Обратная связь
|
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Исследователь, преподаватель-исследователь
Форма обучения
Очная
по направлениям
«Химические науки» (04.06.01)
«Науки о земле» (05.06.01)
«Биологические науки» (06.06.01)
Статус дисциплины: Блок 1 «Образовательные дисциплины»
Базовая часть
Новосибирск
Рабочая программа составлена на основании федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 16.03.2011 г. № 1365; учебного плана подготовки аспирантов НГУ по основной образовательной программе послевузовского профессионального образования (аспирантура) по дисциплине «История и философия науки», программы-минимум кандидатского экзамена, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 08.10.2007 г.. № 274.
Автор-разработчик
Зуев В.В., д.ф.н., доцент
АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа составлена на основании федеральных государственных образовательных стандартов к основной образовательной программе высшего образования подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Курс «История и философия науки. Философские проблемы биологии, химии и геологии» построен с учетом требований программы кандидатского экзамена «История и философия науки», одобренной Президиумом Высшей аттестационной комиссии МО РФ. Содержание программы определяется направлением подготовки аспиранта.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель освоения дисциплины «История и философия науки. Философские проблемы биологии, химии и геологии» выработать у аспирантов представление об основных философских проблемах, статусе дисциплины как науки, способе бытия объектов исследования, особенностях развития теории, месте науки в духовной культуре каждой эпохи. Сформировать у аспирантов принципы использования этих представлений в учебной и научной работе. Раскрыть общие закономерности возникновения и развития науки, показать соотношение гносеологических и ценностных подходов в прогрессе научного знания.
Изучение дисциплины предполагает выполнение следующих задач:
1) Формирование у аспирантов в процессе изучения истории и философии биологии, химии, геологии философской культуры и навыков ученого-методолога для подготовки к сдаче кандидатского экзамена «История и философия науки», второй составной частью которого являются проблемы истории и философии биологии, химии, геологии.
2) Освоение особенностей работы в рамках методологических программ биологии, химии, геологии.
3) Формирование представлений о природе биологии, химии, геологии, их месте в системе других наук и в культуре в целом.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП АСПИРАНТА
Дисциплина «История и философия науки. Философские проблемы биологии, химии, геологии» входит в состав базовой части учебной программы. В ней рассматриваются история биологии, химии, геологии, основные этапы их становления и развития и возникающие в связи с их исторической эволюцией проблемы, имеющие культурный контекст. Это философские и методологические проблемы: проблемы онтологии – проблема способа бытия объектов биологии, химии, геологии, проблема пространства и времени при описании биологической, химической и геологической реальности и др., проблемы методологии – становление и развитие концептуальных систем в химии, особенности развития теории в биологии и геологии и т.д. В ходе освоения курса аспирант овладевает знанием основных концепций философии науки, изучающих биологию, химию, геологию.
Для успешного освоения дисциплины обучающимся необходимы следующие знания и умения
- знание курса «Основы философии», а также курса «История и философия науки»
- знание курса «История и философия биологии, химии, геологии»
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
· способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий (ОПК-1);
· способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);
· способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);
· Далее указываются профессиональные компетенции в соответствии с образовательными стандартами по направлениям подготовки.
3.2 Требования к результатам освоения содержания дисциплины:
Аспирант, завершивший изучение данной дисциплины, должен:
Знать:
· основы философских проблем своей науки, способствующие развитию его общей методологической культуры и социализации аспиранта как ученого
Уметь:
· самостоятельно работать с литературой, выступать публично;
· формировать суждения о значении и последствиях своей профессиональной деятельности с учетом социальных и этических аспектов;
· понимать значимость своей науки в культуре, и, в частности, значимость того раздела, которым он профессионально занимается
Владеть:
· способностью разобраться в философских проблемах как своей науки вообще, так и той ее отрасли, которую аспирант выбрал в качестве своей сферы научной работы,
· способностью собирать, анализировать и использовать данные, связанные с развитием науки и отдельных ее разделов, разбираться в дискуссиях о сущности и статусе науки, о научных революциях, о ее роли в культуре
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
№
п/п
| Раздел дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
| Лекции
| Лаб.раб.
| Практика
| Сам. Работа
| Всего
| 1.
| Предмет философии биологии, химии, геологии и его эволюция. Место биологии, химии, геологии в нелинейной классификации наук
|
|
|
|
|
|
|
| Устный опрос
| 2.
| Принцип развития в биологии, геологии, химии. Глобальный эволюционизм
|
|
|
|
|
|
|
| Устный опрос
| 3.
| Проблемы экофилософии
|
|
|
|
|
|
|
| Устный опрос
| 4.
| Проблемы онтологии биологии и геологии
|
|
|
|
|
|
|
| Устный опрос
| 5.
| Основные философско-методологические проблемы биологии, химии, геологии
|
|
|
|
|
|
|
| Устный опрос
|
| История биологии, химии, геологии (написание реферата)
|
|
|
|
|
|
|
| Защита реферата
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
|
| Кандидатский
экзамен
| Самостоятельная работа студентов по темам дисциплины заключается в выполнении практических заданий, самостоятельной работе с литературой и самостоятельной внеаудиторной работе.
Виды самостоятельной работы аспирантов:
- изучение работ классиков философии, рассматривавших проблемы биологии, химии, геологии;
- изучение работ ученых, посвященных вопросам сущности науки, механизмов ее развития и обоснования;
- изучение работ по философии науки.
К самостоятельной работе аспирантов относится также работа над рефератом по истории биологии (выбор темы, составление плана, изучение литературы, возможно обсуждение некоторых рефератов на семинарских занятиях).
СОДЕРЖАНИЕ
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела дисциплины
| 1.
| Предмет философии биологии, химии, геологии и его эволюция
| Биология.Природа биологического познания. Сущность и специфика философско-методологических проблем биологии. Основные этапы трансформации представлений о месте и роли биологии в системе научного познания. Эволюция в понимании предмета биологической науки.
Изменения в стратегии исследовательской деятельности в биологии. Проблема описательной и объяснительной природы биологического знания в зеркале неокантианского противопоставления идеографических и номотетических наук (1920-1930-е гг.). Биология сквозь призму редукционистски ориентированной философии науки логического эмпиризма (1940—1970-е гг.). Биология с точки зрения антиредукционистских методологических программ (1970-1990-е гг.). Проблема «автономного» статуса биологии как науки. Проблема системной организации в биологии. Организованность и целостность живых систем. Эволюция представлений об организованности и системности в биологии (по работам А.А. Богданова, В.И. Вернадского, Л. фон Берталанфи, В.Н. Беклемишева). Принцип системности в сфере биологического познания как путь реализации целостного подхода к объекту в условиях многообразной дифференцированности современного знания о живых объектах.
Проблема детерминизма в биологии. Место целевого подхода в биологических исследованиях. Основные направления обсуждения проблемы детерминизма в биологии: телеология, механический детерминизм, органический детерминизм, акциденционализм, финализм. Детерминизм и индетерминизм в трактовке процессов жизнедеятельности. Разнообразие форм детерминации в живых системах и их взаимосвязь. Сущность и формы биологической телеологии: феномен «целесообразности» строения и функционирования живых систем, целенаправленность как фундаментальная черта основных жизненных процессов, функциональные описания и объяснения в структуре биологического познания.
Роль философской рефлексии в развитии наук о жизни. Философия биологии в исследовании структуры биологического знания, в изучении природы, особенностей и специфики научного познания живых объектов и систем, в анализе средств и методов подобного познания. Философия биологии в оценке познавательной и социальной роли наук о жизни в современном обществе.
Химия.Фундаментальные понятия химии и их эволюция: атом, элемент, химическая связь, структура, молекула, химическое соединение, химическое вещество, фаза, химическая реакция, фазовый переход. История развития представлений об атомах и молекулах. Понятие структуры в химии. Эволюция структурных представлений. Закон постоянства состава и структуры как основной закон химии. Дальтониды и бертоллиды. Дедукция и индукция в науке. Понятия и законы. Фундаментальные законы и эмпирические обобщения. Эмпирический характер химии. Эксперимент и теория в химии. Роль модельных представлений. Взаимосвязь модели и метода. Особенности химического мышления. Природа химических понятий. Их фундаментальность и эмпиричность. Классификация физических методов исследования в химии. Методологические основы экспериментальных исследований в современной химии.
Тенденция физикализации химии. Три этапа физикализации: 1) проникновение физических идей в химию, 2) построение физических и физико-химических теорий; 3) редукция фундаментальных разделов химии к физике. Редукция теории химической связи к квантовой механике. Редукция и редукционизм в химии. Редукционизм и единство знания. Гносеологический, прагматический и онтологический редукционизм.
Приближенные методы в химии. Проблема смысла и значения приближенных методов как одна из центральных для философии химии.
Геология.Геологическая картина мира как отражение геологической реальности. Особенности исторического формирования картины геологической реальности. Становление представлений о системном характере объекта геологии. Место геологии в нелинейной генетической классификации наук. Ее соотношение с пограничными науками: физикой и химией, с одной стороны, и биологией, географией и социальными науками, с другой. Место геофизики и геохимии в составе геологических дисциплин. Определение места геологии в генетической классификации наук – методологическая основа обоснования самой геологии как науки, раскрытие закономерностей ее внутреннего деления, изучения соотношения законов и методов геологии с законами и методами пограничных наук.
| 2.
| Принцип развития в биологии, геологии, химии. Глобальный эволюционизм
| Биология.Понятие жизни в современной науке и философии. Многообразие подходов к определению феномена жизни. Соотношение философской и естественно-научной интерпретации жизни.
Основные этапы развития представлений о сущности живого и проблеме происхождения жизни. Философский анализ оснований исследований происхождения и сущности жизни.
Структурно-инвариантный и эволюционно-исторический аспекты проблемы сущности живого.
Основные этапы становления идеи развития в биологии. Структура и основные принципы эволюционной теории. Развитие эволюционных идей: первый, второй и третий эволюционные синтезы. Проблема биологического прогресса. Роль теории биологической эволюции в формировании принципов глобального эволюционизма.
Воздействие биологии на формирование новых норм, установок и ориентации культуры.
Философия жизни в новой парадигматике культуры. Воздействие современных биологических исследований на формирование в системе культуры новых онтологических объяснительных схем, методолого-гносеологических установок, ценностных ориентиров и деятельностных приоритетов.
Потребность в создании новой философии природы, исследующей закономерности функционирования и взаимодействия различных онтологических объяснительных схем и моделей, представленных в современной науке.
Роль биологии в формировании общекультурных познавательных моделей целостности, развития, системности, коэволюции.
Химия.Концептуальные системы химии как относительно самостоятельные системы химических понятий и как ступени исторического развития химии. Эволюция концептуальных систем.
Эволюционная химия как учение о высших формах химизма и о химической эволюции материи. Изучение процессов самоорганизации вещества: от атомов и простейших молекул до живых организмов.
Этапы химической эволюции:
1) астрофизический: синтез ядер химических элементов, синтез молекул в межзвездной среде;
2) космохимический: эволюция химических соединений на планетах, спутниках и кометах;
3) геохимический;
4) биогеохимический;
5) антропохимический.
Геология.Основные парадигмы в современной теоретической геологии: геосинклинальная (вертикальное движение океанических и континентальных блоков литосферы), мобилистская теория тектоники (горизонтальное перемещение блоков литосферы и целых континентов), теория расширяющейся планеты.
| 3.
| Проблемы экофилософии
| Биология.Экофилософия как область философского знания, исследующая философские проблемы взаимодействия живых организмов и систем между собой и средой своего обитания. Становление экологии в виде интегральной научной дисциплины: от экологии биологической к экологии человека, социальной экологии, глобальной экологии. Превращение экологической проблематики в доминирующую мировоззренческую установку современной культуры. Экофилософия как рефлексия над проблемами среды обитания человека, изменения отношения к бытию самого человека, трансформации общественных механизмов.
Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы. Генезис экологической проблематики. Экофильные и экофобные мотивы мифологического сознания. Античная экологическая мысль. Экологические воззрения Средневековья и Возрождения. Экологические взгляды эпохи Просвещения. Экологические идеи Нового времени. Дарвинизм и экология. Учение о ноосфере В.И. Вернадского. Новые экологические акценты XX в.: урбоэкология, лимиты роста, устойчивое развитие. Современные идеи о необходимости нового мирового порядка как способа решения глобальных проблем современности и обеспечения перехода к стратегии устойчивого развития. Историческая обусловленность возникновения социальной экологии. Основные этапы развития социально-экологического знания. Предмет и задачи социальной экологии, структура социально-экологического знания и его соотношение с другими науками. Специфика социально-экологических законов общественного развития, их соотношение с традиционными социальными законами. Социальная экология как теоретическая основа преодоления экологического кризиса.
Специфика хозяйственной деятельности человека в процессе природопользования, ее основные этапы. Особенности хозяйственной деятельности с учетом перспективы конечности материальных ресурсов планеты. Основные направления преобразования производственной и потребительской сфер общества с целью преодоления экологических трудностей. Направления изменения системы приоритетов и ценностных ориентиров людей в условиях эколого-кризисной ситуации. Пути преодоления конечности материальных ресурсов при одновременном поступательном развитии общества.
Современный экологический кризис как кризис цивилизационный: истоки и тенденции. Направления изменения биосферы в процессе научно-технической революции. Принципы взаимодействия общества и природы. Пути формирования экологической культуры.
Духовно-исторические основания преодоления экологического кризиса. Этические предпосылки решения экологических проблем. Экология и экополитика. Экология и право. Экология и экономика. Концепция устойчивого развития в условиях глобализации. Экология и философия информационной цивилизации. Критический анализ основных сценариев экоразвития человечества: антропоцентризм, техноцентризм, биоцентризм, теоцентризм, космоцентризм, эксцентризм. Смена доминирующих регулятивов культуры и становление новых конститутивных принципов под влиянием экологических императивов. Новая философия взаимодействия человека и природы в контексте концепции устойчивого развития России.
Образование, воспитание и просвещение в свете экологических проблем человечества. Роль образования и воспитания в процессе формирования личности. Особенности экологического воспитания и образования. Необходимость смены мировоззренческой парадигмы как важнейшее условие преодоления экологической опасности. Научные основы экологического образования. Особенности философской программы «Пайдейя» в условиях экологического кризиса. Практическая значимость экологических знаний для предотвращения опасных разрушительных процессов в природе и обществе. Роль средств массовой информации в деле экологического образования, воспитания и просвещения населения.
Геология.Введение В.И.Вернадским в научную литературу особого геохимического принципа выделения земных оболочек по основной геологической силе, влияющей на химический состав земных оболочек и на миграцию химических элементов. В.И.Вернадский о биосфере Земли как совокупности верхних слоев литосферы, образованных органическими осадками, гидросферы, химический состав которой во многом зависит от деятельности живых организмов, тропосферы, кислород которой вторичного происхождения и самого «живого вещества». Зарождение внутри биосферы человечества, которое на основе науки и техники переделывает биосферу в ноосферу. Существующие границы биосферы: невозможность существования живого при высоких давлениях и температуре внутри земной коры и низком давлении и температуре в высоких слоях атмосферы, при жестком космическом излучении. В.И.Вернадский о переходе биосферы в ноосферу. Ноосфера как высший этап развития биосферы. Анализ экологических последствий полного перехода биосферы в ноосферу.
Различное понимание геологической среды и ее роли в жизни общества. Соотношение понятий «геологическая среда» и «географическая среда человеческого общества». Соотношение социосферы и экосферы. Объект и предмет геоэкологии. Геоэкология, ее содержание и логическая структура. Определение объекта и предмета экологической геологии. Экологические функции литосферы. Задачи экологической геологии в обосновании управления экологической обстановкой.
| 4.
| Проблемы онтологии биологии и геологии
| Биология.Проблема «биологической реальности». Множественность «образов биологии» в современной научно-биологической и философской литературе.
Геология.Проблема пространства и времени в геологии. Значение обыденного понимания пространства и времени в геологии как взаимного расположения геологических объектов и процессов и их последовательного изменения относительно шкалы нигде не существующего равномерно текущего времени. Возможные ошибки в определении возраста горных пород по руководящей флоре и фауне. Сущность и свойства геологического пространства и времени. Наличие разновозрастных участков земной коры как признак существования отдельных геологических систем со специфическим геологическим круговоротом вещества и специфических форм бытия – геологического пространства и времени.
Соотношение цикла (время) и циклита (вещественное содержание, наполняющее пространственный объем) как выражение геологического аспекта проблемы единства пространства и времени. Цикл – время действия некоторого процесса, а циклит – вещественное содержание результата этого действия.
Принцип глобальных геологических процессов, обусловленных факторами с галактическими масштабами воздействия. Отсчет внутреннего времени для «системы Земля» как соответствие с астрофизической периодизацией, которая отражена в геологических процессах и явлениях (как историческая летопись) в виде глобальных геологических циклов.
| 5.
| Основные философско-методологические проблемы биологии, химии, геологии
| Биология. Философские проблемы этологии. Эволюционная этика как исследование популяционно-генетических механизмов формирования альтруизма в живой природе. Приспособительный характер и генетическая обусловленность социабельности. От альтруизма к нормам морали, от социабельности — к человеческому обществу. Понятия добра и зла в эволюционно-этической перспективе. Эволюционная эпистемология как распространение эволюционных идей на исследование познания. Предпосылки и этапы формирования эволюционной эпистемологии. Кантовское априори в свете биологической теории эволюции. Эволюция жизни как процесс «познания». Проблема истины в свете эволюционно-эпистемологической перспективы. Эволюционно-генетическое происхождение эстетических эмоций. Высшие эстетические эмоции у человека как следствие эволюции на основе естественного отбора. Категории искусства в биоэстетической перспективе.
Исторические предпосылки формирования биоэтики. Биоэтика в различных культурных контекстах. Основные принципы и правила современной биомедицинской этики. Социальные, этико-правовые и философские проблемы применения биологических знаний. Ценность жизни в различных культурных и конфессиональных дискурсах.
Исторические и теоретические предпосылки биологической интерпретации властных отношений. Этологические и социобиологические основания современных биополитических концепций. Основные паттерны социабельного поведения в мире живых организмов и в человеческом обществе. Проблемы власти и властных отношений в биополитической перспективе.
Социально-философский анализ проблем биотехнологий, генной и клеточной инженерии, клонирования.
Химия.Концептуальные системы химии как относительно самостоятельные системы химических понятий.
Получение вещества с заданными свойствами как цель химии на всех этапах её развития. Две важнейших задачи химии – практическая и теоретическая, которые не могут быть решены отдельно друг от друга. Получение вещества с заданными свойствами не может быть осуществлено без выявления способов управления свойствами вещества, или, что то же самое, без понимания причин происхождения и обусловленности свойств вещества. Таким образом, химия есть одновременно и цель и средство, и теория и практика.
Способы решения теоретической задачи химии в соответствии со структурной иерархией самого вещества. Уровни организации химического вещества:
1. Субатомные частицы.
2. Атомы химических элементов.
3. Молекулы химических веществ как унитарные (единые) системы.
4. Микро- и макроскопические системы реагирующих молекул.
5. Мегасистемы (Солнечная система, Галактика и т.п.)
2 – 4 уровни организации химического вещества, как основные уровни, необходимые для разрешения проблемы происхождения свойств. Зависимость свойств вещества от трёх факторов:
1. От элементарного состава;
2. От структуры молекулы вещества;
3. От организации системы.
Зависимость концептуальных систем химии от иерархии изучаемых материальных объектов. Содержание концептуальных систем: совокупность теорий и методологических принципов, используемых для описания и изучения свойств вещества на каком-либо уровне организации. Четыре концептуальных системы химии:
1. Учение о составе;
2. Структурная химия;
3. Учение о химическом процессе;
4. Учение о химической эволюции.
Первая концептуальная система – учение об элементах
Учение об элементах как исторически первый тип концептуальных систем, явившийся теоретической основой объяснения свойств и отличительных признаков веществ. Античный этап учения об элементах. Р.Бойль и научное понятие элемента. Основной тезис учения о составе: свойства вещества определяются его составом, т.е. тем, из каких элементов и в каком их соотношении образовано данное вещество. Объект учения о составе – вещество как совокупность атомов.
Ранние формы учения об элементах - теория флогистона, ятрохимия, пневмохимия и кислородная теория Лавуазье. Периодическая система Менделеева как завершающий этап развития учения об элементах.
Вторая концептуальная система – учение о структуре химических элементов
Структурная химия как теоретическое объяснение динамической характеристики вещества - его реакционной способности. Возникновение структурных теорий в процессе развития органической химии (изучение изомеров и полимеров в работах Кольбе, Кеккуле, Купера, Бутлерова). Атомно-молекулярное учение как теоретическая основа структурных теорий.
Причина появления структурной химии – открытие явлений изомерии и металепсии, которые не могли быть объяснены в рамках существующих понятий. Новые теории, предлагающиеся для объяснения этих фактов; объект структурной химии – молекула химического вещества как единое целое. Появление новой концептуальной системы как превращение химии из науки преимущественно аналитической в науку синтетическую.
Третья концептуальная система – учение о химических процессах
Кинетические теории как теории химического процесса, поставившие на повестку дня исследование организации химических систем (их механизм, кинетические факторы, “кибернетику”). Химическая кинетика и проблема поведения химических систем. Концепция самоорганизации и синергетика как основа объяснения поведения химических систем.
Учение о процессе как следствие накопления экспериментальных фактов, указывающих на то, что законы, управляющие химическими реакциями, не могут быть сведены к составу вещества и структуре его молекулы. Недостаточность знания состава вещества и структуры молекул для предсказания свойств вещества, которые в общем случае обусловлены ещё и природой сореагентов, относительными количествами реагентов, внешними условиями, в которых находится система, наличием в системе веществ, стехиометрически не участвующих в реакции (примесей, катализаторов, растворителя и т.п.). Кинетическая система как предмет изучения химии, в которой состав вещества и структура его молекул представлены лишь как частности. Теоретическое обоснование эмпирических понятий химического сродства и реакционной способности в химической термодинамике, химической кинетике и учении о катализе. Решение важнейших практических вопросов управления химическими превращениями, внедрение в химическую технологию принципиально новых процессов как следствие создания учения о химическом процессе.
Геология.Соотношение эмпирического и теоретического в современной геологии. Геологическое наблюдение как взаимодействие объективного (природный объект) и субъективного (геолог) факторов. Двойственность геологического наблюдения: 1) – база для описания свойств геологических объектов и их картирования; 2) – фактический материал для создания различных классификаций и «генетических построений». Отсутствие независимых методов контроля «генетических построений», появление субъективных интерпретаций, или «теорий»; определение их значимости исключительно авторитетом или руководящей ролью исследователя. Как следствие, появление разных вариантов определения этапов рудообразования на месторождении или даже генетических схем, предлагаемых разными исследователями, а также искажение функций и роли вспомогательных методов исследований, например, геохронологических,
Классификация и теория в системе геологического знания. Классификационная деятельность – классифицирование объектов, присвоение им имен, построение классификаций. Проблема естественной классификации в геологии.
Три этапа теоретического геологического исследования: 1) отправной, или предмодельный, на котором выдвигаются некоторые предположения об интересующих нас связях, строятся гипотезы; 2) модельный, на котором ищутся и проверяются связи, а затем выстраиваются в некоторую систему (модель) объекты, свойства и процессы, существование связей между которыми доказано; 3) интерпретационный, на котором уточняются или же полностью переделываются предмодельные построения
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ходе изучения дисциплины могут применяться следующие образовательные технологии:
· лекции с использованием интерактивного оборудования – проектор, доска;
· семинарские занятия, предусматривающие обсуждение вопросов, обозначенных в темах дисциплины; коллоквиумы, на которых предусмотрены организованные выступления и дискуссии по выделенным вопросам и источникам;
· самостоятельная работа, необходимая для получения и закрепления полученных знаний по истории и философии науки.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В процессе преподавания дисциплины применяется текущий и итоговый контроль знаний. Текущий контроль основан на выполнении студентами работы по подготовке к семинарам и коллоквиумам, предполагающей самостоятельную работу с литературой, анализ информации. Формы контроля – фронтальный и выборочный опросы, доклады на семинарских занятиях, составление презентаций по отдельным темам и авторам. Например, по проблеме сущности живого и его происхождения, философским проблемам этологии и т.д.
Темы практических занятий
|
|