Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Посмотрим на это с точки зрения историков и литераторов.

Тип занятия: урок литературы в 11 классе.

Технология: проблемное обучение.

Модель: личностная.

Форма: работа в группах.

Цель урока: Рассмотреть проблему взаимоотношения личности и государства в романе Е. И. Замятина “Мы”.

Задачи урока:

·“Погружение” и “вживание” в созданный автором мир романа: попробовать понять, как передал Е. Замятин проблемы ошибочного выбора развития страны, боролся за сохранение человека и утверждение человеческих ценностей;

·Сопоставление событий 20-30 годов в нашей стране, возникновение тоталитарных режимов и сюжетных линий романа “Мы”;

·Воспитание нравственных качеств личности, желания разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять свое решение, отстаивать свой выбор;

·Анализ художественного текста;

·Закрепление литературоведческих терминов;

·Развитие творческой и познавательной активности учащихся;

·Развитие навыков анализа и синтеза материала;

·Овладение речью как средством передачи мыслей, чувств, содержания внутреннего мира человека;

·Создание на уроке особой теплой атмосферы человеческого общения, средством которого выступает литература как искусство слова.

Оборудование: доска, портрет писателя, магнитофон, раздаточный материал, схемы.

Эпиграфы:

Самое страшное в утопиях то, что они сбываются…

Н.А. Бердяев

Своя воля лучше.

Ф.М. Достоевский

Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари...

Е. И. Замятин

Ход урока

Слово учителя: Прочитана последняя страница романа Евгения Ивановича Замятина “Мы”. Романа необычного, во многом непонятного сразу, и даже страшного. Кажется, сколько в нем обжигающей горечи, тревоги за судьбу человека в обществе. Со страниц романа Замятин через десятилетия немоты кричит нам: “Человек, не дай себя убить, превратить в биоробота, прикрываясь построением нового общества, где все будут счастливы”.



Евгений Иванович Замятин (1884 – 1937) – яркий прозаик и драматург. Роман “Мы”, написанный в 1920 году, как и многие другие его произведения, увидел свет лишь в 80-90 годы XX столетия. XX век - век торжества человеческого разума, век невиданного прогресса стал самым кровавым в истории человечества.

Когда Евгений Замятин писал свой роман, ему, взявшемуся в художественной форме изучить и разоблачить губительность тоталитарной системы для личности человека, жизнь подарила возможность своими глазами наблюдать зарождение в крови и хаосе Единого Государства.

Итак, роман написан 1920 году в холодном полуразрушенном Петрограде, опубликован лишь в 1988. Возникает вопрос: почему этот роман не дошел до читателя раньше? Выдержки из документов и воспоминаний помогут ответить на этот вопрос.

(На столах учащихся – документы)

Звучит музыка

Примерные ответы учащихся:

·Замятин решает печатать роман в самом известном журнале русской эмиграции “Современных записках”. Но публикации воспрепятствовал арест писателя в ночь с 16 на 17 августа 1922 года. И только заступничество друзей помогло Замятину избежать высылки.

·После проработки на очередном собрании писательской общественности Е. Замятин заявил о своем выходе из Всероссийского Союза Писателей.

·Свидетель и участник событий К. Федин писал в связи с этим: “Я был раздавлен происходившей 22 сентября поркой писателя, никогда личность моя не была так унижена”.

·В 1929 году роман был использован для массированной критики Замятина, и автор был вынужден защищаться, оправдываться, объясняться, поскольку роман был расценен как политическая его ошибка и “проявление вредительства интересам советской литературы”.

·Е. Замятин так объяснял задачу своего романа: “Близорукие рецензенты увидели в этой вещи не больше, чем политический памфлет. Это, конечно, неверно: этот роман – сигнал об опасности, угрожающей человеку и человечеству от власти машин и власти государства”.

·Обсуждение “дела” Замятина было сигналом к ужесточению политики партии в области литературы.

·Организована травля писателя: ни один журнал не печатает его произведений.

Учитель: Шел 1929-й год - год Великого перелома, наступления сталинизма. Работать, как литератору, в России Замятину стало бессмысленно и невозможно, и он в 1931 году уезжает за границу.

Почему роман “Мы” был назван “низким пасквилем на коммунизм и социалистическое будущее, клеветой на советский строй”, почему на роман был повешен ярлык “контрреволюционного”?

Каково ваше мнение о романе? Как далось чтение? Первое впечатление? Что главное в сюжете вы можете выделить? О чем роман?

·Это роман о бездуховном обществе.

·О счастье, каким его представляют люди будущего.

·Это роман о любви и предательстве.

·Роман о свободе и несвободе человека, о его праве на выбор.

·Это роман о будущем, при котором человеческая личность обесценена, подавлена властью машин и политической диктатурой.

·Жанр романа “антиутопия” диктовал выбор сюжетного приема. Повествование представляет собой записи – конспект строителя космического корабля Д-503.

·Интересен стиль писателя: форма конспекта – и никаких эмоций, короткие предложения, многочисленные тире и двоеточия. Многие слова пишутся с большой буквы. Это символы. Искусственный, сухой язык идет от искусственности того мира, в котором живут герои.

·Д-503 рассказывает о том периоде своей жизни, которую позже определит как болезнь. Каждая запись (их в романе 40, и это тоже символично) имеет свой заголовок. 40 дней в истории Д-503 - история обретения и утраты им живой души, своего “я”.

·Это злая карикатура на социалистическое, коммунистическое общество будущего.

·Предмет изображения – будущее. Утопическое государство, где все счастливы всеобщим “математическим” счастьем.

·А мне кажется, Замятина, прежде всего, интересуют проблемы взаимоотношения личности и государства. Прогресс знания, науки, техники – это еще не прогресс человечества.

·Я считаю, что писатель прогнозирует пути развития человека, общества, страны.

·Замятин ничего не выдумывал: он лишь довел до логического завершения идею построения коммунистического общества.

·Во время чтения романа меня поразила проницательность писателя, оказавшегося способным предугадать дальнейшие ходы большевиков после их прихода к власти.

Учитель: “Мы” - первый роман – антиутопия, предупреждение об опасностях на пути реализации социалистических идей. Е.И. Замятин проследил логический путь, который ведет к Единому Государству, но вместо идеального, справедливого, гуманного и счастливого общества, о котором мечтали поколения социалистов, обнаружился бездушный, казарменный строй, в котором обезличенные “нумера” интегрированы в послушное и пассивное “мы”, слаженный, но неодушевленный механизм. Но только ли роман “Мы” - антиутопия? Или это страшная реальность? Давайте попробуем ответить на этот вопрос, посмотреть на Единое Государство не только, как на утопическое государство будущего, созданное воображением писателя, но и как на реально существовавшее в нашей стране. Стране, угнетенной тоталитарным режимом, лагерями, боязнью быть личностью, ярким “я”.

Посмотрим на это с точки зрения историков и литераторов.

Какие принципы были заложены в основу советского государства? На этот вопрос ответят нам историки.

А какой государственный рай построен по Замятину? Какова общественная система Единого Государства? Это вопросы для литераторов.

Работа в группах. Составление схем учащимися. Звучит музыка

Учитель: Послушаем точку зрения историков. Что тревожного увидел Замятин в 20-е годы?

Историки: Анализируя историю советского общества, мы приходим к выводу, что в России пытались построить утопию (социализм) в самом уродливом варианте, это тоталитарный режим и красный террор. Власть контролирует все слагаемые государственной системы.

Но уже к концу 1920-х годов в зеркале “Мы” все больше начинает отражаться советская тоталитарная реальность: всеобщее присутствие Вождя-Благодетеля, строительство Стены на границе с Западом (Замятин будет выпущен за нее одним из последних), институт государственных поэтов, дни единогласия и выборы без выбора, публичные казни при всеобщем одобрении, идея последней и окончательной революции — “его социальные предвидения выписывать можно многими десятками”.

Разлом в замятинском мире проходит не между человеком и машиной, а между человеком и государством, между “мы” и “я”.

Литераторы: Государство полностью приковало жителей к счастью: всеобщему, обязательному, равному. В Едином Государстве все разумно, все учтено, все подчинено великой цели. Во главе всей системы стоит Благодетель. Он управляет Операционным отделом, имеет Бюро Хранителей (полицейская система), подслушивающие и подсматривающие устройства, Скрижаль (Сердце и пульс Единого Государства), камеры. Есть искусство, наука, предусмотрены “личные часы”. Но мы видим, что человек растворен в государстве, нет личности, остается лишь нумер, который должен подчиняться раз и навсегда заведенным законам, а малейшее неисполнение закона каралось сразу.

Коммунистическая дисциплина узнается также в строгом подчинении порядку, в правилах, ограничивающих свободу в Едином Государстве, где повседневная жизнь населения напоминает сталинские трудовые лагеря: все человеческие потребности – от приема пищи и прогулки до любви – совершаются по сигналу. Здесь отражена даже проблема стукачества: стены домов жителей сделаны из стекла, чтобы все могли видеть и знать, кто, чем занимается. “Нам нечего скрывать друг от друга”.

Это обычное тоталитарное государство, в котором живет закрытое общество.

Диктатура одного человека

Учитель: Замятин показал Единое Государство таким же, каким и была большевистская Россия: человек лишился права на индивидуальность и независимость суждений, права быть личностью. Идея равенства обернулась всеобщей уравниловкой, когда “мы” шагали стройными рядами, и никак иначе. Название для романа выбрано очень верно: в обществе “нумеров”, как и в советском, ценность отдельной личности снижена до минимума. Здесь человек - винтик большого отлаженного механизма.

Звучит стихотворение Ю. Левитанского “Все гаечки да винтики…”

Учитель: Работая в группах, попробуйте определить, какая разница между человеком и нумером, которого мы увидели у Замятина. Найдем точки соприкосновения человека и нумера с природой, искусством, наукой и любовью.Ответы участников групп.

Учитель: Нумера строят машину, “огненный Тамерлан счастья”. Для чего? Чтобы разнести свои лозунги и заповеди во всю Вселенную. “Незаменимых нумеров в государстве нет”, “Нумер решает все”. Главный лозунг: “Наш долг – заставить всех быть счастливыми”. Но можно ли заставить быть счастливыми? Можно ли железной рукой загнать человечество в счастье?






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.