Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Образование формы основных деталей

КОНСТРУИРОВАНИЕ ФОРМЫ ДЕТАЛЕЙ

Курс начертательной геометрии и инженерной графики направлен на приобретение знаний общих закономерностей теории изображений и практических навыков построения и чтения чертежей деталей машин, а также на формирование начальных знаний и умений по конструированию.

Форма различных деталей образуется в результате взаимного пересечения плоскостей и поверхностей. Составляющие поверхности и плоскости пересекаются между собой по прямым или кривым линиям. В образовании формы деталей общего машиностроения используются в основном поверхности вращения, винтовые поверхности и плоскости, их ограничивающие. Поверхности определяют как наружный контур детали, так и внутреннюю полость детали (отверстия, пазы, прорези, выемки и т. д.). Наибольшее распространение из поверхностей вращения получили: цилиндр, конус, сфера и тор. Как правило, детали располагают на чертеже так, чтобы оси вращения поверхностей были перпендикулярны, а плоские части были параллельны плоскостям проекций. При этом окружности и другие плоские фигуры в одной проекции изображаются без искажения, а в других плоскостях проекций вырождаются в одну линию. Цилиндрические поверхности, которые определяют основную форму деталей, на ортогональном чертеже являются проецирующими и изображаются в одной проекции в виде окружности. Это очень удобно для выполнения построений и нанесения размеров, но создает определенные неудобства в понимании чертежа. Проецирующие образы обладают очень важным собирательным свойством для решения позиционных задач на пересечение геометрических образов, так как на вырожденной проекции линия пересечения уже задается. Недостающие проекции линии пересечения поверхностей и плоскостей определяются из условия их принадлежности заданной поверхности, т.е. задача сводится к изображению поверхностей. Форма деталей определяется назначением и технологией изготовления. Конструкции технических деталей различных отраслей производства объединяет геометрическая форма. Формирование первых навыков проектирования может быть достигнуто в результате практического осмысления основных теоретических положений курса начертательной геометрии при конструировании формы детали и анализе её формы.



Образование формы детали из заготовки включает вопросы моделирования геометрических образов и решения позиционных задач:

· ортогональные проекции точки и прямой линии;

· взаимное положение прямых линий;

· модель плоскости общего и частного положения;

· моделирование поверхностей вращения (построение недостающих проекций точек и линий, принадлежащих им);

· решение позиционных задач на пересечение геометрических образов;

· метод концентрических сферических посредников.

 

 

Образование формы основных деталей

 

 

Одной из простых деталей является штифт. Форма этой детали образуется в результате ограничения цилиндрической поверхности двумя торцевыми плоскостями. Торцы этой детали имеют форму кругов. Такую деталь принято изображать только на главном виде, причем ось деталей вращения принято располагать параллельно линии горизонта (основной надписи). Для того чтобы не строить изображение на виде слева, используется знак диа­метра, тогда информация о том, что это деталь вращения, считывается с изображения оси и специального знака диаметра (рис. 1.1). Конфигурация этого знака как раз имеет форму окружности и оси вращения. Наклон оси образуется в результате написания чертежного шрифта с наклоном, что соответствует манере письма от руки.

 

 

Рис. 1.1. Цилиндрический штифт

Форма двухступенчатого валика образуется двумя цилиндрическими поверхностями и тремя плоскими фигурами, имеющими форму круга, кольца и еще одного круга другого диаметра (рис. 1.2).

 

 

 


Рис. 1.2. Валик

 

Основу конструкции любого вала или оси составляют цилиндрические по­верхности различных диаметров, которые называют цапфами, шипами и шейками (рис. 1.3). Цилиндрическая часть вала или оси, которой вал или ось опирается на неподвижные опоры, называется цапфой. Концевая цапфа называется шипом. Отсюда название «подшипник» для деталей, поддерживающих шип. Цапфа, находящаяся в средней части вала, называется шейкой.

 

 


Рис. 1.3. Вал

 

Для образования формы шайбы или втулки ис­пользуются наружная и внутренняя цилиндрические поверхности и две плоские фигуры, имеющие форму колец (рис. 1.4).

 

 

 


Рис. 1.4. Втулка

Конструкция пробки крана может быть образована четырехгранной призмой с квадратным основанием, цилиндрической поверхностью, усе­ченным конусом и четырьмя плоскостями. Торцы этой детали имеют форму квадрата и круга. Заплечики имеют форму кольца и плоской фигуры, которая ограничена снаружи окружностью, а внутри квадратом. Чтобы избежать построения вида слева или дополнительного сечения квадратной призмы, можно использовать специальный знак квадрата и тонкие пересекающи­еся линии, обозначающие плоскость (рис. 1.5). При написании этого знака чертежным шрифтом с наклоном его форма представляется параллелограммом.

 

 

 


Рис. 1.5. Пробка

 

Заклепка с полукруглой головкой образуется сферическим сегментом, цилиндром и двумя плоскостями, имеющими форму кольца и круга (рис. 1.6, а). Форма зак­лепки с потайной головкой получается с помощью отсека конической поверхности, двух цилиндров и двух плоскостей, имеющих форму кругов (рис. 1.6, б). Заклепка с плоской головкой задается частью конуса, цилиндра и тремя плоскостями, имеющими форму круга, кольца и еще круга (рис. 1.6, в).

 

а) б) в)

 

 


Рис. 1.6. Заклепки:

а) с полукруглой головкой, б) с потайной головкой,

в) с плоской головкой

 

Корпус подшипника скольжения (рис. 1.7) может состоять из двух цилиндрических поверхностей (полной и части цилиндра), двух фронтальных плоскостей, имеющих сложную форму (сочетание кольца и прямоугольника), двух профильных плоскостей (прямоугольников) и двух горизонтальных плоскостей (большой прямоугольник и два малых прямоугольника). Эту же форму корпуса подшипника скольжения можно представить как сочетание прямой четырехугольной призмы (основания), трубы и двух торцевых плоскостей, совпадающих с гранями приз­мы (рис. 1.7).

 

 

 


Рис. 1.7. Корпус подшипника

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.