Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Синтаксические нормы русского языка

 

1. Какие стилистические особенности имеет порядок слов в предложении?

2. В каких формах рода и числа может согласовываться сказуемое с подлежащим, имеющее при себе приложение?

3. Как согласуется сказуемое с подлежащим, выраженным местоимением, сочетанием типа брат с сестрой, нерасчленённой группой слов?

4. Как согласуется сказуемое с однородными подлежащими.

 

Задание 117. Укажите порядок следования главных членов в приводи­мых ниже предложениях. Объясните препозицию сказуемого (по­вествовательный тон высказывания, описание обстановки, явле­ний природы, характеристика протекания действия во времени, наличие обстоятельственных слов). Дайте стилистическую харак­теристику этим предложениям.

1. По улицам Венеции, в вечерний Неверный час, блуждал я меж толпы... (Бунин).2.Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, от начала же ре­волюции второй. (Булгаков).3. В комнате стояла всего одна кровать. (Каверин).4. Будет новая дружба ¾ равенства, а не подчинения. Будет коллективная душа. (Леонов). 5. В коряжнике хряснули сучья, и в мути месяца закружились распыленные перья. (Есен.). 6. Тяжело трамбуя землю, к ногам его рухнул убитый кирасир... (Пикуль).7.Не сияет на небе солнце крас­ное, не любуются им тучи синие... (Л.).8. Ночевали мы с ним в неопределенной избушке, которую увидели в стороне от тракта (Платонов). 9. Жи­вой он? ¾ спросил Чиклин. (Платонов).10. Встретились и с Петровым; наняли ялик, лодочник отвез их на Стрел­ку, где пристань. (Пикуль).

Задание 118. Определите характер ошибок, связанных с порядком слов (ошибки в расположении главных и второстепенных членов предложения, частиц, уточняющих слов и т. д.). Исправьте пред­ложения.



1. Большое внимание надо уделить обучению техни­ке работ на уборке работающих студентов и школьников. 2. Успехов больших добились учащиеся нашей школы. 3. Студенты готовились к занятиям хорошо, в частности Павлова и Киреев. 4. Награждаются студенты только те, которые хорошо учатся. 5. Опавшие листья с деревьев шелестели под ногами. 6. Мы далеко еще не использо­вали возможностей нового метода. 7. Предложено закре­пить за как можно большим числом студентов двоечни­ков. 8. Завершается сейчас работа по комплексной меха­низации откормочного цеха. 9. Студент он хороший. А декан факультета даже нам так сказал: «Если бы все были такие, многих проблем бы уже у нас не было». 10. Ректор принимает в своем кабинете людей с их про­блемами.

Задание 119. Объясните, как различаются данные ниже предложения по конструкции и оттенкам значения.

1. Когда студенты начали учиться, то им не стало хва­тать времени. 2. После того, как студенты начали учить­ся, им не стало хватать времени. 3. Студентам, которые начали учиться, не стало хватать времени. 4. Начавшим учиться студентам не стало хватать времени. 5. После начала учебы студентам не стало хватать времени.

 

Задание 120. Охарактеризуйте ошибки, связанные с нарушением порядка слов, исправьте предложения.

1. Старожилы Уссурийска помнят, с каким нетерпением ждали первых уловов в детсадах, яслях и больницах, с какой радостью и благодарностью встречали в городе повозки с рыбой. 2. Настроениеобучаемых подняло выступление командира. 3. Как правило, кристаллы с преимущественно ионными связями отличаются высокой температурой плавления. 4. При такой ситуации дня три-четыре города могут продержаться. 5. По нашей информации, цензоры в Белграде методично вырезали из видеоматериалов рос­сийских корреспондентов, перегоняемых в Москву, все упомина­ния о том, как сербская полиция и армия изгоняли косовских албанцев из их домов. 6. В органах нашего корреспондента встретили весьма нелюбезно. 7. Немец Томас Гандау — специалист по сектам с мировым именем. 8. Правда, на вручении скрипача с мировым именем не было, стипендии вру­чила его мама — Галина Репина. 9. При растирании сухой ягоды между пальцами можно получить семена. 10. У вас уникальная репутация группы, которая, принадлежа миру техно, играет тем не менее на «живых» инструментах.

 

Задание 121. Проанализируйте формы согласования сказуемого с подлежащим. Объясните, какими со­ображениями вызван выбор той или иной формы.

1. Уже много карет проехало по этой дороге. (Л.). 2. Ряд лиц, виденных Бельтовым, не выходили у него из головы. (Герцен). 3. Боль­шая часть моих прежних привычек и вкусов не нравились ему. (Т.). 4. Свадьба Наташи было последнее радостное событие в семье Ростовых. (Т.). 5. Большинство людей молчало. (Горьк.) 6. Боль­шинство людей хотели что-нибудь сделать. (Горьк.). 7. Большинство серьезно, даже мрачно смотрели на эту живую картинку тяжелого безысходного раздумья и со вздохом отходили. (Л.А.) 8. Множе­ство мельчайших морских обитателей живут один год и к зиме умирают. (Пауст.). 9. Пусть поспорит, пусть докажет свою правоту не на заседании педсовета, где большинство учителей преклоня­ются перед его авторитетом, а перед всеми в районе, во всеуслышание. (В. Т.) 10. Большинство писателей ведет записные книжки, но редко пользуется ими для своей работы. (Пауст.).

Задание 122. Выберите правильную форму согласования сказуемого с подле­жащим.

1. На конгрессе присутствовал… 117 делегатов, причем большин­ство их был… представителями стран-участниц. 2. Некоторая часть наших работников еще нужда…тся в переподготовке. 3. Ряд конст­рукторских проектов, которые были разработаны в нашем бюро, внедрен… в производство. 4. Большинство спортсменов, несмотря на усталость, был… готов… к новым играм. 5. Меньшая часть домов в поселке каменн... 6. Большинство книг А. А. Сидорова (сотни редких, уникальных монографий, альбомов) посвящен… искусст­ву. 7. Большинство предметов, лежавших на столе, был.. покрыт… пылью. 8. Большинство представленных на конференции стран еще недавно был… колониями. 9. Ряд сотрудников нашего института направлен… в Сибирь, часть командиру…тся на Дальний Восток. 10. Большинство игроков команды борол…сь за победу самоотвер­женно.

Задание 123. Измените предложения таким образом, чтобы более предпочти­тельным было смысловое согласование сказуемого с подлежащим.

1. Большинство высказалось за предложение спикера. 2. Множе­ство вариантов этой легенды бытует и сегодня. 3. Часть голосов была подана все же в пользу проекта. 4. Большинство врачей использует передовые методы лечения сердечно-сосудистых заболеваний.

 

Задание 124. Выберите правильную форму согласования сказуемого с подле­жащим, выраженным количественно-именным сочетанием.

1. Премирован… три картины из 70, поступивших на конкурс. 2. В современном здании Дома быта труд…тся более 80 портных, парикмахеров, фотографов, других мастеров сервиса. 3. В работе семинара активно участвовал… 21 человек. 4. Все пять студентов пришл… вовремя. 5. Со дня операции прошл… полмесяца. 6. Много возможностей поразить ворота соперников остал...сь неиспользо­ванным... 7. Больше половины учеников был… больн... 8. Работы был… пропасть. 9. Бездна забот свалил… на меня. 10. Полчаса, проведенные за шахматной доской, пролетел… незаметно. 11. В тиши­не ночи гулко ударил… два выстрела.

Задание 125. Согласуйте сказуемое с подлежащим, имеющим при себе прило­жение; форму согласования обоснуйте.

1. Женщина-врач решительным шагом направил… в операцион­ную. 2. Опытный инженер В. Г. Солодова, имеющая несколько изоб­ретений, направлен… в зарубежную командировку. 3. Белорусская молодежь — футболисты, волейболисты, представители других спортивных профессий — упорно готов…тся к предстоящей Олим­пиаде. 4. Депо Омск — сортировочный досрочно выступи… с инте­ресной инициативой. 5. На выставке особым успехом пользовал… вагон-весы. 6. Печать, в том числе об­ластные, городские и районные газеты, испытыва… трудности с тиражами. 7. За столом в читальном зале сидела миловидная де­вушка. Это был… наш… староста группы. 8. Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразил… всех. 9. Спуск танкера, обычное, ка­залось бы, событие, вылил… в большой праздник.

Задание 126. Укажите, правильно ли согласовано сказуемое с подлежащим типа брат с сестрой, возможны ли варианты. При необходимости сде­лайте исправления.

1. После случившегося отец с ребенком решили перебраться в другой город. 2. Я с моими сыновьями уеду раньше, а затем ты с девочками отправляйтесь. 3. Вал со шпонкой опускается на два подшипника. 4. Конструктор совместно с заводом разработали и изготовили новый образец автомобиля. 5. Писатель со своей семь­ей провели лето в Комарове. 6. Мать с дочерью долго не могла уснуть от волнения. 7. Конструкторское бюро завода совместно с институ­том разработал новый типовой проект.

 

Задание 127. Верно ли выбрана форма согласования сказуемого с подлежа­щим, выраженным вопросительным, относительным или неопределен­ным местоимением? Укажите возможные варианты; при необходимости сделайте исправления.

1. Кто из девочек первой узнал о том, что случилось в походе, так и не удалось выяснить. 2. — Семенова больна, — послышался голос. — Кто больна? — не расслышал тренер. 3. Те, кто рассчиты­вает на ослабление нашей страны, должны понимать, что Россия не допустит, чтобы было нарушено то примерное равновесие сил, которое сложилось к настоящему времени. 4. Первые, кто запи­сался в научный кружок, уже выступили с интересными науч­ными докладами. 5. Не кто иной, как тренеры, в первую голову ответственны за состояние воспитательной работы в коллективе. 6. Вы те, кто придут нам на смену. 7. Мы долго спорили и выясня­ли, кто же из девочек оказался победителем в беге. 8. Как и предполагалось, трудную задачу решила не кто иной, как Маша. 9. Кто-то из делегаток повторно попросила слово.

Задание 128. Выберите форму согласования сказуемого с подлежащим, выра­женным несклоняемым существительным, сложносокращенным словом, нерасчленимой группой слов. Обратите также внимание на случаи согла­сования связки с именной частью составного сказуемого; укажите возможные варианты.

1. «Короли и капуста» О. Генри пользуется большим успехом в нашей стране. 2. Родной город Сергея был… Одесса. 3. Большая часть приезжих был… студенты гомельских вузов. 4. Родео в этом году был… открыт… прошлогодним победителем. 5. Последние числа ян­варя был… время ожесточенных боев за освобождение города. 6. ЖСК построил… еще один дом. 7. «Благословляю вас, леса» был… испол­нен… певцом с большим воодушевлением. 8. Кенгуру быстрыми прыжками удалял… в сторону леса. 9. ФИДЕ присвоил… звание международного гроссмейстера нескольким российским шахматистам.

Задание 129. Определите, правильно ли согласовано сказуемое с однородными подлежащими; укажите возможные варианты. Исправьте предложения.

1. Из-за бугров показывались то один трактор, то другой. 2. Вы и ваш коллектив смогут выполнить работу в срок. 3. Злоба и страх охватила его. 4. Степановым руководила не личная выгода, а инте­ресы дела. 5. Сомнение, а не принципиальные разногласия с заказчиком заставило архитектора отказаться от проекта. 6. На результатах исследования явно сказываются вся ошибочность, беспочвенность, несостоятельность методов анализа. 7. Каждое движение, каждый шаг доставались ему с мучительным трудом.

 

Задание 130. Объясните ошибки в сочетаниях однородных членов; внесите сти­листическую правку.

1. Некоторые из очерков в меньшей степени связаны с кон­кретными моделями исследований операций, а посвящены изло­жению общих элементов современных математических теорий. 2. В магазине не всегда удается приобрести автомобильную раму, го­ловку блока цилиндров, клиновой ремень для комбайна, калий и другие минеральные удобрения. 3. Из номера в номер газета рас­сказывает не только об успехах, но и откровенно говорит о тех трудностях, которые могут помешать работе. 4. На остановке сто­яли мужчины и женщины с детьми. 5. Завод приглашает на посто­янную работу мастера по переработке овощей и одиноких рабочих мужчин и женщин. 6. В работу надо как можно больше включать людей и лошадей, которые бы управлялись с уборкой картофеля. 7. Любящие свою работу и стремясь ее хорошо выполнить, строи­тели добились высоких производственных показателей.

 

Задание 131. Охарактеризуйте ошибки в сложных предложениях; внесите сти­листическую правку.

1. В минувшую субботу для родителей, у кого дети-дошкольни­ки, состоялась лекция. 2. На том памятном собрании шла речь о том, чтобы успехи, которых мы достигли по производству и про­даже государству продуктов животноводства, не кружили бы от­дельным людям головы. 3. В результате осуществления ряда техни­ческих мероприятий пробег легкового автомобиля «Волга» без ка­питального ремонта увеличен до 200 тыс. км, а грузового автомо­биля ГАЗ-53 уже сама конструкция его обеспечивает пробег без капитального ремонта 120 тыс. км. 4. Закулисные переговоры ли­деров реакционных партий имели своей целью создать широкий союз всех правых сил в парламенте, который пресса окрестила «большим альянсом».

 

 


Литература

 

Основная

 

1. Васильева, А. Н. Основы культуры речи / А. Н. Васильева. — М. : Высшая школа, 1990. — 328 c.

2. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. — Ростов-на-Дону: Фе­никс, 2003. — 544 с.

3. Головин, Б. Н. Основы культуры речи / Б. Н. Головин. — М. : Высшая школа, 1988. — 276 с.

4. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи / И. Б. Голуб. — М. : ACADEMIA, 2001. — 476 с.

5. Дулина, Н. Н. Варианты клише в текстах деловых писем / Н. Н. Дулина, С. П. Кушнерук // Делопроизводство. — 2003. — № 2. — С. 45—48.

6. Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д. Э. Розенталь ; под ред. И. Б. Голуб. — М. : Айрис-Пресс, 2004. — 368 с.

7. Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку: Управление в русском языке / Д. Э. Розенталь. — М. : ОНИКС 21 век. Мир и образование, 2002. — 303 с.

8. Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку: Правописание. Произ­ношение. Литературное редактирование / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. — М. : Айрис-Пресс, 2005. — 768 с.

9. Русский язык и культура речи / под ред. В. Д. Черняк. — М. : ACADE­MIA, 2003. — 386 с.

10. Солганик, Г. Я. Стилистика современного русского языка и культура речи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. Я. Солганик, Т. С. Дроняева. — М. : ACADEMIA, 2002. — 252 с.

11. Штрекер, Н. Ю. Русский язык. Культура речи / Н. Ю. Штрекер. — М. : ACADEMIA, 2003. — 368 с.

 

Дополнительная

 

1. Балакай, А. Г. Толковый словарь русского речевого этикета: Свыше 4000 этикетных слов и выражений / А. Г. Балакай. — М. : Астрель. АСТ. Тран­зиткнига, 2004. — 587 с.

2. Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение / О. А. Баева. — Мн. : Университетское, 2003. — 286 с.

3. Басовская, Е. Н. Разрешите обратиться (Выбор формы обращения в де­ловой переписке) / Е. Н. Басовская // Делопроизводство. — 2003. — № 1. — С 24—27.

4. Галлингер, И. В. Культура речи: Нормы современного русского литера­турного языка / И. В. Галлингер. — М. : Высшая школа, 1994. — 327 с.

5. Казанцева, О. М. Культура речевого общения / О. М. Казанцева. — М. : Высшая школа, 1978. — 267 с.

6. Кайдалова, А. И. Современная русская орфография / А. И. Кайдалова, И. К. Калинина. — М. : Высшая школа, 1983. — 240 с.

7. Кузин, Ф. Культура делового общения: практическое пособие / Ф. Ку­зин. — М. : Ось-89, 1997. — 254 с.

8. Мартин, Д. Язык делового общения / Д. Мартин — М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. — 272 с.

9. Милославский, И. Г. Культура речи и русская грамматика : курс лекций / И. Г. Милославский. — М. : Астрель. АСТ, 2002. — 537 с.

10. Мучник, Б. С. Культура письменной речи. Формирование стилистиче­ского мышления / Б. С. Мучник. — М. : Высшая школа, 1996. — 392 с.

11. Орфографический словарь русского языка : 106 000 слов / АН СССР. Ин-т русского языка / под ред. С. Г. Бархударова, И. Ф. Протченко, Л. И. Сиворцова — М. : Русский язык, 1984. — 464 с.

12. Пширкова, Т. Методика употребления прописной буквы в деловой лексике / Т. Пширкова // Архівы і справаводства. — 2003. — № 1. — С. 23—30.

13. Тихомирова, Е. Лексические нормы современного русского литера­турного языка в документной лингвистике / Е. Тихомирова // Архівы і справаводства. — 2002. — № 4. — С. 48—54.

14. Туликова, Н. А. Роль канцеляризмов в деловых письмах-просьбах / Н. А. Туликова, О. Н. Лысенко // Делопроизводство. — 2003. — № 2. — С. 38—44

15. Ульянцева, С. Э. Составление текста документа: языковые нормы / С. Э. Ульянцева // Делопроизводство. — 2003. — № 4. — С. 68—73.


Учебное издание

ШабулдаеваНаталья Ивановна

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.