Тип социального действия, основанного на вере в его самодостаточную ценность, в теории М. Вебера:
1 ценностно-рациональное;
2 целерациональное;
3 аффективное;
4 традиционное.
4. Укажите НЕ верную характеристику квазигруппы:
1 высокая степень единства и сплоченности;
2 спонтанность образования;
3 неустойчивость взаимосвязей;
4 кратковременность совместных действий.
5. Ученый, рассматривающий детскую социализацию через проблему кризиса идентичности:
1 З. Фрейд;
2 Э. Эриксон;
3 Ч. Кули;
4 Дж. Мид.
6. Статусный набор – это:
1 совокупность занимаемых позиций в обществе;
2 совокупность ролей, выполняемых человеком;
3 совокупность профессий, которыми обладает индивид;
4 совокупность всех перечисленных критериев.
7. Ученый, который ввел понятие «дисфункция» в деятельности организации:
1 Ч. Бернард;
2 Р. Мертон;
3 М. Вебер;
4 Т. Парсонс.
8. Стиль, ориентированный на выполнение задачи – это:
1авторитарный;
2 демократический;
3 попустительский.
9. Автор формационного подхода к развитию общества:
1 К. Маркс;
2 Т. Парсонс;
3 Н. Данилевский;
4 Д. Белл.
10. Автор теории, согласно которому существует следующие виды стратификации: экономическая, политическая, профессиональная:
1 Т. Парсонс;
2 П. Сорокин;
3 К. Маркс;
4 К. Дэвис.
Проверочные задания по курсу «Политология и социология»
1. Укажите пропущенное слово:
«Фундаментом гражданского общества является _________ собственность».
Ответ: ______________________________
2. Укажите термин, соответствующий следующему определению:
«Решение или мнение, выраженное путем голосования».
Ответ: _______________________________
3. Распределите перечисленные ниже позиции по группам, в группу А – позиции, характерные для унитарного государства, в группу Б – позиции, характерные для федерации:
1 состоит из административно-территориальных единиц;
2 право субъектов в сфере своей компетенции принимать законы;
3 единое гражданство;
4 конститутивные решения принимаются высшими органами;
5 состоит из субъектов, обладающих относительной самостоятельностью;
6 двойное гражданство.
4. Укажите термин, соответствующий данному определению:
….......................... - это сложно организованное, упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов и социальные общности, находящихся во взаимных связях и отношениях.
Ответ: …………………………………………………………………………………………………………
5. Разнесите по графам таблицы примеры детских игр, связанных со стадиями социализации по теории Дж. Мида:
игра (play)
| соревнование (game)
| | |
1 игра ребенка в кубики;
2 игра девочек в куклы;
3 игра мальчика в пожарного;
4 игра ребят в казаки-разбойники;
5 игра детей в футбол;
6 игра детей в игру «Зарница».
6. Опираясь на точку зрения Т. Парсонса, найдите в приведенном списке признаки социальной стратификации, отражающие качественные характеристики членов общества, которыми они обладают от рождения, и обведите цифры, под которыми они указаны:
1 образование;
2 происхождение;
3 половозрастные особенности;
4 личные качества;
5 социальные привилегии;
6 особенности характера.
Вариант 4
Тест
Раздел «Политология»
1 Признак парламентарной республики:
1 правительство несет ответственность только перед парламентом;
2 правительство несет ответственность только перед президентом;
3 правительство несет двойную ответственность (перед президентом и парламентом).
2 Германия является:
1 парламентарной республикой;
2 парламентарной монархией;
3 президентской республикой;
4 смешанной республикой.
3 Форма государственного устройства свидетельствует о том:
1 как организована верховная власть в государстве;
2 как организована территория государства;
3 каковы методы осуществления власти.
4 «Лишнее» название в перечне избирательных систем:
1 мажоритарная;
2 пропорциональная;
3 многопартийная;
4 смешанная.
5 Исключительным признаком правового государства является:
1 суверенитет;
2 монополия на легальное применение насилия;
3 институт президентства;
4 верховенство закона.
6 Основные компоненты власти:
1 агенты, субъекты, объекты;
2 средства, ресурсы, агенты;
3 субъекты, агенты, ресурсы;
4 субъекты, объекты, средства.
7 Ученый, обосновавший необходимость разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную:
1 А.де Токвиль;
2. Д. Локк;
3. Ш.-Л. Монтескье;
4. Н. Макиавелли.
8 Классические теории элит создали:
1 Г. Моска, Ж. Кермонн, В. Паретто;
2 В. Паретто, Г. Моска, Р. Михельс;
3 В. Паретто, Р. Михельс, Ж. Кермонн.
9 Не относятся к институтам гражданского общества:
1 профсоюзы;
2 религиозные объединения;
3 политические партии;
4 законодательные органы субъектов РФ.
10 Китайским мыслителем является:
1 Аристотель;
2 Платон;
3 Конфуций;
4 Цицерон.
Раздел «Социология»
1. Термин «социология» ввел в научный оборот:
1О. Конт;
2 Э. Дюркгейм;
3 Г. Спенсер;
4 К. Маркс.
2. Основные виды социальной стратификации, выделяемые П. Сорокиным:
1 поселенческая, гендерная, расовая;
2 экономическая, образовательная, профессиональная;
3 социальная, духовная, политическая;
4 экономическая, политическая, профессиональная.
3. Тип социального действия, для которого характерно осознание личностью цели и использование адекватных средств, в теории М. Вебера:
1 аффективное;
2 традиционное;
3 целерациональное
4 ценностно-рациональное.
4. Вопрос в социологической анкете, предназначенный для проверки компетентности и искренности респондента, называется:
1 открытый;
2 закрытый;
3 прямой;
4 контрольный.
5. Единицей счета контент-анализа является:
1 понятия и термины;
2 имена людей;
3 названия и заголовки;
4 количество строк, посвященных проблеме.
6. Ученый, утверждавший, что «Я» человека - есть воспринятое зеркальное отражение впечатлений о нем окружающих:
1 З. Фрейд;
2 Э. Эриксон;
3 Ч. Кули;
4 Дж. Мид.
7. Ученый, выделивший в деятельности организации целевую и социальную функции:
1 Ч. Бернард;
2 Р. Мертон;
3 М. Вебер;
4 Т. Парсонс.
8. Если руководство ориентировано на взаимоотношения в коллективе, то это стиль:
1 авторитарный;
2 демократический;
3 попустительский.
9. Учение о базисе и надстройке общества связано с именем:
1 К. Маркса;
2 Т. Парсонса;
3 Н. Данилевского;
4 Д. Белла.
10. Для социальной группы характерно:
1 отсутствие разнообразия во взаимодействиях;
2 спонтанность образования;
3 способность входить в более широкие социальные образования;
4 неустойчивость взаимосвязей.
Проверочные задания по курсу «Политология и социология»
1. Укажите термин, соответствующий следующему определению:
«______ - промежуточность положения людей по отношению к крупным социальным группам».
Ответ: ___________________________
2. Выпишите цифры, под которыми обозначены идеологии ХIХ века:
1 либеральная;
2 консервативная;
3 марксистско-ленинская;
4 неолиберальная;
5 неоконсервативная;
6 социалистическая.
3. Распределите перечисленные ниже позиции по группам, в группу А – позиции, характеризующие правовое государство, в группу Б – позиции, характеризующие гражданское общество:
1) разделение властей;
2) свобода частной собственности;
3) верховенство закона;
4) гарантии прав и свобод человека;
5) самоуправление;
6) объединение свободных индивидов.
4. Укажите термин, соответствующий данному определению:
…............... – это открытое противоборство, столкновение двух или более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые цели, интересы и ценности
5. Разнесите по графам таблицы примеры, относящиеся к понятию «социальный статус»:
Предписываемый
| Достигаемый
| Временный
| Личный
| | | | |
1. программист
2. женщина
3. маркиз
4. студент
5. учитель
6. генерал
7. любимый муж
6. Укажите тип стратификации:
Социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями – это …………………………………….
Вариант 5
Тест
Раздел «Политология»
1 Выберите правильное определение республики - «Форма правления, при которой:
1 соблюдаются права граждан»;
2 высшая государственная власть принадлежит парламенту»;
3 высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам».
2 Тип политического режима, к которому относится хунта:
1 авторитарный;
2 тоталитарный;
3 президентский;
4 парламентский.
3 Правильный перечень характеристик мажоритарной системы:
1 голосование за личность, одномандатный округ, «заградительный барьер»;
2 одномандатный округ, голосование за партию, принцип большинства;
3 принцип большинства, голосование за личность, одномандатный округ;
4 многомандатный округ, принцип большинства, голосование за личность.
4 Форма правления свидетельствует о том:
1 как организована верховная власть в государстве;
2 как организована территория государства;
3 каковы методы осуществления власти.
5 Ошибочный признак тоталитарного режима:
1 массовый террор;
2 одна правящая партия во главе с всевластным лидером;
3 идеология, не играющая особой роли;
4 монопольный контроль власти за всеми сферами жизни.
6 Самой результативной избирательной системой является:
1 мажоритарная абсолютного большинства;
2 мажоритарная относительного большинства;
3 мажоритарная квалифицированного большинства.
7 Аполитичные люди:
1 нейтрально относятся к политике;
2 слабо политически информированы;
3 критически настроены к власти;
4 неинформированы, и политика им не интересна.
8 Страна, в которой в 1972 году был принят закон о регулировании лоббистской деятельности:
1 Италия;
2 США;
3 ФРГ;
4 Франция.
9 Термин «харизма» дословно означает:
1 национальный характер;
2 милость, божественный дар;
3 терпимость;
4 активность и влияние.
10 Политическая категория, характеризующая динамическое состояние политической системы:
1 политический режим;
2 политическая власть;
3 политическая культура;
4 политический процесс.
Раздел «Социология»
1. Наука, в классификации О.Конта, являющаяся непосредственной предшественницей социологии:
1 физика;
2 биология;
3 математика;
4 химия.
2. НЕ является сферой изучения общесоциологической теории:
1 изучение общественного мнения людей;
2 социальные процессы и явления;
3 социально-этнические отношения;
4 социально-экономические отношения.
3. Пилотажное исследование проводят:
1 с целью полного и целостного изучения объекта;
2 с целью выяснения причинно-следственных связей изучаемого явления;
3 с целью продолжительного изучения одной и той же совокупности людей;
4 с целью проверки правильности и полноты предлагаемой анкеты.
4. «Паспортичка» социологической анкеты включает в себя:
1 цель исследования;
2 инструкцию по заполнению анкеты;
3 вопросы анкеты;
4 социально-демографические данные респондента.
5. Для понятия «индивид» характерны такие определения:
1 человек, представитель человечества, род Homo Sapiens;
2 человек, отличающийся от других своей индивидуальностью;
3 человек, представитель социальной общности.
6. Социальная роль – это:
1 социальная позиция, заранее предписанная индивиду;
2 положение индивида в малой социальной группе;
3 зависимость между субъектами, возникающая в результате совместных действий;
4 ожидаемое поведение, объективно заданное статусом личности.
7. Автором понятия «первичная группа» является:
1 Дж. Мид;
2 Р. Мертон;
3 Ч. Кули;
4 З. Фрейд.
8. Если при решении вопросов в коллективе доминирует мнение работников, то это стиль:
1 авторитарный;
2 демократический;
3 попустительский.
9. Укажите НЕ верный признак традиционного общества:
1 преобладание аграрного уклада;
2 наличие сословной структуры;
3 высокая социальная мобильность;
4 инертность развития.
10. Назовите автора книги «Закат Европы»:
1 Н. Данилевский;
2 О. Шпенглер;
3 А. Тойнби;
4 К. Маркс.
Проверочные задания по курсу «Политология и социология»
|