Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

История полит и правовых учений


1. Политические и правовые учения Древней Индии

Политико-правовая мысль в Древней Индии развивалась под влиянием мифологических и религиозных представлений. Доминирующее положение занимали жрецы (брахманы) в духовной и социально-политической жизни древнеиндийского общества.

Брахманизм появился во II тысячелетии до н. э., его истоки именовались ведами.

В Ведах говорится о делении, о делении общества на четыре варны (сословия): брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры

Дальнейшее развитие брахманизм получил в Упанишадах, возникновение которых относится к IХ-VI вв. до н. э.

Примерно ко II веку до н. э. относится письменное оформление на основе более древних источников политико-правового памятника – Законов Ману.

В Законах Ману воспроизводятся и оправдываются положения Вед и Упанишад о делении общества на варны, их неравенстве и т. д. Особое значение придается обоснованию руководящего положения брахманов и исключительного характера их прав в вопросах установления, толкования и защиты дхармы: «Само рождение брахмана – точное воплощение дхармы...». Существенная роль в законах Ману отводится наказанию.

В VI в. Сиддхартха, прозванный Буддой, отверг мысль о боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона. Дела человеческие, согласно Будде, зависят от собственных усилий людей. Будда и его последователи подвергли критике как саму систему варн, так и принцип их неравенства.

Традиционно теологическому брахманистскому толкованию дхармы буддизм противопоставляет свой, во многом рационалистический, подход к понятию политико-правовой мысли и идеологии в целом.



В «Дхаммападе» отчетливо появляется присущая в целом буддизму тенденция к ограничению роли и масштабов наказания. Подчеркивается недопустимость применения наказания при отсутствии вины. Восхваление дхаммы в буддийском учении означает вместе с тем восхваление законности, законного пути в жизни.

Во время правления Ашоки (268–232 гг. до н. э.), объединившего Индию, буддизм признается государственной религией. Влияние буддизма постепенно распространяется и на другие страны Юго-Восточной Азии.

Заметный отход от идеологии брахманизма в сторону светских рационалистических представлений о государстве и праве наблюдается в трактате «Артхашастра» (VI–III вв. до н. э.), автором которого считается Каутилья (Чанакья).

В «Артхашастре» наряду с традиционным пиететом к драхме и признанием того, что «закон основан на истине», явное предпочтение все же отдается практической пользе (артхе) и обусловленным ею политико-правовым мероприятием и административно-властным установлениям. Выделение полезности в качестве самостоятельного начала наряду и в общем соответствии с дхармой и морально – религиозно освященной законностью означало заметный шаг в формировании светской доктрины политики и законодательства.


2. Политические и правовые учения Древнего Китая

Основные направления политико-правовой мысли Древнего Китая:

1. Конфуцианство

Основателем является Конфуций, взгляды которого изложены в книге «Лунь юй»(«Беседы и высказывания»).

Основные положения конфуцианства:

· Патриархально-патерналистская концепция государства исходила из идеи, что власть императора уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших.

· Взаимоотношения правителей, чиновников и подданных строятся на началах добродетели. Основная добродетель подданных состоит, согласно Конфуцию, в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем «старшим».

· Отвергаются внешние войны, завоевательные подходы китайских царств друг против друга или против других народов («варваров»)

· Существенная роль принадлежит принципу «исправления имен» (чже мин). Цель «исправления имен» – привести «имена» в соответствие с реальностью, обозначить место и ранг каждого в социальной системе, дать каждому соответствующее ему имя, чтобы государь был государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном, простолюдин – простолюдином, подданный – подданный.

2. Идеология даосизма

Основатель даосизма – Лао-цзы, взгляды которого изложены в произведении «ДАО дэ цзин» («Книга о Дао и дэ»).

Основные положения даосизма:

· Дао характеризуется как независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественную закономерность. Дао определяет законы неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к Дао все равны.

· Все недостатки культуры, социально-политическое неравенство людей, бедственное положение народа Лао-цзы приписывает отклонению от подлинного Дао.

· Существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержанию от активных действий. Недеяние выступает в этом учении как осуждение антинародного активизма властителей и богатых, как призыв воздержаться от притеснений народа и оставить его в покое.

· Все неестественное (культура, законодательство) – отклонение от Дао и ложный путь. Влияние естественного вообще на общественную и политико-правовую жизнь в целом, осуществляется на путях такого следования Дао, которое означает отказ от культуры и возвращение к естественности.

3. Моизм

Основателем является Мо-цзы, который развивал идею естественного равенства всех людей.

Основные положения моизма:

· Идея принадлежности народу верховной власти.

· Мудрость почитается как основа управления. Власть должна использовать не только насилие и наказание, но и нравственные формы воздействия на людей.

· Требование учета интересов простого народа в процессе управления государством.

· В поисках единого образца справедливости Мо-цзы выдвинул идею договорного происхождения государства и управления.

4. Легизм

Основатель – Гунсунь Ян (Шан Ян), идеи которого изложены в трактате «Шан цзунь шу» («Книга правителя области Шан»).

Основные положения легизма:

· Управление должно опираться на законы и суровые наказания.

· Взаимоотношения между обществом и государством носят антагонистический характер по принципу «кто кого»: «Когда народ сильнее своих властей, государство слабое, когда же власти сильнее своего народа, армия могущественна».

· Внедрение принципа «коллективной ответственности», при котором за преступления отвечали не только близкие, но и дальние родственники правонарушителя.


3. Политические и правовые взгляды Сократа

Основы теоретического исследования политической жизни, политики одним из первых заложил Сократ (468—399 до и. э.). Он познавал политическую жизнь, все формы ее проявления не на уровне представлений, догадок и мифов, но уже в системе определенных категорий, хотя и не излагал свои взгляды в письменной форме, а только в устных беседах. Теоретический ум Сократа позволил ему подняться до весьма ценных обобщений, важных для политической науки. Он пришел к выводу, что основу государственной (полисной) жизни составляет закон. По его мнению, нормальная организация жизнедеятельности общества возможна только на основе закона. Сократ не только осознавал необходимость соблюдения законов для правильного устройства государства, но считал законопослушание главным критерием жизненных поступков человека.

Теоретическая позиция Сократа, согласно которой он отождествлял законное и справедливое, послужила ему отправной точкой для классификации и характеристики различных форм государственного устройства и правления. Если власть основывается на воле народа и на государственных законах, полагал он, то это будет царство. Если же на произволе правителя, то это тирания. Власть богатства Сократ называл плутократией и т. д.

Интересные мысли Сократ высказал и по вопросу об управлении государством. По его мнению, успешно управленческую деятельность способны осуществлять только знающие, специально подготовленные люди. Он весьма неодобрительно отзывался о порядке назначения должностных лиц па основе жребия, то есть практически без учета уровня профессиональной подготовки и других качеств претендентов. Некомпетентность управляющих для него была синонимом гибели государства, перехода к тираническому режиму правления.


4. Политические и правовые идеи Платона

настоящее имя Платона (427-347 до н.э.) – Аристокл, он происходил из знатного афинского рода. Огромное влияние на Платона оказали Сократ, Пифагор, пифагорейцы.

В диалоге "Государство" Платон излагает свою знаменитую политическую утопию. Спор в этом диалоге идет между Сократом (от имени которого выступает Платон) и софистами, по поводу того, кому следует управлять государством. Софисты считают, что управлять государством может каждый, Сократ – только философ ("знающий"). В платоновском идеальном государстве каждая личность – частичка единого целого, каждый знает свое дело. Все население разделено на 3 сословия, соответствующие 3 началам человеческой души: разумное начало – философы, яростное начало – воины, вожделеющее начало – производители. Философы-правители являются совещательным началом государства, воины являются защитным началом государства. Производители являются деловым началом государства. Справедливость кроется в сословном разделении труда и общественных обязанностей. Во всем нужно соблюдать иерархию, геометрическое равенство (не зря Платон учился у Пифагора).

Философы руководят воинами и производителями, воины, в свою очередь, - только производителями. Получается треугольник, в вершине которого – философы.

У первых двух сословий (философы и воины) не должно быть частной собственности, семьи. Воспитанием их детей должно заниматься государство. Разделение на сословия Платон обосновывает природными, божественными различиями. Возможны лишь редкие переводы из сословия философов в сословие воинов и наоборот. Женщины в платоновском идеальном государстве уравнены в правах с мужчинами, однако все-таки они не могут быть философами.

Все бытовые, семейные и пр. вопросы регламентируются государством. Основная цель идеального государства Платона – счастье для всех, единство и единомыслие членов общества. Платон выступает против крайних форм бедности и богатства, т.к. они могут стать причиной общественного раскола.

Платон поначалу верил в возможность установления идеального государства на земле, он верил, что такое же государство существует на небе. Потом он понял, что такой идеал недостижим. "Законы" – единственный диалог Платона, где одной из сторон не выступает Сократ (от автора в "Законах" выступает Пожилой афинянин). В этом произведении выдвигается второй проект платоновского идеального государства. В таком государстве должно быть 5040 жителей. Пределы бедности и богатства ограничиваются, дабы не допустить социального взрыва Государство обязано снабдить каждого гражданина достаточным количеством рабов.

По сравнению с первым идеальным государством, ослабляется государственный контроль за семьей и бытом Если в "Государстве" (первое идеальное государство) Платон больше полагается на мудрость правителей, то в "Законах" (второе идеальное государство) на первый план выходят уже законы.

В платоновском диалоге "Законы" описана смена (круговорот) форм правления в государстве. Лучшая форма правления у Платона – аристократия. Со временем человеческая натура вырождается, появляются частная собственность, рабство.

Разумное начало заменяется яростным, учреждается тимократия (пример – Спарта). По мере концентрации богатств в одних руках возникает олигархия, власть немногих богатеев. Общество и государство раскалываются на богатых и бедных. В конце концов бедняки (благодаря численному перевесу) побеждают, учреждая демократию, т.е. власть народа. Люди выбирают себе вождя-демагога, который вскоре благополучно устанавливает свою тиранию. При тирании господствует всеобщее рабство. Худшая форма правления для Платона – именно рабство. Но тут появляются хорошие люди (типа Платона), которые сообща и устанавливают вновь аристократию. Каждая форма правления гибнет из-за внутренних противоречий.


5. Аристотель о государстве и праве
Для понимания политического учения Аристотеля наибольший интерес представляют его работы: «Политика», «Афинская пoлития», «Этика», «Риторика». Во многом следуя своему учителю, он тем не менее создал собственное оригинальное политическое учение.

По Аристотелю, человек от рождения является политическим животным, высшей и всеобъемлющей формой общественной жизни является государство. Государство имеет естественные причины своего происхождения. Оно является союзом свободных граждан и представляет собой сложный организм, состоящий из различных элементов, выполняющих различные функции. Главная цель государства — воспитание граждан в нравственной добродетели и обеспечение их счастливой жизни. Гражданами, по Аристотелю, являются те люди, которые могут участвовать в законодательной и судебной деятельности данного государства. Рабы гражданами не являются. В молодом возрасте граждане должны выполнять военную функцию, в старости — политическую. Наиболее полезным слоем общества, полагал мыслитель, являются земледельцы, ибо они в следствие специфики своего труда и расселения на больших территориях не склонны излишне вмешиваться в дела управления государством.

Управлением государством, по Аристотелю, должны заниматься средине слои. Эти слои нейтрализуют поляризацию бедных и богатых, обеспечивают стабильность общественной жизни. «Только там, — писал мыслитель в своем главном политологическом труде «Политика», — где в составе населения средине слои имеют перевес над обоими крайностями, либо над одной из них, государственный строй может рассчитывать на устойчивость».

Сущность политической власти Аристотель трактовал как исходящую из принципа свободы и равенства индивидов. По его мнению, основным признаком политической власти является осуществление господства и подчинения.

Аристотель классифицировал и охарактеризовал формы государственного правления. Он подразделил формы правления па правильные и неправильные. Правильными, по его мнению, являются регулируемые нормами и ограничениями всякого рода формы правления, неправильными — нерегулируемые. К правильным формам правления он отнес монархию — правление одного в интересах общего блага, аристократию — правление немногих лучших ради блага всех, политик? — правление лучшего большинства (лучших представителей бедных и богатых) ради общего блага; к неправильным — тиранию — неограниченное правление одного в своих интересах, олигархию — правление немногих богатых в интересах собственного блага, демократию — неограниченное правление неимущего большинства в своих интересах. Из всех форм правления наихудшей мыслитель считал тиранию, наилучшей — политик), которая должна быть основана на примирении бедных и богатых и обязательном верховенстве закона над правителями.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.