Управление результативностью (УР) - Performance management (PM) МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА
Аттестация
Процедура
Аттестация до сих пор остается самым распространенным методом оценки персонала в России. Стоит отметить, что из-за отсутствия в русскоязычной литературе четкой классификации способов оценки под определение «аттестация* попадают и другие методы. Основное отличие «истинной» аттестации — это ее официальный статус.
В некоторых случаях порядок проведения аттестации излагается в официальных утвержденных документах (например, «Положение о порядке проведения аттестации служащих государственных органов исполнительной власти» от 12.10.92, «Основные положения о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании» от 23.10.92).
При отсутствии такого документа организация должна иметь утвержденное в установленном порядке «Положение об аттестации» персонала в компании. Проведение аттестации, все регламенты и состав аттестационной комиссии утверждаются приказом первого лица компании.
Аттестация — это право администрации компании, которое может быть реализовано в отношении всех или отдельных категорий работников. Согласно «Положению об аттестации» из процесса оценки могут исключаться отдельные категории сотрудников: проработавшие менее одного года, молодые специалисты (проработавшие не более трех лет после окончания вуза), беременные женщины или имеющие детей до трех лет. По решению администрации из процедуры также могут быть исключены представители топ-менеджмента компании.
Аттестация может проводиться раз в год, два или три. По решению администрации она может быть очередной или внеочередной. Аттестация оценивает такие характеристики работника, как его квалификация, уровень знаний и практических навыков, деловые и личностные качества. Критерием оценки является профессиональный стандарт специальностей и должностей лиц, подлежащих аттестации.
Для проведения аттестации в организации создается аттестационная комиссия. Она обычно состоит из представителей среднего менеджмента предприятия, сотрудников службы управления персоналом, членов профсоюза. В комиссию входят 5 - 11 человек. Число членов комиссии, как правило, бывает нечетным. На крупных предприятиях может быть создано несколько аттестационных комиссий - главная комиссия и комиссии по подразделениям.
В ходе аттестации оцениваются профессиональные знания и умения сотрудника (часто в форме стандартного экзамена), результаты трудовой деятельности (заполняется оценочный лист или дается рекомендация непосредственного руководителя), личные и управленческие качества (см. формы 1-6).
Все данные, полученные во время аттестации, передаются в комиссию, которая рассматривает их в присутствии работника и выносит решение о его дальнейшей судьбе в организации. Если сотрудник не является на заседание комиссии без уважительной причины, то его документы могут рассматриваться и без его присутствия.
Итоги аттестации, проведенной по всем правилам, могут служить основанием для увольнения работника по несоответствию занимаемой должности. На это имеется ссылка в статье 81 Трудового кодекса РФ. Юридический порядок реализации этого права работодателя отчасти изложен в комментариях к Трудовому кодексу.
Следует учесть, что перед увольнением работодатель должен сделать сотруднику предложение о переходе на другое место работы.
При несогласии с решением комиссии сотрудник имеет право подать заявку в комиссию по трудовым спорам на предприятии, а в случае неудачи обратиться в суд. В суде работодатель будет обязан представить доказательства обоснованности своего решения.
Решения, принимаемые по итогам аттестации
· Понижение или повышение разряда оплаты (для этого должна существовать разрядная сетка для рассматриваемых специальностей).
· Перевод на другую должность.
· Увольнение.
· Повторная аттестация.
· Обучение.
Преимущества
· Метод хорошо знаком и проработан.
· На основании результатов аттестации можно принимать юридические решения.
· Коллегиальное вынесение решения комиссией.
Недостатки
· Метод воспринимается многими сотрудниками негативно, сопряжен с большим стрессом.
· Может применяться не для всех категорий сотрудников.
· Требует больших трудовых, и временных затрат.
· Работники не получают обратную связь.
· Нацелен на оценку результатов в прошлом.
Управление по целям (УПЦ) -Management by Objectives (MBO)
Процедура
Проведение оценки методом МВО заключается в совместной постановке задач руководителем и сотрудником и оценке результатов их выполнения по прошествии отчетного периода. Отчетный период обычно совпадает с финансовым годом. Система охватывает все должности в компании - от рядового персонала до топ-менеджеров.
В начале периода руководитель вместе с подчиненным составляет список задач. В зависимости от зрелости корпоративной культуры организации существуют два варианта его составления:
1) менеджер сам определяет задачи, а потом доводит их до подчиненного. Во время собеседования сотрудник высказывает свои предложения, в результате чего корректируются первоначальные задачи;
2) менеджер и сотрудник прописывают задачи независимо друг от друга, а затем во время собеседования, согласовывают их. После очерчивания круга задач определяются критерии их выполнения. Иногда для каждой задачи используется свой коэффициент важности (веса, которые чисто выражаются в процентах от общего «успеха»»). Менеджер должен следить за тем, чтобы задания на период формулировались в рамках стратегии организации. Во время оценочного интервью в конце отчетного периода сотрудником и менеджером определяется успешность выполнения каждой задачи, выясняются причины успехов и неудач, вырабатываются меры по улучшению качества работы.
Решение об общей оценке обычно бывает общим, но в спорных вопросах приоритетно мнение менеджера. В отдельных случаях в роли «третейского судьи» мажет выступать вышестоящий руководитель.
Решения, принимаемые по итогам оценки МВО
· Пересмотр заработной платы.
· Выплата премий и бонусов,
· Нематериальная мотивация: присуждение почетных званий, награждение грамотами и отличительными знаками и т. д.
Преимущества
· Сотрудник понимает критерии успешности своей работы еще до начала выполнения задач.
· Появляются элементы трансляции стратегии компании.
· Появляются элементы обратной связи.
· Метод оптимален по временным затратам.
Недостатки
· Метод достаточно субъективен, так как выполнение задач, как правило, оценивает одни человек (менеджер).
· Ориентация на прошлые заслуги сотрудника, а не на его развитие в будущем.
Управление результативностью (УР) - Performance management (PM)
Процедура
В 1980-х годах в дополнение к МВО пришел метод Performance management (PM), который, в отличие от МВО. оценивает не только результаты, но и компетенции сотрудника, то есть те личностные качества, которые необходимы ему для достижения поставленных целей. С помощью РМ выявляются области развития сотрудника, а также планируется его карьера. Как и МВО, РМ предполагает участие всего персонала организации -от первого лица до рядового работника. Суть метода - в сотрудничестве менеджера и подчиненного, а не в контроле. Акцент в методе делается на обратной связи менеджера с подчиненным: регулярностью контактов от нескольких раз в год (формально) до бесконечности (неформально).
Собеседование но постановке задач и итоговое интервью проходят раз в год. Несколько раз в год организуются собеседования, на которых сотруднику дается обратная связь по его работе и определяются пути устранения имеющихся недостатков.
На итоговом интервью оцениваются результаты работы по задачам и компетенциям, выявляются области развития и составляются планы обучения и развития карьеры.
Как и в МВО, постановка задач и оценка их выполнения осуществляется и менеджером, и подчиненным. После этого во время собеседования согласуются их результаты.
Решения, принимаемые по итогам оценки РМ
· Пересмотр зарплаты.
· Выплата премий и бонусов.
· Составление индивидуального плана развития сотрудника.
· Карьерное передвижение по горизонтали и вертикали.
· Включение в кадровый резерв.
Преимущества
· Метод дает ясное понимание критериев оценки сотрудника и его места в организации.
· Устанавливает тесную связь со стратегией компании и ключевыми показателями эффективности.
· Способствует трансляции корпоративной культуры через компетенции.
· Ориентируется на долгосрочное обучение и развитие сотрудников.
· Сотрудник получает обратную связь в течение года, а не только в начале и в конце.
Недостатки
· РМ требует больших временных затрат.
· Возможен исключительно в организациях с развитой корпоративной культурой - очень прозрачных, с высоким уровнем менеджмента и устремленностью в будущее.
· Требует большой предварительной работы HR-департамента и линейных руководителей иногда в течение нескольких лет.
Метод «360 градусов»
Процедура
Метод появился в 1980-е голы как альтернатива и дополнение к МВО. Его основная цель оценка по компетенциям, выполняемая людьми, которые постоянно взаимодействуют с сотрудником.
Оценка «360 градусов» применяется как для отдельных кадровых задач (например, при включении кандидата в кадровый резерв или в рамках тренингов но построению команды), так и как дополнение к основной системе (например, метод «360 градусов» используется в случае оценки руководителей или сейлз-менеджеров). Сотрудник сам может попросить провести такую оценку для определения его областей развития. Иногда используются ее элементы - например, в рамках регулярной процедуры сотрудники поддерживающих служб (HR-департамент. бухгалтерия, административно-хозяйственный отдел и т.д.) оцениваются не только своим непосредственным руководителем, но и своим внутренним клиентом (подразделение бизнеса, за которое отвечает департамент).
Свое мнение о сотруднике высказывают четыре группы людей: руководители, подчиненные, коллеги, стоящие с ним на одной ступеньке должностной иерархии, и клиенты (или партнеры). Отсюда название «360 градусов», то есть «круговая» оценка (рис. 2).
Рисунок 2. Схема оценки но методу «360 градуспи»
Для проведения оценки выбирается группа на 7 - 12 человек: сам сотрудник, руководители (например, непосредственный; по матрице; вышестоящий; топ-менеджер, которому сотрудник не подчиняется, но знает его по совместной работе), клиенты (внутренние и внешние), подчиненные, коллеги из своего и других подразделении. Для объективной оценки желательно, чтобы среди респондентов были люди, которые могут дать сотруднику не только положительную, но и критическую оценку. Опросник может быть как стандартным, так и разработанным под определенную задачу (см. Приложения «Примеры оценочных форм разных компаний»). Его заполняют все участники оценки на бумажных носителях или в системе он-лайн. Чаще всего рассматриваются такие компетенции, как:
· лидерство;
· работа в команде;
· управление людьми;
· самоменеджмент;
· коммуникабельность;
· видение;
· организаторские способности;
· умение принимать решения;
· профессионализм;
· инициативность;
· способность к адаптации.
Данные из всех заполненных опросников собираются вместе и, как правило, отправляются на обработку внешнему провайдеру (в случае заполнения в системе он-лайн это происходит автоматически). Услуги внешних провайдеров используются для достижения полной конфиденциальности — респонденты не должны бояться, что их ответы увидит оцениваемый, только в этом случае есть шанс, что они честно выскажут мнение о нем. Свою оценку может подчиненному показать только непосредственный руководитель, предоставляя, таким образом, обратную связь. Результаты оценки могут выглядеть, как представлено на рис. 3.
Рисунок3. Пример результатов оценки «360 градусов»
Их получают сам оцениваемый и непосредственный руководитель (последнее оговаривается заранее).
Решения, принимаемые по итогам оценки «360 градусов»
· Определение сильных сторон и областей развития сотрудника.
· Данную оценку, как правило, не применяют как основание для пересмотра заработной платы и начисления премий, а также при принятии кадровых решений при продвижении но службе.
Преимущества
· «360 градусов» - объективная всесторонняя оценка, которую редко можно получить в обычной жизни.
· Способствует доверию, более открытой обратной связи.
· Учитывает мнение внешних клиентов.
· Способствует укреплению корпоративной идентичности, потому что для оценки выбираются компетенции, значимые для компании и соответствующие ее корпоративной культуре.
Недостатки
· Оцениваются только компетенции, а не результаты деятельности.
· Требуется очень высокая степень конфиденциальности.
· Расходы на оплату услуг внешних консультантов.
· Трудно добиться откровенного мнения подчиненных о менеджменте — особенно в России,
| | Какова цель проведения оценки «360 градусов» в вашей компании?
· Определение потребностей в обучении и выявление областей развития - 71 %.
· Расширение существующей корпоративной системы оценки — 23 %.
· Вынесение решенияо денежных компенсациях - 6%.
Источник- Ashrklge Management Research Group.
| |
|