Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Цели, реализуемые в педагогическом процессе

Лекция 10

Тема 8. Целостный педагогический процесс и его сущность

Теоретические и педагогические основы обучения

Цели, реализуемые в педагогическом процессе

Педагогический процесс создается преподавателем для осуществления воспитания, образования и обучения уча­щихся. Но у каждого учащегося есть своя цель обучения, свои методы и средства учения. Цели преподавателя и уча­щегося даже в течение одного занятия могут расходиться. Чем ближе внешний процесс преподавания и внутренний процесс учения, тем успешнее идет педагогический про­цесс, лучше строятся воспитательные отношения.

Цель — категория философская, приведем одно из оп­ределений: цель — это идеальное предвидение результата деятельности, опережающее отражение событий в созна­нии человека.

Педагогическая цель — это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействий в форме обоб­щенных мысленных образований, в соответствии с кото­рыми затем соотносятся все остальные компоненты педа­гогического процесса.

Виды педагогических целей многообразны. Можно вы­делить нормативные государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели самих педагогов и учащихся.

Нормативные государственные цели — это наиболее об­щие цели, определяющиеся в правительственных докумен­тах, в государственных стандартах образования. Параллель­но существуют общественные цели — цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запро­сы по профессиональной подготовке. Например, к особым целям относятся цели работодателя. Эти запросы учитывают педагоги, создавая различные типы специализаций, разные концепции обучения. Инициативные цели— это непосред­ственные цели, разрабатываемые самими педагогами-практи­ками иих учениками с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учебного предмета, с учетом уровня развития учащихся, подготовленности педагогов. Каждая цель имеет свой предмет, т. е. то, что предполага­ется развить у воспитанника. На основе этого выделяются три группы целей.



Группа А — цели формирования знаний, навыков, уме­ний, т. е. цели формирования сознания и поведения.

Группа В — цели формирования отношений к самым раз­личным сторонам жизни: обществу, труду, теме урока, про­фессии, друзьям, родителям, искусству и т. п.

Группа С — цели формирования творческой деятельности, развитие способностей, задатков, интересов учащихся.

Организационные цели ставятся педагогом в области его управленческой функции. Это могут быть следующие цели: использовать самоуправление в организации учебной деятельности учащихся, расширить функции учащихся в ока­зании взаимопомощи в ходе занятия.

Методические цели связаны с преобразованием техноло­гии обучения и внеучебной деятельности учащихся, на­пример, изменить методы преподавания, внедрить новые формы организации учебного процесса. (Столяренко Л.Д., Самыгин С.И.)

 

Чем определяется содержание образования?

Обучение — процесс социально обусловленный, вы­званный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Значит, важнейшая социальная функция обучения заключается в формировании личности, соответствующей социальным требованиям. Строительным материалом, источником «создания» личности служит мировая культура — духовная и материальная, от­ражающая все богатство накопленного человечеством опы­та. Каков же состав человеческой культуры, тех источников, которые наполняют содержание личности, а, следовательно, определяют и содержание обучения и ведет к пониманию его сущности? В отечественной дидактике наиболее при­знана концепция И. Я. Лернера, который выделил элемен­ты содержания обучения:

1) знания;

2) установленные и выведенные в опыте способы деятель­ности;

3) опыт творчества;

4. эмоционально-ценностное отношение к изучаемым объек­там и к реальной действительности, в том числе и от­ношение к другим людям и к самому себе, потребности и мотивы общественной, научной, профессиональной деятельности.

Исходя из этого можно определить, что процесс обуче­ния в своей сущности есть целенаправленный, социально обус­ловленный и педагогически организованный процесс развития («создания») личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и спо­собами деятельности, отражающими состав духовной и мате­риальной культуры человечества.

Потребности общества выступают в качестве объектив­ного фактора, влияющего на определение содержания об­разования. Изменения в развитии науки и техники также влияют на содержание обучения.

Под содержанием образования следует понимать ту сис­тему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обу­чения, это та часть общественного опыта поколений, ко­торая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

Можно выделить следующие составные части обществен­ного опыта: опыт физического развития человека, опыт эсте­тического отношения к жизни, опыт трудовой и профессио­нальной деятельности, опыт познавательной и научной деятельности, опыт нравственных отношений. Соответственно выделяются основные направления содержания воспитания и образования: физическое воспитание, эстетическое воспита­ние, трудовое воспитание, умственное воспитание, нравствен­ное воспитание.

Составные части содержания каждого направления вос­питания таковы:

ЗНАНИЯ, НАВЫКИ, УМЕНИЯ, ОТНОШЕНИЯ, ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Знание в педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и приме­нять основные факты науки и теоретические обобщения. Любое знание выражено в понятиях, категориях, принци­пах, законах, закономерностях, фактах, идеях, символах, концепциях, гипотезах, теориях.

Навыки состоят из простых приемов деятельности и со­вмещенных приемов, из приемов контроля и приемов ре­гулирования. Навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

Умения — это владение способами (приемами, действи­ями) применения усваиваемых знаний на практике. Уме­ния включают в себя знания и навыки. Формирование зна­ний, умений, навыков зависит от способностей человека. Под способностями принято понимать такие развивающие­ся в процессе обучения психические свойства личности, которые выступают, содной стороны, как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой — обусловливают высокую степень легкости, быстроты и ус­пешности овладения и выполнения этой деятельности.

Отношения включают в себя оценочные суждения и эмоциональные впечатления от различных сторон жизни и деятельности.

Творческая деятельность обеспечивает рожде­ние новых знаний, навыков, умений и отношений.

Содержание образования должно отвечать следующим требованиям:

1. Содержание образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление основной цели вос­питания — формирования всесторонне и гармонично раз­витой личности, т. е. обеспечивать умственное развитие, техническую трудовую подготовку, физическое, нрав­ственное и эстетическое воспитание.

2. Содержание образования должно строиться на строго на­учной основе, включать только твердо устоявшиеся в на­уке факты и теоретические положения; учебный матери­ал должен соответствовать современому состоянию науки, способствовать формированию жизненной позиции.

3. Содержание образования по каждому учебному предмету должно соответствовать логике и системе той или иной науки, а также строиться на основе взаимосвязимежду отдельными учебными предметами.

4. В содержании образования теория должна соединяться с практикой, обучение — с производительным трудом.

5. Содержание образования должно соответствовать возраст­ным возможностям учащихся.

6. Общее образование в школе должно сочетаться стехни­ческим и трудовым обучением, способствовать профес­сиональной ориентации учащихся.

Общее образование имеет своей целью овладение основами важнейших наук о природе и обществе, развитие мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Техническое образование знакомит учащихся в теории и на практике с основны­ми отраслями современного промышленного производ­ства и формирует умения и навыки обращения с наибо­лее распространенными средствами труда. (Столяренко Л.Д., Самыгин С.И.)

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.