Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Введение в систему Антонена Арто

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

 

Еще в 1960-е годы Ежи Гротовский писал, что ныне мы вступили в эпоху Арто. Общемировой интерес к личности и наследию Антонена Арто возникает в конце 50-х годов. С 1956 года выходит первое собрание сочинений Арто. Многие произведения стали впервые доступны широкому читателю. Интерес нарастал вплоть до майских событий 1968 года, когда имя Арто звучало в одном ряду с именами Ницше и Сартра. В те же годы об Арто пишут крупнейшие философы новой волны, определившие мировоззрение последующих десятилетий, - Мишель Фуко, Жиль Делёз, Жак Деррида. Тогда же к идеям Арто обращаются ярчайшие режиссеры того времени - Питер Брук, Ежи Гротовский, еще раньше - Джудит Малина и Джулиан Бек. Стал ли угасать интерес к Арто в 70-е годы? Нет, его значение было раз и навсегда усвоено и осознано западной культурой. Однако сейчас, по прошествии еще четверти века, когда Арто вступил в свое второе столетие, неизбежно переосмысление этого явления. Уже как факта совершившегося, признанного, но таящего в себе еще не раскрытые глубины.

В разнообразнейшей деятельности Арто центральное место занимает театр, а основным сочинением является сборник статей "Театр и его Двойник". Однако пафос театральной системы Арто - это отрицание театра. Попытки воспринять эту систему как практическое руководство к постановке спектаклей не приводит к желаемому результату.

Все творчество Арто имеет одну общую задачу - вскрыть истинный смысл человеческого существования через уничтожение случайной субъективной формы.

Рассматривая театральную систему Арто, следует исходить из того, что речь не идет о той или иной форме театра, или о новой театральной системе, развивающей и опровергающей системы прошлого. Более того, речь не идет о театре вообще. Речь идет о том пути, которым в будущем пойдет человечество. Что человечество находится на пороге перехода в новое качество - накануне какого-то прозрения - стало почти очевидным на рубеже XIX - XX веков. Соборность, символизм, идея ноосферы по разному разрабатывали это новое представление о человеке. Фридрих Ницше обнаружил, что человек оказался лишь временным переходным звеном - на пути к сверхчеловеку.



По прошествии столетия с той поры оказалось, что ощущение "на краю бездны", "на пороге прозрения" было ошибочным. Всего лишь начался долгий переходный период: от человека к сверхчеловеку. И как любой переходный период, он сопровождается великими катаклизмами, прорывами вперед и возвратами вспять.

Ницше показал идеальную модель нового сверхчеловеческого сознания - в соединении дионисийского и аполлоновского на примере древнегреческой трагедии. Таким образом, идея театра была поднята в конце XIX века на невиданную в христианском мире высоту. Далее театр существовал как бы на двух несоединимых уровнях: производство привычных спектаклей, удовлетворяющих традиционным запросам публики, и недосягаемая идея, раскрывающая смысл человеческого существования. Иногда эти два уровня сближались.

Эту реальную двойственность отразил в своей книге Антонен Арто. Лишь изредка критикуя театр обыденный, повседневный - и по существу мертвый - Арто находит проявление Идеи Театра в мировой истории. Этот Театр и является Двойником театра, т.е. его подлинным лицом.

Творчество Антонена Мари Жозефа Арто можно разделить на три периода. Он родился в Марселе 4 сентября 1896 года. В силу тяжелого заболевания, перенесенного в детстве, он только в 1920 году, оказавшись в Париже, обращается к активной творческой деятельности* [* Биографические сведения об Арто см.: Максимов В. Антитеатр Антонена Арто//Театр. 1991. N.5.] Первый период актерских и режиссерских исканий, литературного и публицистического творчества проходит под явным влиянием сюрреалистов во главе с Андре Бретоном. Этот период можно обозначить как сюрреалистический. Круг общения Арто не ограничивается сюрреалистами. Он работает с крупнейшими режиссерами-экспериментаторами Франции - О.-М.Люнье-По, Ф.Жемье, Ш.Дюлленом, Ж.Питоевым, Ф.Комиссаржевским. Много снимается в кино. Но все же первые поэтические сборники, первые пьесы Арто воплощают сюрреалистическую эстетику: столкновение подсознательных образов, автоматическое письмо, поэзия сна. В середине 20-х годов Арто становится редактором и автором ряда сюрреалистических изданий, возглавляет Сюрреалистическое Бюро Исследований.

Созданный Арто вместе с Роже Витраком и Максом Робюром Театр "Альфред Жарри" просуществовал с 1927 по 1929 год. Он стал крупнейшим явлением сюрреализма в театральном искусстве, несмотря на то, что с группой А.Бретона Арто разорвал к этому времени отношения. В Театре "Альфред Жарри" ставились сюрреалистические пьесы Роже Витрака, а также драмы Поля Клоделя и Аугуста Стриндберга. Представления сопровождались эпатажем и скандалами, но главным было утверждение новой эстетики, которая максимально расширяла границы сценической реальности, стирала черту между искусством и повседневностью, соединяла в единый "ошеломляющий образ" разноплановые явления.

В 1923 году стихи, посланные Арто в ведущий литературный журнал "Нувель Ревю Франсез", были не приняты к публикации. В письмах, написанных в связи с этим главному редактору Жаку Ривьеру, Арто старается объяснить, что невозможность адекватно выразить себя в творчестве свидетельствует не о слабости автора, а о глубине и принципиальной невыразимости мысли. Ривьер, пораженный письмами, предлагает опубликовать их. В 1950-е годы Морис Бланшо, выделявший Письма к Ривьеру в творчестве Арто, пишет об обозначении в них невозможного достичь мыслью: того, "что факт мышления может быть только потрясением; что мыслимо в мысли то, что от нее отворачивается и неистощимо в ней истощается" [1].

Главный парадокс мысли, сформулированной в Письмах - возможность помыслить немыслимое, способность понять невыразимое, но невозможность реализовать, осуществить, прожить это немыслимое, невыразимое. Преодоление невозможности стало задачей Арто. Противоречие беспредельности мысли и бессилия ее осуществления должен был разрешить крюотический театр.

Понятие "крюоте" - "жестокость" - центральное в творчестве Арто второго периода (30-е годы) и третьего (с конца 30-х до самой смерти в 1948 году). Это понятие мы будем подробно рассматривать в последующих главах. Подчеркивая самостоятельность этого понятия, мы не станем употреблять привычное наименование "театр жестокости", ибо оно не отражает всей сложности явления. Наименование "крюотический театр" представляется нам более точным, так как оно не нарушает тот неповторимый смысл, который вкладывает в него Арто.

Сюрреалистический период Арто (имеющий, конечно, и самостоятельное значение) можно рассматривать как предварительный этап в создании Арто крюотического театра. В этом смысле сюрреалистический период будет интересовать нас только в связи с проблемами, возникающими в связи с книгой "Театр и его Двойник", в которой изложена система Арто.

В начале 1929 года закрылся Театр "Альфред Жарри". Весной следующего года Арто записывает подробные планы двух постановок, в которых проявляются уже новые тенденции. Но переломным событием, ознаменовавшим начало второго периода, стало посещение Колониальной выставки в Париже в июле 1931 года; там он увидел представления танцоров острова Бали.** [** О восприятии Арто этих представлений речь пойдет в 3-й главе данного сочинения.] Роль балинезийских спектаклей в формировании концепции крюотического театра трудно переоценить. Ее можно сравнить лишь с тем влиянием, которое оказали на К.С.Станиславского гастроли Мейнингенской труппы в Москве в 1890 году. Под воздействием этих гастролей талантливый актер и постановщик-любитель Общества искусства и литературы К.С.Алексеев превратился в гениального режиссера-новатора, впоследствии сформировавшего свой творческий метод. Под воздействием "гастролей" балинезийцев у Арто сложилась театральная концепция, которая в течение следующего пятилетия разрабатывалась и превращалась в систему в книге "Театр и его Двойник".

Рассмотрению основ этой системы посвящено данное исследование.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2020 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.