Обратная связь
|
Статистика как отрасль государственного управления
Государственная статистика представляет собой деятельность по сбору, обработке (с обезличиванием) и предоставлению информации социально-экономическом и демографическом положении страны. Официальная статистическая информация является основой для принятия многих государственных решений, а потому деятельность в области государственной статистики носит межотраслевой характер и предназначена для обеспечения государственного управления в административно-политической, экономической и социально-культурной сферах.
Государственное статистическое наблюдение осуществляется путем сбора от отчитывающихся субъектов статистической информации (первичных статистических данных по формам государственного статистического наблюдения (государственной статистической отчетности) в виде документированной информации) в целях формирования сводной официальной статистической информации о социально-экономическом и демографическом положении страны.
В соответствии с Положением о порядке представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений *(543) статистическая информация, необходимая для проведения государственных статистических наблюдений, формируется в соответствии с официальной статистической методологией. Официальная статистическая методология является обязательной для федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, юридических лиц, их филиалов и представительств, граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, при проведении государственных статистических наблюдений.
В целях реализации федеральной программы статистических работ Федеральная служба государственной статистики утверждает формы государственных статистических наблюдений (государственной статистической отчетности), порядок их заполнения и представления.
Формы государственного статистического наблюдения утверждаются для сбора и обработки статистической информации в системе Федеральной службы государственной статистики (централизованные), а также для сбора и обработки статистической информации в системе других федеральных органов исполнительной власти в соответствии с предметом их ведения (нецентрализованные).
Юридические лица, их филиалы и представительства, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны представлять в органы государственной статистики, а также другие федеральные органы исполнительной власти, ответственные за выполнение федеральной программы статистических работ, их территориальные органы и подведомственные организации статистическую информацию, необходимую для проведения государственных статистических наблюдений, по формам государственного статистического наблюдения на безвозмездной основе.
Основными требованиями при представлении статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, являются полнота, достоверность, своевременность. Состав и методология исчисления показателей, круг субъектов, представляющих статистическую информацию, адреса, сроки и способы ее представления, которые указываются на бланках форм государственного статистического наблюдения и в инструкциях по их заполнению, являются обязательными для всех отчитывающихся субъектов.
Статистическая информация, представляемая юридическими лицами, их филиалами и представительствами, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, для проведения государственных статистических наблюдений в зависимости от характера содержащихся в ней сведений может быть открытой и общедоступной или отнесенной в соответствии с законодательством к категории ограниченного доступа. Росстат гарантирует отчитывающимся субъектам конфиденциальность полученной от них статистической информации по формам государственного статистического наблюдения (первичных статистических данных) и предусматривает соответствующую запись об обеспечении гарантии на бланках форм.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 13 мая 1992 г. N 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности" *(544) организации возмещают в установленном порядке органам статистики ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности. Представлением недостоверной статистической информации считается неправильное отражение отчетных статистических данных в формах государственного статистического наблюдения вследствие нарушения действующих инструкций по заполнению форм государственного статистического наблюдения, арифметических или логических ошибок. Отчитывающиеся субъекты, допустившие факты представления недостоверной статистической информации, не позднее 3-дневного срока после обнаружения этих фактов представляют исправленную статистическую информацию территориальным органам и находящимся в ведении Росстата организациям и другим органам и организациям, указанным в адресной части форм, с копиями документов, содержащих обоснования для внесения исправлений.
Важной составной частью деятельности органов государственной статистики является ведение Статистического регистра хозяйствующих субъектов. В соответствии с Положением о Статистическом регистре хозяйствующих субъектов Федеральной службы государственной статистики (Статрегистре Росстата) *(545) Статистический регистр Федеральной службы государственной статистики (Статрегистр Росстата) является базой данных об организациях, созданных на территории Российской Федерации, их местных единицах, индивидуальных предпринимателях, других типах статистических единиц, являющихся объектами федерального статистического наблюдения. Статрегистр является основой организации федеральных статистических наблюдений, включая экономические переписи на территории Российской Федерации.
Для формирования и актуализации Статрегистра Федеральная служба государственной статистики получает необходимые сведения из административных источников - государственных информационных ресурсов и систем, в т.ч. реестров (регистров) налоговых органов, органов по управлению государственным имуществом, лицензирующих органов и др.
Информационный фонд Статрегистра включает административные и статистические сведения. К административным сведениям относятся: сведения, которые формируются по данным государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предоставляемые органами, осуществляющими государственную регистрацию; данные о представительствах иностранных юридических лиц, прошедших аккредитацию на территории Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством, организациях, не являющихся юридическими лицами и не проходящих государственную регистрацию, которые предоставляются в органы государственной статистики указанными хозяйствующими субъектами самостоятельно в установленном порядке. Статистические сведения формируются на основе административных сведений, статистических баз данных и других государственных информационных ресурсов и систем в соответствии с требованиями методологии организации федеральных статистических наблюдений.
Входящие в Статрегистр сведения в части идентификации единиц статистического наблюдения являются открытыми и общедоступными, в части первичных статистических данных - информацией конфиденциального характера.
Использование Статрегистра органами государственной власти и организациями, ответственными за формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в целях организации федеральных статистических наблюдений осуществляется с соблюдением конфиденциальности содержащихся в нем сведений.
Большое значение в области статистики имеет Всероссийская перепись населения, правовые основы проведения которой установлены Федеральным законом от 25 января 2002 г. N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения" *(546). Первая Всероссийская перепись населения в современной России была проведена в срок с 9 по 16 октября 2002 г. по состоянию на 0 часов 9 октября 2002 г. *(547)
Всероссийская перепись населения представляет собой сбор сведений о лицах, находящихся на определенную дату на территории Российской Федерации, и проводится на всей территории Российской Федерации по единой государственной статистической методологии в целях получения обобщенных демографических, экономических и социальных сведений.
Всероссийская перепись населения проводится не реже чем один раз в 10 лет. Срок проведения Всероссийской переписи населения представляет собой период, в течение которого осуществляется сбор сведений о населении. Дата Всероссийской переписи населения представляет собой момент (год, месяц, день и час), на который осуществляются сбор сведений о населении и его учет. Срок проведения и дата Всероссийской переписи населения устанавливаются Правительством РФ.
Всероссийской переписи населения подлежат:
граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на дату Всероссийской переписи населения на территории Российской Федерации, за исключением иностранных граждан, обладающих иммунитетом и привилегиями в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
граждане РФ, постоянно проживающие в Российской Федерации, но находящиеся на дату Всероссийской переписи населения за пределами Российской Федерации.
Сведения о населении могут содержать следующие данные о лицах, подлежащих Всероссийской переписи населения: пол; возраст (дата рождения); гражданство (состояние в гражданстве, наличие двойного гражданства, наименование государства или государств, гражданином которых является опрашиваемое лицо); национальная принадлежность; владение языками (родной язык, русский язык, другой язык или другие языки); образование общее (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее) и профессиональное (начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское профессиональное); состояние в браке; количество детей; родственные отношения с проживающими совместно лицами; место рождения (наименование государства, субъекта РФ); место жительства и (или) место пребывания (наименование государства, субъекта РФ, муниципального образования, городского, сельского поселения); жилищные условия (тип жилого помещения, время постройки дома, размер общей и жилой площади, количество жилых комнат, виды благоустройства жилого помещения); источники средств к существованию (доход от трудовой деятельности или иного занятия, пенсия, в том числе пенсия по инвалидности, стипендия, пособие, другой вид государственного обеспечения, иной источник средств к существованию); занятость (наличие работы или иного занятия, являющихся источниками средств к существованию, либо их отсутствие). О лицах, временно находящихся на территории Российской Федерации, но постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляется сбор сведений, касающихся цели их приезда в Российскую Федерацию. Сбор иных сведений о населении, а равно принуждение опрашиваемых лиц предоставить о себе указанные сведения не допускается.
Сбор сведений о населении осуществляется путем опроса населения и заполнения переписных листов при обходе жилых и иных помещений, в которых проживают (пребывают) опрашиваемые лица. Сбор указанных сведений также может осуществляться либо с использованием средств связи, либо в специальных помещениях, предоставляемых для этих целей органами исполнительной власти субъектов РФ и (или) органами местного самоуправления.
Опрос населения осуществляется на русском языке. В республиках, входящих в состав Российской Федерации, опрос населения может осуществляться на государственном языке соответствующей республики. В местах компактного проживания коренных малочисленных народов опрос населения может осуществляться на языке соответствующего коренного малочисленного народа. В случае, если опрашиваемое лицо не владеет языком, на котором осуществляется опрос, ему обеспечивается право на пользование услугами переводчика.
Переписные листы заполняются лицами, осуществляющими сбор сведений о населении, на русском языке со слов опрашиваемых. Сведения о населении, содержащиеся в переписных листах, являются конфиденциальной информацией, не подлежат разглашению (распространению) и используются в целях формирования соответствующих федеральных информационных ресурсов. Обработка сведений о населении, содержащихся в переписных листах, осуществляется в условиях, обеспечивающих их защиту от несанкционированного доступа и предотвращение их хищения, утраты, подделки или иного искажения.
Итоги Всероссийской переписи населения являются доступными каждому и подлежат официальному опубликованию.
|
|