Обратная связь
|
Учебный год, 4 курс, 8 семестр ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО
по дисциплине
по дисциплине «История культуры СССР и современной России»
учебный год, 4 курс, 8 семестр
Направление 44.03.05 – Педагогическое образование
(профиль «История и Обществознание»)
Очная форма обучения
Задание промежуточного контроля
План семинарских занятий по дисциплине
| Эпоха декаданса. Серебряный век в русской культуре
| 1) Век серебряный и век золотой: смысловая сущность понятий, история возникновения, культурный синтез.
2) Проблема периодизации Серебряного века в русской культуре.
3) Основные направления и их представители – творцы Серебряного века.
4) Природа декаданса. Социокультурный разрыв. Бинарность. Культурный релятивизм.
|
| Отечественная культура в первое десятилетие советской власти
| Отечественная культура
в годы Революции и Гражданской войны
1) Свершившееся: отношение представителей отечественной культурной и научной интеллигенции к событиям Февраля и Октября.
2) Общая характеристика нового периода в развитии отечественной культуры. Идеология и культура. Ленинская культурная революция.
3) Огосударствление культуры: национализация библиотек, театров, музеев.
4) Пролеткульт как феномен отечественной культуры.
5) Государство и церковь. Курс на антирелигиозную пропаганду.
6) Новые образовательные и воспитательные программы. Концепции разрушения старорежимного буржуазного быта и воспитания нового человека.
Социокультурное развитие страны в 1920-е годы: военный коммунизм и нэп в духовной сфере
1) Повседневность в годы военного коммунизма и новой экономической политики.
2) Просвещение как главное условие культурной революции. Реформы в средней и высшей школе.
3) Создание и первые годы функционирования молодежных организаций: комсомол и пионерия.
4) Агитмассовое искусство: идеи, формы, задачи.
5) Литературно-художественное развитие: левацкие перегибы и идейный максимализм: формализм и революционная сущность в поэзии и прозе, конструктивизм в архитектуре. Угасание андеграунда.
6) Кино и театр: поиск новых форм. Художник между зрителем и властью.
7) Политическая цензура в СССР: период формирования принципов.
8) У истоков индустриализации: научные изыскания в 1920-е гг. Фундаментальные и прикладные науки в меняющемся мире.
|
| «Великий исход». Культурная жизнь и миссия русской эмиграции
| 1) Русское зарубежье как культурно-исторический феномен.
2) Проблемы адаптации русских общин в государствах Запада. Стратегии выживания.
3) Особенности существования русской культуры за рубежом. Формы сохранения и умножения духовного богатства – центры, библиотеки, институты.
4) Возрождение православно-религиозного духа в творчестве мыслителей Русского зарубежья.
5) Культурная миссия Русского зарубежья в оценках его представителей.
6) Русский путь, культурно-историческое своеобразие Отечества, большевизм и интеллигенция в воззрениях сменовеховцев, евразийцев. П.И. Новгородцев.
|
| Унификация культурного спектра в 1930-е гг. Жизнь и творчество в условиях первых пятилеток.
| 1) Советская повседневность в 1930-е гг. Быт и досуг в годы первых пятилеток. Романтика социалистического строительства.
2) Литературное и художественное творчество в эпоху «социалистического реализма».
3) «Историзирующее» искусство. История на острие идеологии.
4) Интеллигенция и власть.
|
| Человек на войне. Быт и культура в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.)
| 1) Фронт и тыл: повседневная жизнь борца и труженика. Человек на войне: мемуаристика и эпистолярное наследие как свидетельства психологического состояния населения.
2) Оружие Победы: вклад советских ученых и конструкторов оружия в развитии военно-промышленного комплекса в годы войны.
3) Агитационно-плакатная живопись.
4) Военно-патриотическое воспитание средствами кино, радио, литературы.
5) Церковь на Войне.
|
| Тенденции и противоречия в развитии культуры СССР в 1945 – 1991 гг.
| Великая Победа и послевоенное общество
(1945 – 1953 гг.)
1) Цена Победы и раны войны. Экономические, демографические потери. Утраченные культурные ценности и их путь на Родину.
2) Образование и воспитание: послевоенные преобразования.
3) Наука на острие идеологической борьбы. Атомный проект в СССР.
4) Церковь и государство в послевоенные годы.
5) Литература и искусство как «передовой фронт» идеологической борьбы.
«Оттепель» в литературно-художественной сфере
(1953 – 1964 гг.)
1) ХХ съезд партии и влияние курса критики культа личности Сталина на культурное и духовно-нравственное развитие советского общества.
2) Советская литература в годы «хрущевской оттепели».
3) Лагерная проза А. Солженицына, В. Шаламова, Е. Гинзбург. Духовный опыт лагеря и тюрьмы в отечественной литературе.
4) Роль отечественных СМИ в проведении курса «оттепели» в литературно-художественной сфере.
5) Живопись и архитектура: новые подходы в творчестве.
6) Относительность и противоречивость «хрущевской оттепели»: дальнейшее подавление религиозной и творческой свободы.
Советская культура в период «застоя» (1964 – 1984)
1) Смена идеологической парадигмы, пересмотр курса на критику личности Сталина – «неосталинизм».
2) Советская литература в годы «застоя».
3) Полемика западников и славянофилов на страницах отечественных газет и журналов.
4) Диссидентское движение в СССР.
5) Нонконформизм и андеграунд в советской культуре.
Мировоззренческий раскол советской культурной жизни в годы перестройки
1) Перестройка и гласность в отечественной культуре. Переход от принципа соперничества западной и социалистической культур к принципу межкультурного диалога.
2) Поляризация общественных течений в годы перестройки. Окончательный раскол между западниками и почвенниками в отечественной интеллигенции.
3) СМИ и телевидение и их роль в реализации нового общественно-политического курса.
4) Культура и контркультура в годы перестройки.
5) Власть и церковь в перестроечное время.
6) Развитие национальных культур в ходе процесса ликвидации союзной государственности. Русское национальное самосознание в условиях распада советской системы.
Итоговое занятие по изучению основных этапов развития советской культуры «ХХ век как своеобразная культурно-историческая эпоха»
|
| Культура новой России: выход из кризиса, духовные и культурно-нравственные ориентиры
| 1) Природа кризисных явлений в общественной жизни РФ в 1990-е гг. Потеря ментальных социокультурных ориентиров.
2) «Шоковая терапия» отечественной культуры: проблема выживаемости отечественной культурной и научной элиты.
3) Принцип межкультурного диалога в реалиях российской действительности 1990-х гг.
4) Литература, живопись, музыка, кино в 1990-е гг.
5) Отечественная наука в 1990-е гг.: попытки выхода из кризиса.
6) Решающая роль телевидения в формирование культурного облика граждан.
7) 2000-е гг. в отечественной культуре: основные направления развития, достижения. От телевидения к Internet-ресурсам как формирующей модели культурного стандарта населения.
|
Разработчик: ассистент Карасева А.А.
Оценочное средство утверждено на заседании кафедры новейшей отечественной истории МПГУ (протокол № __ от __ февраля 2016 г.).
И.о. заведующего кафедрой
новейшей отечественной истории _________________________________ А.Б. Ананченко МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Московский педагогический государственный университет» (МПГУ)
Институт истории и политики
Исторический факультет
Кафедра новейшей отечественной истории
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО
по дисциплине
по дисциплине «История культуры СССР и современной России»
|
|