II Конкурентоспособность продукции Второй раздел. Проанализируйте рыночную конъюнктуру, характеристику своих конкурентов, их стратегию и тактику. Укажите, какие предприятия на данном рынке сбыта предлагают подобный товар. Данные занесите в таблицу. Учитывайте не менее трех конкурентов. Для оценки своих сравнительных преимуществ используйте метод сегментации рынков по основным конкурентам. Сформируйте перечень параметров, по которым следует провести сравнение основных конкурентов и вашего предприятия.
Таблица 3 Основные конкуренты
Название конкурирующего предприятия
| Место расположение
| Доля рынка, которым
владеет предприятие, %
| Объем продаж,
т
| Потери, вызванные деятельностью на рынке конкурентов, тыс. руб.
| Слабые
стороны
конкурента
| Сильные
стороны
конкурента
|
|
|
|
|
|
|
| Группируйте их следующим образом:
1) Товар (качественные показатели, престиж товарной марки, упаковка, гарантийный срок, уровень сервиса, маркировка и т.д.).
2) Цена (уровень цен, наценки и скидки с цены, срок, форма платежа, условия кредитования и финансирования и др.).
3) Сбыт (формы и методы сбыта, расположение торговых точек, степень охвата рынка, размещение складских помещений, система транспортировки и т.д.).
4) Продвижение товара на рынке (эффективность и интенсивность рекламной кампании, индивидуальной продажи, стимулирование сбыта, public relations).
5) Маркетинговые возможности предприятия (производственные возможности, финансовые возможности и состояние предприятий, квалификация персонала управления и т.д.).
Выберите наиболее важные факторы для Вашей конкретной ситуации и проведите расчеты в таблице.
Таблица 4 Факторный анализ конкурентоспособности предприятия
Показатели
| предприятие
| Конкуренты
| балл
| приме-
чание
| А
| Б
| В
| балл
| прим
| балл
| прим
| балл
| прим
| I. Товар
1.
……………………..
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сумма баллов
|
|
|
|
|
|
|
|
| II. Цена
1.
…………………….
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сумма баллов
|
|
|
|
|
|
|
|
| III. Сбыт
1.
…………………….
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сумма баллов
|
|
|
|
|
|
|
|
| IV. Продвижение
товара на рынке
1.
…………………….
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сумма баллов
|
|
|
|
|
|
|
|
| V. Маркетинговые возможности предприятия
1.
……………………….
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сумма баллов
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого баллов
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сделайте выводы по результатам анализа.
Заполняя таблицу, дайте каждому фактору количественную оценку (от 0 до 5 баллов), где 0 будет соответствовать слабой позиции по данному фактору конкурентоспособности, а 5 – доминирующим позициям на рынке. Состав показателей может быть скорректирован в зависимости от конкретных условий.
В примечании должна содержаться качественная и количественная информация.
Для оценки конкурентоспособности продукции (работы, услуги) нужно использовать методику сравнительной оценки качественных и стоимостных параметров продукции (работы, услуги), которая дает возможность с помощью показателя конкурентоспособности выбрать продукцию (работу, услугу), в наибольшей степени соответствующую конкурентным условиям целевого рынка.
Конкурентоспособность оценивается по показателю конкурентоспособности К:
Iкп
К = -------------, (1)
Iсп
где Iкп - индекс параметров качества;
Iсп – индекс стоимостных параметров.
n
Iкп = ∑ Дi · q i, (2)
I=1
где Дi – коэффициент значимости (весомости) параметра;
q i – относительный параметр качества.
Роцен.
q i = ----------, (3)
Рконк.
где Роцен. - значение параметра качества оцениваемой продукции (работы, услуги);
Рконк. – значение параметра качества продукции (работы, услуги) конкурирующего предприятия.
Sоцен.
Iсп = ----------- , (4)
Sконк.
где Sоцен. – стоимостной параметр оцениваемой продукции (работы, услуги);
Sконк. - стоимостной параметр продукции (работы, услуги) конкурента.
Расчет конкурентоспособности продукции (работ, услуг) оформить в таблицы и сделать соответствующие выводы.
Таблица 5 Индексный анализ конкурентоспособности продукции
Показатели
| Ваше предприятие
(оцениваемое)
| Конкуренты
| Коэффициент значимости
| А
| Б
| В
| I. Качественные показатели продукции:
1.
2.
|
|
|
|
|
| II. Ценовые показатели продукции, руб.
|
|
|
|
| Х
| Iкп
Iсп
К
| Х
Х
Х
|
|
|
| Х
Х
Х
| Третий раздел. Сделать выводы о положении предприятия в конкурентной среде и разработать стратегии в отношении конкурентов по основным направлениям маркетинговой деятельности, позволяющим предприятию повысить свою конкурентоспособность. Определите как изменится конкурентоспособность предприятия от внедрения Ваших предложений.
III Ценовая политика предприятия
Второй раздел. Проанализируйте уровень и динамику среднереализационных цен по основным видам продукции предприятия. Какие виды цен использует предприятие (закупочные, оптовые, розничные, свободные, договорные и т.д.), как соотносятся их уровни. Оцените факторы, формирующие уровень цен. Составьте калькуляцию затрат на производство и сбыт продукции. Какие методы ценообразования используют на предприятии? Приведите поэтапные расчеты цен этими методами. Соотнесите уровень цен реализации Вашего предприятия с уровнем цен основных конкурентов, со среднерыночными ценами и со своими издержками производства. Сравнение целесообразно оформлять в виде таблицы.
Третий раздел. Определите приоритетные цели ценообразования (максимизация прибыли, обеспечение выживаемости, завоевание лидерства по показателям доли рынка, по показателям качества товара и т.д.). Выберите виды ценовой стратегии наилучшим образом соответствующие целям и задачам исследуемого Вами предприятия.
IV Сбытовая деятельность предприятия
Второй раздел. Необходимо представить:
- объемы реализации продукции за 3-5 лет;
- анализ структур и уровней каналов распределения продукции;
- укажите основные методы, формы и каналы сбыта, объемы реализации и удельный вес по каналам сбыта;
Таблица 6 Реализация продукции по каналам сбыта
Каналы сбыта
| Объем реали-зации, т
| Удельный
вес, %
| Цена
реализации,
за ед. продукции, руб.
| Себестои-мость единицы
продукции, руб.
| Прибыль на еди-ницу продукции, руб.
| Рента-
бель-ность, %
| Заготовительные организации
|
|
|
|
|
|
| Продажа на колхозном рынке
|
|
|
|
|
|
| Частным посредникам
|
|
|
|
|
|
| Бартер
|
|
|
|
|
|
| ……….
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
| - эффективность реализации в среднем и по каналам сбыта;
- охарактеризуйте основные рынки сбыта, долю предприятия на этих рынках, эффективность сбыта на них;
- представьте схему транспортировки продукции, ее издержки;
- опишите складское хозяйство предприятия;
- дайте характеристику основных поставщиков, посредников, условия работы с ними;
- особенности разработки и заключения контракта реализации продукции;
- опишите систему оптовой и розничной торговли предприятия;
- кто из руководителей и специалистов выполняет те или иные сбытовые функции, как зависит их заработанная плата от объемов и эффективности заключенных ими сделок;
- оцените степень риска и способы его снижения.
Третий раздел. На основе проведенного анализа студент разрабатывает собственные предложения по:
- изменению рынков сбыта, каналов реализации, их протяженности, методов и форм сбыта;
- совершенствованию оптовой и розничной торговли;
- оптимизации систем транспортировки и складирования;
- изменению системы управления сбытом продукции на предприятии;
- выбору наиболее приемлемых поставщиком, посредников.
Все предложения должны быть конкретными, практическими, приемлемыми для условий Вашего хозяйства и экономически обоснованными. Должен быть приведен расчет экономической эффективности предложенных Вами мероприятий.
|