Синтаксические нормы русского языка
1. Какие стилистические особенности имеет порядок слов в предложении?
2. В каких формах рода и числа может согласовываться сказуемое с подлежащим, имеющее при себе приложение?
3. Как согласуется сказуемое с подлежащим, выраженным местоимением, сочетанием типа брат с сестрой, нерасчленённой группой слов?
4. Как согласуется сказуемое с однородными подлежащими.
Задание 117. Укажите порядок следования главных членов в приводимых ниже предложениях. Объясните препозицию сказуемого (повествовательный тон высказывания, описание обстановки, явлений природы, характеристика протекания действия во времени, наличие обстоятельственных слов). Дайте стилистическую характеристику этим предложениям.
1. По улицам Венеции, в вечерний Неверный час, блуждал я меж толпы... (Бунин).2.Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. (Булгаков).3. В комнате стояла всего одна кровать. (Каверин).4. Будет новая дружба ¾ равенства, а не подчинения. Будет коллективная душа. (Леонов). 5. В коряжнике хряснули сучья, и в мути месяца закружились распыленные перья. (Есен.). 6. Тяжело трамбуя землю, к ногам его рухнул убитый кирасир... (Пикуль).7.Не сияет на небе солнце красное, не любуются им тучи синие... (Л.).8. Ночевали мы с ним в неопределенной избушке, которую увидели в стороне от тракта (Платонов). 9. Живой он? ¾ спросил Чиклин. (Платонов).10. Встретились и с Петровым; наняли ялик, лодочник отвез их на Стрелку, где пристань. (Пикуль).
Задание 118. Определите характер ошибок, связанных с порядком слов (ошибки в расположении главных и второстепенных членов предложения, частиц, уточняющих слов и т. д.). Исправьте предложения.
1. Большое внимание надо уделить обучению технике работ на уборке работающих студентов и школьников. 2. Успехов больших добились учащиеся нашей школы. 3. Студенты готовились к занятиям хорошо, в частности Павлова и Киреев. 4. Награждаются студенты только те, которые хорошо учатся. 5. Опавшие листья с деревьев шелестели под ногами. 6. Мы далеко еще не использовали возможностей нового метода. 7. Предложено закрепить за как можно большим числом студентов двоечников. 8. Завершается сейчас работа по комплексной механизации откормочного цеха. 9. Студент он хороший. А декан факультета даже нам так сказал: «Если бы все были такие, многих проблем бы уже у нас не было». 10. Ректор принимает в своем кабинете людей с их проблемами.
Задание 119. Объясните, как различаются данные ниже предложения по конструкции и оттенкам значения.
1. Когда студенты начали учиться, то им не стало хватать времени. 2. После того, как студенты начали учиться, им не стало хватать времени. 3. Студентам, которые начали учиться, не стало хватать времени. 4. Начавшим учиться студентам не стало хватать времени. 5. После начала учебы студентам не стало хватать времени.
Задание 120. Охарактеризуйте ошибки, связанные с нарушением порядка слов, исправьте предложения.
1. Старожилы Уссурийска помнят, с каким нетерпением ждали первых уловов в детсадах, яслях и больницах, с какой радостью и благодарностью встречали в городе повозки с рыбой. 2. Настроениеобучаемых подняло выступление командира. 3. Как правило, кристаллы с преимущественно ионными связями отличаются высокой температурой плавления. 4. При такой ситуации дня три-четыре города могут продержаться. 5. По нашей информации, цензоры в Белграде методично вырезали из видеоматериалов российских корреспондентов, перегоняемых в Москву, все упоминания о том, как сербская полиция и армия изгоняли косовских албанцев из их домов. 6. В органах нашего корреспондента встретили весьма нелюбезно. 7. Немец Томас Гандау — специалист по сектам с мировым именем. 8. Правда, на вручении скрипача с мировым именем не было, стипендии вручила его мама — Галина Репина. 9. При растирании сухой ягоды между пальцами можно получить семена. 10. У вас уникальная репутация группы, которая, принадлежа миру техно, играет тем не менее на «живых» инструментах.
Задание 121. Проанализируйте формы согласования сказуемого с подлежащим. Объясните, какими соображениями вызван выбор той или иной формы.
1. Уже много карет проехало по этой дороге. (Л.). 2. Ряд лиц, виденных Бельтовым, не выходили у него из головы. (Герцен). 3. Большая часть моих прежних привычек и вкусов не нравились ему. (Т.). 4. Свадьба Наташи было последнее радостное событие в семье Ростовых. (Т.). 5. Большинство людей молчало. (Горьк.) 6. Большинство людей хотели что-нибудь сделать. (Горьк.). 7. Большинство серьезно, даже мрачно смотрели на эту живую картинку тяжелого безысходного раздумья и со вздохом отходили. (Л.А.) 8. Множество мельчайших морских обитателей живут один год и к зиме умирают. (Пауст.). 9. Пусть поспорит, пусть докажет свою правоту не на заседании педсовета, где большинство учителей преклоняются перед его авторитетом, а перед всеми в районе, во всеуслышание. (В. Т.) 10. Большинство писателей ведет записные книжки, но редко пользуется ими для своей работы. (Пауст.).
Задание 122. Выберите правильную форму согласования сказуемого с подлежащим.
1. На конгрессе присутствовал… 117 делегатов, причем большинство их был… представителями стран-участниц. 2. Некоторая часть наших работников еще нужда…тся в переподготовке. 3. Ряд конструкторских проектов, которые были разработаны в нашем бюро, внедрен… в производство. 4. Большинство спортсменов, несмотря на усталость, был… готов… к новым играм. 5. Меньшая часть домов в поселке каменн... 6. Большинство книг А. А. Сидорова (сотни редких, уникальных монографий, альбомов) посвящен… искусству. 7. Большинство предметов, лежавших на столе, был.. покрыт… пылью. 8. Большинство представленных на конференции стран еще недавно был… колониями. 9. Ряд сотрудников нашего института направлен… в Сибирь, часть командиру…тся на Дальний Восток. 10. Большинство игроков команды борол…сь за победу самоотверженно.
Задание 123. Измените предложения таким образом, чтобы более предпочтительным было смысловое согласование сказуемого с подлежащим.
1. Большинство высказалось за предложение спикера. 2. Множество вариантов этой легенды бытует и сегодня. 3. Часть голосов была подана все же в пользу проекта. 4. Большинство врачей использует передовые методы лечения сердечно-сосудистых заболеваний.
Задание 124. Выберите правильную форму согласования сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием.
1. Премирован… три картины из 70, поступивших на конкурс. 2. В современном здании Дома быта труд…тся более 80 портных, парикмахеров, фотографов, других мастеров сервиса. 3. В работе семинара активно участвовал… 21 человек. 4. Все пять студентов пришл… вовремя. 5. Со дня операции прошл… полмесяца. 6. Много возможностей поразить ворота соперников остал...сь неиспользованным... 7. Больше половины учеников был… больн... 8. Работы был… пропасть. 9. Бездна забот свалил… на меня. 10. Полчаса, проведенные за шахматной доской, пролетел… незаметно. 11. В тишине ночи гулко ударил… два выстрела.
Задание 125. Согласуйте сказуемое с подлежащим, имеющим при себе приложение; форму согласования обоснуйте.
1. Женщина-врач решительным шагом направил… в операционную. 2. Опытный инженер В. Г. Солодова, имеющая несколько изобретений, направлен… в зарубежную командировку. 3. Белорусская молодежь — футболисты, волейболисты, представители других спортивных профессий — упорно готов…тся к предстоящей Олимпиаде. 4. Депо Омск — сортировочный досрочно выступи… с интересной инициативой. 5. На выставке особым успехом пользовал… вагон-весы. 6. Печать, в том числе областные, городские и районные газеты, испытыва… трудности с тиражами. 7. За столом в читальном зале сидела миловидная девушка. Это был… наш… староста группы. 8. Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразил… всех. 9. Спуск танкера, обычное, казалось бы, событие, вылил… в большой праздник.
Задание 126. Укажите, правильно ли согласовано сказуемое с подлежащим типа брат с сестрой, возможны ли варианты. При необходимости сделайте исправления.
1. После случившегося отец с ребенком решили перебраться в другой город. 2. Я с моими сыновьями уеду раньше, а затем ты с девочками отправляйтесь. 3. Вал со шпонкой опускается на два подшипника. 4. Конструктор совместно с заводом разработали и изготовили новый образец автомобиля. 5. Писатель со своей семьей провели лето в Комарове. 6. Мать с дочерью долго не могла уснуть от волнения. 7. Конструкторское бюро завода совместно с институтом разработал новый типовой проект.
Задание 127. Верно ли выбрана форма согласования сказуемого с подлежащим, выраженным вопросительным, относительным или неопределенным местоимением? Укажите возможные варианты; при необходимости сделайте исправления.
1. Кто из девочек первой узнал о том, что случилось в походе, так и не удалось выяснить. 2. — Семенова больна, — послышался голос. — Кто больна? — не расслышал тренер. 3. Те, кто рассчитывает на ослабление нашей страны, должны понимать, что Россия не допустит, чтобы было нарушено то примерное равновесие сил, которое сложилось к настоящему времени. 4. Первые, кто записался в научный кружок, уже выступили с интересными научными докладами. 5. Не кто иной, как тренеры, в первую голову ответственны за состояние воспитательной работы в коллективе. 6. Вы те, кто придут нам на смену. 7. Мы долго спорили и выясняли, кто же из девочек оказался победителем в беге. 8. Как и предполагалось, трудную задачу решила не кто иной, как Маша. 9. Кто-то из делегаток повторно попросила слово.
Задание 128. Выберите форму согласования сказуемого с подлежащим, выраженным несклоняемым существительным, сложносокращенным словом, нерасчленимой группой слов. Обратите также внимание на случаи согласования связки с именной частью составного сказуемого; укажите возможные варианты.
1. «Короли и капуста» О. Генри пользуется большим успехом в нашей стране. 2. Родной город Сергея был… Одесса. 3. Большая часть приезжих был… студенты гомельских вузов. 4. Родео в этом году был… открыт… прошлогодним победителем. 5. Последние числа января был… время ожесточенных боев за освобождение города. 6. ЖСК построил… еще один дом. 7. «Благословляю вас, леса» был… исполнен… певцом с большим воодушевлением. 8. Кенгуру быстрыми прыжками удалял… в сторону леса. 9. ФИДЕ присвоил… звание международного гроссмейстера нескольким российским шахматистам.
Задание 129. Определите, правильно ли согласовано сказуемое с однородными подлежащими; укажите возможные варианты. Исправьте предложения.
1. Из-за бугров показывались то один трактор, то другой. 2. Вы и ваш коллектив смогут выполнить работу в срок. 3. Злоба и страх охватила его. 4. Степановым руководила не личная выгода, а интересы дела. 5. Сомнение, а не принципиальные разногласия с заказчиком заставило архитектора отказаться от проекта. 6. На результатах исследования явно сказываются вся ошибочность, беспочвенность, несостоятельность методов анализа. 7. Каждое движение, каждый шаг доставались ему с мучительным трудом.
Задание 130. Объясните ошибки в сочетаниях однородных членов; внесите стилистическую правку.
1. Некоторые из очерков в меньшей степени связаны с конкретными моделями исследований операций, а посвящены изложению общих элементов современных математических теорий. 2. В магазине не всегда удается приобрести автомобильную раму, головку блока цилиндров, клиновой ремень для комбайна, калий и другие минеральные удобрения. 3. Из номера в номер газета рассказывает не только об успехах, но и откровенно говорит о тех трудностях, которые могут помешать работе. 4. На остановке стояли мужчины и женщины с детьми. 5. Завод приглашает на постоянную работу мастера по переработке овощей и одиноких рабочих мужчин и женщин. 6. В работу надо как можно больше включать людей и лошадей, которые бы управлялись с уборкой картофеля. 7. Любящие свою работу и стремясь ее хорошо выполнить, строители добились высоких производственных показателей.
Задание 131. Охарактеризуйте ошибки в сложных предложениях; внесите стилистическую правку.
1. В минувшую субботу для родителей, у кого дети-дошкольники, состоялась лекция. 2. На том памятном собрании шла речь о том, чтобы успехи, которых мы достигли по производству и продаже государству продуктов животноводства, не кружили бы отдельным людям головы. 3. В результате осуществления ряда технических мероприятий пробег легкового автомобиля «Волга» без капитального ремонта увеличен до 200 тыс. км, а грузового автомобиля ГАЗ-53 уже сама конструкция его обеспечивает пробег без капитального ремонта 120 тыс. км. 4. Закулисные переговоры лидеров реакционных партий имели своей целью создать широкий союз всех правых сил в парламенте, который пресса окрестила «большим альянсом».
Литература
Основная
1. Васильева, А. Н. Основы культуры речи / А. Н. Васильева. — М. : Высшая школа, 1990. — 328 c.
2. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 544 с.
3. Головин, Б. Н. Основы культуры речи / Б. Н. Головин. — М. : Высшая школа, 1988. — 276 с.
4. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи / И. Б. Голуб. — М. : ACADEMIA, 2001. — 476 с.
5. Дулина, Н. Н. Варианты клише в текстах деловых писем / Н. Н. Дулина, С. П. Кушнерук // Делопроизводство. — 2003. — № 2. — С. 45—48.
6. Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д. Э. Розенталь ; под ред. И. Б. Голуб. — М. : Айрис-Пресс, 2004. — 368 с.
7. Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку: Управление в русском языке / Д. Э. Розенталь. — М. : ОНИКС 21 век. Мир и образование, 2002. — 303 с.
8. Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку: Правописание. Произношение. Литературное редактирование / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. — М. : Айрис-Пресс, 2005. — 768 с.
9. Русский язык и культура речи / под ред. В. Д. Черняк. — М. : ACADEMIA, 2003. — 386 с.
10. Солганик, Г. Я. Стилистика современного русского языка и культура речи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. Я. Солганик, Т. С. Дроняева. — М. : ACADEMIA, 2002. — 252 с.
11. Штрекер, Н. Ю. Русский язык. Культура речи / Н. Ю. Штрекер. — М. : ACADEMIA, 2003. — 368 с.
Дополнительная
1. Балакай, А. Г. Толковый словарь русского речевого этикета: Свыше 4000 этикетных слов и выражений / А. Г. Балакай. — М. : Астрель. АСТ. Транзиткнига, 2004. — 587 с.
2. Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение / О. А. Баева. — Мн. : Университетское, 2003. — 286 с.
3. Басовская, Е. Н. Разрешите обратиться (Выбор формы обращения в деловой переписке) / Е. Н. Басовская // Делопроизводство. — 2003. — № 1. — С 24—27.
4. Галлингер, И. В. Культура речи: Нормы современного русского литературного языка / И. В. Галлингер. — М. : Высшая школа, 1994. — 327 с.
5. Казанцева, О. М. Культура речевого общения / О. М. Казанцева. — М. : Высшая школа, 1978. — 267 с.
6. Кайдалова, А. И. Современная русская орфография / А. И. Кайдалова, И. К. Калинина. — М. : Высшая школа, 1983. — 240 с.
7. Кузин, Ф. Культура делового общения: практическое пособие / Ф. Кузин. — М. : Ось-89, 1997. — 254 с.
8. Мартин, Д. Язык делового общения / Д. Мартин — М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. — 272 с.
9. Милославский, И. Г. Культура речи и русская грамматика : курс лекций / И. Г. Милославский. — М. : Астрель. АСТ, 2002. — 537 с.
10. Мучник, Б. С. Культура письменной речи. Формирование стилистического мышления / Б. С. Мучник. — М. : Высшая школа, 1996. — 392 с.
11. Орфографический словарь русского языка : 106 000 слов / АН СССР. Ин-т русского языка / под ред. С. Г. Бархударова, И. Ф. Протченко, Л. И. Сиворцова — М. : Русский язык, 1984. — 464 с.
12. Пширкова, Т. Методика употребления прописной буквы в деловой лексике / Т. Пширкова // Архівы і справаводства. — 2003. — № 1. — С. 23—30.
13. Тихомирова, Е. Лексические нормы современного русского литературного языка в документной лингвистике / Е. Тихомирова // Архівы і справаводства. — 2002. — № 4. — С. 48—54.
14. Туликова, Н. А. Роль канцеляризмов в деловых письмах-просьбах / Н. А. Туликова, О. Н. Лысенко // Делопроизводство. — 2003. — № 2. — С. 38—44
15. Ульянцева, С. Э. Составление текста документа: языковые нормы / С. Э. Ульянцева // Делопроизводство. — 2003. — № 4. — С. 68—73.
Учебное издание
ШабулдаеваНаталья Ивановна
|