Греческий полис. Становление демократии Экономика. Пастушеские племена, переселившись в районы развитого земледелия, сами переходят к земледелию, совмещая его с разведением коз и овец. У греков не было крупного хозяйства в виде дворцового или храмового. Основной производственной единицей являлась семья. Семьи самостоятельно вели хозяйство и распоряжались произведенным продуктом. Изначально семьи имели примерно равные участки земли. Так, воины, участвовавшие в завоевании Аттики (область с центром в Афинах), получили по жребию по 4–6 га земли. Право собственности на надельную землю не было полным. Продать ее можно было только членам своей родовой общины. Продажа надельного участка не поощрялась общественным мнением.
Вследствие роста населения в Греции уже в VIII в. стала ощущаться нехватка плодородной земли. Греки нашли выход в колонизацииберегов Средиземного и Черного морей. В колонии отправлялись младшие сыновья, не получавшие отцовскую землю в наследство. Из колоний шли дешевый хлеб, металл и дерево, из Греции – оливковое масло, виноградное вино, керамика, ремесленные изделия.
В целом греки жили небогато. Основными продуктами питания были хлеб, сыр, рыба, овощи, фрукты, оливковое масло. Одевались просто. Основной тип одежды – хитон, платье из куска ткани (лен, шерсть), заколотое на плечах. Культура создавалась в трудной борьбе за существование.
Политический строй. Греки второй миграционной волны пришли в зону Эгейского мира, находясь на стадии разложения родоплеменного строя. В период завоевания Греции басилеи, племенные вожди греческих племен (фил), укрепили свою власть, но затем она ослабла. Это было необычным для Древнего мира. На примере истории Египта и Месопотамии мы видели, что в процессе становления государства общинная демократия уступала место автократии – власти одного лица. Греки первыми среди других народов пошли другим путем и создали государство-республику в форме полиса.
Полис– это коллектив граждан, проживающих на одной территории и связанных общими интересами. Полис объединял не просто жителей данной территории, а именно граждан – тех, кто обладал правом голоса в решении общих дел. Изначально источником гражданских прав являлось владение участком общинной земли. Те, кто не имел общинной земли или прав на эту землю, не были гражданами полиса. Поэтому полис можно определить как общину граждан-землевладельцев. Впоследствии гражданские права получили и безземельные свободные члены общины. Главным гражданским правом было право голоса в народном собрании. Собрание решало все важные вопросы, избирало должностных лиц, поручая им ведение текущих дел. Отсутствие самовластного правителя и формирование органов власти и управления собранием граждан стали отличительными чертами полиса.
Рассмотрим процесс становления полиса на примере истории Афин. Уже в IX в. народное собрание ограничило власть басилея, введя две выборные должности: архонта (главу гражданской власти) и полемарха (военачальника). Сначала должности были пожизненными. С 752 г. архонты стали избираться на 10 лет. С 682 г. вместо одного архонта избирают коллегию из девяти архонтовсроком на 1 год, причем шестерых избирали для выполнения только судебных функций. Басилей выполнял жреческие функции, а также решал наиболее важные судебные дела вместе с архонтом и полемархом. В 683 г. басилейство было упразднено как официальная должность.
В VIII–VII вв. реальная власть сосредоточивается в руках архонтов и ареопага(совета старейшин). Вместо монархии возникает аристократическая республика – режим коллегиального и выборного правления аристократии– «правления лучших». Постепенно понятие «лучшие» закрепляется за представителями немногих знатных родов, славных делами своих предков. Власть немногих называют термином «олигархия» (греч. oligarсhia, от oligos – немногочисленный, и arche – власть).
В ряде полисов Греции аристократическая республика стала базой для становления демократической республики, выражавшей интересы демоса – малоимущих граждан полиса, составлявших большинство населения.
Процесс перехода к демократической республике в Афинах открыли реформы архонта Солона, начавшиеся в 594 г. К этому времени стало ясным, что власть аристократии способствует имущественному расслоению: много земли сосредоточилось в руках немногих, а масса бедняков оказалась в долговой кабале. Многие должники теряли землю и становились рабами. Недовольство бедноты грозило вылиться в открытый мятеж. Беднота требовала уничтожения долгового рабства и передела земли. Солон не пошел на уравнительный передел земли, но провел закон о запрете долгового рабства. Все ставшие рабами из-за неуплаты долга получили свободу. Кроме того, Солон провел закон оботмене всех имевшихся на тот момент долгов и убрал долговые камни с земельных участков. Солоном были недовольны и богатые, и бедные, но реформы сняли остроту конфликта и предотвратили гражданскую войну.
После этого собрание народа поручило Солону разработать новый порядок управления полисом. Солон разбил всех граждан на четыре разряда по величине их доходов.И установил, что на важные государственные должности могут быть избраны только граждане из двух высших разрядов, которые занимают свои должности в течение одного года и лишь однажды. Такая процедура расширила круг лиц, осуществлявших власть, и сократила сроки пребывания у власти одного лица. Теперь главное значение имело не лицо, облеченное кратковременной властью, а принятые собранием законы, которое это лицо должно было исполнять. Закон стал выше должностного лица. Это была совершенно иная ситуация по сравнению с государствами Востока, где правитель обладал всей полнотой законодательной и исполнительной власти.
Общее собранием полноправных граждан (эклессия), каковыми являлись только мужчины, достигшие 20 лет, стало собираться регулярно раз в месяц. Оно решало важнейшие вопросы жизни общины, заслушивало отчеты должностных лиц. Чтобы избежать принятия непродуманных решений, вопросы, выносимые на обсуждение собрания, предварительно рассматривались Советом 400(буле). В этот Совет избирались граждане, достигшие 30 лет и принадлежащие к трем первым разрядам.Таким образом, на этом уровне власти круг участников был расширен. Члены Совета по очереди выполняли функции повседневного контроля за действиями всех должностных лиц.
Солон дал частичные гражданские права фетам,малоземельным и безземельным гражданам полиса, связанным с ремеслом, мелкой торговлей и мореплаванием. Они в основном составили четвертый разряд и могли избирать, но не могли быть избранным на полисные должности и в Совет 400.
Солон не дал гражданских прав метекам – негражданам несмотря на то, что многие метеки, занимаясь торговлей, были богатыми. Никаких прав не получили и рабы-иноплеменники.
Реформы Солона стали примером сознательного формирования нового политического строя путем заключения общественного договора между различными слоями граждан в рамках полиса. Этот договор не обеспечивал равенства прав для всех граждан, но он обеспечил гражданский мир.
Солон, который был одаренным поэтом, так выразил суть своих реформ:
Власть даровал я народу в той мере, в какой он нуждался, Чести его не лишил: но и не дал лишних прав. Также о тех позаботился я, кто богатством и силой
Всех превзошел, – чтобы их не позорил никто. Встал я меж тех и других, простерев мощный щит свой над ними, И запретил побеждать несправедливо одним других.
(Плутарх. Солон, XIII)
В 560 г. малоимущие граждане Афинского полиса добились некоторого передела земли и государственных доходов в свою пользу, еще более подорвав тем самым власть крупной земельной аристократии. Инструментом передела стал режим тирании – чрезвычайной власти одного лица. Тираны появились потому, что демос в ряде случаев не мог решить вопрос в свою пользу в рамках установленных процедур работы народного собрания. Как правило, тираны сначала захватывали власть насильственным путем, проводили реформы в пользу демоса, а затем получали одобрение народного собрания и вводили свои действия в рамки законов. Тирания снимала острые классовые противоречия чрезвычайными мерами и этим способствовала сохранению и развитию демократии.
В Афинах наиболее знаменитым тираном стал вождь демоса Писистрат. Он правил с перерывами с 560 г. до своей смерти в 527 г. В период с 650 г. по 500 г. тираны были еще в ряде полисов, поэтому этот период часто называют «веком тиранов».
В 509 г. афинский архонт Клисфенпровел административную реформу, которая еще более ослабила роль старой родовой аристократии. Вместо 4 родовых фил он создал в Аттике 10 территориальных фил, в которых родовые филы оказались разделенными, и теперь 10 фил направляли по 50 человек в Совет 500, члены которого поочередно выполняли государственные функции. Кроме того, Клисфен создал коллегию 10 стратегов, куда от каждой филы избиралсяодин человек. Избирался прямым голосованием собрания и без учета имущественного ценза. Избирался на год, но мог переизбираться любое число раз. Появление коллегии стратегов резко ослабило роль архонтов, которые избирались с учетом имущественного ценза.
Клисфен ввел практику остракизма, согласно которой собрание тайным голосованием могло приговорить к изгнанию на 10 лет любого человека, чьи действия будут признаны опасными для Афин.
В 5 в. греки вели долгую и трудную войну с персами. В ходе войны выросла роль флота, где моряками служили феты, составлявшие большинство городского населения. Военная роль фетов привела к увеличению их политических прав.После греко-персидских войн имущественный ценз при избрании в Совет 500 был отменен (457 г). Должности впервые стали платными, и теперь их мог занять и бедняк. Все эти меры привели к тому, что аристократическая республика стала демократической.
Почему это произошло? Почему басилеи не стали монархами, единовластными правителями? Почему аристократы были вынуждены поделиться властью с демосом? Для ответа на этот вопрос следует обратить внимание на ряд обстоятельств, отличающих Грецию от изученных ранее стран Древнего Востока.
Первое. Древневосточные монархии в Египте и Месопотамии складывались на базе ирригационного земледелия. Оно требовало концентрации усилий многих людей для создания оросительных систем, а следовательно, и концентрации власти. Экономика греческого общества не нуждалась в объединении труда многих людей: каждая семья могла обеспечить свое существование собственными силами. Самодостаточность семейных хозяйств – экономическая основа развития полисной демократии.
Второе. На Древнем Востоке монархии возникали на фоне завоевательных войн и образования крупных государств. Единство этих государств поддерживалось с помощью сильной центральной власти и постоянного войска – главной опоры правителя. Ситуация в Греции была иной. Полисы возникали в рамках изолированных горными цепями и береговой линией географических районах, хорошо защищенных самой природой. Это делало весьма трудным ведение завоевательных войн. Межобщинные конфликты, хотя и были частыми, не вели к созданию крупных государств. Задачи обороны небольшого полиса решала не профессиональная армия, а народное ополчение. Оно состояло из тех же самых полноправных членов общины, которые составляли народное собрание. Совпадение военной организации полиса (ополчение) и его политической организации (собрание) явилось военно-политической основой демократии.
Третье.Важную роль в утверждении демократии сыграло и военное искусство греков. Вначале они сражались малоорганизованной толпой. При таком виде боя огромную роль играли индивидуальные качества каждого бойца и его вооружения. Ядром войска были аристократы, обладавшие лучшим оружием и доспехами. Затем греки создали особый строй – фалангу(каре из нескольких шеренг), в которой каждый воин прикрывал щитом себя и товарища. Вооружение в фаланге было строго унифицировано. Победа обеспечивалась за счет монолитности, сплоченности строя, а не за счет храбрости отдельных воинов.
Четвертое. Демократии не бывает без открытого для всех доступа к информациио реальном состоянии дел. Небольшие размеры греческого полиса снимали эту проблему. Здесь все жили близко друг от друга, знали друг друга и знали суть наиболее важных проблем. Таким образом, большинство граждан сознательно участвовало в принятии решений.
Эти факторы в своей совокупности и питали процесс создания полиса – государства-республики, которое из республики аристократов постепенно превратилось в республику демоса.
Однако демократия не стала раз и навсегда утвердившейся нормой существования греческих полисов. Напротив, демосу приходилось постоянно бороться за ее сохранение. Эта борьба стала особенно напряженной в ходе Пелопонесской войны – борьбы между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции, в которую во второй половине 5 в. оказались втянутыми почти все греческие полисы. Говоря о греческой демократии, нельзя забывать и о том, что это была демократия для свободных граждан, которые считали нормальным эксплуатацию рабов. Масштабы этой эксплуатации постоянно росли, и рабовладельческий уклад играл все более важную роль в греческом обществе.
|