Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Моделирование поведения конечных потребителей

Исследование потребителя в системе маркетинга ставит цель определить весь комплекс побудительных факторов, которыми руководствуется потребитель при выборе товаров. Такие факторы носят экономический, социальный, психологический характер: доходы, цены, групповые интересы, демография, традиции, мотивация и т. п.

Модель процесса принятия решения на потребительском рынке (рынке товаров народного потребления) представлена на рис. 1.7.

 
 

 


Рис 1.7 Этапы процесса принятия решения на потребительском рынке

Процесс моделирования конечного потребителя осуществляется в несколько этапов.

1. На первом этапе исследуются возникновение и осознание потребности в том или ином товаре. Потребителями могут быть отдельная личность, семья, домашнее хозяйство. Товары также различаются по характеру потребления: единовременного и длительного пользования; по значимости потребности в них (повседневного, периодического, редкого спроса).

2. Следующим шагом (этапом) является моделирование процесса поиска и оценки информации о товаре. Используются различные каналы информации о товаре: персональные (семьи, друзья), коммерческие (реклама, продавцы, упаковка), публичные (средства массовой информации), эмпирические (опыт, испытания). Покупателю требуется различная информация о товаре в зависимости от рыночной ситуации и ориентирования покупателя, его знания всей гаммы интересующих его товаров.

3. Важным шагом в моделировании поведения конечного покупателя на рынке является этап принятия решения о покупке. Покупка - это всегда компромисс, ожидаемый риск. Одним из методических подходов в решении данной задачи служит “модель черного ящика”.



Развернутая модель покупательского поведения представлена на рис.5.1.

Побудительные факторы маркетинга Прочие раздражители "Черный ящик" сознания покупателя Ответные реакции покупателя
Товар, цена, методы распространения, стимулирования сбыта Экономические, научно-технические политические и культурные Характеристики покупателя Процесс принятия решения покупателем Выбор товара, выбор марки, выбор дилера, выбор времени покупки, выбор объекта покупки
           

Рис. Развернутая модель покупательского поведения

При моделировании принятия решения о покупке “черный ящик” рассматривается как набор определенных стимулов, под воздействием которых происходит принятие решения о покупке. Это стимулы потребителя внутреннего характера (физические и духовные потребности, стремление к самоутверждению, склонность к экономии) и стимулы внешнего характера (групповые интересы, обычаи, традиции).

4. Заключительный этап моделирования - оценка потребителем правильности выбора товара. Положительная оценка усиливает приверженность к данному товару, негативная - наоборот, ослабляет интерес к нему, вызывает раздражение, чувство досады и надолго остается в памяти потребителя.

Таким образом, на основе моделирования поведения потребителя получает возможность:

знать, удовлетворению каких потребностей служит его товар, и при необходимости совершенствовать его характеристики;

видеть, куда и как потребитель обращается за информацией о товаре и помочь ему быстрее и полнее получить интересующие его данные;

помочь потребителю принять решение о покупке на основе знаний тех мотивов и стимулов, которыми он руководствуется;

знать оценку своего товара потребителем.

Симпатии и антипатии потребителей называются отношением потребителей. По существу это суммарная оценка товара Традиционно существует трехкомпонентный взгляд на отношения.

 
 

 


Рис. 1.12 Структура отношений

Общая оценка человеком объекта отношения определяется его мнениями и/или чувством относительно данного объекта. Однако доминировать может только один из составляющих (в частности, о пылесосе — мнение о том, насколько он хорошо чистит). Познавательный компонент определяется знаниями, убеждениями относительно объекта отношения. Эмоциональный компонент — чувством к объекту Волевой компонент связан с действиями или намерениями по отношению к рассматриваемому объекту.

Отношение потребителей к предлагаемым им товарам или услугам может конкретизироваться отдельными свойствами.

Таблица






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.