, преуспевающего обойщика и мебельщика с улицы Сент-Оноре, родился первенец, - произошло это 13 января 1622 года, - отец дал ему свое собственное имя, присовокупив к нему позже второе имя - Батист, чтобы отличить его от брата, тоже Жана. Предполагалось, что Жан-Батистунаследует отцовское дело.

Но у мальчика умерла мать, Жану-Батистубыло десять лет. К сожалению, сведений о его детстве не сохранилось, лишь рассказы старых биографов Мольерао близости к деду, Луи Крессе. Этот человек оставался тесно связанным с трудовой средой городских ремесленников, из которой вышли и сами Поклены.

Неизгладимыми были впечатления от театральных представлений, которые нередко посещали внук с дедом, отправляясь в походы на ярмарку.

После окончания в 1639 году Клермонтского коллежа Ж.-Б. Поклендля завершения своего образования сдал в Орлеанском университете экзамен на звание лиценциата прав.

Однако воскресала ранняя любовь к театру; но теперь уже хотелось не стоять в толпе зрителей, а самому подняться на подмостки. Страсть к сценическому искусству привела Поклена в дом Бежаров, замышлявших создать в Париже новое театральное предприятие.

Поклен-отецзнал про все эти увлечения сына и не одобрял их. Но сын объявил отцу о своем отказе от звания "королевского обойщика". Отказ был оформлен нотариальным актом, согласно которому отец уплачивал сыну 630 ливров, полагающихся ему из материнского наследства.

Таким образом Ж.-Б. Поклеенпорвал со своей респектабельной средой и стал актером. Он даже принял новую фамилию - Мольер.

Семейство Бежар собрало у себя любительскую труппу, назвали ее "Блистательный театр", подняли в первый раз занавес в день нового 1644 года.

Дела "Блистательного театра" были так плохи, что Мольерпопал в долговую тюрьму. Наконец актеры в 1645 году отправляются искать счастья и славы в провинцию.

Осенью 1658 года Мольери его актеры въехали в столицу, но провинциалам сразу же удалось выступить перед самим Людовиком XIV. 24 октября 1658 года в гвардейском зале Луврского дворца бродячие провинциальные комедианты показали королю и придворным трагедию Корнеля"Никомед". Мольерпопросил у короля разрешения "представить ему один из тех маленьких дивертисментов, которые стяжали ему некоторую известность и увлекли провинцию". Молодой король, жадный до всяческих забав, согласился, и актеры с заразительной веселостью разыграли фарс "Влюбленный доктор". Покончив с театрально-организационными делами, Мольервзялся за перо и написал "Смешных жеманниц".

В "Смешных жеманницах" Мольерсмело пародировал господствующую в литературе и салонах "прециозность", высмеивал надутых жеманниц, свято хранящих заветы салона мадам Рамбулье, и напыщенных поэтов, возглавляемых слащавым Вуатюром.

Первый сокрушительный удар по дворянско-буржуазному обществу Мольер нанес своей комедией "Тартюф".

Молодой Людовик нашел комедию "очень занимательной". Не вдумываясь в содержание показанного спектакля, он был вполне доволен новым подарком своего постоянного развлекателя - ведь в комедии выставлялись на осмеяние изрядно надоевшие царственному волоките моралисты.

Но совсем иной была реакция фанатически религиозной королевы-матери и окружавших ее придворных и клерикалов. Тут сразу же заметили крамольный характер "Тартюфа" и потребовали от короля запрета комедии.

Но Мольер настойчиво добивался постановки своей комедии. Совершенно бесстрашно комедиограф писал королю: "Тартюфы потихоньку и ловко вошли в милость у Вашего величества, и оригиналы добились запрещения копии, как бы она ни была незлобива и какой бы похожей ее ни находили".

Мольер с гениальной силой показал на примере Тартюфа, что христианская мораль дает возможность человеку быть совершенно безответственным за свои поступки. Человек, лишенный собственной воли и целиком предоставленный воле божьей, уже не отвечает ни за что - ведь он только послушное орудие бога.

 

Успех "Тартюфа" приобрел явно политический характер. В главном герое комедии легко было угадать типичные черты агента "Общества святых даров".

Сила этой сатиры жива и поныне, она - в гениально обобщенном образе ханжи, в том ее общественном значении, которое всегда становится явственным, когда, клеймя лицемера и предателя, мы называем его словом Тартюф!

Еще не перестали в церквах проклинать Мольераза его "Тартюфа", а гениальный сатирик во время великого поста 1664 года уже показал парижанам новое "дьявольское создание" - безбожную комедию "Дон Жуан, или Каменный гость".

Сюжет комедии был заимствован из итальянского сценария, созданного по мотивам комедии Тирсо де Молина"Севильский озорник". Постановка Мольерасразу подняла волну нападок и брани.

Теме сословной измены буржуазии Мольерпосвятил также комедию-балет "Мещанин во дворянстве", которая была поставлена в 1670 году. Получив от короля скромное задание показать модные турецкие танцы. Мольернаписал содержательнейшую комедию, в которой восточная буффонада была лишь внешним орнаментом, нисколько не заслоняющим основного содержания сатирической пьесы.

Увлеченный новыми творческими исканиями, Мольеркаждой премьерой поднимал престиж своего театра. Поэтому, когда отношения драматурга и короля охладели Мольер дал премьеру своей новой комедии не при дворе, а в своем городском театре. Комедией этой был "Мнимый больной", прошедший с огромным успехом. Мольеру шумно аплодировали и как драматургу и как исполнителю главной роли. Но в день четвертого представления "Мнимого больного" Мольер, уже давно страдавший болезнью легких, почувствовал себя особенно дурно.

В какую-то минуту он даже поколебался подняться на сцену. Спектакль доиграли. Мольер лег. Его охватила смертельная слабость. Внезапно хлынула горлом кровь. Слуги Мольерапобежали к двум священникам, духовники отказались явиться к автору "Тартюфа". Мольерумер.

Парижское духовенство, продолжая пылать ненавистью к покойному, вспомнило старинный церковный указ против актеров и решило применить его со всей строгостью. Священники отказались хоронить Мольера. Архиепископ дал распоряжение хоронить Мольераночью.

Ночные похороны собрали толпу в семьсот - восемьсот человек. Посреди них не было ни одного знатного лица.

Литература Англии

Даниэль Дефо (1661-1731)

Родился в Лондоне, отец Джеймс Фо, торговец мясом и свечной фабрикант.

Даниэльдо конца жизни коммерсант. Много раз разорялся и обогащался.

Примерно 250 работ различных жанров были созданы Даниэлем Дефо, это стихотворения и прозаические памфлеты, романы, очерки и статьи по истории, этнографии, торговле. Например, есть сочинение “Беспристрастная история жизни и деятельности Петра Алексеевича, нынешнего царя Московии”. (1723г.)

Погоня за литературным заработком заставляла сочинять бульварные истории о грабителях и привидениях, точные и детальные отчеты о фантастических событиях.

Романы писал уже в старости, обогащенный опытом публициста и историографа. «Робинзон Крузо» – на 58 году жизни. Затем 2 и 3 части романов. Другие романы: “Жизнь и удивительные приключения знаменитого капитана Сингльтона” (1720), “Радости и горести знаменитой Моль Фландерс”(1721), “История и замечательная жизнь достопочтенного полковника Жака”(1722). Все романы - в форме автобиографии и мемуаров вымышленных лиц. Сдержанность языка, точность описаний, передача мыслей и чувств героев.

«Робинзон Крузо» – первый реалистический роман, роман – путешествие. Точное и подробное описание событий. В бурю описываются все повреждения судна, последовательность, в которой матросы рубят мачты, называется точная цена проданного товара, вся жизнь Робинзона распадается на ряд трудовых процессов.

Джонатан Свифт(1667-1745)

Ирландец, родился в бедной семье уже после смерти отца.

Высшее богословское образование в Дублинском университете, полученное им, проявило блестящие литературные способности.

В 1689г. занимает место домашнего секретаря в Англии у лорда Вильяма Темпля, отставного дипломата.

Литературная деятельность началась в Мур-Парке, имении Темпля. Сатира “Сказка о бочке” (1697-1699) официально направлена против двух крайностей религии, католицизма и пуританства.Заглавие имеет двоякое значение: 1) идиома “путаница неразбериха” (хаотичное построение сатиры), 2) ссылка на обычай моряков выбрасывать с корабля пустую бочку, когда судну угрожает опасность со стороны кита, чтобы отвлечь его (кита) внимание. К этому способу прибегает правительство, направляя внимание народа и философов на религиозные споры.

Сложное положение было в Англии XVIII века. Нажива, подкуп, коррупция, огораживание, война с Францией. Бедствие народа. Свифтбыл сначала в партии вигов, перешел к тори, но разочаровался в них. Редактировал тронные речи королевы Анны, парламентские выступления министров. Оставался бедняком. Королева прочла “Сказку о бочке” Свифтудален из Лондона, получил место декана (настоятеля) собора святого Патрика в Дублине.Но в Ирландии – поддержка народа, литературная деятельность. “Письма суконщика”, анонимные, направленные против хождения английских денег, за чеканку собственных монет.

Личная жизнь печальна. Эстер Джонсон(Стелла) тридцать лет была его верной подругой. Умерла в 1728 году. Здоровье Свифтаразрушается. В последние годы – душевная болезнь. В 1743г. впал в бессознательное состояние. В 1745г. умер.

“Путешествия Гулливера”,1726 . Роман- путешествие, реалистическая фантастика.

4 части.

I Лилипуты (слово, придуманное Свифтом) – английский двор. Он – Гулливер. Тупоголовые, остроголовые; высокие и низкие каблуки. Лилипутия и Блефуску (Англия и Франция). Министры добиваются звания премьер-министра путей акробатических прыжков и танцев на канате.

II “Путешествие в Бробдингнег”. Стремление к идеалу. Миролюбивый король-великан (утопия).

III Путешествия по разным странам, нет четкой композиции.

Летающий остров, академия прожекторов в Лапуте, беседы с призраками в Глаббдобдрибе. Обитатели летающего острова в Лапуте – привилегированная каста, от подданных нужна лишь дань. В случае неуплаты – бомбардировка камнями с воздуха, угроза раздавить.

IV “Путешествие к Гуингмам”. Лошади благородны. Иеху – боль за человека.

Метод реалистичной фантастики, унаследован от Рабле. Соотношение размеров. Лилипут в 12 раз меньше Гулливера, Гулливер в 12 раз меньше великанов. Об этих пропорциях Свифтпомнит всегда (крошечные коровки, зуб великана).

Роберт Бернс (1759-1796)

Шотландец, родился в семье бедного крестьянина. С 13 лет за плугом. Сочинял стихи в поле. Народное творчество – источник вдохновения. Легко превращаются в песни практически все стихотворения Р.Бернса.

Смерть отца привела к долгам и описи имущества. Любовь к дочери зажиточного фермера Джин принесла новые испытания. Робертрешил уехать на Ямайку, накопить денег, жениться. На поездку не хватало денег. Издает сборник стихов, что привело к колоссальному успеху. Роберткупил ферму на деньги от продажи сборника, но вскоре разорился. Место сборщика податей, полученное позже, не подходило Роберту. Попытка помощь французской революции была осуществлена им позже (купил контрабандные пушки и отослал их во Францию). Орудия были перехвачены. Роберт подвергся преследованию. Здоровье пошатнулось (тяжелая форма ревматизма). Умер в 37 лет. За гробом шло 12 тысяч человек.

“Честная бедность”, «Дерево свободы», «Джон Ячменное зерно», «Босая девушка», Антиклерикальная Сатира “Святая ярмарка”, “Молитва святого Вилли”, “Весёлые нищие”, “Робин” – эти и другие произведения принесли Роберту Бернсуславу национального поэта Шотландии.

 

Вопросы для самопроверки

1. Особенности классицизма во французской литературе 18 в.

2. Творчество Корнеля.

3. Творчество Расина

4. Творчество Мольера

5. Эстетические воззрения Дидро и Вольтера

6. Творчество Дефо

7. Творчество Свифта

8. Творчество Р.Бернса

 

ТЕМА 2

Эстетизм немецкого Просвещения. Творчество Гете и Шиллера. Комедия масок в Италии. Творчество К.Гоцци и К.Гольдони

Германия

Немецкое Просвещение, складывающееся в1720-х гг., на первое место ставит вопрос объединения нации, затем идет преодоление карликового абсолютизма и усиление бюргерства.

Гиганты литературы мирового значения – Лессинг, Гете, Шиллер: представители движения “Бури и натиска”. Мыслители – Кант, Фихте, Гегель.

И.-В. Гете(1749-1832)

Гётеродился в старинном купеческом городе Франкфурте-на-Майне.

Раннее учение Гётебыло домашним. В 16 лет Гётеотправляется в Лейпциг, чтобы получить в университете юридическое образование. Гёте увлечён светской жизнью, театром. Три года в Лейпциге (1765–1768) завершились душевным потрясением. Пришлось на год возвратиться домой. Для Гётевсю жизнь будут характерны чередования периодов бурной деятельности с необходимостью в покое и уединении восстановить силы. Диплом он получит в 1771 году в Страсбурге.

Во исполнение штюрмерской программы созревает первый завершённый замысел молодого Гёте“Гёц фон Берлихинген”, пьеса из времён начала Реформации и крестьянской войны в Германии, написанная в подражание Шекспиру.

“Страдания юного Вертера” (1774).Этот роман — вершина, квинтэссенция штюрмерства и одновременно прощание с ним.

“Страдания юного Вертера” — роман в письмах. Под письмами стоят точные даты, для читателей первого издания в 1774 году создававшие впечатление чего-то только что случившегося, произошедшего с одним из них.

Через год после его публикации Гётеполучил приглашение от герцога Карла Августа переехать в Веймар. Как оказалось, он переехал туда на всю оставшуюся жизнь.

К 1776 году относится начало работы над романом о Вильгельме Мейстере. Тогда был начат первый вариант, известный как “Театральное призвание Вильгельма Мейстера” (1776–1786).

Роман не впрямую, но автобиографичен. В нём экспериментально проверяются варианты судьбы, которые сам Гётене избрал, хотя и чувствовал их притяжение. Окончательный вариант этой части, охватывающей юность героя, будет закончен в 1796-м под названием “Ученические годы Вильгельма Мейстера”. В эпоху наполеоновских потрясений Гёте продолжит свой роман — “Годы странствий Вильгельма Мейстера” (1807–1829), который из воспитательного превращается в философский. От странствующего актёра до путешествующего философа — эволюция героя.

“Фауст”: книга всей жизни

Работа над “Фаустом”, начатая в 1771 году, завершилась в год смерти Гёте. Творческая история длиной в шестьдесят лет.

Вариант, созданный до 1775 года, впоследствии получит название “Пра-Фауст”. Он будет опубликован много позже (1886).

“Фауст” 70-х годов трагедией в классическом смысле не был. Если это и была трагедия, то — мещанская. Герой народной книги, продавший душу Мефистофелю, выступал в роли бунтаря-штюрмера. Уставший от схоластического бесплодия учёный оставил свою келью, чтобы вкусить радости жизни. Жертвой его бунта оказалась юная простолюдинка Маргарита — Гретхен. Фауст закалывает её брата Валентина, вступившегося за честь сестры, а сама Маргарита осуждена на казнь как детоубийца.

Голос свыше в “Пра-Фаусте” не мог бы прозвучать, ибо в нём были лишь земля и ад, но не было неба. Теперь высота задана сразу же — в прологе: “Пролог на небе”. Впрочем, принято считать, что прологов два: первый — “Театральное вступление”. «Пролог на небе», как и следует традиционному прологу, предваряет всю историю, позволяя взглянуть на землю с божественной высоты. Диссонансом звучат речи явившегося на приём к Господу Мефистофеля. Он пришёл якобы ходатаем за человечество, которому так худо, так беспросветно, “что даже я щажу его пока”.

Господь предлагает не щадить, а испытать. Кого? Фауста. Господь в нём уверен. Мефистофель предлагает спор. Господь его принимает, даже поощряя Мефистофеля:

Господь и Мефистофель расстаются довольные заключённым пари и друг другом.

Начинается действие: “Ночь. Тесная готическая комната со сводчатым потолком”. Фауст уже готов бросить всё и бежать, но кого взять в провожатые? Первая мысль о Нострадамусе(1503–1566), мистике и предсказателе. Затем Фауст цитирует другого знатока мира духов — Сведенборга(1688–1772), внимательно рассматривает в его книге знак макрокосма и отвергает его.

Перевернув страницу, Фауст видит знак земного духа и вызывает его. Это “деятельный гений бытия”, который повсюду. Эту веру исповедует Фауст. С ревнивой иронией Мефистофель величает его “сыном Земли”. И он прав. Прав в отношении того Фауста, каковым он становится в окончательном варианте трагедии, для которого главное — не бежать от себя прежнего и насладиться. Намерение другое. О нём Фауст говорит сразу же после подписания рокового договора, которым он отдаёт душу Мефистофелю после своей смерти. Она наступит, согласно условию, как только Фауст произнесёт слова: “Остановись, мгновенье”. Они будут означать пресыщение или удовлетворённость. Ему покажется, что можно остановить поток жизни. И это конец.

А что в начале? Об этом и задумывается Фауст в своём кабинете, открыв Священное Писание. Для Фауста “Что значит знать?” — вопрос о цели знания. Полученное им знание не может обернуться делом. При попытке стать жизнью оно скорее ведёт к смерти. Тут-то и появился Мефистофель, первоначально принявший вид чёрного пуделя.

Договор подписан кровью. Мефистофель приступает к выполнению своей части условия — “исполнять любую блажь” Фауста. Пока у того нет желаний, Мефистофель сам придумывает программу. Первый визит — к студентам, второй — на кухню ведьм за омолаживающим снадобьем.

Следующая сцена — “Улица”: “Маргарита проходит мимо”. Фауст к ней подходит и заговаривает. Далее и до конца первой части трагедии разворачивается история любви Фауста и Маргариты. И вот какой возникает вопрос,: каким образом эта история согласуется с новыми мотивировками, которыми Фауст сопровождает свой договор с Мефистофелем? Фауст не уменьшил, а увеличил число опечаленных и скорбящих. Его порыв к людям был сокрушительным для тех, кто встретился на его пути. Это так, и поэтому жанр истории о Фаусте, разыгранной Гёте, — трагедия. Трагедия благих порывов, лучших побуждений и чувств.

Центральное событие второй части трагедии — любовь Фауста к Елене, той самой, из-за которой пала Троя. Она — высшее воплощение красоты и женственности.

Действие в трагедии Гёте происходит не в безвременье и не в вечности, но в вечно меняющемся мире, о котором Фаусту некогда вещал Дух земли. Мефистофель даёт возможность герою свободно передвигаться в этом временном пространстве, уходя к истокам и снова возвращаясь на авансцену современности. Для того чтобы Фауст смог обрести Елену, не только она, но её мир — греческой классики, олимпийских божеств — должен развиться из первоначального хаоса, представленного разного рода фантастическими образами раннего мифа. Фаусту удалось добиться у Персефоны разрешения увести Елену из царства мёртвых.

Так во второй части трагедии происходит путешествие по эпохам, предполагающее историческое иносказание. Человек Средневековья вступает в союз с идеалом античной красоты. Что может быть плодом их союза? Эвфорион — их сын, которым с первого момента владеет страсть взлететь, воспарить. Это и погубит его, как нового Икара.

У Гётедана не историческая схема, а чувственное переживание каждой из эпох — в мифах, пластических образах, меняющемся характере поэтической формы.

Фауст, получив от императора полосу побережья, решает осушить его, сделать пригодным для жизни. Закипела работа. Таинственные существа — лемуры — по приказу Мефистофеля и преимущественно ночью творят её, как будто бы исполняя желанье Фауста. Но он сам уже не может ни увидеть, ни оценить результат. Он стар и слеп. Фауст-преобразователь впервые ощущает себя счастливым. Он предаётся мечтанью:

Народ свободный на земле свободной
Увидеть я б хотел в такие дни.
Тогда бы мог воскликнуть я: “Мгновенье!
О как прекрасно ты, повремени!..”

На этих словах Мефистофель счёл условие их договора исполненным.

Тело мертво, а что душа Фауста? Пасть ада уже разверзлась, но за Фауста просят небесные хоры, его приветствует “одна из кающихся, прежде называвшаяся Гретхен”, и, наконец, звучит слово Богоматери. Он спасён. За что? Не за видение светлого будущего и даже не за дело, в которое он верил более всего и которым хотел увенчать свой земной путь.

Гёте пережил эпоху Просвещения, оказавшись в положении того, кто подводит итог. Финальные сцены трагедии звучат предупреждением просвещённому человеку, познавшему свою силу, обретшему власть над природой и другими людьми, — быть осторожным в использовании этой силы.

Гётепринадлежит к тем гениям, кто определяет лицо своего времени, своей национальной культуры и заново оценивает, устанавливает её связи с другими эпохами и народами.

Иоганн Кристофер Фридрих Шиллер(1759-1805)

Вступил в немецкую литературу на исходе движения “Буря и натиск”, и его первая драма “Разбойники” полна героической патетики, направленной против тирании.

Восторженный приверженец античности, видел в ней тот идеал, на который нужно равняться. Герои его драм “Дон Карлос”, “Валленштейн






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.