Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Встроенные стандартные математические функции, используемые в Turbo Pascal.

Используются в арифметических выражениях.

Функция Назначение Тип аргумента Тип функции
Abs(x) Вычисление абсолютного значения x вещественный целый вещественный целый
sqr(x) Вычисление квадрата x вещественный целый вещественный целый
sqrt(x) Вычисление квадратного корня из x вещественный целый вещественный вещественный
sin(x) Вычисление синуса x вещественный целый вещественный вещественный
cos(x) Вычисление косинуса x вещественный целый вещественный вещественный
arctan(x) Вычисление арктангенса x вещественный целый вещественный вещественный
exp(x) Вычисление экспоненты (числа e=2,71828…) в степени x вещественный целый вещественный вещественный
ln(x) Вычисление натурального логарифма x вещественный целый вещественный вещественный
log(x) Вычисление десятичного логарифма x вещественный целый вещественный вещественный
Pi Число p нет вещественный

Структура программы:

Заголовок программы (необязателен) Program <имя>;
Список используемых модулей Uses ...;  
Метки Label ...;  
Константы Const ...;  
Типы Type ...;  
Переменные Var ...;  
Процедуры Procedure ...;  
Функции Function ...;  
Раздел операторов Begin <Операторы программы> End.
       

Переменные. Описание переменных.

Все переменные должны быть описаны с указанием типа:

Var a, b : integer ; f, d, c : read ;

Тип переменных указывается после списка переменных через двоеточие (: ).

Числовые переменныеможно описать по-разному, в зависимости от вида (целые, вещественные) и значности чисел:



Целый тип
Byte 0…255 1 байт без знака
Word 0 ... 65535 2 байт без знака
ShortInt -128…127 1 байт со знаком
Integer -32768 ...32767 2 байт со знаком
Longint -2147483648 ... 2147483647 4байт со знаком
Вещественный тип
Single 7-8 значащих цифр -1.5· 10-45 ... 3.4· 10-48 4 байт
Real 11-12 значащих цифр -2.9· 10-39 ... 2.9· 10-38 6 байт
Double 15-16 значащих цифр -5.0· 10-324 ... 1.7· 10-308 8 байт
Extended 19-20 значащих цифр -1.9· 10-4951 ... 1.9· 10-4932 10 байт

Простейшие операторы работы в текстовом режиме.

Имеется два режима работы - графический и символьный. При работе в символьном режиме экран содержит 24 строки по 80 символов. Начало отсчета - левый верхний угол экрана. Возможно использовать различные цвета, задаваемые названием цвета (например, blue, red) или цифрами от 0 до 15. Цвета от 0 до 7 - основные, следующие весемь цветов - аналогичны предыдущим, но с большей интенсивностью (яркостью):

Номер-Цвет Константа модуля Crt Номер-Цвет Константа модуля Crt
0 – чёрный Black 8 – темно-серый DarkGray
1 – синий Blue 9 – светло-синий LightBlue
2 – зелёный Green 10 – светло-зелёный LightGreen
3 – морской волны Cyan 11 – светлый морской волны LightCyan
4 – красный Red 12 – светло-красный LightRed
5 – фиолетовый Magenta 13 – светло-фиолетовый LightMagenta
6 – коричневый Brown 14 – жёлтый Yellow
7 – светло-серый LightGray 15 – белый White

Нестандартный оператор очистки экрана:

Clrscr;

Оператор требует подключения (Uses crt;) модуля crt, например:

Uses crt;

Begin

Clrscr; … End.

Нестандартный оператор перемещения текстового курсора в заданный символxстрокиy: gotoxy(x,y);

Нестандартные оператор изменения фона экрана (цвет фона):

Textbackground(...);

Чтобы очистился весь экран, после оператора textbackground должен следовать оператор clrscr. В противном случае фон меняется только под текущей строкой.

Нестандартные оператор изменения цвета переднего плана (цвет букв):

Textcolor(...);

Например,

Uses crt;

Begin

Textbackground (yellow); clrscr; … Textcolor(blue); … End.

Операторы ВВОДА данных в переменные с клавиатуры:

Read (<список переменных>);

Readln (<список переменных>);

Операторы являются нестандартными, находятся в модуле Sistem, не требующем специального подключения.

При переходе к выполнению этих операторов программа ожидает ввода данных и нажатия клавиши Enter.

Данные, вводимые в разные переменные, разделяются пробелом. Отличия операторов заключаются в том, что второй оператор после ввода информации (выполнения оператора) переводит курсор на следующую строку, а первый оператор - нет.

Пример записи оператора - Readln(k,t,e);

Оператор Readln; без списка переменных используется для задержки информации на экране до нажатия на клавишу Enter и ставится в конце программы.

Операторы ВЫВОДА текстовой информации на экран :

Write(<список переменных, констант и арифметических выражений>);

Writeln(<список переменных, констант и арифметических выражений>);

Операторы являются нестандартными, находятся в модуле Sistem, не требующем специального подключения.

Например, Write(2+У, Х);Writeln (‘A=’, а);Write(а, с);

Отличия операторов заключаются в том, что второй оператор после вывода информации переводит курсор на следующую строку, а первый оператор - нет.

Переменные типа Real рекомендуется выводить в форматированном виде.

Форматированный вывод - вывод информации с указанием размерности, т.е. после переменной через двоеточие указывается количество символов под все число, а затем, для вещественных переменных, снова через двоеточие число десятичных знаков.

Например: Write(а:5:2,с:6:3); - под а отводится 5 символов, включая точку, знак числа и два десятичных знака величины числа. Знак «+» перед числом при выводе будет опущен. Если в а находится число 2,5678, то выведется на экран: _2.56

Оператор ожидания нажатия на клавишу.

Readkey;

Используется для задержки изображения на экране до нажатия на клавишу (Enter). Можно ставить в конце программы, перед end.

Целочисленные арифметические операции:

Операция Назначение Пример записи Тип используемых переменных Тип результата
div Вычисление частного при делении a на b C:=a div b; целый целый
mod Вычисление остатка от деления a на b D:=a mod b; целый целый

Например, Y := 25 div 3; (переменной Y присваивается 8), Y := - 25 div 4; (переменной Y присваивается -6),

Y := 13 mod 3; (переменной Y присваивается 1), Y := 13 mod 4; (переменной У присваивается 1).

Функции, преобразования числовых переменных:

Функция Назначение Тип аргумента Тип функции
trunc(x) Нахождение целой части x (дробная часть числа отбрасывается) вещественный целый целый
int(x) Округление вещественного числа x по направлению к нулю вещественный вещественный
round(x) Округление x в сторону ближайшего целого по математическим правилам вещественный целый целый целый
Frac(x) Вычисление дробной части числа Х вещественный вещественный

Примеры:

Y := trunc(13.999); (переменной Y присваивается 13), Y := trunc(13.111); (переменной Y присваивается 13),

Y := round(3.145); (переменной Y присваивается 3), Y := round(23.5); (переменной Y присваивается 24), Y := round(-12.5); (переменной Y присваивается -13).

Y := int(2.7) (переменной Y присваивается 2), Y := int(-32.3) (переменной Y присваивается -32).

Получение случайных чисел.

Random – получение (генерация) случайных чисел в диапазоне от 0 до 1. Например, Y := random; (переменной Y присваивается значение равное числу из промежутка от 0 до 1, возможно 0.45678).

Random(X) - Получение случайных целых чисел в диапазоне от 0 до (Х-1). Аргумент Х - целое. Например, Y :=Random(39); (переменной Y присваивается значение равное числу из промежутка от 0 до 38).

Randomize - Формирование базы случайных чисел, на основе временного таймера ПК. Обеспечивает генерацию неповторяющихся последовательностей случайных чисел. Используется, чтобы получать разные случайные числа при каждом запуске программы. Должен стоять в программе до первого использования функции Random.

Генерация случайных чисел (А)
Что требуется получить Дано Оператор Результат (А)
Любое число от 0 до 90 Аргумент - 91 А : = Random(91); Любое число от 0 до 90, например 62.
Двухзначные целые положительные числа Числа от 10 до 99, всего: 99-10+1=90 (числа). А : = Random(90)+10; Любое число от 10 до 99, например 12.
Двухзначные целые положительные четные числа Числа 10, 12, 14, … до 98, всего чисел (98-10)/2+1=88/2+1=45. А : = Random(45)*2+10; Получаются число от 0 до 44, умножаются на 2 и увеличиваются на 10. Например, 56
Числа в заданном промежутке с заданным шагом. N - начало промежутка, M - конец промежутка, шаг - К. А : = Random (((N–M) div K)+1)*К+N; Сгенерируем случайное число в промежутке от 0 до (N – M) div k. Умножаем на К и прибавляем N.

Примеры программ:






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2020 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.