Поведение фирмы в условиях совершенной и Кафедра экономики и менеджмента
СИМАКОВА Е.Ю.
МИКРОЭКОНОМИКА
Методические указания по выполнению контрольных работ
для студентов заочной формы обучения
Тверь, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
| с.
| 1. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
|
| 2. ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
|
| 3. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ
|
| 4. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ
|
| 5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
|
|
|
|
|
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Микроэкономикаявляется важнейшей составной частью экономических наук, служит общетеоретической и методологической основой для специальных и отраслевых экономических дисциплин. Основными проблемами микроэкономики являются экономический выбор и поведение субъектов в условиях ограниченных ресурсов; рыночные ситуации и распределение ресурсов между альтернативными целями. Её изучение позволяет понять и осмыслить сущность конкретных экономических процессов, а также предвидеть их изменения.
В соответствии с поставленной целью студенту, необходимо ознакомиться с программой курса, изучить теоретические основы, собрать информацию по выбранному варианту, продумать план предстоящей работы, произвести необходимые расчёты. При написании работы следует соблюдать требования к содержанию и оформлению.
Согласно с учебным планом в процессе изучения дисциплины «Микроэкономика» студенты-заочники должны выполнить одну контрольную работу.
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«МИКРОЭКОНОМИКА»
Предмет, метод и структура курса микроэкономики
Определение предмета микроэкономики. Составные части микроэкономики. Объект микроэкономики. Основные проблемы микроэкономики. Микроэкономика как составная часть экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика.
Потребности и ресурсы. Экономические блага и их классификация. Проблема выбора в экономике (кривая производственных возможностей).
Собственность: экономические и правовые аспекты
Понятие собственности: объект и субъект собственности. Формы собственности. Правомочия собственника: владение, пользование, распоряжение.
Формы распределения прав собственности: аренда, лизинг, рентинг, хайринг, траст, полное хозяйственное ведение. Рынок интеллектуальной собственности. Интеллектуальный продукт. Приватизация собственности.
Экономические основы рыночных отношений
Понятие рынка. Экономические субъекты рыночной экономики. Механизм функционирования рынка. Преимущества и недостатки рынка. Основные экономические цели общества.
Основные типы рыночных структур (совершенно и несовершенно конкурентный). Конкуренция. Виды конкуренции. Признаки рынка совершенной конкуренции.
Микроэкономические основы теории спроса и предложения
Покупательский спрос. Функциональная зависимость величины спроса от цен на товары и её графическая интерпретация. Изменения в спросе. Их графическое выражение. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность спроса. Излишек потребителя.
Предложение товаров. Функциональная зависимость величины предложения от уровня цен товаров. Её графическая интерпретация. Изменения в предложении. Их графическое выражение. Факторы предложения. Предложение в краткосрочном и долгосрочном периоде.
Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Равновесная цена и эффективность. Равновесная цена и фактор времени. Механизмы мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.
Основы теории потребительского поведения.
Свобода потребительского выбора, суверенитет и рациональность потребителя. Потребительское поведение и потребительский выбор: цель, ограничения, критерий выбора. Полезность и функция полезности. Количественная теория полезности. Количественная полезность и спрос. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности и кривая спроса. Равновесие потребителя.
Порядковая теория полезности. Порядковая полезность и спрос. Полезность и предпочтения. Основные предположения порядковой теории полезности. Кривые безразличия. Зона замещения. Предельная норма замещения. Бюджетное ограничение. Оптимум потребителя.
Реакция потребителей па изменение цен и дохода. Кривые Энгеля. Эффекты дохода и замещения.
Микроэкономические основы теории производства
Теория производства: объект и предмет анализа. Свобода выбора и рациональность поведения производителей. Поведение производителей. Выбор производителями сферы приложения капитала и оптимального способа производства (технологии производства и оптимального объема выпуска). Цели, ограничения, критерии выбора.
Производство и производственная функция. Производственный выбор в краткосрочном периоде: задачи, показатели. Кривые продукта. Закон убывающей отдачи.
Производственный выбор в долгосрочном периоде. Возможность смещения факторов производства. Изокванта. Изменение предельной нормы технологического замещения. Типы производственных функций. Изменение размеров производства и эффективность. Эффект масштаба. Причины экономии от масштаба. Причины неэффективности от масштаба. Принципы осуществления производства.
Издержки производства
Производство и издержки. Выбор оптимального способа производства: цели, ограничения, критерии. Техническая и экономическая эффективность. Теория издержек.
Структура издержек производства. Внешние и внутренние издержки. Явные и неявные издержки. Нормальная прибыль как элемент внутренних издержек. Экономические и бухгалтерские издержки. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Факторы производства и издержки. Постоянные издержки и переменные издержки.
Классификация издержек производства. Общие издержки. Средние и предельные издержки. Средние постоянные издержки. Понижение средних постоянных издержек как мотив расширения производства. Средние переменные издержки. Средние общие издержки. Понятие предельных издержек. Взаимосвязь предельных издержек со средними переменными и средними общими издержками. Характеристика кривых издержек производства краткосрочного периода.
Издержки производства в долгосрочном периоде. Различие издержек в краткосрочном и долгосрочном периодах. Кривые долгосрочных издержек производства. Три периода в динамике долгосрочных издержек: растущий, постоянный и падающий эффект масштаба производства.
Минимизация издержек производства. Совокупные издержки производства и изокоста. Минимальные издержки производства. Оптимизация производства по издержкам. Условия оптимизации производства. Изменение уровня издержек. Оптимизация издержек производства в краткосрочном и долгосрочном периодах. Траектория развития. Типы траектории развития. Стратегический анализ издержек.
Фирма как субъект экономики
Экономическая природа фирмы. Концепции фирмы: технологическая, контрактная, стратегическая. Оптимизация издержек производства и технологическая граница фирмы. Оптимизация издержек по осуществлению сделок. Внутренние и внешние контракты. Издержки контроля и трансакционные издержки. Размеры фирмы. Оптимизация условий развития. Внешние и внутренние факторы. Стратегия развития.
Типология фирм. Критерии классификации: размер, форма собственности, форма организации, цель, структура управления. Общая характеристика менеджмента и маркетинга.
Поведение фирмы в условиях совершенной и
Несовершенной конкуренции
Совершенно конкурентный рынок и фирмы. Спрос на продукцию совершенно конкурентной фирмы. Выручка совершенно конкурентной фирмы.
Анализ максимизации прибыли. Максимизация прибыли на основе сопоставления валовых показателей. Минимизация убытков по критерию «валовой доход - общие издержки». Максимизация прибыли па основе предельных величин. Сравнение предельных издержек и предельных доходов как способ поиска оптимального объема производства. Минимизация убытков по критерию предельных величин.
Предложение совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Варианты поведения фирмы в краткосрочном периоде.
Предложение совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном периоде. Динамика прибыли и объема предложения в долгосрочном периоде. Уровень прибыльности как регулятор объема используемых в отрасли ресурсов. Безубыточность фирмы в долгосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции.
Рыночная власть: понятие, измерение, целесообразность и способы ограничения. Общие черты несовершенной конкуренции.
Признаки и характеристики рынка чистой монополии. Источники монопольной власти и типы монополий. Модель монополии.
Предложение в условиях чистой монополии. Совокупная, средняя и предельная выручка для фирмы, обладающей рыночной властью. Эластичность спроса и выручка монополиста.
Поведение фирмы в условиях чистой монополии: цель, ограничения, критерий выбора. Максимизация прибыли в условиях рыночной власти. Равновесие фирмы-монополиста в краткосрочном периоде. Прибыль и потери монополиста. Максимизация прибыли в долгосрочном периоде. Ценовая дискриминация.
Экономические последствия монополий. Монополия и общество. Чистые потери общества. Монополия и эффективность. Хозяйственная неэффективность. Влияние монополий на экономику. Факторы ограничения монопольной власти. Социально-экономические выгоды от монополии. Политика антимонопольного регулирования: цели, методы, направления. Законодательные и экономические меры. Косвенное и прямое регулирование. Установление «потолка цен». Налогообложение продукции. Налогообложение сверхприбыли. Установление предела нормы прибыли. Регулирование естественной монополии.
Признаки и характеристики рынка монополистической конкуренции. Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции. Неценовая конкуренция. Источники получения прибыли при монополистической конкуренции. Неэффективность монополистической конкуренции. Социально-экономические выгоды монополистической конкуренции.
Особенности рынка олигополии и ценообразования на нем. Олигопольное взаимодействие. Типы стратегий поведения фирм в условиях олигополии: некооперативные и кооперативные стратегии. Основные модели олигополии: модель сговора (картельное соглашение, модель лидерства в ценах); отсутствие сговора (модель ломаной кривой спроса, модель Курно). Олигополия и общество. Проблема эффективности олигополистического рынка.
Антимонопольная политика государства: понятие и принципы. Антимонопольная политика в отношении естественных и искусственных монополий.
|