Обратная связь
|
Работа над свистящими звуками (звук Ц)
Работа начинается после исправления звука [С] и введения его в речь ребенка. Постановка по подражанию на основе слитного быстрого произнесения сочетания звуков [СТ]. Автоматизация по следующей схеме:
1. В слогах типа: АЦ, АЦА, ЦА, ЦВА.
2. В словах:
· в конце: заяц, палец, танец и т.п.
· в середине между гласными: лицо, синица, птица и т.п.
· в начале: цапля, цепь, цена и т.п.
· в стечении согласных: солнце, блюдце, овца и т.п.
· с двумя звуками [ц]: зазвенеть, замерзнуть и т.п.
3. Во фразах: любуется девица на себя в зеркальце и т.п.
4. В небольших текстах.
5. Дифференциация [Ц] и звуков [Т], [С], [С’].
6. Закрепление в самостоятельной речи ребенка.
Работа над шипящими звуками (на примере базового звука [Ш]).
Этап работы над звуком
| Примерное количество занятий
| Содержание и приемы работы
| Подготовительный
|
| Развитие слухового внимания и фонематического восприятия свистящих звуков (в частности, звука [Ш]).
Проведение комплекса артикуляционных упражнений для подготовки органов артикуляции к постановке шипящих звуков: «ворота», «вкусное варенье», «чашечка», «качели» (с широким языком), «фокус» и др.
| Постановка звука
| 2 - 10
| 1. Выработка длительной целенаправленной воздушной струи, идущей посередине спинки языка:
· высунутого из ротовой полости в виде «чашечки»,
· поднятого в ротовой полости к верхним альвеолам.
2. Формирование артикуляционного уклада языка (широкий кончик языка поднят и приближен к верхним альвеолам, с которыми образует щель), губ (разомкнуты, округлены и немного выдвинуты вперед), расстояния между резцами (среднее – 2-3 мм).
· по подражанию,
· с помощью зонда от звука [С].
3. Одновременное воспроизведение сформированного уклада артикуляционных органов и плавного речевого выдоха.
4. Повторение правильной артикуляции с речевым выдохом 5-6 раз, делая паузы.
| Автоматизация звука
| 13-30
| 1. В слогах типа: ША, АША, АШ, ШТА, АШК.
2. В словах:
· в начале: шапка, шов, шум и т.п.
· в середине между гласными: каша, мыши, крыша и т.п.
· в конце: мышь, душ, карандаш и т.п.
· в стечении согласных: шторы, пушка, дождь [шт’], и т.п.
· с двумя звуками [ш]: шашки, шишка, шуршать и т.п.
3. Во фразах: бабушка для Маши наварила каши и т.п.
4. В небольших текстах.
| Дифференциация звука
| 7-10
| В работу по дифференциации берут звуки [Ф], [Т], [С].
1. В сериях слогов: ША-СА, ША-СА-ША, СА-ША-СА, АШ-АС-АШ и т.п.
2. В словах
· в парах слов-квазиомонимов: мишка-миска и т.п.
· в словах, где встречаются оба звука: Саша, шустрый и т.п.
3. Во фразах: Саша шла по шоссе и сосала сушку.
6. В небольших текстах.
7. Закрепление навыка правильного произношения звука [Ш] в самостоятельной речи ребенка в различных коммуникативных ситуациях
|
Работа над шипящими звуками
(звук Ж)
Вызывается путем подражания на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе на базе исходной артикуляции звука [Ш]. Автоматизируется на речевом материале по следующей схеме:
1. В слогах типа: ЖА, АЖА, ЖДА (обратный слог не берется).
2. В словах:
· в начале: жаба, жук, жилет, желудь и т.п.
· в середине между гласными: лужа, ножи, ужин и т.п.
· в стечении согласных: ждать, одежда, ножницы и т.п.
· с двумя звуками [ж]: жужжать, жужелица и т.п.
3. Во фразах: жаба к ужину наловила жужелиц дюжину и т.п.
4. В небольших текстах.
5. Дифференциация [Ж] и звуков [В], [Д], [З]. Закрепление в самостоятельной речи ребенка.
Работа над шипящими звуками
(звук Щ)
Работа начинается после автоматизации [Ш]. Вызывается путем подражания на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе. Автоматизируется на речевом материале по той же схеме, что и [Ш].
Дифференциация [Щ] и звуков [Ф’], [Т’], [С’], [Ш].
Закрепление в самостоятельной речи ребенка.
Работа над шипящими звуками
(звук Ч)
Работа начинается после исправления звука [Щ] и введения его в речь ребенка. Постановка по подражанию на основе слитного быстрого произнесения сочетания звуков [ЩТ’]. Автоматизация по следующей схеме:
1. В слогах типа: АЧ, АЧА, ЧА, ЧТА.
2. В словах:
· в конце: мяч, ключ, кирпич и т.п.
· в середине между гласными: качели, ручей, сачок и т.п.
· в начале: чайник, черника, чулки и т.п.
· в стечении согласных: девочка, очки, удочка и т.п.
· с двумя звуками [ч]: чечетка, чашечка и т.п.
3. Во фразах: у девочки Анечки к чаю куплены прянички, а в печи испечены калачи и т.п.
4. В небольших текстах.
5. Дифференциация [Ч] и звуков [Т’], [С’], [Ц], [Ш], [Щ]. Закрепление в самостоятельной речи ребенка.
Работа над звуком [Л]
Этап работы над звуком
| Примерное количество занятий
| Содержание и приемы работы
| Подготовительный
|
| Развитие слухового внимания и фонематического восприятия звука [Л].
Проведение комплекса артикуляционных упражнений для подготовки органов артикуляции к постановке пящих звуков: «иголочка», «змейка», «качели» (с узким языком), «молоточек», «пароходик» и др.
| Постановка звука
| 2 - 10
| 1. Формирование артикуляционного уклада языка (упор узкого языка в верхние зубы, подъем задней части спинки языка, опущенные боковые края языка), губ (нейтральны), расстояния между резцами (большое – 3-4 мм).
· по подражанию,
· с помощью зонда при произнесении звука [Ы] или [А].
2. Одновременное воспроизведение сформированного уклада артикуляционных органов и речевого выдоха.
5. Повторение правильной артикуляции с речевым выдохом 5-6 раз, делая паузы.
| Автоматизация звука
| 13-30
| 1. В слогах типа: ЛА, АЛА, АЛ, ПЛА.
2. В словах:
· в начале: лак, лом, лук и т.п.
· в середине между гласными: мыло, голубь, яблоко и т.п.
· в конце: стол, мел, пенал и т.п.
· в стечении согласных: тарелка, облако, галстук и т.п.
· с двумя звуками [л]: плыл, полоскала и т.п.
3. Во фразах: Алла для Лады испекла оладьи и т.п.
4. В небольших текстах.
| Дифференциация звука
| 7-10
| В работу по дифференциации берут звуки [В], [j].
1. В сериях слогов: ВА-ЛА, ЛА-ВА-ЛА и т.п.
2. В словах
· в парах слов-квазиомонимов: лак-як, пол-пой и т.п.
· в словах, где встречаются оба звука: лайка, балалайка и т.п.
3. Во фразах: Лайка лаяла на луну.
4. В небольших текстах.
5. Закрепление навыка правильного произношения звука [Л] в самостоятельной речи ребенка в различных коммуникативных ситуациях.
|
Работа над звуком [ЛЬ]
Вызывается путем подражания на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе на базе исходной артикуляции звука [Л]. Автоматизируется на речевом материале по той же схеме, что и [Л].
Дифференциация [Л’] и звуков [В’], [j]. Закрепление в самостоятельной речи ребенка.
Работа над звуком [Р]
Этап работы над звуком
| Примерное количество занятий
| Содержание и приемы работы
| Подготовительный
|
| Развитие слухового внимания и фонематического восприятия звука [Р].
Проведение комплекса артикуляционных упражнений для подготовки органов артикуляции к постановке пящих звуков: «чашечка», «моляр», «пулемет», «лошадка», «грибок», «гармошка», «фокус» и др.
| Постановка звука
| 2 - 10
| 1. Выработка сильной целенаправленной воздушной струи, идущей посередине спинки языка, поднятого в ротовой полости к верхним альвеолам (при длительном произнесении звука [Ж]; при произнесении сочетания [ТШ]; при многократном произнесении звука [Д]).
2. Формирование артикуляционного уклада языка (подъем и приближение широкого кончика языка к верхним зубам и альвеолам), губ (нейтральны), расстояния между резцами (большое – 3-4 мм).
· по подражанию,
· с помощью зонда при произнесении звука [Ж] или многократном произнесении звука [Д].
3. Одновременное воспроизведение сформированного уклада артикуляционных органов и речевого выдоха.
4. Повторение правильной артикуляции с речевым выдохом 5-6 раз, делая паузы.
| Автоматизация звука
| 13-30
| 1. В слогах типа: РА, АРА, АР, ДРА и т.п.
2. В словах:
· в начале: рак, роза, рука и т.п.
· в середине между гласными: баран, ворота, пирог и т.п.
· в конце: забор, сахар, помидор и т.п.
· в стечении согласных: трава, дырка, арбуз и т.п.
· с двумя звуками [р]: раскрасить, конструктор и т.п.
3. Во фразах: в зарослях грозно рычит тигр и т.п.
4. В небольших текстах.
| Дифференциация звука
| 7-10
| В работу по дифференциации берут звуки [Д], [j], [Л].
1. В сериях слогов: РА-ЛА, ЛА-РА-ЛА и т.п.
2. В словах
· в парах слов-квазиомонимов: лак-рак, игра-игла и т.п.
· в словах, где встречаются оба звука: кораллы, крыло и т.п.
3. Во фразах: Карл у Клары украл кораллы.
4. В небольших текстах.
5. Закрепление навыка правильного произношения звука [Р] в самостоятельной речи ребенка в различных коммуникативных ситуациях
|
Работа над звуком [РЬ]
Вызывается путем подражания на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе на базе исходной артикуляции звука [Р]. Автоматизируется на речевом материале по той же схеме, что и [Р].
Дифференциация [Р’] и звуков [Д’], [Л’], [j]. Закрепление в самостоятельной речи ребенка.
Работа над звуками [К, КЬ]
1. Вызывание звука по подражанию перед зеркалом на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе.
2. Постановка при помощи зонда от звуков [Т, Т’] при многократном проговаривании слогов та-та-та или тя-тя-тя…
Работа над звуками [К, КЬ]
1. Вызывание звука по подражанию перед зеркалом на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе или от звуков [К, К’] на тактильной основе.
2. Постановка при помощи зонда от звуков [Д, Д’] при многократном проговаривании слогов да-да-да или дяд-дя-дя…
Работа над звуками [Х, ХЬ]
1. Вызывание звука по подражанию перед зеркалом на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе или от звуков [К, К’], сопровождая их артикуляцию придыханием.
2. Постановка при помощи зонда от звуков [С, С’] при длительное проинесение этих звуков в слогах са или ся.
Работа над звуками [J]
1. Постановка на основе временной замены звука [j] звуком [И] при произнесении сочетаний типа иа, аиа, ио, ои и т.п.
2. Постановка при помощи зонда от звука [З’] при длительное произнесение этого звука в слоге зя.
3. Далее следуют этапы автоматизации, дифференциации К-Т, Г-Д, К-Г, Х-К К’-Т’, Г’-Д’, К’-Г’, Х’-К’, j-Л, j-Л’, и закрепления звуков в самостоятельной речи.
|
|