Наиболее распространенные ошибки и трудности при внедрении системы оценки персонала 1. Несоответствие метода оценки степени зрелости организации
Решив перенять западные методы оценки, многие компании бывают просто не готовы к ним и не способны вы полнить основные условия их эффективности. Например, метод РM бесполезен в организациях, где у руководителей нет ни времени, ли желания, ни умения давать обратитную связь подчиненным, что составляет суть самого метода. Другой пример: если в основу оценки легли некие усредненные компетенции, не соответствующие бизнес-целям компании, то результативность труда сотрудников по их достижению будет измерить невозможно, равно как и связать оценку с системой мотивации (рис. 4).
Рисунок 4.Точность различных методов оценки
Рекомендация: попробовать другой метод, например, МВО, объяснить руководителям, зачем и как давать обратную связь, постепенно переходить на РМ.
2. Негативное отношение сотрудников к любой оценке их роботы
Рекомендация: объяснить все преимущества оценки для персонала, представить оценку как процедуру, направленную на развитие, мотивацию и карьерный рост сотрудников.
3, Оценка личных качеств сотрудника в отрыве от должностных обязанностей и компетенций Рекомендация: четко прописать компетенции, KPIи критерии их измерения, обучить менеджеров технологии оценки.
4. Система оценки не связана с системой материальной и нематериальной мотивации.
И поэтому выглядит в глазах менеджеров и сотрудников как пустая бюрократическая процедура.
Рекомендация: при разработке системы оценки обязательно продумать ее связь со всеми элементами HR-системы .
5. Менеджеры считают, что на проведение оценки у них нет времени
Рекомендация: такое происходят потому, что руководители просто незаинтересованы в проведении оценки - необходимо выбрать наиболее релевантный метод оценки и объяснить ее преимущества.
6. Участие сотрудников в постановке задач минимально
Рекомендация: интенсифицировать общение с подчиненными; в некоторых случаях перейти от массовой оценки к оценке только сотрудников с высоким потенциалом и акцентировать внимание на работе с ними. В первый раз менеджеры могут сами поставить небольшие задачи для подчиненных, а потом согласовать их с персоналом.
7. Менеджеры дают плохую обратную связь, а сотрудники не умеют воспринимать ее.
Рекомендация: обратить внимание на развитие общих управленческих навыков в части коммуникаций с подчиненными.
8. Заниженная или завышенная самооценка сотрудников.
Работники с заниженной самооценкой, как правило, безынициативны, боятся брать на себя ответственность. Сотрудники с завышенной самооценкой — это «звезды», которые считают, что оценка не для них.
Рекомендация: подходить к вопросу постепенно, с терпением, обеспечивать методическую помощь со стороны НR-департамента, проводить обучение менеджеров.
Применимость отдельных методов в компаниях разного типа
Мво
Необходимые условия:
· способность самостоятельно ставить себе задачи;
· умение менеджеров давать обратную связь.
Performance management
Этот метод может быть хорош:
· в небольших молодых компаниях, где система оценки внедряется впервые;
· в компаниях с традициями открытых коммуникаций, где менеджеры привыкли давать сотрудникам обратную связь, пусть даже неформально;
· в компаниях, которые придерживаются концепции непрерывного обучения и выделяют большой бюджет на обучение.
РМ нецелесообразен или преждевременен в компаниях, где:
· стиль руководства крайне авторитарен, менеджеры принимают единоличные решения, которые не обсуждаются;
· оценка не проводится ни в какой форме, менеджеры говорят, что у них нет времени на нее;
· топ-менеджеры дистанцируются от подчиненных и не стремятся к общению с ними;
· руководители не умеют давать обратную связь;
· руководители не умеют четко ставить задачи и отслеживать их решение;
· сотрудники безынициативны, инертны, не заинтересованы в карьерном росте;
· обучению и развитию персонала не уделяется должного внимания,
«360 градусов»
Необходимые условия:
· зрелый менеджмент и персонал, готовый к обратной связи;
· в компании налажены коммуникации, люди хорошо знают друг друга;
· высокая степень доверия (открытый диалог на совещаниях, конфликты разрешаются без участия менеджмента, минимум сплетен, сотрудники открыто дают оценку менеджменту, команда работает эффективно);
· сотрудники сами заинтересованы в оценке, то есть считают, что она является главным элементом для их развития.
|