Основы законодательства о труде и школе Министерство образования РФ на основе законодательства о труде разработало "Правила внутреннего распорядка для работников общеобразовательных школ". Остановимся на наиболее характерных моментах.
Прием на работу. Прием на работу оформляется приказом руководителя школы на основе трудового договора (контракта).
Трудовой договор (контракт) — кстати, эти термины, равнозначны — заключается на неопределенный срок (а таких сегодня большинство), работодатель вправе уволить работника только в строго определенных законом случаях (ст.ст.ЗЗ, 254 КЗоТ). Сам же работник может в любое время расторгнуть трудовой договор, для этого нужно лишь письменно предупредить работодателя за две недели (ст.31 КЗоТ). Совсем иначе обстоит дело в случаях, когда договор заключен на определенный срок. Ведь в подобных случаях работник теряет право на увольнение по собственному желанию. Работодатель же, напротив, получает право по истечении срока договора уволить без объяснения причин любого, даже беременную женщину или женщину, имеющую ребенка до трех лет, что категорически запрещено во всех других случаях (ст. 170 КЗоТ).
Чтобы предотвратить злоупотребления срочными трудовыми договорами, Закон РФ от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" значительно ограничил сферу их правомерного применения. Теперь в ч.2 ст. 17 КЗоТ четко сказано, что срочный трудовой договор заключается лишь в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на определенный срок с учетом: а) характера предстоящей работы, б) условий ее выполнения, в) интересов работника, а также — г) в случаях, непосредственно предусмотренных законом.
Исходя из этого, правомерно заключение срочного трудового договора с работниками, принимаемыми, например, для замещения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, для строительства или ремонта конкретного объекта, запланированного и профинансированного на заранее определенный срок (характер предстоящей работы); для работы в каких-либо экстремальных ситуациях (условия ее выполнения), когда сам работник по каким-то причинам просит заключить с ним срочный контракт.
Непосредственно Законом предусмотрено заключение срочных контрактов с руководителями предприятий, работниками образовательных учреждений, теми, кто приезжает работать в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местности из других районов страны, с лицами, желающими участвовать в общественных работах.
В каких пределах определяются конкретные сроки контрактов?
В КЗоТ определена только максимальная продолжительность срочных трудовых договоров — не более 5-ти лет (ст. 17). В этих пределах стороны, опять-таки только по взаимному согласию, и определяют их конкретную длительность. Причем, если срок контракта окажется до 2-х месяцев, а при замещении временно отсутствующих работников не превысит 4-х месяцев, то такие работники рассматриваются как временные. Статус "временного работника" имеет ряд своих особенностей, их трудовые права значительно скромнее прав работников постоянных.
Условие о сроке — одно из условий любого трудового договора. И если часть работников договорилась с работодателем о работе в течение неопределенного заранее сро-
ка, а другая — заранее его оговорила, то выходит, что это было в их интересах, и тогда противоречия закону нет.
Если же работники считают, что их вынудили заключить срочный договор, нужно обращаться в органы по рассмотрению трудовых споров.
Что будет, если человек не подпишет договор? Ничего не будет. В соответствии со ст.24 КЗоТ работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы, необусловленной трудовым договором. Поэтому условия первоначально заключенного трудового договора могут изменяться только по взаимному согласию сторон. Согласен работник перейти на срочный договор, предлагаемый работодателем, — так тому и быть. Не согласен — никто не может заставить его это сделать. Отказ работника, ранее заключившего трудовой договор на неопределенный срок, перейти на срочный договор не влечет для него никаких неблагоприятных правовых последствий.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Какие финансовые документы должны быть у директора школы?
2. Перечислите основные статьи бюджета и раскройте их содержание.
3. Как составляется смета спецсчета?
4. Какая учебная педагогическая документация должна быть в школе?
5. Перечислите основные документы по финансово-хозяйственной деятельности школы.
6. Какие существуют правила приема на работу и как оформляется работа по контракту.
Литература для самостоятельной работы
Поташник М.М., Лазарев B.C. Управление развитием школы. М., 1995.
Портнов М.Л. Азбука школьного управления. М., 1991.
Поташник М.М., Лоренсов А. В. и Хомерин О. Г. Управление инновационными процессами в образовании. М., 1994.
Ерошин В.И. Экономический справочник директора школы. М., 1995.
Спектр А.Я., Зотов Ю.Б. Финансы и хозяйственная деятельность школы. М., 1984.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Глава 1. Педагогика как наука.................................................3
1.1.Объект и предмет педагогической науки..................3
1.2. Задачи педагогической науки...................................11
1.3. Структура педагогической науки.............................20
1.4. Связь педагогической науки с другими науками....27
Вопросы и задания для самоконтроля............................31
Литература для самостоятельной работы........................31
Глава 2. Методология и методы педагогических исследований............................................................................32
2.1.Понятие "методология" педагогической науки......32
2.2. Научное исследование впедагогике, его методологические характеристики.................................................36
2.3. Логика педагогического исследования....................40
2.4. Методы исследования...............................................44
2.5. Методологическое обеспечение преобразований в
педагогике.........................................................................55
Вопросы и задания для самоконтроля.................'...........61
Литература для самостоятельной работы........................61
Глава 3. Целеполагание в педагогике.....................................62
3.1.Понятие цели воспитания........................................62
3.2. Цель воспитания и задачи воспитания....................69
3.3. Цель воспитания и мотив профессиональной деятельности воспитателя...............................................74
3.4. Педагогические цели и образовательные стандарты ..78
Вопросы и задания для самоконтроля............................82
Литература для самостоятельной работы........................82
Глава 4. Развитие, воспитание и социализация личности.....83
4.1.Условия развития личности......................................83
4.2. Взаимосвязь развития и воспитания учащихся.......87
4.3. Взаимосвязь развития и обучения............................92
4.4. Становление личности в процессе социализации...95
Вопросы и задания для самоконтроля............................99
Литература для самостоятельной работы......................100
РАЗДЕЛ П. ДИДАКТИКА
Глава 5. Дидактика как педагогическая теория обучения... 101
5.1.Общее понятие о дидактике...................................101
5.2. Объект и предмет дидактики..................................103
5.3. Задачи и функции дидактики, ее понятийный состав..............................................................................109
5.4. Основные дидактические концепции....................113
5.5. Становление современной дидактической системы. 118
Вопросы и задания для самоконтроля.........................127
Литература для самостоятельной работы......................128
Глава 6. Процесс обучения как целостная система.............129
6.1.Понятие и сущность обучения...............................129
6.2. Характеристика процесса обучения как целостной системы........................................................135
6.3. Цикличность процесса обучения...........................139
6.4. Функции обучения..................................................147
6.5. Сущностная характеристика преподавания как деятельности....................................................................153
6.6. Учение как познавательная деятельность школьника в целостном процессе обучения...........................157
6.7. Деятельность учителя и ученика в различных видах обучения..........................................................................164
6.8. Формирование самостоятельности учащихся
в процессе обучения......................................................175
6.9. Технология обучения..............................................179
6.10. Информатизация образования..............................186
Вопросы и задания для самоконтроля..........................190
Литература для самостоятельной работы......................192
Глава 7. Принципы обучения...................................,............193
7.1.Принципы обучения как категории дидактики.... 193
7.2. Законы и закономерности обучения......................197
7.3. Характеристика принципов обучения....................200
Вопросы и задания для самоконтроля..........................207
Литература для самостоятельной работы......................208
Глава 8. Содержание общего образования...........................208
8.1. Понятие и сущность содержания образования.....208
8.2. Источники и факторы формирования содержания школьного образования.....................................214
8.3. Проблема введения образовательных стандартов
в общеобразовательной школе......................................219
8.4. Учебный план средней общеобразовательной школы.............................................................................221
8.5. Характеристика учебных программ, учебников
и учебных пособий........................................................227
8.6. Стратегия развития вариативного образования
в России...........................................................................231
Вопросы и задания для самоконтроля..........................233
Литература для самостоятельной работы......................234
Глава 9.Методы обучения в школе......................................234
9.1. Понятие и сущность метода и приема обучения..234
9.2. Из истории развития методов обучения................237
9.3. Классификация методов обучения.........................238
9.4. Выбор методов обучения........................................258
Вопросы и задания для самоконтроля..........................259
Литература для самостоятельной работы......................260
Глава 10.Средства обучения.................................................261
10.1. Понятие о средствах обучения.............................261
10.2. Средства общения..................................................265
10.3. Средства учебной деятельности............................271
10.4. Оборудование учебного кабинета........................276
10.5. Технические средства обучения (ТСО)................280
Вопросы и задания для самоконтроля..........................283
Литература для самостоятельной работы......................284
Глава 11. Формы организации учебного процесса в школе.....284
11.1. Понятие о формах организации обучения
и основания их классификации....................................284
11.2.Формы организации обучения и их развитие
в дидактике.....................................................................288
Вопросы и задания для самоконтроля..........................300
Литература для самостоятельной работы......................300
Глава12. Урок — основная форма организации обучения
в современной школе........................................................300
12.1. Урок как целостная система............................300
12.2 Типология и структура уроков..............................304
12.3. Организация учебной деятельности учащихся
на уроке..........................................................................315
12.4. Система уроков по теме........................................325
12.5. Другие формы организации обучения.................337
12.6. Подготовка учителя к уроку.................................342
12.7. Анализ и самооценка урока..................................347
Вопросы и задания для самоконтроля..........................351
Литература для самостоятельной работы......................351
Глава 13. Проверка и оценка результатов обучения............352
13.1. Сущность контроля обучения как дидактического понятия..................................................................352
13.2. Методы и формы контроля..................................355
13.3. Оценка знаний учащихся .....................................359
13.4. Неуспеваемость учащихся.....................................364
Вопросы и задания для самоконтроля..........................366
Литература для самостоятельной работы......................366
РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
Глава 14. Воспитание как педагогическое явление..............367
14.1. Понятия "воспитание", "самовоспитание".
"перевоспитание"............................................................367
14.2? Сущность воспитания и его особенности............376
14.3. Формирование личности в воспитательном процессе..........................................................................388
14.4. Критерии оценки воспитательного процесса......397
Вопросы и задания для самоконтроля..........................401
Литература для самостоятельной работы......................401
Глава 15. Общие закономерности и принципы воспитания.....402
15.1. Характеристика закономерностей воспитания....402
15.2. Характеристика принципов воспитания..............415
Вопросы и задания для самоконтроля..........................422
Литература для самостоятельной работы......................423
Глава 16. Содержание воспитательного процесса................423
16.1. Проблема содержания воспитательного процесса..423
16.2. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса.............................................426
16.3. Программа воспитания..........................................436
Вопросы и задания для самоконтроля..........................439
Литература для самостоятельной работы......................440
Глава 17. Социальное пространство воспитательного процесса..........................................................................................440
17.1. Понятие социального пространства.....................440
17.2. Психологический климат группы.........................446
17.3. Группа в социальном пространстве воспитательного процесса.................................................................451
17.4. Динамика социального пространства воспитательного процесса..........................................................456
Воспросы и задания для самоконтроля......................461
Литература для самостоятельной работы.....................461
Глава 18. Общие методы воспитания...................................462
18.1. Понятие метода воспитания.................................462
18.2. Система методов воспитания................................465
18.3. Система методов педагогического воздействия ..471
Вопросы и задания для самоконтроля..........................475
Литература для самостоятельной работы......................476
Глава 19. Средства и формы воспитательного процесса.....476
19.1. Средства воспитательного процесса...................476
19.2. Формы воспитательного процесса.......................483
Вопросы и задания для самоконтроля..........................489
Литература для самостоятельной работы......................489
Глава 20. Основы теории и технологии семейного воспитания.....................................................................................490
20.1. Концептуальные основы семейного воспитания
в различные периоды развития общества....................490
20.2. Правовые основы семейного воспитания............497
20 3. Взаимодействие семьи, образовательных и культурных учреждений в воспитании детей......................501
20.4. Педагогические лектории, родительские собрания в помощь семейному воспитанию.....................504
Вопросы и задания для самоконтроля..........................511
Литература для самостоятельной работы......................512
Дополнительная литература...........................................512
РАЗДЕЛ IV. ОСНОВЫ ШКОЛОВЕДЕНИЯ
Глава 21. Характеристика нормативных документов
о школе...................................................................................513
21.1. Система общего образования в России...............513
21.2. Вопросы теории управления школой...................517
21.3. Основные положения "Закона об образовании" 529
21.4. Выбор типа школы и учебного плана..................531
21.5. Демократизация управления школой...................533
21.6. Устав школы - каким ему быть...........................537
21.7. Взаимодействие школы и органов образования ...544
Вопросы и задания для самоконтроля..........................547
Литература для самостоятельной работы......................547
Глава 22. Организация деятельности педагогического коллектива..............................................................................547
22.1. Планирование работы в школе.............................547
22.2. Требования к руководителю школы....................555
22.3. Каковы же критерии оценки деятельности директора школы?.........................................................560
22.4. Распределение обязанностей................................563
22.5. Организация личного труда руководителя школы.. 566
22.6. Упорядочение труда учителя.................................568
22.7. Охрана жизни детей и педагогического персонала .............................................................................574
Вопросы и задания для самоконтроля..........................576
Литература для самостоятельной работы......................577
Глава 23. Методическая работа в школе и аттестация педагогического персонала.....................................................577
23.1. Содержание и методика работы педагогического совета..............................................................................577
23.2. Предметные методические объединения.............583
23.3. Самообразование учителей...................................584
23.4. Организация помощи молодому учителю............585
23 5. Работа директора школы по внедрению
в практику передового педагогического опыта...........590
23.6. Аттестация учителей..............................................598
23.7. Система внутришкольного контроля...................601
Вопросы и задания для самоконтроля..........................615
Литература для самостоятельной работы......................616
Глава 24. Деятельность директора школы в условиях рыночной экономики..............................................................616
24.1.Финансовые поступления школы........................616
24.2. Бюджет школы.......................................................620
24.3. Приобретение, хранение и использование наглядных пособий и технических средств обучения, оборудование кабинетов................................................623
24.4. Хозяйственное обеспечение школы.....................625
24.5. Оформление школы и учительской.....................625
24.6. Школьная документация......................................626
24.7. Внутришкольная оперативная информация........629
24.8. Основы законодательства о труде и школе.........630
Вопросы и задания для самоконтроля..........................632
Литература для самостоятельной работы......................632
|