ОСНОВЫ ИМПЕРСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ РИМСКАЯ РЕЛИГИЯ, ФИЛОСОФИЯ И ИСКУССТВО
РИМСКОЕ ПРАВО
РИМСКАЯ НАУКА
МИРОВАЯ ИМПЕРИЯ
ТИПЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА 5 ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА
ЧАСТЬ II НОВЫЕ РЕГИОНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ГЛАВА 1 АРАБСКАЯ КУЛЬТУРА
§
§
§
ГЛАВА 2 КУЛЬТУРА ИНДИИ
§
§
§
§
§
§
ГЛАВА 3 КУЛЬТУРА ИНДИИ
ЧАСТЬ III СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА
ГЛАВА 1 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА
КАТОЛИЦИЗМ
«Католицизм в действительности, и в идеале создал монаха-аскета, феодализм – рыцаря-воителя, хотя, конечно, не все рыцари и не все монахи соответствовали своему идеалу: католицизм и феодализм создали монашество и рыцарство одно – как высшее проявление духовного человека, другое – как высшее проявление сословия феодального» (Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время. Т.1. СПб., 1914. С.14)
«Мы имеем пример соединения монашества и рыцарства в так называемых монашеско-рыцарских орденах, каковы были иоанниты, тамплиеры, тевтоны, меченосцы: это были союзы, носившие на себе черты общих учреждений, духовные корпорации, мечом защищавшие христианство от неверных и войною распространявшие религию мира и любви среди язычников» (Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время. Т.1. СПб., 1914. С.15)
МОНАСТЫРИ
Система монастырского хозяйства сыграло огромную роль в становлении западноевропейской культуры. Основателей первого монастыря был Св. Бенедикт Нкрсийский (480-547). Он создал устав монастыря, где основное место отводилось труду. Монахи монастырей бенедиктинского устава занимались ремеслом и сельским хозяйством, вырабатывая при этом совершенные методы интенсивного типа ведения хозяйства. Также они занимались активно перепиской и хранением рукописей.
ПАПСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Папская революция – это период от 1075 – диктаты Григория VII и кульминация – это Вормский конкордат (1122).
СТАНОВЛЕНИЕ МОНАРХИЙ
Династия Меровингов имеет идет от Клодиона (Хлойо) Волосатого, сыном которого был Меровей, от прозвища которого и получила название династия.
Сыграла большую роль в изменении соотношения между церковной и светской властью. Особенно со времени победы Филиппа IV Красивого над Бонифацием VIII. С этого момента государственная власть приобретает перевес перед властью церкви. Надо отметить, что идеологом этой борьбы был легист канцлер Ногаре , который был советником Филиппа Красивого.
§3
ТОРГОВЫЕ ГИЛЬДИИ
1. ГАНЗЕЙСКИЙ СОЮЗ
«Но Ганза своей деятельностью все же принесла гораздо большую пользу, чем подвиги многих королей и рыцарей, до сих пор прославляемых народом. Ганза благотворно влияла на средневековое общество, способствовала развитию культуры и россту промышленности, способствовала развитию культуры и росту промышленности, создавала торговые сношения по всему северу Европы и насаждала, таким образом, начатки цивилизации в странах дикого варварства» (Гиббинс Г. История торговли Европы. СПб., 1900. С.70)
ЦЕХИ
Кроме экономической стороны цехи играли роль благотворительных учреждений, более тго, они создавали определенную символику, выбирая в качестве «патрона» того или иного святого. К примеру, покровителем плотников был святой Иосиф.
В отношении этого интересен цех каменщиков, особенно тех, которые занимались строительством храмов. Строители, вольные каменщики (franc mason – фракмасоны) жили непосредственно в местах строительства храмов, строили там хижины (ложи). Многие ритуалы этих «вольных каменщиков» получили интересное продолжение в новоевропейской культуре.
Литература:
1. Грацианский Парижские цехи XII-XIII.
2. Ковалевский М.М. Экономический рост Европы. Т.1-4.
3. Суворов Н. Средневековые университеты.
4. Сперанский н. История школы на Западе в средние века.
5. Гуасрат А. Средневековые реформаторы.
6. Гарольд Дж. Бнржон Западная традиция права. Эпоха формирования. М., 1994.
7. Аннерс Э. Исрия европейского права. М., 1996.
8. О легистах \\ Ученые аписки Ивановского пед. Института. 1957. Т.2 Каф. Всеобщей истории.
9. Кулишер и.М. История экономич. Быта Зап. Европы. Т.1-2. М., 1931.
10.
ГЛАВА 2 РАЗВИТОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
ГЛАВА 3 НОВОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XIV- нач. XVII ВВ.
ПРОТЕСТАНТИЗМ
ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА
ЭКОНОМИКА
Известно, что согласно идеологии христианства было запрещено давать деньги под проценты, но это правило не касалось иноземцев- ломбардцев и евреев. Не случайно банки раньше назывались ломбардами.
Литература:
1. Джавелегов А. Средневековые города в Западной Европе. Спб 18
2. Джвелегов А. Городская община в средние века.
3. Тьерри О. Городская коммуна во Франции
4. Петрушевский Д. Великая хартия вольностей.
5. Ясинский История великой хартии XIII в.
6. Брайс Дж. Священная Римская империя.
7. Кулишер И. Лекции по истории экономического быта Зап. Европы. 1913.
8. Эшли Введение в английскую экономическую историю.
9. Бер История всемирной торговли.
10.
ЧАСТЬ IV НОВОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА
Как писал, в частности, русский историк литературы А. Шахов (1850-1877): «Никогда личность и идея личности не имели такого широкого развития, как в период новой истории, т.е. в то промежуточное время, которое тянется от средних веков до ныне зарождающегося новейшего исторического периода. В течение этой переходной эпохи личность постепенно росла и в конце XVIII и начале XIX столетия достигла высшей точки в своем росте. Она росла вместе с идеей свободной ничем не стесняемой мысли и критики окружающих отношений. Этой критикой разлагалась старина, разрушались ветхие начала и принципы» (Шахов А. Гёте и его время. СПб. 1908. С.199).
ГЛАВА 1 ВРЕМЯ АБСОЛЮТИЗМА
ВВЕДЕНИЕ: СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ В XVII ВЕКЕ.
Культура XVII века - это наиболее плодотворный период в западноевропейской истории, именно в тот период сформировалась общая «конфигурация» западноевропейской культуры. Сложившаяся традиция уделять особое значение эпохе Возрождения, идущая с Бурхгарда в Европе, с Веселовского и Корелина у нас в России довольно спорна. Выдающийся русский философ и историк Н.И. Кареев пишет: «Работа гуманизма в общем была не творческая, а отрицательная, и великое его историческое значение заключается в том, что в нем впервые с особой силой, хотя и не в полном объеме, и не во всех лучших своих сторонах, проявился индивидуализм нового времени. То, чего не доставало, - а не доставало ему исторической силы и общественного идеализма, - было внесено в жизнь протестантизмом и «просвещением» XVIII в., выросшим из того же индивидуализма» (Кареев Н.И. «Переход от средних веков к новому времени. Введение в историю нового времени. СПб.1892. С.552)
Как писал, в частности, русский историк литературы А. Шахов (1850-1877): «Никогда личность и идея личности не имели такого широкого развития, как в период новой истории, т.е. в то промежуточное время, которое тянется от средних веков до ныне зарождающегося новейшего исторического периода. В течение этой переходной эпохи личность постепенно росла и в конце XVIII и начале XIX столетия достигла высшей точки в своем росте. Она росла вместе с идеей свободной ничем не стесняемой мысли и критики окружающих отношений. Этой критикой разлагалась старина, разрушались ветхие начала и принципы» (Шахов А. Гёте и его время. СПб. 1908. С.199).
РАЗДЕЛ II МЕРКАНТИЛИЗМ И МАНУФАКТУРА
ХОЗЯЙСТВО
1. ТОРГОВЛЯ: МЕРКАНТИЛИЗМ
Начало новой истории - это становление политики меркантилизма. Суть политики меркантилизма состоит в инициировании как можно большего вывоза из страны товаров, для получения наибольшей прибыли. Эта политика была противоположна политике денежного баланса, суть которой состояла в как можно большем привлечении денег в страну. Эта система, в частности в Англии, сложилась в царствование Ричарда II (1377-1405), законодательные акты которого заключались в том, чтобы привлечь как можно большее количество денег в страны. Наиболее жестко эта политика осуществлялась в Испании, где вывоз монеты из страны карался смертью. Сутью стремления государей было приобретение богатства, прежде всего с целью успешного ведения войн - типичной сферы деятельности дворян. Меркантилисты предлагают другой способ. Как пишет основной идеолог меркантилизма Томас Мен(1571-1641) в своем произведении «Богатство Англии во внешней торговле»(1664), которое является «евангелием меркантилизма»: «Хотя королевство может быть обогащено дарами, полученными от других стран, или их грабежом, все же эти пути обогащения ненадежны и имеют малое значение» (Меркантилизм ОГИЗ,Соцэкгиз,1935 с.155).Т. Мен и другие меркантилисты предлагают более удобный способ грабежа - внешнюю торговлю: «продавать иностранцам ежегодно на большую сумму, чем мы покупаем у них»(там же с.155). Говоря проще и понятнее - заняться посреднической торговлей, создавая выгодные условия для купцов. Как пишет Мен: «Если мы станем складом иностранного зерна, индиго, пряностей, шелка-сырца, хлопка или какого-либо другого товара, ввозимого из-за границы, то это увеличит судоходство, торговлю, количество денег в стране и королевские таможенные пошлины при вывозе этих товаров снова на место, где в них нуждаются. Такого рода торговля послужила главной причиной возвышения Венеции, Генуи, Нидерландов и некоторых других стран, а Англия для такой цели расположена наиболее удобно и не нуждается для этого ни в чем, кроме прилежания и старания своих подданных» (там же с.158)
Наибольшее восхищение у английских меркантилистов вызывали Нидерланды. Вот что пишет тот же Т. Мен: «С тех пор как они сбросили с себя ярмо испанского рабства, как чудесно они развили все свои способности! Какие большие средства получили они, чтобы защищать свою свободу против мощи такого великого врага! И не произошло ли все это благодаря их непрерывному усердию в торговле? Не являются ли их Провинции складами товаров для большинства стран христианского мира, благодаря чему их богатство, судоходство, моряки, ремесла, народ, а потому и общественные доходы и акцизы, выросли до удивительной высоты?»( там же с.177) И далее: «Всему миру чудом кажется, что такая маленькая страна, даже меньше наших двух лучших графств, имеющая мало естественных богатств, пищевых припасов, леса или других необходимых запасов для войны или мира, несмотря на это обладает всем этим в таком чрезвычайном изобилии, что, кроме своих собственных нужд (которые очень велики), она может снабжать и действительно снабжает и продает другим государствам суда, артиллерийские орудия, снасти, зерно, порох, пули и т.д. и все, что только голландцы собирают со всех концов мира благодаря своей усердной торговле»( там же с.178)
Важным моментом для осуществления этого было не только создание выгодных условий для создания «складочных мест», но и пропагандируемая меркантилизмом политика вывоза денежного капитала с целью покупки как можно большего количества товаров в одной стране и продаже их по более высокой цене в другой. Деньги становятся в таком употреблении не столько символом богатства и значимости в общественной иерархии, а скорее пространственно- всеобщей общественной функцией мирового масштаба. Деньги, а не статус в общественной иерархии, начинают довлеть над миром. Общественный мир становится калькулируемым, охваченный пифагорейской гармонией числа – конкретно, количества денег. Это, естественно, привело к кардинальной перестройке ментальности человека, существующего в этом мире.
Одной из главных черт является еще то, что вся эта политика сопровождалась апелляцией к простоте в противовес роскоши, что касалось, прежде всего, с борьбой против ввоза предметов роскоши из-за границы. Эта политика во многом была политической программой меркантилизма. Владелец богатства должен использовать это богатство не для покупки, а для торговли в целях еще большего накопления. Это евангелие накопления было, в частности, основой и исходной «тайной» протестантизма. Как видно, комплекс случайных, синергичных факторов подаводит нас к радикальной перстройке образа жизни европейского общества.
Меркантилизм
«Меркантилисты видели в деньгах общественную вещь, по преимуществу- всеобщий эквивалент..
Что деньги - богатство-, этот основной принцип меркантилизма находил себе опору в двух обстоятельствах. Во-первых, это самая поверхностная, тем самым по необходимости исходная точка зрения политической экономии. Последняя, как и всякая наука, начинает свое историческое развитие о видимости, т.е. от фактов, непосредственно данных на поверхности общественной жизни, чтобы лишь значительно позже прийти к сущности. Всякий знает, если он даже ничего не знает, что деньги- богатство.
Второе, более важное, обстоятельство заключается в том, что меркантилизм родился на заре капиталистического общества, которое разлагало натурально-феодальные отношения. Власть денег, деньги как основная общественная сила,- вот что выступает на первый план. Особенно ярко потребность в деньгах, их превращение в важнейшую общественную силу, испытывает государство, например для ведения войны, для содержания армии и флота.
Эти обстоятельства и привели непосредственно к положению: деньги- богатство» (Плотников И. Меркантилизм и его разложение \\Меркантилизм. ОГИЗ. Соцэкгиз 1933.с.19)
«Классическая точка зрения меркантилизма заключается в том, что источником богатства, т.е. денег, является внешняя торговля. Льюис Робертс начинает свое произведение (1641) с методов обогащения государства. Он находит, что таких методов существует три: война, колонии и внешняя торговля. Первые два - ненадежны, т.е. не всегда приводят к цели.., но третий и последний- внешняя торговля- считается самым надежным и легким!» ..
Источником богатства является не просто торговля, а именно внешняя торговля, которую многие меркантилисты сознательно противопоставляют внутренней, как бесплодной с точки зрения богатства страны.
Приведем выдержку из произведения писателя конца XVII в. Давенанта : «От того, что потребляется внутри страны, нация в общем ничуть не становится богаче; что один теряет, то другой выигрывает. Но все, что вывозится за границу, есть очевидная и верная прибыль.»» (Плотников И. Меркантилизм и его разложение \\Меркантилизм. ОГИЗ. Соцэкгиз 1933.с.21-22)
«Чтобы понять особенности меркантилизма, необходимо иметь в виду, что он возникает в процессе борьбы торгового капитала против так называемой политики денежного баланса. В противоположность последней его называют поэтому иногда политикой торгового баланса. Общим в системах денежного и торгового баланса является представление о деньгах, как единственном богатстве страны. На этом основании рассматривают иногда систему денежного баланса как ранний меркантилизм, а систему торгового баланса- как меркантилизм в собственном смысле слова» (Плотников И. Меркантилизм и его разложение \\Меркантилизм. ОГИЗ. Соцэкгиз 1933.с.27)
«Исторически система денежного баланса складывается в Англии уже к концу XIV в.. В царствование Ричарда II (1377-1405) складывается законодательство, цель которого заключается в том, чтобы сначала привлечь как можно более монеты из-за границы, затем употебить все усилия, чтобы удержать ее в стране и помешать снова исчезнуть. Практическими средствами для этого были: система складочных мер, законы об истрачении, учреждение монетного двора и должности королевских менял. Вывоз денег частными лицами был абсолютно запрещен. Высшего развития эта политика достигла в Испании, где за вывоз золота и серебра закон карал смертью. Такая политика преследовала чисто фискальные цели и была мыслима лишь до тех пор, пока внешняя торговля не выходила из рамок средневековой гильдейской структуры, из рамок меновой торговли..
Напротив, система торгового баланса выступает на сцену более высокая форма торгового капитала.. Необходимым условием для этого является расширяющаяся торговля, вывоз денежного капитала для купли товаров в одной стране и продажи их по выгодной цене в другой» (Плотников И. Меркантилизм и его разложение \\Меркантилизм. ОГИЗ. Соцэкгиз 1933.с.23)
«Меркантилизм выступает против системы складочных мест, кодекса об истрачении , наконец против попытки государства регулировать валютный курс… Это борьба крупного капитала против средневековой торговли» (Плотников И. Меркантилизм и его разложение \\Меркантилизм. ОГИЗ. Соцэкгиз 1933.с..24)
Борьба меркантилизма с расточительностью и роскошью- роскошь вредна не сама по себе, а поскольку она влечет за собой ввоз иностранных товаров. Меркантилизм---- Пуританизм?
«Причиной процветания Голландии являлось высокоразвитая по тому времени промышленность, которая поддерживалась исключительно на иностранном сырье, в частности на английской шерсти. Последняя до конца XVI века вывозилась относительно свободно. Елизавета попыталась запретить ее вывоз и поощрять вывоз сукна. Но в XVII в. голландцы получали контрабандную шерсть из Англии или же перерабатывали неотделанное и неокрашенное сукно, которое вывозили англичане, не быстро научившись хорошо икрасить и отделывать сукна. Помимо суконной промышленности в Голлландии процветала полотняная и шелковая промышленность.”
«Товары, которые страна производит и которыми она торгует, делятся на две группы: естественные и искусственные блага. Уже Мен, определив богатство как изобилие благ, необходимых для жизни, продолжает: «Это изобилие бывает доякого рода: одни блага являются естественными и имеют своим источником саму территорию, другие- искусственные и зависят от трудолюбия населения»
2. КОНЕЦ РЕМЕСЛА: МАНУФАКТУРА
Основой возникновения в Англии капиталистических форм хозяйствования было овцеводство. Производство шерсти в Англии с целью её вывоза во Фландрию приобретает особую роль в экономике в начале XVI века. В связи с этим началось известное «огораживание земель». С конца XVI века. В Англии началась целенаправленная политика по развитию своей суконной промышленности, при Елизавете вывоз шерсти был окончательно запрещен законом, и проводилась целенаправленная борьба с контабандным вывозом шерсти. Для целей развития собственной промышленности эмигранты из Фландрии, которые бежали от религиозных преследований со стороны Маргариты Пармской и герцога Альбы. Увеличение торговли сукном привело к расцвету торговых компаний. Прежде всего Компании Странствующих Купцов, а далеее Левантийской, Московской, Эстляндской, а с 1600 года - Ост-Индской. В связи с развитием торговли возникает напряжение с политикой запрета вывоза денег из страны. Правительство шло на эти требования крайне тяжело, существовала политика особых разрешений государственной власти на вывоз драгоценных металлов, да из доли ввозимой иностранной монеты. Эта политика сдерживала развитие торговли. Именно политика меркантилизма состояла в требовании отмены этих ограничений. Идеолог меркантилизма Томас Мен, выражая интересы Ост-Индской компании, членом правления которой он являлся в своем «Рассуждении о торговле с Ост-Индией» (1621) доказывал, что ограничение вывоза монеты сдерживает торговлю, не позволяет получить максимальную прибыль от неё.)))) КУДА??
К этому прибавляется еще один из факторов, обусловленный экологической ситуацией в Европе, которая сложилась в результате вырыбки лесов и снижения численности диких зверей, шкуры которых служили сырьем для изготовления одежды. Потому постепенно по всей Европе стали носить взамен меховой, шерстяную одежду. Эта перемена, можно сказать, и стала причиной новоевропейской культуры. В этом отношении давно пора провести комплексное исследование социокультурных изменений с точки зрения новой концепции социоестесвенной истории, хотя первые наметки уже имеются в известной работе Ф. Броделя «Материальная цивилизация.. и работ нашего историка Сказкина2222
Сукноделие выделилось в отдельную отрасль, главными центрами сукноделия первоначально были в Северной Италии и Фландрии. Появилась промышленность
В первой половине XVII в. в Нидерландах и Франции наблюдается быстрый рост мануфактур и рост буржуазной страты общества. Развитие организованного мануфактурного производства потребовало изменения менталитета человека в сторону строгой логичности, количественно-математического характера мышления.
С этим связана и идеология практицизма, игнорирование «откровения», неприятие созерцательной жизни как наиболее совершенной. Повышается статус ремесленника, торговца. Вот что пишет Декарт: «Можно, достигнуть познаний очень полезных в жизни, и вместо той умозрительной философии, которую преподают в школах, можно найти практическую философию, при помощи которой, зная силу и действие огня, воды, воздуха, звезд, небес и всех других окружающих нас тел так же отчетливо, как мы знаем различные занятия наших ремесленников, мы могли бы точно таким же способом использовать их для всевозможных применений и тем самым сделаться хозяевами и господами природы» (Декарт Р. Избр. 1950, с.305) Декарт превозносит «искусство ткачей и обойщиков»: «все эти искусства удивительно хорошо развивают ум, если только мы постигаем их не с помощью других, а самостоятельно. Не заключая в себе ничего темного и будучи всецело доступными человеческому уму, они с необыкновенной отчетливостью вскрывают перед нами бесчисленное множество систем, хотя и отличающихся друг от друга, но тем не менее правильных, в надлежащем соблюдении которых заключается почти вся проницательность человеческого ума» (Декарт Изб 1950 с.115)
Ремесло в средневековье было таинством, облачено в мистическую эзотерическую форму, как подчеркивает Б.Г. Кузнецов: «Ремесленные технологии, в отличие от энергетики мануфактурных мастерских, верфей, арсеналов, металлургических заводов и рудников, не давала подобных рациональных схем» (Кузнецов Б.Г. Пути физической мысли. М.: Наука, 1968 с.129)
На становление новоевропейского менталитета повлияло и следующее, на что указывает в частности Ю.К. Мельвиль: «В случае мануфактуры простейшие элементы (станданртизированные и легко осваимваемые) становятся делом различных работников. Массовому стандартизированному производству соответствует и массовый однообразный продукт, сменивший средневековые ремесленные шедевры. Такой характер продукта и производства уже делал возможным и даже требовал соответствующей системы воспроизводства кадров, т.е. организации массового обучения «безличному» знанию, стандартным навыкам исполнения элементов производственной деятельности, подготовки «частичных», узкоспециализированных работников, в совокупности своей представлявших аналог машины по производству стандартной продукции. Эзотеричная система воспитания мастеров быстро исчезла вместе со средневековой цеховой организацией» (Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX- начала XX века. М.: Высш.шк., 1988 с.27-28)
3. НИДЕРЛАНДЫ КАК ЦЕНТР ЕВРОПЕЙСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Нидерланды представляли собой в средневековье топкую лесистую местность. В IX веке Гент был приморским портом, Брюгге был портом в XII веке.
Амстердам полностью построен на сваях.
ОБЩЕСТВО
ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА
Декарт: «Несомненно, что каждый раз, когда мы впадаем в ошибки, недостаток- именно в нашем образе действий или способе пользования свободой, а не в нашей природе, ибо она всегда одна и та же, верно ли, ошибочно мы судим» (Декарт Р. Избранные произведения. М.,1950 с.442)
ГУГО ГРОЦИЙ (1583-1645)
Следует отметить популярные теории естественного права. Особо авторитетно учение Гуго Гроция (1583-1645) – выдающегося голландского юриста. Его основной труд «О прва войны и мира» (1625). Естественное право им понималось как предписание «здравого разума». Разум является критерием моральной оценки тех или иных норм и установлений. Если какое-либо установление неразумно, то оно и не может быть должным и правильным.
2. ДВЕ ПАРАДИГМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ XVII ВЕКА.
Главной дилеммой того периода было противостояние двух «паттернов» государственного устройства Европы. Один «паттерн» являла собой Испания – классический образец абсолютизма, которому старались подражать все европейские монархи. Кроме того, что она являла собой образец, она еще и представляла опасность для европейских государств, ибо являляла собой силу, которая стремилась создать единую Европу, построенную на принципах имперского «абсолютизма». С другой стороны, ему противостояла «модель» построения государства на принципах «конституционной» монархии и парламетаризма, «паттерн» которого давала Англия. В этом отношении Франция являляла собой некий «средний» вариант.
Важным было еще то, что происходил окончательный вывод церкви от функций государственного управления.
Все это противостояние принципов получило конкретное выражение в европейской Тридцатилетней войны, где эти принципы вступили в противоборство, получили реальное «кровавое» выражение. Победил, в конце концов, как известно принцип «конституционной» монархии, победил британский тип правления и организации социальной жизни. На утверждение этого принципа ушло много времени – весь XVII и XVIII век.
Б.ПОРШНЕВ О ЕВРОПЕ XVII В.:
«В Западной Европе в течение почти полутораста лет до Вестфальского мира, т.е. с начала XVI в., международная жизнь наполнена борьбой двух концепций, двух государственных систем. Одна из них неразрывно связана с именем Габсбургов. Это- концепция к единой империи, объединяющей ряд европейских стран, в перспективе- всю Западную Европу, да еще и с ее только что возникшими заокеанскими колониями. Во главе всемирной империи стоит поддерживаемый папством германо- римский император, а все государства- члены империи- являются его вассалами» (1.9)
«В ожесточенной борьбе с этой концепцией формировалась и крепла вторая: концепция национального абсолютизма.»(1.10)
«Франции, в первой половине XVI в., со всех сторон окруженной владениями Карла V , в результате сорокалетних войн удалось к 1559 г. отбиться от смертельных обьятий империи…Около того же времени, воцарением Елизаветы (в 1558 году), вырвалась из-под габсбургского влияния и Англия»(1.10)
Карл V на основаниии «дара» папы Бонифация VIII объявил Францию имперской собственностью. История такова. Папа Бонифаций VIII (1294-1303) в борьбе с фр.корлем Филиппом IV Красивым объявил вакантным и предложил Альбрехту I Австрийскому (Габсбургу). Дар был не принят, но впоследствии послужил предлогом для габсбургских притязаний на французские земли.
АБСОЛЮТИЗМ
Распространение абсолютизма получило, прежде всего, в Испании, затем ведущая роль перешла к Франции.
Надо всегда учитывать, что те артефакты культуры, которые нам известны от тех времен, это порождение дворянской культуры, которая была бесконечно далека от культуры подавляющей массы населения Европы того времени. Это культура приблизтельно около 30 тысяч семейств или 140 тысяч французов. Абсолютизм монарха был куплен путем ограничния свободы и независимости феодальной элиты, она становилась придворной элитой, куплен он дорогой ценой.
Абсолютизм как таковой никогда не был естественным, он был переходной формой. О потому идеология искусственности адекватно ей присуща.
Важным моментом французской культуры – это стремление к объединению страны, которое далоасть французам тяжело. Столетняя война.
\\\\\\\
Как правильно писал наш выдающийся историк и философ Н.И. Кареев: «Общий дух XVII века в Западной Европе был монархический, абсолютистский. Сословно-представительские учреждения всюду приходили в упадок»(Кареев Н.И. Две английские революции XVII века. Пг.,1924 с.52)
В 1556 году Карл V отрекся от престола, и его Импреия рассыпалась. Испания с нидерландскими и итальянскими владениями досталась сыну Карлу Филиппу II , наследственные австрийские владения Габсбургов вместе с традиционным правом на германский императорский титул – брату Карла V Фердинанду I .
Гоббс: «..Если бы причины человеческих поступков были известны с той же достоверностью, с какой познаются соотношения величин в геометрических фигурах, то честолюбие и алчность, лживая власть которых поддерживается извращенным мнением о праве и бесправии, оказались бы бессильны и человеческий род наслаждался бы … постоянным миром» ( избр. С.281???)
АНГЛИЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ
Основатель традиции экономической истории Д. Т. Роджерс считал, что расцвет овцеводства обусловлен тем, что в Англии были обеспечены условия для гарантий безопасного с точкизрения хищения и разбоя разведения овец.
3. ИЗМЕНЕНИЯ В ФОРМАХ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИТЕРАТУРА:
1. Савин А.Н. История Англии в XVII веке. М., 1910.
Шахов а.А. Гете и его время. СПб., 1891.
КЛАССИЦИЗМ
АБСОЛЮТИЗМ
Свои идеи европейские монархи брали из римских традиций императоров и от идей легистов.
ЭКОНОМИКА
Общий освободительный акт был дан еще Людовиком X (1315), но процесс освобождения крестьян шел медленно и был завершен только в XVIII веке
ГЛАВА 2 ВРЕМЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ
«Католическая церковь и феодальная синьерия находилась в антагонизме с государством… Новое время есть время роста государства, его борьбы с католицизмом и феодализмом, * борьбы, проявившейся в реформации XVI в., и в абсолютизме (особенно «просвещенном» XVIII в.) и в революции 1789 г. В этой борьбе государство находит содействие и опору со стороны светского общества и народной массы, выделяющих из себя новые не-церковные элементы интеллигенции, каковы легисты, гуманисты, ученые и т.п., и новые не-феодальные классы общества, каковы горожане. Появление этих элементов и классов – то же признаки наступления нового времени» (Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время. Т.1. СПб., 1914. С.17)
«Господство католико-феодального строя предполагает не только слабость государства предполагает не только слабость государства, но и неразвитость личного начала в общественной жизни, равно как и разрушение этого строя велось не только сверху, т.е. государственной властью во имя так или иначе понимаемого общего блага, но и снизу придавленными силами общества во имя личной свободы, было ли то гражданская свобода, которой добивались горожане, или свобода духовная, деятелями которой являлись гуманисты, протестанты, «просветители» XVIII в.» (Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время. Т.1. СПб., 1914. С.17)
«Средневековая католико-феодальная система возможна была лишь при ослаблении государственной власти и личной свободы, новое же время есть эпоха развития государственности и индивидуализма (причем, заметим мимоходом, первая делала более быстрые успехи, чем второй, пока до стороны последнего не началась реакция против поглощения личности в государстве)» (Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время. Т.1. СПб., 1914. С.18)
ФИЛОСОФСКИЙ ВЕК»
«Почти религиозная вера в силу разума и в достижимость человеческих идеалов, а также сознание своего долга содействовать общему благу напоминают нам крепкую веру и непоколебимый ригоризм реформационной эпохи, и даже мыслители, которые объявляли, что в основе всех поступков человека лежит эгоизм, в действительности одушевлялись в своей деятельности принципами, имевшими для них значение религиозных заповедей» (Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время. Т.3. СПб., 1899. С.143)
ВОЛЬТЕР
Вольтер сыграл большую роль в формировании европейской ментальности, как всегда, в данном случае необходима определенная степень «профанирования», чему соответствовали уровень и стиль вольтеровских сочинений. В 1762 году Вольтер поехал в Англию, эта поездка сильно повлияла на него. Результатом явились «письма об Англии»(1734), где прославлялся парламентаризм. Это соответствовало общему духу французского дворянства, которое было поражено «англоманией».
ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ
Как писал Н.И. Кареев: «В конце XVIII века западная Европа вступила в столь же бурную эпоху, как и в начале XVI столетия, но как тогда общественные движения совершались под знаменем религиозных идей, еще ранее высказывавшихся в литературе, так и движениями, начавшимися в конце XVIII в., предшествовала эпоха работы культурной мысли, направленной на вопросы философские, нравственные и общественные. Это явление и составляет одну из характерных особенностей XVIII столетия , века «просвещения»… или «философского века», как его также называют. Новые культурные направления, соединившие в себе результаты гуманизма и протестантизма, усвоившие свободомыслие и светский характер первого и унаследовавшее от второго элементы религиозной и политической свободы, в середине XVIII в. овладело до известной степени абсолютными монархиями и их советниками, что породило характерное явление «просвещенного деспотизма», как его еще называют, характеризующее приблизительно пять десятилетий перед началом французской революции (1740-1789)» (Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время. Т.3. СПб., 1899. С.??)
1. ФРИДРИХ И ИОСИФ
Рассматриваемый период иногда называют «Веком Фридриха» (1740-1786)
В Англии сыграло роль правление Р. Уолпола (1721-1742), который своей практикой заложил основы парламентского типа правления, со всей системой управления ею через систему подкупа и «гнилых местечек». В Англии имел большой резонанс процесс Джона Уилкса в начале правления Георга III (1760-1820). Если во времена Реформации мы имеем противостояние духовенства и дворянства как существенной черты того времени, то в этот период достигает напряженности противостояние между аристократией и буржуазией.
В крушении аристократии сыграла большую роль афера Лоу, которая обанкротила многих аристократов.
§3.
Литература:
1. Шлоссер История XVIII столетия и девятнадцатого до падения французской империи.
2. Вебер Г. Всеобщая история.
3. Ковалевский М.М. Происхождение современной демократии.
4. Вебер А. Рост городов.. Спб.,1903
5. Пиренн А. Средневековые города Бельгии. М.,1937
6. Гизо Ф. История цивилизации в Европе.
7. Лависс Общий взгляд на политическую историю Европы.
8. Кареев Н.И. Западно-европейская абсолютная монархия XVI, XVII и XVIII вв. Спб., 1908 (71875)
9. Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время. СПб.
|